Посланники — самые покорные, праведные и богобоязненные рабы Аллаха.



 

Итак, мы уже рассказали о проявлениях совершенства в облике и нраве посланников и упомянули о дарованных им Аллахом способностях и качествах, которые также являются признаками их совершенства.

 

Однако есть и другой вид совершенства, который Всевышний даровал Своим пророкам и посланникам: они — истинные рабы Всевышнего.

 

А чем более покорным и богобоязненным рабом Аллаха является человек, тем выше его ступень на лестнице человеческого совершенства, а чем дальше он от поклонения и покорности Всевышнему, тем ниже его положение на этой лестнице.

 

Посланники же превосходят в этой области всех остальных людей. Вся их жизнь — это жизнь истинных рабов Всевышнего, покорных Ему и богобоязненных.

 

Всевышний Аллах похвалил последнего из пророков и Господина посланников, назвав его Своим рабом и при этом упомянув о ниспосылаемом ему Откровении: «Он внушил Своему рабу Откровение». Сура 53 «Звезда», аят 10.

 

А в другом аяте он также называет его Своим рабом и тут же упоминает о ниспослании Корана: «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение [Коран], чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров». Сура 25 «Различение», аят 1.

 

А в другом аяте Он упоминает о том, что он — Его раб, и связывает это упоминание с упоминанием мольбы: «Когда раб Аллаха встал, обращаясь с мольбой к Нему».

Сура 72 «Джинны», аят 19.

 

А в этом аяте Он называет его Своим рабом и тут же упоминает о вознесении его на небеса: «Преславен Тот, Кто перенёс ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть Аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение». Сура 17 «Ночное путешествие», аят 1.

 

И именно тем, что он был истинным рабом Всевышнего, Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) заслужил положение во главе всех людей и впереди них в этом мире и в мире вечном.

 

Поэтому 'Иса (мир ему) скажет в Судный день, когда люди обратятся к нему с просьбой заступиться за них: «Идите к Мухаммаду рабу, которому простил Аллах его прошлые и будущие грехи» [Бухари; Муслим; Шарх аль-'акида ат-тахавиййа, с. 157].

 

Вот одно из подтверждений того, что Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) был истинным рабом Всевышнего.

 

Мать верующих 'Аиша (Да будет доволен ей Аллах) передаёт: «Я сказала Посланнику Аллаха: "Да сделает меня Аллах выкупом за тебя, ешь, опираясь на что-то, ибо так тебе будет легче". Он же склонил голову так низко, что лоб его едва не касался земли, и сказал: "Нет... Я ем, как ест раб, и сижу, как сидит раб"» [Ибн Са'д; Ахмад; Сахих аль-джами' ас-сагир].

Все посланники были мужчинами.

 

Ещё одно проявление совершенства посланников: все они были мужчинами. Всевышний Аллах никогда не отправлял к людям женщину вкачестве посланника. Это видно из аята: «Мы и до тебя отправляли только мужей, которым внушали Откровение». Сура 21 «Пророки», аят 7.

 

Почему все посланники были мужчинами?

 

Для этого было несколько причин.

 

1 Послание предполагает открытый призыв к религии Аллаха, обращение к мужчинам и женщинам, открытые и тайные встречи иобщение с людьми, передвижение по земле, противостояние тем, кто считает посланников лжецами и отказывается уверовать, вступление с ними в споры и дискуссии, приведение доводов и доказательств, снаряжение и подготовку войск, командование ими и участие в сражениях. А для всего этого подходят мужчины, но не женщины.

 

2 Послание предполагает своего рода превосходство посланника над его последователями. Ведь для них он — руководитель и предводитель, которому они подчиняются, и он для них — правитель и судья. А если бы на его месте была женщина, это невозможно было бы осуществить в полной мере: люди не пожелали бы беспрекословно подчиняться женщине и следовать за ней.

 

3 Мужчина совершеннее женщины, как мы уже сказали, — недаром мужчина был сделан покровителем женщины: «Мужчины являются попечителями женщин». Сура 4 «Женщины», аят 34.

 

Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам о том, что женщины неполноценны в том, что касается разума и религии.

 

[Как поясняется в хадисе, речь идёт вовсе не о том, что женщинам присуща умственная неполноценность, а о различии эмоционально-психического склада мужчин и женщин. Свидетельство двух женщин приравнивается к свидетельству одного мужчины; причина этого состоит в том, что женщина по природе своей более эмоциональна, впечатлительна, чем мужчина, быстрее впадает в панику, и разного рода потрясения оказывают на неё более сильное воздействие, чем на мужчину. Учитывая эти особенности, женщине труднее запомнить, детально описать и правильно оценить события или факты, с которыми связано свидетельство.

 

Всевышний Аллах сказал: «...и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибётся, то другая напомнит ей» (2:282).

 

Что же касается несовершенства исповедания религии, то имеется в виду менструация или послеродовое кровотечение. Женщина не может исполнять все религиозные обязанности в точности так же, как мужчина, однако это не её вина, ибо она так устроена и ничего не может с собой поделать.

 

Что же касается утверждений о неполноценности женщины в том, что касается её разума и её религии, то всё это исходит из неправильного понимания хадиса, приводимого у Муслима. 'АбдаЛлах ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт слова Пророка : «... а из тех, кому недостаёт ума и кто не может в полной мере выполнять свои религиозные обязанности, не видел я никого, кто в большей мере был бы способен заставить благоразумного утратить разум, чем вы». Одна женщина спросила: «Что же указывает на недостаток ума и несовершенство исповедания женщинами религии?» Он сказал: «То, что свидетельство двух женщин приравнивается к свидетельству одного мужчины — это недостаток ума, и то, что женщина не молится по нескольку дней и оставляет [в эти дни] пост в рамадан — это несовершенство исповедания религии»].

 

4 С женщиной случается то, что отвлекает её и мешает ей выполнять многие обязанности должным образом: менструация, беременность, роды, послеродовое кровотечение и так далее. Все эти явления, как правило, сопровождаются душевными потрясениями, эмоциональным напряжением, моральной усталостью, физическим утомлением, болью, страданием. Не говоря уже о том, что новорождённый требует заботы и внимания... Всё это мешает женщине выполнять функции посланника.

 

 

Женщины и пророчество.

 

По мнению некоторых учёных*, были женщины-пророки. Среди этих учёных — Абу аль-Хасан аль-Аш'ари и Ибн Хазм. [Фатх аль-Бари, Т. 6, с. 447-448,473; Лявами' аль-анвар аль-бахиййа, т. 2, с. 266].

 

*[Иудеи считают, что Марьям, сестра Харуна и Мусы, была пророчицей Лявами' аль-анвар аль-бахиййа, т. 2, с. 266].

 

Те, кто утверждает, что среди женщин тоже были пророки, согласны относительно того, что Марьям была пророчицей. Некоторые из них считают пророчицами ещё нескольких женщин. Это Хавва', Сара, мать Мусы, Хаджар и Асия.

 

Когда приверженцам этого мнения указывают на аят, в котором говорится о том, что посланниками были только мужчины, они говорят: «Мы не спорим с этим. Все посланники действительно были мужчинами, однако с пророчеством ситуация иная. В Коране не сказано, что все пророки тоже были мужчинами. К тому же к женщинам-пророчицам неприменимы все те запреты и возражения, которые вы приводите, говоря, что посланники были только мужчинами, ведь пророк может быть пророком, но при этом Аллах не возлагает на него обязанности доносить послание до других людей».

 

 

Вот их доказательства.

 

Во-первых, в Коране сообщается о том, что Аллах делал внушение некоторым женщинам, например, матери Мусы: «Мы внушили матери Мусы: «Корми его грудью. Когда же станешь опасаться за него, то брось его в реку. Не бойся и не печалься, ибо Мы вернём его тебе и сделаем одним и посланников». Сура 28 «Рассказ», аят 7.

 

Кроме того, Аллах послал Джибриля к Марьям, и он говорил с ней: «Мы же послали к ней Нашего Духа [Джибриля], и он предстал перед ней в облике прекрасно сложённого человека. Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен». Он сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика»». Сура 19 «Марьям», аяты 17-19.

 

К ней также обращались ангелы: «О Марьям! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров. О Марьям! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется». Сура 3 «Семейство 'Имрана», аяты 42-43.

 

Абу аль-Хасан аль-Аш'ари считал, что каждый, к кому приходил ангел с велением, запрещением или известием о чём-либо, является пророком. [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 447].

 

А мать Мусы и Марьям как раз подходят под это описание — так же, как и Хавва', Сара, Хаджар и Асия.

 

Ещё одно их доказательство состоит в следующем. Всевышний сказал, что он избрал Марьям и возвысил её над мирами: «О Марьям! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров». К тому же Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Многие из мужчин были совершенными, а из женщин совершенства достигли только Асия, жена Фир'ауна, и Марьям, дочь 'Имрана» [Бухари; Муслим].

 

А совершенными были только пророки.

 

Ответ им таков: всего упомянутого недостаточно для того, чтобы доказать существование женщин-пророчиц, ибо приведённые доказательства достаточно слабые.

 

1 Мы не согласны с утверждением относительно того, что пророк не обязан доносить послание Всевышнего до людей, направлять их и находиться среди них. Мы придерживаемся мнения, что в этом между пророками и посланниками не существует никакой разницы. Пророк отличается от посланника тем, что посланник приходит к людям с новым шариатом, тогда как пророк приходит для подтверждения шариата посланника, приходившего к людям до него. А если это так, то все препятствия, мешающие женщине быть посланником, можно упоминать и в вопросе о пророчестве женщин. А этих препятствий достаточно много для того, чтобы помешать женщине исполнять функции пророка.

 

2 Вполне возможно, что внушение матери Мусы, Асии иостальным упомянутым женщинам имело место во сне. Нам известно, что внушение (или откровение) может иметь место и во сне, и это случается не только с пророками.

 

3 Мы также не согласны с утверждением о том, что каждый, к кому обращался ангел, является пророком. Например, в одном из хадисов упоминается о том, что Всевышний Аллах послал ангела встретить человека, который направлялся в другое поселение для того, чтобы навестить своего брата по вере. Ангел спросил его о том, зачем он хочет навестить его, и человек сказал, что он полюбил этого своего брата ради Аллаха. Тогда ангел сообщил этому человеку о том, что Всевышний послал его к нему для того, чтобы сообщить ему отом, что Он полюбил его. Есть ещё известная история о лысом, прокажённом и слепом. Кроме того, Джибриль (мир ему) приходил и обучал сподвижников религии, задавая Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует) вопросы, и при этом сподвижники видели его и слышали, что он говорит.

 

4 Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) не знал точно, был ли Зу-ль-Карнайн пророком, хотя Всевышний Аллах сообщил в Коране о том, что к нему приходило внушение от Всевышнего: Мы сказали: «О Зу-ль-Карнайн! Либо ты накажешь их, либо сделаешь им добро». Сура 18 «Пещера», аят 86

 

5 То, что Аллах избрал Марьям, вовсе не доказывает, что она была пророчицей, поскольку Всевышний сообщал нам о том, что Он избрал каких-то людей, и они при этом не были пророками: «Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха». Сура 35 «Творец», аят 32.

 

Например, Всевышний Аллах избрал семейство Ибрахима и семейство 'Имрана. При этом совершенно очевидно, что далеко не все члены этих двух семейств были пророками: «Воистину, Аллах избрал над мирами Адама, Нуха, род Ибрахима и род 'Имрана». Сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 33.

 

6 Совершенство, упомянутое в хадисе, вовсе не указывает на то, что обладатель этого совершенства является пророком. Совершенство — это всего лишь полноценность и указание на то, что данная вещь или человек — лучшие в своём роде. Совершенство женщин, упоминаемое в приведённом хадисе, означает, что эти женщины обладали всеми качествами, которые в женщинах считаются достоинством, и это совершенство отличается от совершенства пророков.

 

7 В некоторых хадисах говорится о том, что Хадиджа принадлежала к числу совершенных женщин [Ибн Касир. Бидайа], а она, как известно, пророчицей не была.

 

В некоторых хадисах упоминается о том, что Фатыма будет госпожой женщин обитателей Рая, однако с учётом положения Марьям, дочери 'Имрана. [Ахмад; Фатх аль-Бари, т. 6, с. 477].

 

А это уже опровергает утверждение о том, что мать Мусы, Асия и другие, кроме Марьям, были пророчицами, потому что Фатыма точно не была пророчицей, и при этом о ней сказано, что она лучше остальных, а если бы упомянутые женщины были пророчицами, они были бы лучше Фатымы.

 

8 О Марьям сказано, что она была правдивой и искренне верующей женщиной. Всевышний сказал: «Мессия, сын Марьям, был Всего лишь посланником. До него тоже были посланники, а его мать была правдивой и искренне верующей женщиной. Оба они принимали пищу». Сура 5 «Трапеза», аят 75.

 

А если бы её положение было выше описанного, Всевышний упомянул бы об этом, однако Он сказал о ней лишь то, что сказал... К тому же ни в одном аяте или достоверном хадисе не упоминается о существовании женщин-пророчиц.

 

Кади 'Ияд передаёт от абсолютного большинства факихов утверждение о том, что Марьям не была пророчицей. А ан-Навави в «Аль-Азкар = Слова поминания» передаёт от имама аль-Джувайни, что существует согласное мнение учёных мусульманской общины относительно того, что Марьям не была пророчицей. [Согласное мнение недействительно при наличии несогласных с ним из числа учёных, если только оно не имело место раньше, до того, как возникли разногласия].

 

А в «Шарх аль-мухаззаб» он приписывает такое мнение группе учёных.

 

 А аль-Хасан аль-Басри сказал: «Не было пророков ни из числа женщин, ни из числа джиннов». [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 471-473].


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!