Европейская культура зрелого средневековья (X—XIII вв.)



В XI в. начался новый культурный подъем. Укрепление внешних границ и снижение жестокости внутренних конфликтов делали жизнь более безопасной, что позволило совершенствовать сельскохозяйственные технологии, укрепить торговлю, развивать ремесла. Быстро растут города, а вместе с ними -- имущественная и социальная дифференциация общества.

В XI – XIII вв. окончательно оформились основные черты средневековой культуры и зародились первые ростки будущего новоевропейского культурного типа.

Главным орудием возвышения Церкви в эту эпоху стало рыцарство. К X – XI вв. егообраз жизни настолько отличал их от всех прочих слоев средневекового общества, что можно говорить о формировании рыцарской субкультуры, в основе которой -- дух воинского братства, где сеньор – не господин и судья, а старший среди равных.

Постепенно формируется этический кодекс рыцарства: рыцарь должен защищать слабого, держать слово, быть мужественным, хранить достоинство. Рыцарь давал обеты бедности, послушания, целомудрия.

Начинает складываться система рыцарской символики: особый ритуал посвящения, особый покрой одежды, торжественный обычай вручать оружие.

В среде королевских рыцарей возникает придворная рыцарская культура с рыцарскими турнирами, особым придворным этикетом. Он включал умение искусно беседовать с дамами; умение одеваться и танцевать, ездить верхом, фехтовать, плавать, охотиться, владеть копьем, играть в шашки, сочинять и петь песни в честь Дамы сердца. Именно в этой среде развивается позже поклонение прекрасной даме, которое породило новый тип отношения между полами – чисто духовный.

Рыцарство создало свою поэзию: трубадуров, труверов, миннезингеров; рыцарские романы (о короле Артуре, рыцарях Круглого стола), новые стихотворные жанры: серенаду (вечерняя песня к возлюбленной), пастореллу (сельская идиллия и пастушеская любовь), альбу (утренняя песня о расставании влюбленных), сирвенту (о войне и личных врагах).

 

Куртуазная культура http://media.ls.urfu.ru/420/1090/2253/2178/1336/ 

 

Крестовые походы — попытка мечом объединить и расширить христианский мир под властью папства в борьбе с мусульманским Востоком. Идеи европейской империи и папства вырастают из одного корня — из идеи религиозно-общественного единства всего мира.

С развитием городской культуры в эпоху зрелого средневековья появляется светское образование: в городах создаются платные начальные светские школы и университеты (от лат. universitаs – совокупность, общность).

Школу в городе могли открыть цех, гильдия, и даже частное лицо. Главное внимание здесь уделялось не церковному вероучению, а грамматике, математике, риторике, естествознанию, праву; важно то, что обучение в школах велось на родном языке.

Университеты дали еще больший импульс распространению образования. В 1088 г. на основе Болонской юридической школы открылся Болонский университет, в 1167 г. в Англии начал работу Оксфордский университет, в 1209 г. – Кембриджский университет, во Франции в 1160 г. открывается Парижский университет.

Всего к концу ХV в. в Европе насчитывалось 65 университетов в Италии, Франции, Англии Испании, Германии, Чехии, Польше.

В отличие от школ, университеты были продуктом именно Средневековья. Такого рода свободных корпораций учеников и преподавателей с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями не было в Античности.

Средневековый университет (миниатюра 1350-х гг.)

Университеты также обслуживали нужды государства и Церкви, но для них была характерна бóльшая степень автономности от местных (в том числе и городских) властей и особый дух свободного братства.

Деятельность университетов имела три очень важных культурных следствия. Во-первых, появилось сословие профессиональных ученых (священников и мирян), а наряду с церковной и светской властью -- власть интеллектуалов, воздействие которых на культуру будет усиливаться.

Во-вторых, университетское братство никогда не знало сословных различий. Студентами могли стать дети крестьян и ремесленников; понятие «благородства» обретает новый смысл: аристократизм ума и поведения.

В-третьих, именно в университетах осознается проблема взаимоотношения разума и веры и делаются первые попытки примирить их.

Основными факультетами (от лат. facultas – возможность) средневекового университета были младший, факультет свободных искусств, и старший, факультет теологии.

На факультете искусств изучали «семь свободных искусств античности»: грамматику, диалектику, риторику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Эти науки опирались только на разум. Именно здесь шло освоение заново открытых работ античных (Аристотель, Платон, Евклид, Архимед, Птолемей, Гиппократ и др.) и византийских ученых и философов, а также арабо-мусульманских авторов (Авиценна, Аверроэс, Аль-Хорезми, Аль-Фараби и др.). По окончании факультета искусств студиозус имел право продолжить образование на факультете теологии, где основным было изучение Библии через толкование текста, а также преподавались богословие, право, медицина.

Университеты породили и новые формы преподавания: лекции и семинары.

С течением времени в университетах складывалась своя специализация. Так, в Болонье обучались юристы, в Саламанке, Монпелье, Солерно – медики.

Преподавание в университетах велось на латинском языке, который был европейским языком религии, науки, культуры.

Философия

В эпоху зрелого Средневековья закладываются основы европейской философии. В ходе философских споров сложились основные направления средневековой схоластики (от лат. schola – школа):

1. «номинализм» (от лат. nomina – имя), считавший, что объективно существуют лишь вещи, доступные человеческим ощущениям, а общие понятия – «универсалии» реально не существуют;

2. «реализм», считавший, что реально существуют только общие понятия – «универсалии», единичные вещи рассматривались лишь как порождение и несовершенное отражение этих понятий.

Основным вопросом схоластики был вопрос об отношении знания к вере. Проблема соотношения веры и разума получила воплощение и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в музыке. Религиозное мировоззрение, как стержень духовной культуры определило подчиненную роль философии по отношению к религии.

Выдающимся схоластом был Пьер Абеляр (1079 – 1142) – французский философ, теолог и поэт, яркий выразитель свободомыслия, выступавший против крайних форм как номинализма, так и реализма. Его свободомыслие основывалось на приоритете разума по отношению к вере: «понимать, чтобы верить». Он был признан еретиком с запретом преподавать и писать.

Фома Аквинский (1225/26 – 1274) – самый крупный философ-схоласт утверждал, что философия и наука являются служанками теологии, поскольку вера превосходит разум в человеческом бытии.

Он аргументировал это тем, что, во-первых, человеческий разум непрерывно ошибается, тогда, как вера опирается на абсолютную правдивость Бога, и, во-вторых, вера дается каждому человеку, а обладание научным и философским знанием, требующее напряженной умственной деятельности, доступно далеко не каждому.

Наряду со схоластикой в средние века существовали иные направления философии и богословия, в частности, мистика. Мистики считали, что религиозные доктрины познаются не с помощью разума и науки, а путем интуиции, озарения или «созерцания». Среди мистиков можно выделить Бернарда Клервосского, Иогана Таулера, Фому Кемпийского.

 

В ХII – XIII вв. расцветает латиноязычная литература, в частности, поэзия вагантов (от лат. vagary – бродить). Развивается национальная литература, в частности, записывается эпос: французский – «Песнь о Роланде», испанский – «Песнь о Сиде», германский – «Песнь о Нибелунгах». Формируется рыцарская литература: светская лирическая поэзия трубадуров, прославляющая «куртуазную любовь» (от старофранцузского amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), рыцарские романы. Возникает интерес к личности человека, его чувствам. Развивается городская литература на национальных языках: например, на французском языке создан «Роман о Лисе», «Роман о розе».

Техника в Средние века долгое время считалась лишь вспомогательным средством. К примеру, в первом из известных средневековых технических трактатов монаха Теофила, техника рассматривается как набор приспособлений для украшения храма и демонстрации чудес. Но с развитием городов в XII – XIII вв. происходит осознание самоценности техники. Самым важным по культурным следствиям приспособлением стало колесо и принцип механического вращательного движения. В позднее Средневековье начинают широко использоваться водяные и ветряные мельницы. Появление механических часов в XIII в. способствовало проникновению в повседневную жизнь идеи линейного времени, постепенно вытесняющего время циклическое.

Особое значение имело изобретение печатного станка и книгопечатание, начатое в Европе Иоганном Гуттенбергом (1400 – 1468).

 

В эпоху зрелого средневековья сложились два ведущих стиля, отразившие изменения в ценностных ориентациях средневекового человека, – романский и готический. Господствующим видом искусства в этот период являлась архитектура.

Романика

В X - XII в западноевропейском искусстве складывается романский стиль, став первым значительным явлением средневековой культуры. Он формировался в сложное время, когда Европа распалась на мелкие феодальные государства, враждовавшие между собой. Почти все виды искусства, одни в большей степени, другие – в меньшей, испытали на себе влияние романского стиля. Он получил название романского, поскольку в его основу были положены приемы, разработанные еще в Древнем Риме. Тем не менее он не имел прямого отношения к языческой культуре. Однако многое в нем напоминало Античность: строились монументальные здания, соблюдались те же эстетические нормы, которых придерживались архитекторы Рима.

Его особенности – приземленность, тяжеловесность, незамысловатость, ясность объемов в архитектуре. Сохраняются элементы «звериного стиля» и натурализма. Башни образуют силуэт здания, типичный для романской архитектуры. Внешние формы аскетичны, но большое значение придается интерьеру, хотя и в нем господствовали простые строгие ритмы.

Архитектура романики не знала точного математического расчета. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Толстые стены, узкие окна, башни — все эти стилевые признаки архитектурных сооружений романики выполняли одновременно оборонительную функцию. Крепостеобразный облик церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц.  

 

 

   Церковь Сан-Мартин во Фромисте (1066 г.). Испания.                             Собор в Вормсе. 11–12 вв.

 

Романское изобразительное искусство было подчинено архитектуре.

Все богатство декора сосредоточено в романском храме на главном фасаде и внутри, у алтаря. Декор в основном скульптурный. Скульптура в романскую эпоху переживает первый расцвет. Скульптурные изображения ярко раскрашивались. Рельефы украшают порталы, капители колонн. В форме рельефа особенно наглядно отражены основные принципы романской пластики: плоскостная графичность и линеарная контурность.

 

Живописные изображения, создававшиеся преимущественно в технике фрески, представляли собой выразительные цветовые композиции, иконописные сюжеты, придававшие интерьеру внушительную торжественность.

Фреска из церкви Сан Дзено, Верона

 

Благовестие пастухам. Фреска. 1167—88 гг.                       Господь Вседержитель. Фреска из церкви

         Церковь Сан-Исидоро. Леон                                                     св. Климента в Тауле. 1123 г.

Изредка культовые темы в живописи дополнялись фольклорными мотивами (фрески церкви Сен Савен Гартам, Франция). Для изобразительного искусства характерны выразительность жеста, обратная перспектива.

 

В Х—XI вв. складывается техника витража, но уровень ее еще низок: это малофигурные, примитивно выполненные композиции.

Готика

С середины XII в. в западноевропейском искусстве развивается готический стиль (лат. Gothi - готы). Впервые понятие в современном смысле в XVI в. применил Джорджо Вазари. Стиль этот развился на основе народных традиций германцев и достижений романской культуры; проявился в строительстве кафедральных соборов. Готический собор с ратушей становится средоточием городской жизни, часто в соборе заседал парламент, читались университетские лекции, исполнялись театральные мистерии. Главным конструктивным новшеством готической архитектуры является стрельчатый свод. Скрепление свода мощными реберными конструкциями (нервюры, аркбутаны, контрфорсы) делает стены собора совершенно свободными от функции опоры, а значит тонкими, даже сквозными (отсюда огромные цветные окна). Таким образом, готика отрицает всякую идею тяжести. Этот стиль характеризуется обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму. Готика трактует детали тонко и мелко. Перед готическим собором зритель теряет чувство ориентации в пространстве и как бы переносится в мир иррациональных отношений и образов.

 

В период готики активно развивается круглая монументальная пластика. Готическая скульптура воплощает эмоциональную энергию человека, выражает чувства, эмоции, переживания. Готическая статуя полна непрерывного движения без перемещения в пространстве, но с неудержимым стремлением вверх. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь.

 

Порталы Шартрского собора

В живописи появляется центральная перспектива.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!