Особенности пророков, отличающие их от других людей.



Откровение.

 

Всевышний Аллах ниспосылал Откровение только Своим пророкам и никому более. Всевышний сказал: «Скажи: «Воистину, я — такой же человек, как и вы. Мне внушено Откровение о том, что ваш Бог — Бог Единственный»». Сура 18 «Пещера», аят 110.

 

Это, в свою очередь, предполагает наличие у них особенностей, отличающих их от остальных людей. Так, с некоторыми из них говорил Всевышний, другие вступали в контакт с ангелами. Кроме того, Аллах поведал им о некоторых прошлых и грядущих событиях, относящихся к области сокровенного, и о других вещах, также относящихся к области сокровенного.

 

Сюда относится ночное путешествие Посланника (салля Ллаху `алейхи ва саллам) в Иерусалим и его вознесение на небеса, а также то, что он видел ангелов и пророков, Рай и Ад. Кроме того, он видел и слышал умерших, которые подвергались мучениям в своих могилах. В одном из хадисов сказано: «Если бы не боязнь того, что вы вообще перестанете хоронить умерших, я бы обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он дал вам возможность услышать, как умершие подвергаются мучениям в своих могилах». [Ахмад; Муслим; Абу Давуд; Насаи; Сахих джами' ас-сагир].

 

 

Глаза пророков спят, но не спят сердца их.

 

Всевышний Аллах сделал так, что глаза пророков спят, но не спят сердца их. Анас передаёт в хадисе о вознесении Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) на небеса: «Глаза Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) спали, но не спало сердце его, и так все пророки: спали глаза их, но не спали сердца их». [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 579].

 

Хотя это слова Анаса, он, конечно же, не мог сказать подобное от себя, не мог придумать это, как говорит Ибн Хаджар. К тому же нечто подобное сказал и сам Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует).

Так, в достоверном хадисе сказано: «Таковы мы, пророки: глаза наши спят, но не спят сердца наши». И Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал о себе: «Поистине, глаза мои спят, но не спит сердце моё».[Ибн Са'д; Ибн Хиббан; Сахих джами' ас-сагир].

 

Когда к пророку приходит смерть, ему предоставляется выбор.

 

Ещё одна особенность пророков: им предоставляется выбор между жизнью и смертью, между миром этим и миром вечным. 'Аиша передаёт, что она слышала слова Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Когда любой пророк заболевал, ему непременно предоставлялся выбор между этим миром и миром вечным»[Бухари; Муслим].

'Аиша также передаёт: «Во время болезни, от которой он умер, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует),которому стало совсем тяжко, сказал; "...с теми, кого Аллах облагодетельствовал из числа пророков, правдивых, павших за веру и праведников. Прекрасные это товарищи!"— и я подумала, что ему был предоставлен выбор».

[Фатх аль-Бари, т. 8, с. 255].

 

В книге об ангелах из этой серии мы уже приводили хадис о том, как Ангел смерти предоставил выбор Мусе, и о том, как Муса (мир ему) выбил глаз Ангелу смерти.

 

Все пророки похоронены там же, где они умерли.

 

В этом и следующих за ним пунктах упомянуты некоторые особенности пророков, связанные с тем, что происходит с ними после их смерти.

 

Все пророки похоронены там же, где они умерли. В хадисе говорится: «Каждого пророка хоронили в том месте, где он умер».[Ахмад; Сахих аль-джами' ас-сагир].

 

Поэтому сподвижники похоронили Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) в доме 'Аиши, где он и скончался.

 

Земля не пожирает тела пророков.

 

Всевышний почтил Своих посланников и пророков ещё и тем, что земля не пожирает их тела. Сколько бы времени ни прошло с момента их смерти, их тела остаются нетронутыми, в целости и сохранности. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах запретил земле пожирать тела пророков»[Абу Давуд; ан-Насаи; Фатх аль-Бари, т. 6, с. 488].

 

Историки упоминают об одном удивительном случае.

 

Ибн Касир передаёт в книге «Аль-Бидайа ва ан-нихайа = Начало и конец» от Юнуса ибн Букайра его слова: «Когда мы покорили Тустар, среди богатств Хурмузана мы обнаружили ложе, на котором покоилось тело умершего человека. У головы его лежал свиток. Мы взяли свиток и отнесли его к 'Умару. Он позвал Ка'ба, и тот перевёл написанное на арабский язык. И я был первым из арабов, кто прочёл его. Я прочёл его так, как читаю вот этот Коран». Передатчик этой истории сказал: «Я спросил Абу аль-Алию: "И что было в нём?" Он сказал: "Ваши жизненные пути, ваши дела и суть слов ваших и то, что грядёт". Я спросил: "И что вы сделали с телом этого человека?" Он ответил: "Днём мы вырыли тринадцать могил в разных местах, а ночью похоронили его и сровняли с землёй все могилы, чтобы скрыть его от людей и чтобы они не выкопали его снова".

 

*[Этот поступок указывает на понимание и благоразумие мусульман в те времена: уважение к умершему — погребение его, независимо от того, пророк это или обычный человек. А столько могил они вырыли для того, чтобы люди не знали, где именно он погребён, и не выкопали его тело снова, ибо это проявление неуважения к этому благородному пророку. К тому же люди могли начать собираться на его могиле или даже построить там мечеть, обращаться к этому умершему пророку с мольбами и испрашивать благословения на его могиле, как это делают сегодня многие впавшие в заблуждение во многих мусульманских странах].

 

 Я спросил: "А что они хотели от него?" Он ответил "Когда дождь долго не выпадал, они выносили ложе с ним, и тут же проливался дождь" Я спросил: "И кто это, по-вашему?" Он сказал: "Один человек по имени Даниил" Я спросил: "А давно ли он умер?" Он ответил: "Он умер триста лет назад" Я спросил: "И его тело совсем не изменилось?" Он ответил: "Нет, если не считать волос на его затылке. Поистине, тела пророков не разлагаются в земле, и их не пожирают дикие звери"». Ибн Касир сказал: «Иснад этого сообщения безупречен до Абу аль-'Алии».

 

Скорее всего, это был один из пророков сынов Израилевых. Сподвижники решили, что это Даниил, потому что его взял в плен царь персов, и он находился у него в заточении. Однако вероятнее всего, что их предположение было неверным, потому что Даниил жил за восемьсот лет до ислама. Если же их предположение верно, тогда он не мог быть пророком, потому что между 'Исой (мир ему) и Мухаммадом (Да благословит его Аллах и приветствует) не было пророков. То есть в этом случае он мог быть только праведным рабом Всевышнего, но не пророком. Хотя представляется наиболее вероятным, что он всё же был пророком, поскольку нетленными остаются именно тела пророков, а не других людей. Кроме того, эту версию подтверждает и найденный возле его головы свиток. Свиток этот, несомненно, был Писанием пророка, ибо многое из написанного в нём относилось к области сокровенного, а это означает, что оно могло быть только Откровением от Всевышнего.

 

А на то, что это был один из пророков израильтян, указывает следующее.

 

1 Сподвижники решили, что это — Даниил, а значит, было там нечто указывающее на это, иначе на чём основано их предположение?

 

2 Свиток, который они нашли у его головы, был, судя по всему, написан на древнееврейском языке, потому что перевести написанное позвали Убайя ибн Ка'ба, а он до принятия ислама был иудеем.

[Примечание не из книги]:

Что известно о пророчестве Данияла (دانيال)?

 

Передано много сообщений о том, что, когда сподвижники овладели городом Тустар (совр. Шуштер, Иран), они обнаружили древнюю могилу человека, тело которого сохранилось невредимым, местные жители называли его Даниялом, и Умар ибн аль-Хаттаб посчитал его пророком.

 

Из этих сообщений то, что передал имам Абу Бакр ибн Аби Шейба «Мусаннафе» №33819 с достоверным, как сообщают исследователи с сайта шейха аль-Мунаджида, иснадом от Анаса, да будет доволен им Аллах, что рассказывая об овладении Тустаром он сказал: «Мы нашли в гробу человека с носом по локоть. Местные жители добивались побед и дождя посредством него. Абу Муса (аль-Аш’ари) написал об этому Умару ибн аль-Хаттабу. Умар ответил: «Это один из пророков. Огонь не ест пророков, и земля не ест пророков. Возьмись ты и кто-нибудь из твоих, — то есть Абу Мусы — спутников и захороните его в таком месте, о котором будете знать только вы двое». Анас сказал: «Я и Абу Муса пошли и похоронили его».

 

И есть другое сообщение, которое проясняет, что этого человека звали Даниял, но при этом преподносит некоторое сомнение насчет того, что именно этот Даниял был пророком.

 

Передал имам Абу Бакр аль-Байхакы в «Даляиль ан-нубувва» 1/381 от Халида ибн Динара от табиина Абу аль-Алия, что он рассказывал: «Когда мы открыли Тустар, то в сокровищнице Хурмузана обнаружили кровать, а на ней мертвого человека…
Если долго не было дождя, то (местные жители) приходили к его кровати, и шел дождь». Я (Халид) сказал: «Как вы подумали, кто это был?» Он ответил: «Человек, которого называли Даниялом». Я сказал: «Как давно он умер перед тем, как вы его обнаружили?» Он ответил: «За триста лет до этого». Я сказал: «И ничего в нем не изменилось?» Он ответил: «Нет. Только несколько волосков на его затылке».

 

Абу Хальда рассказывал, что Абу аль-‘Алия сказал: «Когда мы завоевали Тустар, нашли в здании казны их правителя Хурмузана постель, на которой лежало тело человека, над головой которого лежала книга. Мы взяли эту книгу и отнесли ее ‘Умару. ‘Умар вызвал Ка’ба, который перевел ему содержание книги на арабский язык. И я был первым из арабов, который прочитал эту книгу. Содержание ее напоминало содержание священной книги». Абу Хальда сказал: «Я спросил Абу аль-‘Алию: «Что вы сделали с этим телом?» Он сказал: «Мы выкопали днем тринадцать (13) могил в разных частях города, а ночью захоронили его в одну из них и сровняли все эти могилы, чтобы люди не знали, в какой из них он захоронен и не раскопали его». Абу Хальда сказал: «А что эти люди делали с этим телом?» Он ответил: «Когда у них случалась засуха, они выносили постель с его телом и просили у Аллаха дождя». Абу Хальда сказал: «А кем был этот человек и как давно он умер?». Абу аль-‘Алия ответил: «Человек, которого они называли Данияль, а умер он около трехсот (300) лет назад». Абу Хальда спросил: «Его тело не испортилось за это время?» Абу аль-‘Алия сказал: «Нет, если не считать некоторых волос на его затылке. Это потому, что тела пророков не поддаются гниению».

 

У этой истории три (3) иснада:

 

1 В первом иснаде Мухаммад ибн Исхак, который был мудаллисом, и не сказал, что он лично слышал эту историю от Абу Хальды.

 

2 Во втором иснаде Сейф ибн ‘Умар ат-Тамими – лжец, а также Шу’айб ибн Ибрахим аль-Куфи – неизвестен.

 

3 Третий иснад прерван и пришел в форме «мурсаль» от Катады.

 

Исходя из правил науки хадисоведения, можно было бы сказать, что третий иснад подкрепляет первый, и иснад сообщения поднимается до хорошего, но этому мешают две вещи:

1 Истории, пришедшие по этим двум иснадам, слишком разнятся.

 

2 В этой истории много странного, как, например то, что Данияль был пророком и умер 300 лет назад со времен ‘Умара, из чего получается, что Данияль жил между Иисусом и нашим пророком, что неправильно, так как между Иисусом и нашим пророком не было пророков.

 

Хафиз Ибн Касир прокомментировал: «Этот иснад достоверен до Абу аль-Алии, однако, если время его смерти передано правильно и было за 300 лет до этого, то он не пророк, а праведник. Потому что между Исой ибн Марьям и посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не было пророка согласно хадису, который в «Сахихе» аль-Бухари …
И может быть так, что время его смерти — за 800 лет до этого (арабскими буквами у 800 близкое написание с 300, поэтому могла произойти ошибка в передаче). А это уже близко ко времени Данияла (Даниила), если это действительно тот самый Даниял. Ведь это может быть и другой человек из пророков или праведников. Но высока вероятность у предположения, что он — Даниял. Потому что царь персов задержал его, и он жил у него под арестом, как уже говорилось…
И есть вероятность, что это мог быть один из более древних пророков, который жил до этих времен».
См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 2/376-377.

 

И передал имам Ибн Аби ад-Дунья в «Ахкам аль-кубур» хадис с подобным содержанием, в котором, кроме того, говорится, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Даниял обратился к своему Господу с дуа, чтобы его похоронила община Мухаммада».

 

Но хафиз Ибн Касир сообщил, что в его иснаде есть разрыв, и сомнительно то, что эта версия хадиса правильная. См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 2/378.

 

И передается исламскими историками от имама-табиина АбдуЛлаха ибн Аби Хузейля история о пророке Данияле и фараоне Бухту-Насар (Навуходоносор), почерпнутая, судя по всему, из исраилиятов. См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 2/374.

 

Все это побудило ислам ученых упоминать в своих трудах Данияла в статусе пророка.

[Конец примечания].


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!