Европейская культура позднего средневековья (XIV—XVI вв.)



В XIV - XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. Молитва крестьянина того времени: "Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны". Никогда люди не были так набожны и богобоязненны, как в эпоху позднего средневековья, и никогда их так не мучили черти, демоны и кошмары. Земная жизнь была юдолью страха и скорби, катастрофы и эпидемии предвещали скорый конец света.

Позднее средневековье характеризуется нарастанием кризисных явлений в традиционной культуре; расцветом городской культуры, подготовившей светскую культуру нового времени; падением авторитета католической церкви; ростом университетов; становлением светских жанров искусства. В западноевропейском регионе в это время постепенно складываются национальные характеры и национальные культуры. А в Италии возникает новый тип культуры -- ренессансный.

Позднее Средневековье знаменито и первыми буржуазными революциями. Это и Реформация, и Крестьянская война в Германии 1525 г., и Нидерландская буржуазная революция, итогом которой было образование первой в Европе буржуазной республики – Республики Соединенных провинций (Голландия).

Ускорили процесс разложения традиционного общества географические открытия европейцев неведомых прежде земель. К поиску и их захвату устремились португальские, испанские, итальянские мореплаватели. Экспедиции Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана значительно расширили экономические возможности Старого света.

Несмотря на кризис, уже в XIV веке в Западной Европе начался период подъема наук и искусств, подготовленный появлением университетов и распространением образования. Распространению знаний очень способствовало изобретение в XV веке книгопечатания: дорогие и редкие книги, в том числе Библия, постепенно становились общедоступными, а это, в свою очередь, подготовило европейскую Реформацию.

Возрождение интереса к античной культуре привело к началу итальянского Проторенессанса. Памятники античности накапливались в Западной Европе во времена крестовых походов, особенно после разграбления крестоносцами Константинополя и последовавшего упадка христианской культуры на Балканах. Захват в 1453 году турками Константинополя и падение Византийской империи, после чего византийские ученые и богословы начали переселяться на Запад, особенно в Италию, явилось важным фактором подготовки европейского Ренессанса.

Одной из вершин культуры позднего средневековья стало творчество Данте Алигьери (1265-1321). Его поэзия заложила основы литературного итальянского языка, а многие этико-философские идеи Данте оказали прямое воздействие на гуманистическую мысль поздних эпох. Данте выступил решительным сторонником разграничения сфер разума и веры, философии и религии. В его этике выражена идея о двух видах счастья -- "естественном" счастье в земной жизни и небесном блаженстве: к первому человечество ведет светская власть, руководствуясь разумом и философией, ко второму -- Церковь.

 

Данте. Фреска Доменико ди Микелино, 1465 г.

 

Из Италии ростки новой культуры распространялись в другие страны Европы; искусство проявляет повышенный интерес к изображению природы, человеческих характеров и эмоций. В XIV-XV вв. продолжается расцвет городской литературы, распространяются такие жанры, как поэзия, драма и прозаическая новелла. Во Франции -- поэт Франсуа Вийон. В Германии лучшие традиции немецкой городской литературы продолжила сатирико-дидактическая поэма Себастьяна Бранта "Корабль дураков". Реалистический портрет средневековой Англии отражен в "Кентерберийских рассказах" Джефри Чосера.

 

      Джефри Чосер                Франсуа Вийон                                     Себастьян Брант

 

В городском театральном искусстве празвиваются фарсы -- народные юмористические сценки.

В изобразительном искусстве наблюдается стремление передавать житейские подробности, обстановку, костюмы в реальном пространстве; зародилась острая наблюдательность и жадный интерес к характерному, индивидуальному, единичному, к человеческим чувствам. Центрами искусства становятся королевские дворы и резиденции крупных феодалов, а заказчиками -- не церковь, как прежде, а представители аристократии и бюргерская верхушка.

Братья Лимбурги. Миниатюра из "Роскошного часослова" герцога Беррийского. До 1416 г. Париж, Национальная библиотека

 

    Монументальные формы живописи, фреска и мозаика, вытесняются станковыми. В скульптуре и живописи развивается и становится популярным жанр портрета. Развивается деревянная резная скульптура, книжная миниатюра.

 

 

Жан Фуке. "Мадонна с младенцем и ангелами"                             Агнес Сорель (1422 - 9 февраля 1450), Дама красоты.

(портрет Агнессы Сорель, любовницы короля Франции Карла VII).

Фрагмент диптиха из Мелена 1450 г. Антверпен,

Музей изящных искусств

 

B XIV-XV вв. прокладываются пути к жанрам европейской живописи нового времени - пейзажу, натюрморту, бытовому жанру (Ян ван Эйк в Нидерландах, К. Слютер в Бургундии).

 

Цикл «Культура Западного Средневековья» http://media.ls.urfu.ru/420/1090/2253/

 

 

Карнавал

У единой средневековой христианской культуры было два полюса: ученая культура духовной и интеллектуальной элиты (образованного меньшинства) и культурные традиции простонародья, конденсированные в фольклорном творчестве («безмолвствующего большинства»).

Высшим проявлением такого своеобразия средневековой культуры были народные праздники, в том числе карнавалы, где естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов выливалась в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в христианской культуре: «литургия наизнанку — богослужение идольское», «праздники дураков» и т. д.

Карнавал — (итал. carnevale прощай мясо), праздник, предшествующий Великому Посту и обозначающий окончание зимы, время народных забав и увеселений в западной Европе, начинается в день Богоявления и оканчивается в среду, в день поминовения усопших. В эти дни люди старались отъесться, напиться и повеселиться как можно больше. Карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей. Пока карнавал совершается, ни для кого нет другой жизни, кроме карнавальной. От него некуда уйти, ибо карнавал не знает пространственных границ. Во время карнавала можно жить только по его законам, то есть по законам карнавальной свободы. Карнавал носит вселенский характер, это особое состояние всего мира, его возрождение и обновление, которому все причастны.

Питер Брейгель Младший. Битва Поста и Маслениц, 1559 г.

Карнавальные шествия позднего средневековья объединяли в себе множество языческих и христианских ритуалов, праздников, обрядов и действ. Стирались грани между людьми: богатые и бедные, знатные и простолюдины соединялись в веселой кутерьме карнавального хаоса. Пантомимы, буффонады, шутовские сценки, кукольные представления, штурмы "крепостей" и "кораблей". Непристойные фарсы и развязность "всепьянейших литургий", венчание Принца Дураков и поклонение Дурацкой Матери были противовесом времени морали и целомудрия. Маски служат второй личиной, границей, отделяющей человека благочестивого от пьяницы, распутника и богохульника, которым тот становится во время карнавала.

Это причудливое, гротескное мироощущение проявлялось не только в народной смеховой культуре, но и в официальной христианской культуре, к созданию которой непосредственный доступ имел простой человек. Например, в средневековой мистерии (театрализации из жизни Христа, апостолов, святых), в книжной графике, в скульптуре и росписи храмов в серьезные евангельские сюжеты вплетались «шалости», дьявольские буффонады, сатирические жанровые сценки (эти комедийные сценки так и назывались фарс — «начинка»), фольклорные образы диковинных зверей, вурдалаков и т. д. Церковь пыталась бороться с этим, но бесплодно.

Наличие фольклорной культуры представляет собой мировоззренческую оппозицию ортодоксальному христианству.

 

Куртуазная и народно-смеховая субкультуры средневековья. Венецианский карнавал https://www.youtube.com/watch?v=V9DLpj4xLd0

 

Курс «Культура средневековой Скандинавии» https://www.youtube.com/watch?v=RRuWinIDMAc&list=PLh6dVTO7f4FaqrfnSad1rxFlOjGyuh77i


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 2052; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!