Анализ пьесы Николая Эрдмана «Самоубийца»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Утвержден на заседании кафедры Русской, зарубежной литературы и МПЛ (учебно-методической комиссии) Протокол № от _____________20__ г. Зав. кафедрой О.М.Буранок _______________ _______________________________________ (председателя УМК) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА»
По специальности «Русский язык и литература»
Институт филологического образования
Составитель: проф. О.В.Журчева
Самара, 2008
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель дисциплины – формирование представлений об особенностях русского литературного процесса ХХ века и о ее составляющей – литературе русского зарубежья.
Изучение дисциплины отвечает следующим задачам п.7.1. обновленного ГОС ВПО и ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы:
в области учебно-воспитательной деятельности:
- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;
- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;
- использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
|
|
- применение современных средств оценивания результатов обучения;
- воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;
- организация и проведение внеклассных мероприятий;
в области научно-методической деятельности:
- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
в области культурно-просветительской деятельности:
- позволяет компетентно ориентироваться в художественной и материальной отечественной и культуре, осознавая место литературы в ней как искусства слова;
- формирование общей культуры учащихся;
в области организационно-управленческой деятельности:
- организация внеурочной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМА 1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ РУБЕЖА Х1Х-ХХ ВЕКОВ И «НОВАЯ ДРАМА».
Мировоззренческая ситуация рубежа Х1Х-ХХ веков, художественная культура и реформа театрального дела рубежа Х1Х-ХХ веков, появление общеевропейского понятия «новая драма». Значение МХТа, режиссерских поисков К.Станиславского и русской школы живописи в создании новых театральных традиций. Поэтика «новой драмы»: герой, конфликт, формы выражения авторского сознания, подтекст, соотношение диалогической и монологической речи, ритм, интонация, атмосфера.
|
|
ТЕМА 2. «НОВАЯ ДРАМА» В РОССИИ.
Поэтика «новой драмы» в драматургии А.Чехова (от «Иванова» к «Вишневому саду»). Образы времени и пространства в драматургии М.Горького («На дне», «Дети солнца», «Васса», «Старик», «Егор Булычев и другие»). Экспрессионистская драма Л.Андреева («Жизнь Человека», «Анатэма», «Царь Голод»). Символистская драма А.Блока («Балаганчик», «Незнакомка», «Король на площади»). Лирическая драма, или «театр поэта» в творчестве Н.Гумилева («Гондла», «Отравленная туника») и М.Цветаевой («Червонный валет», «Метель», «Конец Казановы»).
ТЕМА 3. ЖАНР КОМЕДИИ В ДРАМАТУРГИИ 20-Х ГОДОВ.
Жанр комедии в историческом развитии: определение жанра, генезис жанра, стилевые тенденции развития в ХХ веке. Проникновение «народной смеховой праздничной культуры» в художественное мировоззрение 20-х годов ХХ века: специфика героя, соотношения героя и автора, понятие языковой среды, проблемы сказа как типа повествования. Драматургическое творчество М.Булгакова: чеховские традиции в пьесе «Дни Турбиных», жанровое своеобразие пьесы «Бег», освоение гротесковой комедии в пьесе «Зойкина квартира», комедия-фарс «Багровый остров». Стилевые особенности пьес Н.Эрдмана «Мандат» и «Самоубийца».
|
|
ТЕМА 4. ЖАНР ЛИРИЧЕСКОЙ ДРАМЫ В ДРАМАТУРГИИ ХХ ВЕКА.
Лирическое начало в драматургии рубежа Х1Х-ХХ веков. Идентификация жанра лирической драмы во второй половине ХХ века. Категория лирического и стилевая и жанровая эволюция драматургии ХХ века. Поэтика лирической драмы: герой, специфика конфликта, формы выражения авторского сознания, понятие ритма, интонации, атмосферы в драме. Драматургия А.Арбузова («Таня», «Иркутская история», «Мой бедный Марат», «Жестокие игры»). Драматургия А.Володина («Пять вечеров», «Старшая сестра», «Блондинка»). Драматургия «новой волны» 80-х годов ХХ века: Л.Петрушевская, Л.Разумовская, В.Славкин, В.Арро и др.
ТЕМА 5. ФЕНОМЕН АЛЕКСАНДРА ВАМПИЛОВА.
Феномен А.Вампилова. Творческая биография драматурга и сценическая история постановок пьес А.Вампилова. Поэтика драматургии А.Вампилова: особенности характеров, конфликтов, жанров. Эволюция вампиловского героя: от Колесова в «Прощании в июне» до Зилова из «Утиной охоты». «Поствампиловская драматургия.
|
|
ТЕМА 6. ЖАНР ПЬЕСЫ-ПРИТЧИ В ДРАМАТУРГИИ ХХ ВЕКА.
Генезис и поэтика жанра притчи, его место в истории литературы. Историко-культурные предпосылки появления философской литературы в ХХ веке. Интеллектуальная драма французских экзистенциалистов, «эпический театр» Б.Брехта, пьеса-притча в советской литературе 70-80-х годов ХХ века. Пьесы-сказки Е.Шварца: «Тень», «Голый король», «Дракон». Пьесы-притчи А.Володина: «Дульсинея Тобосская», «Мать Иисуса», «Две стрелы». Историческая «трилогия» Э.Радзинского: «Диалоги с Сократом», «Лунин, или смерть Жака», «Театр времен Сенеки и Нерона».
ТЕМА 7. ПОЭТИКА ТЕАТРА АБСУРДА.
Философско-культурное понятие «абсурд», его генезис, развитие, эволюция смысла. Философы-экзистенциалисты об абсурде как о явление художественной реальности ХХ века. Принципы абсурдистского отражения мира. Абсурд в творчестве Даниила Хармса («Елизавета Бам»). Абсурдизм в драматургии «новой волны». Абсурдистские драмы Нины Садур («Чудная баба», «Панночка»).
ТЕМА 8. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КЛАССИКИ НА СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНЕ.
Основные принципы теории интерпретации художественного произведения (понятие о герменевтике и об историко-функциональном анализе драматургического произведения). Творческая специфика интерпретации драматургического произведения на сцене. Проблема инсценировок классических произведений. Работа театра над драматургическим текстом: его прочтение, связь с современностью, образ спектакля. Интерпретации на современной сцене А.Грибоедова, Н.Гоголя, Ф.Достоевского, А.Островского, М.Салтыкова-Щедрина, А.Чехова и др.
ТЕМА 9. ТЕАТРАЛЬНАЯ КРИТИКА КАК ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Театральная критика как особый жанр литературно-художественной критики. Обращенность театральной критики к зрителю. Основные понятия и категории театральной критики. Основные жанры театральной критики и их краткая характеристика: рецензия, портрет, обзор и др. Обзор театральных изданий: «Экран и сцена», «Театр», «Санкт-Петербургский театральный журнал», «Московский наблюдатель» и др. Театральная рецензия как возможность воссоздать образ спектакля.
Планы практических занятий.
Анализ пьесы Николая Эрдмана «Самоубийца»
Сценическая история пьесы. Н.Эрдман – драматург театра Вс.Мейерхольда.
Основной конфликт, специфика сюжетно-композиционной организации (сюжет, построенный на случае, анекдоте).
Система образов комедии: социальные типы и способ их характеристики.
Образ Подсекальникова: социальный статус, эволюция характера, проблема внешнего и внутреннего конфликта, пафос персонажа.
Приемы комического: построение сюжета, принципы типизации, пародирование, пародийное цитирование, речевой аллогизм и т.д.
Жанровое своеобразие пьесы.
Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 1941; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!