ПАВЕЛ ПРОХОРОВ генеральный диреяюр
OOO Э . . « . •» ■ OMOl fo «« . .- Мое .... I a . C . .. « ,.. »« npot . i И ...7 Ф . К : ■> Ю» > »« 6^ « .-.|1. »» | Л . « .
4ЯУ:
Фирменный скотч
~ш@т
Рис. 34А. Блок деловой документации компании «АВТ»: бланки писем, конверт, визитки и пр.
98
Рис. 34Б. Размещение знака компании «АВТ» на спецодежде персонала заправочных станций и на автотранспорте
99
1шт
Цй®
I
*ь*
оАЛиО\ Шатунова
0 вИ^Ж_) Наталья Викторовна
16® |
: ЕЭ О
Ы *
И \
АКВА КЛУБ 'ПодеодныЙ мир"
АКВД-КПУВ
Шатунова
На талы я Внк тороана
1;|ЩЦ Пушит. 2* Ш'/фянг |1И.Г.| fill-ИВ 16
« W
ДКВА-КЛУВ
Акционерное общество " ЛУЖНИКЛТ
АКВА КЛУБ " Подводный мир '
Москва , 119048 Лужники , 24, Твл / фвкс (095) 201-0816
а о р
/\*<1>ъ-/\-К1сЛ&<ё~
Акционерное общество " ЛУЖНИКИ " АКВА КЛУБ " Подводный мир ' Москва , 119048 Лужники , 24 тел / факс (095) 201-08)6
Рис. 35А. Существующие знаки аква-клуба «Подводный мир» и примеры их использования в деловой документации
100
Т« NMIIMTla | ||
• • | ||
^^H nOQBOQHbin ^^Н | I | ^^ H AKDA • КЛУБ ^^ H ^^ Ш noflooanbirt ^^ Ш |
AtMUII | ^^ и ___^__^^ и | |
• • • UU CD | 4^# # #^ » | щ |
i ЯКВЯ -KIM6 | 1 | I! |
поввооный МИР | ||
• • • UU | uu | • • • |
GD | CD | GD |
1 AMI - IATt |
Рис. 35Б. Поиск нового решения знака аква-клуба «Подводный мир», дипломный проект Ю. Бадаловой, МГУ сервиса, 2000 г.
101
• •
|
* на * |
>
I
ш >
оэ
tHMBC wki* wow*w _
CD
MHCWVKTOf
|
|
ГОРБАЧЁВ ЮРИЙ
fV КО I ОЯ И I Е П I ^J
ШАТУНОВА Дик
HAIAAkl « MKIOrOtHA vjjy
* .1UIHNU1.I U/OWtHO
Рис. 36A. Знак аква-клуба «Подводный мир» и его использование в деловой документации, проект Ю. Бадаловой, 2000 г.
102
(I
Рис. ЗбБ.Носители фирменного стиля аква-клуба «Подводный мир»: брелки, дорожная сумка, бейсболка, проект Ю. Бадаловои,
2000 г.
103
Стиль аква - клуба «Подводный мир» создавался Ю . Ба - даловой . Ниже приводятся выдержки из пояснительной записки к ее дипломному проекту.
Аква-клуб, основанный два года назад, уже имел знак, бланки, визитки (рис. 35А). Время показало неэффективность графического решения, отсутствие оригинальности, легкой узнаваемости и запоминаемости. Руководители клуба сочли необходимым, что для привлечения большего количества аквалангистов и любителей подводного плавания надо отказаться от старого неэффективного фирменного стиля, сформировать узнаваемое и неповторимое «лицо» клуба. Для того, чтобы новый образ соответствовал духу клуба «Подводный мир» требовалось отыскать определенные критерии и выстроить из них оригинальный товарный знак.
Прежде чем приступить к разработке эскизов дипломница провела визуальный анализ рынка данного вида услуг. Изучались фирменные стили центров по подводному плаванию и путешествиям. Затем были определены исходные концептуальные точки для стиля аква-клуба «Подводный мир». Он (стиль) должен формировать имидж фирмы, являться определенным «информационным носителем», т.к. его компоненты должны помогать потребителю, находить необходимые сервисные услуги, формировать положительное отношение к клубу.
|
|
Потребителями нового фирменного стиля будут не только клиенты и сотрудники клуба, а и люди на улицах. Стиль не останется в стенах клуба, он будет использоваться на плакатах, щитах, в рекламе на транспорте и т. д. Элементы стиля могут попасть как в специальные журналы («Нептун», «Окто-пус»), так и научно-популярные, а также развлекательные журналы. Помимо повседневного использования фирменный стиль пригодится на выставках и презентациях, проводимых Международной ассоциацией по подводному плаванию им. Ж. Кусто.
Сегодня у многих клубов подводного плавания существуют фирменные стили, поэтому этот продукт не назовешь новшеством. Прочное место на рынке услуг он может занять благодаря новому графическому образу с индивидуальными чертами непохожими на другие стили. Главный элемент сти-ля-товарный знак является лицом фирмы, ее основным отличительным признаком в рекламе и на продукции. Он помогает быстро ориентироваться на рынке подобных услуг.
|
|
При разработке знака клуба за основу был взят стилизованный образ Нептуна, так как он в первую очередь ассоции-
104
руется с подводным миром — сказочным царством, полным красочных пейзажей и загадочных обитателей. Царственный статус Нептуна (корона на знаке), в свою очередь, указывает на первенство данного аква-клуба среди клубов этого же направления. Волнообразная форма «бороды» привлекает внимание, вертикальные изогнутые линии ассоциируются с изяществом. Так как клуб занимается главным образом обучением подводному плаванию, что связано с применением определенных аксессуаров, в знак введено изображение плавательной маски. Стилизованное изображение маски после многочисленных поисков гармонично вписалось в знак, еще раз подчеркнув направление деятельности клуба (рис. 35Б). Надпись на знаке, расположенная по кругу, придает законченность графическому рисунку. Она служит как бы основанием знака: форма земного шара, круг, сфера — самая совершенная геометрическая фигура. Шрифт (Futura Bold) легко читается, вызывая ощущения простоты и доступности (рис. 36А).
|
|
В состав фирменного стиля вошла деловая документация, так называемый «фирменный блок»: конверт, бланк, визитки, пакет и др. элементы. Была разработана также рекламная продукция, в том числе плакаты. В качестве сувенирной продукции выбраны брелки, ручки, кружки, сумки и т. д. Так как ак-ва-клуб является фактически спортклубом и клубом отдыха в качестве носителей фирменного стиля также выбрана спортивная одежда: футболки и бейсболки (рис. 36Б).
Раздел 8
ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания и ее предметного наполнения основывается на интуиции и спонтанности (сфера искусства), с одной стороны, информации и методологии (область науки и техники), с другой стороны. Проектировщик (дизайнер) как бы балансирует между искусством и фактами. К основополагающим фактам (факторам), определяющим характеристики среды, ее оборудования и предметного наполнения, относятся, в первую очередь, показатели, связанные с «человеческими факторами». Роль этих факторов тем весомее, чем сложнее технически объект проектирования.
Еще в конце 20-х годов пораженный техническим прогрессом США Владимир Маяковский прозорливо заметил, что если на технику не надеть эстетического, — а мы добавим, и эргономического — намордника, то она всех «перекусает». В наши дни техника уже не только «кусается», а все чаще «пожирает» своих создателей, чему активно способствует изуродованная людьми и ставшая агрессивной окружающая среда. Причиной подавляющего большинства аварий и катастроф в авиации, а также на флоте, значительного процента в космосе являются не отказы технических средств, а человеческие факторы.
Оснащение контор, офисов, бытовой среды, сферы организованного отдыха сложными техническими системами, в том числе электронными, также часто обуславливает осуществление процессов жизнедеятельности на пределе психофизиологических возможностей человека. Надеть на технику эстетический намордник позволяет дизайн — специфическая художественно-техническая проектная деятельность, имеющая острую социальную направленность. Восемьдесят лет назад творчество пионеров «классического» дизайна положило
106
практическое начало современному подходу к формированию среды обитания с учетом роли и значения «человеческих факторов». Так, целью курса лекций Оскара Шлеммера в Баухаузе было ни больше ни меньше, как ознакомить студентов «с человеком в совокупности его бытия». «Эгоцентрические очертания пространства» (рис. 37а) как бы иллюстрируют его идеи. Глядя на рисунок, хотелось бы верить, что человек — центр мироздания, что многочисленные связи с окружающей средой, ближним и дальним космосом контролируются им, подвластны ему. Он, как паучок в центре сплетенной им паутины, — хозяин положения и играет нитями по своему желанию. В действительности вес наоборот. Сегодня человека надо сравнивать не с охотником — паучком, а мухой —жертвой.
Человек часто забывает, что он окутан «паутиной» многочисленных внешних воздействий: микроклимат, «световой» климат, различные виды естественных и искусственных излучений, вибрация, шум, запахи и пр. (рис. 376). Особую опасность представляют так называемые «тихие» факторы окружающей среды, которые не воспринимаются непосредственно органами чувств.
Дизайнер, проектируя объекты, тем более системы объектов, стремясь создать целостную гармоничную предметно-пространственную среду жизнедеятельности, ищет оптимальные решения с учетом комплекса факторов. Одними из наиболее весомых, обеспечивающих комфорт и безопасность, являются эргономические факторы.
8.1. Основные понятия эргономики
Научно-технический прогресс наряду с огромными положительными результатами уже принес и продолжает приносить с собой определенные отрицательные социальные последствия. Все новые технические средства (машины, механизмы, «умные» приборы, в том числе компьютерное оборудование и пр.), новейшие технологические процессы, синтетические материалы и т. д., с одной стороны, облегчают процесс труда, повышают его производительность, ускоряют передвижение в пространстве людей и грузов, позволяют достигать высот в космосе и глубин в океане, совершенствовать архитектурную среду. С другой стороны, одновременно растет количество аварий, техногенных катастроф, ухудшается экологическая обстановка. Многие негативные моменты обу-
107
Шум(посто ЯННАЯ ТИШИ - >«д» | НА НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ) |
^ § !£. ТЕМПЕРАТУРА "^2? ТЕПЛООТДАЧА ВТ |
Освещенность *£ • ( без ослепле ния ) лк |
Атмосферное давление кгс / см 1 |
Ультрафиолетовое излучение |
Ускорение |
Ионизирующее
излучение бер / год электрический ток 9->.8| м / о частоты богц
Рис, 37, «Эгоцентрические очертания пространства», Оскар
Шлеммер, Баухауз, 1924 (а). Комфортные и предельные
допустимые (наружный круг) условия окружающей среды (б) [36]
108
Физические и психологические проблемы экипажей подводных лодок ВМФ |
|
Рис. 38. Учет человеческих факторов — вопрос жизни и смерти при создании оружия с древних времен (а) и до наших дней (б)
109
Граница раздела между человеком и машиной
Оборудование |
Человек |
Звуковой |
Средства _сигнал отображения информации |
Машина |
Машина |
Человек и окружающая среда |
Органы управления и приборы
Рис. 39. Система «человек—машина—окружающая среда»
словлены «сбоями» в деятельности людей, невозможностью их адекватно реагировать на изменяющиеся условия природной и рукотворной окружающей среды. Как современное производство, авиация, водный и наземный транспорт, офисы, конторы и т. д., так и бытовая среда, широко оснащаемые сложными техническими системами, предъявляют к человеку требования, вынуждающие его нередко работать на пределе психофизиологических возможностей и в экстремальных ситуациях (рис. 38).
Недостаточная двигательная активность в труде и бытовой обстановке становится все более распространенным фактором, снижающим физические показатели и ухудшающим здоровье. Неблагоприятные условия окружающей среды, несогласованность ее элементов (особенно технически сложной аппаратуры, приборов) с объективными потребностями и возможностями человека затрудняют или делают практически невозможным выполнение жизненных функций. Проектируя среду, в которой человек живет, работает и отдыхает, нельзя забывать о таких понятиях как «эффективность», «удобство», «комфорт», «безопасность», «удовлетворение» и пр., т. е. необходим максимальный учет человеческих факторов. Под человеческими факторами понимается совокупность анатомических, физиологических и психологических особенностей человека, оказывающих влияние на эффективность его жизнедеятельности в контакте с машинами и средой.
Проблема человеческих факторов также стара, как орудия труда и рукотворная среда обитания, так как они создаются для нужд человека. Еще в доисторические времена их удобство и соответствие потребностям людей были, по образному выражению английского ученого Б. Шеккела, вопросом жизни и смерти: если человек изготавливал плохое орудие и не мог достаточно эффективно его применять, на свете очень скоро становилось одним плохим конструктором меньше.
До начала двадцатого века целенаправленно исследовались во взаимодействии с человеком главным образом ручной инструмент и оружие, в первой половине века — машины: станки, механизмы, транспортные средства. Только после второй мировой войны учет человеческих факторов выделился в самостоятельную научную дисциплину, которая возникла на стыке между науками о человеке и техническими дисциплинами. В разных странах она получила разное название: в США — «исследование человеческих факторов», в Англии — «эргономика», в Германии (Западной) — «антропотехника» и др. В Советской России был принят английский термин, кото-
111
рый сейчас распространен практически повсеместно. Развитие эргономики началось с военной техники; в США, Великобритании и других странах были привлечены к ее созданию значительные силы ученых, изучавших человека. Затем (60-е годы) эргономика все больше использовалась при проектировании средств транспорта и оборудования для управления их движением, станков и производственной среды, космической техники. 70-е годы—годы развития эргономики потребительских товаров и услуг; 80-е — эргономики компьютеров. Последнее десятилетие приоритетными являются направления эргономики информации, досуга, не ослабевают работы в областях военной и космической техники.
Напомним определение, как самой эргономики, так и ее основных понятий [22, 35, 36, 37].
Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности и, в первую очередь, высокопроизводительного труда.
Предметом эргономики как науки является изучение системных закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, предметом деятельности и средой в процессе достижения цели деятельности или при специальной подготовке к ее выполнению.
Цель эргономики — повышение эффективности и качества деятельности человека в системе «человек — машина — предмет деятельности — среда обитания» (сокращенно «человек— машина — среда») при одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности.
Система — сочетание взаимодействующих факторов, компонентов, объединенных определенной единой целью. Чаще всего в эргономике речь идет о системе «человек — машина— среда» (рис. 39). Но могут рассматриваться и другие системы, например система взаимодействия людей в производственном или ином коллективе..
Машина — в эргономике любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии, информации пр.
Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки,
112
адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности и психофизиологическое состояние человека.
Эргономические требования — это требования, которые предъявляются к системе «человек—машина—среда» в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учетом его социально-психологических, психофизиологических, психологических, антропологических, физиологических и гигиенических характеристик и возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-композиционных решений системы в целом и отдельных ее элементов.
Человек-оператор — любой человек, управляющий машиной. Для эргономиста и диспетчер аэропорта, и рабочий-станочник, и домохозяйка у плиты или с пылесосом — операторы. Эргономика, ее методы в последнее время все шире используются при проектировании не только технических устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому представляется целесообразным в этом случае вместо понятия «машина» употреблять более обобщенные понятия «изделие», «предмет».
Эргономические свойства — это свойства изделий (предметов), которые проявляются в системе «человек—предмет—среда» в результате реализации эргономических требований.
Эргономика органически связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но главным образом их структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство (с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя). Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономику как естественно-науч ную основу дизайна. В практическом плане учет человеческих факторов — неотъемлемая часть процесса дизайнерского проектирования.
С середины 1980-х годов за рубежом и в нашей стране употребляется понятие эргодизайн для обозначения сферы деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна. Эргодизайн объединяет в единое целое научные эргономические
113
исследования «человеческого фактора» с проектными дизайнерскими разработками таким образом, что установить границы между ними порой оказывается просто невозможно.
8.2. Факторы, определяющие эргономические требования
Эргономика как научная дисциплина базируется на синтезе достижений социально-экономических, технических и естественных наук. Эргономический подход к решению задачи оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов. Главные из них, обусловленные индивидуальными особенностями человека, приведены ниже.
Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают степень опосредования межличностных отношений содержанием совместной деятельности по управлению объектом.
Антропометрические факторы обусловливают соответствие структуры, формы, размеров оборудования, оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделий анатомической пластике человеческого тела.
Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.
Психофизиологические факторы обусловливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.
Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.
Гигиенические факторы предопределяют требования по освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в том числе радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению.
114
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!