Европейская культура раннего средневековья (V—IX вв.)



КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

 

 

 

Средние века в Европе — это период, начало которого совпало с угасанием античной культуры, а конец — с попыткой возродить ее. Он охватывает более тысячелетия — с V по XVI в.

В конце V в. на развалинах Западной Римской империи начал зарождаться новый культурно-исторический тип европейского общества.

Восточная Римская империя (Византия) пошла по собственному культурно-цивилизационному пути. Появление двух христианских конфессий (раскол восточного православия и западного католицизма формально был закреплен в 1054 г.) углубило экономическое, политическое и духовное размежевание между Византией и Западом.

Термин «средние века» (лат. medium aevum – отсюда название науки, изучающей средневековье, -- медиевистика) возник в Италии, в эпоху Возрождения в среде гуманистов. Период между падением Римской империи и их собственным временем им представлялся как межвременье, период культурного упадка.

Хронологические рамки европейского средневековья определяются разными исследователями по-разному. Но начальной вехой чаще всего считается с 476 г. – низложение последнего римского императора. А окончание Средневековья и начало Нового времени определяется либо падением Константинополя (1453 г.), либо открытием Америки — 1492 г., либо началом Реформации в Германии — 1517 г.

 

Периодизация Средневековья:

V—IX вв. — раннее средневековье; закладывается основание европейской цивилизации;

X—XIII вв.— зрелое/ высокое средневековье; появление архитектурных стилей, главные завоевания;

XIV—XVI вв. — позднее средневековье.

В Италии и Нидерландах позднему средневековью соответствуют завершающий этап Проторенессанса и Раннее Возрождение, что объясняется неравномерностью развития различных стран Европы.

Европейское средневековье характеризуется взаимодействием, по меньшей мере, трех компонентов:

1) культур «варварских» народов (так называемое германское начало),

2) культурных традиций Римской империи (романское начало) и

3) христианской культуры.

Средневековая европейская культура сложилась на развалинах Римской Империи. Культура Рима усваивалась «варварами» во время его завоевания. Её взаимодействие  с традиционной языческой родоплеменной культурой народов северо-западной Европы дало импульс становлению собственно западноевропейской культуры.

 

Основы средневекового миросозерцания.

Теоцентризм: всякий объект определяется только отношением к Богу, но не отношением к другим объектам; их иерархический порядок сохраняется лишь при условии, что иерархическая лестница доведена сознанием до конца. Едва только мысль отвлекается от Бога и сосредоточивается на мире, единство мира исчезает.

Символический универсум: христианская символика пронизывала всю жизнь средневекового человека; весь универсум представлялся своеобразным откровением сущего – книгой, в которой в символах и знаках передается знание о Творца и Его воля. "В каждой вещи, -- пишет итальянский исследователь Умберто Эко, -- средневековый человек видел онтологическое свидетельство всемогущества Творца"[1]. В частности, собор был символом вселенной, его структура отражала космический порядок; его внутренний план – нáртекст, нáос, купол, алтарь, приделы -- должен было дать полное представление об устройстве мира. Каждая деталь храма, как и планировка в целом, были исполнены символического смысла. Молящийся в храме созерцал красоту и гармонию божественного универсума.

Иерархия мироздания: человек Средневековья не мыслил себя вне рамок социальной стратификации -- его социальный статус задавался причастностью к тому или иному объединению, к той или иной общественной позиции в иерархическом миропорядке. Человек  утрачивал свое признание и значение, если выпадал из соответствующий его роду и профессиональной деятельности структуры. "Символизм и иерархизм -- такова формула средневекового мировоззрения", -- замечает П.М. Бицилли[2]. Вся система средневекового универсума мыслится в перспективе иерархического порядка сотворенного. Иерархическое мировосприятие было присуще всем средневековым институциям. Она пронизывала все социальные уклады -- вассальные отношения феодальной аристократии, цеховые организации ремесленников и купцов, городские общественные союзы, устройство университетских корпораций и т.д.

Христианский персонализм: формальный характер римской религиозности, основанной на принципе "даю, чтобы дал ты", сменился личным общением Богом, Который не подчиняется Судьбе, но управляет мирозданием в полной мере, поэтому человек может просить о милости. Поэтому христианин никогда не чувствует тоски одиночества -- он всегда ощущает незримое присутствие Бога, общается с Ним.

Телеологичность истории: в Средневековье у человеческой истории появляется универсальный смысл: заповеданная Богом цель -- преодоление последствий грехопадения Адама и евы; античное циклическое восприятие времени, развертывающегося в неизбывном круге повторения того же самого, сменяется представлением о целенаправленности и конечности истории с оценкой всех исторических событий sub specie aeternitatis ("с точки зрения вечности"). Всякое действие для средневекового человека соотносилось с высшим его предназначением – способствовать обожению и спасению, и только таким образом приобретало свой подлинный статус в исторической реальности. То, что приходит и уходит, неважно и неценно; подлинно только то, что вечно, непреходяще, нетленно. Средневековье открыло линейное восприятие времени в трех его проявлениях -- прошлого как акта творения всего сущего ex nihilo ("из ничто"), настоящего как стремления к обожению в каждом поступке и будущего как свершения всех исторических судеб и оценки в день Страшного суда (последнего дня) деяний каждого человека.

Традиция Слова: в основании духовной культуры Средневековья лежит авторитет традиции Слова, укорененность в библейскую истину Откровения, в текст Священного Писания и в вероучительные положения Святого Предания. Знание произведений многочисленных церковных авторитетов, запоминание огромного богословского и философского материала являлось важнейшей задачей и основным требованием системы средневекового образования. И если в античной традиции Слово как правило не записывалось, а произносилось,  и письменный текст имел вторичное по отношению к живому устному Слову значение, то Средневековье предстает как культура "книжников" и "чтецов", в которой превалирует именно письменное Слово.

 

Европейская культура раннего средневековья (V—IX вв.)

Европейское средневековье началось с культурной катастрофы предшествующей цивилизации. Наступил период культурного безвременья, продолжавшийся до конца VIII в.: варвары разрушили города, являвшиеся сосредоточением культурной жизни, дороги, ирригационные сооружения, памятники античного искусства, библиотеки, произошла аграризация общества с господством натурального хозяйства, товарно-денежные отношения были неразвиты, сильно сократилась численность населения (в 5-6 раз).

Рим, в котором раньше проживало более миллиона жителей, к VI в. существовал в пределах всего нескольких кварталов. Многие города вообще исчезли с лица земли, а те, что остались, превратились в поселения сельского типа. Город перестал быть культурным центром, эту функцию взяли на себя монастыри. Прекратилось каменное строительство, производство стекла, вновь стали применять примитивные орудия труда, было уничтожено огромное количество произведений литературы, скульптуры, живописи.

На месте бывшей Западной Римской империи возникли новые государственные образования, этнически разнородные, не ощущавшие культурного единства.

Германцы расселились на завоеванных землях хаотично, чередуясь с поселениями местных жителей. Это привело к потере идентичности, пространство и время перестали делиться на «свое» и «чужое», мир потерял устойчивость, космос сменился хаосом. Привычная картина мира была разрушена.

 

Искусство раннего средневековья утратило многие достижения античности: почти полностью исчезли скульптура и вообще изображение человека; забылись навыки обработки камня, в архитектуре преобладало деревянное зодчество. Для искусства этого периода характерны: варваризация вкуса и мироощущения; культ физической силы; выставляемое напоказ богатство; вместе с тем, ему присуще живое чувство материала, особенно проявившееся в ювелирном и книжном деле, где господствовали сложный орнамент и «звериный» стиль, в котором стилизованные изображения животных сочетались со спиралевидным растительным орнаментом. Изображения звериного стиля встречаются на страницах рукописных книг, в резных украшениях скандинавских кораблей, в рельефах на стенах храмов.

При примитивизме варварское искусство было динамичным, его главным изобразительным средством являлся цвет. Яркие предметы создавали ощущение материальности, соответствующее варварскому чувственному видению и восприятию мира.

Художественные традиции собственно Средневековья возникают в конце VII – IХ вв., когда при дворе Карла Великого (768 – 814) наблюдался некоторый подъем культуры – так называемое Каролингское возрождение, вызванное потребностями в грамотных людях для управления империей. Именно при Карле Великом наблюдается сознательное следование римским образцам. Открываются школы при монастырях и для мирян, приглашаются образованные люди из других стран, собираются античные рукописи, господствующим видом искусства становится архитектура и начинается каменное строительство. Среди сохранившихся архитектурных построек того времени заслуживают внимания гробница Теодориха в Равенне (достроена в 20-е гг. VI в.) – образец примитивного подражания римской архитектуре – и дворцовая капелла в Ахене (788–805).

Гробница Теодориха в Равенне ( VI век)

Дворцовая капелла в Аахене. 792 — 805 гг.

 

В конце VII в. появляются изображения людей (рельеф из Хорнхаузена).

Рельеф из Хорнхаузена

Духовной основой средневековья, повлиявшей на все сферы жизни, стало христианство. Оно обусловило главную особенность средневековой культуры – теоцентризм. Процесс становления европейской цивилизации в значительной степени являлся процессом христианизации — приобщения языческих народов к христианской культуре. Христианство формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения. Важной чертой средневекового мировосприятия являлся символизм.

Произведение искусства, как и каждый его элемент являлись образами иной реальности. Базиличный тип храма символизировал корабль, несущий верующих ко спасению по волнам бурного житейского моря, а также -- Ноев ковчег. Петр Карнатский из Шартра (XII в.) так писал о символике храма: «В основании храма полагается камень с изображением храма и 12 других камней в знамение того, что Церковь покоится на Христе и 12 Апостолах. Стены означают народы; их четыре, потому что они принимают сходящихся с четырех стран». Алтарь символизирует небо и рай, само пространство храма и притвор – землю. Восточная часть храма есть область света и райского блаженства, т.к. согласно Библии рай был на востоке. Поэтому алтарь устраивался с восточной стороны. А на западной стене изображался Страшный суд и ад.

Развивается символика цвета: золотой – символ Божественной славы, белый -- непорочности; синий – принадлежности небесному миру; черный – ада и т.д.. В одежде Христа обычно синий гиматий (божественность) и хитон красного цвета (человеческое, природное начало).

Символы обладали способностью отражать божественную реальность, но в разной степени. Отсюда – иерархизм средневековья: место явления, предмета и даже самого человека в иерархии универсума определялось степенью их обóженности.

Этими особенностями христианского мировосприятия определялась и художественная культура средневековья, основной целью которой было способствовать богопознанию и обожению человека.

Однако и влияние античной культуры на средневековое искусство несомненно: купольный храм, базилика как архитектурные формы были заимствованы из культуры Римской империи. В скульптуре использовались традиции античных мастеров. Связь иконописи и греческой живописи проявлялась в технике, форме, а вначале и в использовании античного сюжета в качестве символического отражения христианских вероучительных истин.

Церковной культуре противостояла народная. В результате христианизации варварских племен сложилась ситуация «двоеверия». В религиозном искусстве раннего средневековья преломлялись элементы художественного стиля варваров – фольклорные мотивы, орнаментализм, фантастичность образов и т.п. Народные сказания легли в основу европейских эпосов (ирландский эпос о герое Кухулине, исландский эпос – «старшая Эдда», англосаксонский эпос – поэма «Беовульф»). Выразителями и носителями музыкального и поэтического творчества народа были мимы и гистрионы, а с ХI в. жонглеры – во Франции, хуглары – в Испании, шпильманы – в Германии, бродившие по всей Европе.

В IX в. в европейской культуре возникает идея праведной христианской войны и воина-христианина, призванного спасти веру. К Х в. появляется слой профессиональных воинов -- как правило, свободных и достаточно богатых людей, которые могли позволить себе приобрести дорогостоящее снаряжение и коня. Долгое время рыцарство оставалось делом личного выбора; оно не было экономическим классом, не совпадало с феодальной аристократией; не обладало юридическим статусом, не отождествлялось с вассалитетом (одинокие странствующие рыцари).

В VI в. в Западной Европе имп. Юстинианом были закрыты последние языческие школы. Вместо них появляется церковная форма обучения. Школы были: монастырскими, епископальными (при кафедральных соборах, преимущественно для начального обучения чтению, письму, общим представлениям о Библии и литургии) и придворными (последние также имели религиозную направленность). Но именно в этих школах начинает культивироваться идея возрождения Античности. Вот что пишет об этом директор одной из придворных школ Алкуин Йоркский: «Так возрастут на земле франков новые Афины, еще более блистательные, чем в древности, ибо наши Афины оплодотворены Христовым учением, а потому превзойдут в мудрости Академию».

   Алкуин Йоркский (730-804)

Средневековое образование продолжало строиться по типу позднеантичной системы «семи свободных искусств»: сначала изучали грамматику, риторику и диалектику (дисциплины трúвиума), потом геометрию, арифметику, музыку, астрономию (квадрúвиум). Некоторые дисциплины, в частности, риторика, полностью изменили свой смысл. В раннее Средневековье риторика стала искусством скорее письменного, а не устного слова. Арифметика формировала навыки счета, но никак не связывалась с познанием сущности мира как в Античности.

Европейскому Средневековью была известна очень небольшая часть античного книжного наследия. Причем в качестве образцов изучались в основном тексты тех античных авторов, которые в Римской империи были мало популярны, а о тех, кто определял развитие научной мысли Греции и Рима, в европейские Средние века знали очень мало. Например, из работ Платона до XII-XIII вв. изучалась только часть диалога «Тимей». Евклид, Архимед, Птолемей были надолго забыты. 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 2733; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!