Типология по основанию социального действия



 

В свое время Т. Парсонс выделил измерения, кото­рые, по его мнению, в необходимой полноте позволяли определить конфигурацию социального взаимодей­ствия. Эти измерения были названы «переменными формами взаимодействия» и определялись как «дихо­томия, одно из значений которой актор (субъект дей­ствия) выбирает, перед тем как определить ситуацию и начать действовать в ней»[202].

Эмоциональность — эмоциональная нейтраль­ность определяет нормативные рамки, либо позволя­ющие индивиду стремиться к непосредственному вознаграждению, либо ограничивающие это стрем­ление.

Предписанность — достижение определяет то, как актор будет относиться к другой стороне взаимодей­ствия. Следование культурному образцу предписанности означает, что человек должен более ценить каче­ства, которыми обладает другой человек или объект, чем результативность их функционирования. Норма дости­жения, напротив, требует от человека отдавать приори­тет эффективности действий другого по сравнению с его свойствами.

Универсализм — партикуляризм относится к спо­собу категоризации людей и объектов. Универсали­стская ориентация побуждает актора соотносить эле­менты окружения с обобщенными категориями, стан­дартизировать их. Партикуляристская ориентация означает, что люди рассматривают их как ситуатив­ные, своеобразные, уникальные.

Специфичность — диффузность определяет харак­тер реакции людей на окружение. Ориентация на це­лостность окружения, ситуации, события, на их нерасчлененное восприятие связывается со следованием диффузному образцу отношения к реальности. Когда человек реагирует на аспекты ситуации или её элемен­тов, можно говорить о превалировании специфичнос­ти реакций.

Оценка культур и социокультурных ситуаций в этих терминах позволяет исследователю увидеть, как здесь принято организовывать социальные взаимодей­ствия и на что ониориентированы: на решение задачи, связанной с улучшением качества жизни, или на вос­произведение существующих отношений. При таком подходе высвечивается также технология взаимодей­ствия и становится понятным, основана она на раци­ональных принципах или действия участников ситуа­тивно обусловливают друг друга.

 

Типология по основании форм построения суждений

 

Культуры, субкультуры, культурные ситуации можно различать по используемым в них преимуще­ственным формам построения суждений в этом отно­шении. Принято выделять две основные шкалы: «абст­рактность — ассоциативность» и «универсализм — партикуляризм».

Когда знание приобретается в непосредственном опыте взаимодействия с окружением, оно носит ассо­циативный характер. Когда мысль кодифицирована в точные значения, речь идет об абстракции. Ассоциа­тивные формы обычно синкретичны, диффузны, нео­пределенны и ригидны, тогда как абстрактные харак­теризуются дискретностью, артикулированностью, оп­ределенностью и подвижностью. «Ассоциативные рассуждения отличаются «спорностью» отношений между информационными единицами. Абстрактные отмечены: (1) определением информации, имеющей отношение к данной ситуации, и (2) определением связей между информационными единицами... Перво­начальная стадия познания характеризуется ассоциа­тивностью. Абстрагирование появляется на первой стадии организации знания»[203]. При ассоциативных построениях новая информация интегрируется в име­ющееся знание с большим трудом.

Универсализм позволяет видеть мир через концеп­туализации, отражающиеся в определениях слов. При такой переработке информации значимыми являются обобщения и генерализованные категории, абстракции. Партикуляризм, напротив, акцентирует специфичное; ему свойственна ассоциативность, внимание к инди­видуальным характеристикам. Партикуляристская пе­реработка информации начинается с непосредствен­ных наблюдений, из которых затем извлекаются обоб­щения, тогда как универсалистская начинается с широких категорий и связана с определением того, в какой степени наблюдения соответствуют категориям.

Эти типы переработки информации зафиксированы в категориях индуктивного и дедуктивного способов познания. Обычно универсализм и абстрагирование, с одной стороны, и партикуляризм и ассоциативность — с другой, встречаются совместно.

Универсалистские формы рассуждений доминиру­ют в культурах, где толерантность к неопределенности низка; партикуляристские — в культурах, где проявля­ется терпимость к неопределенности. Партикуляризм тесно связан с вероятностью, а универсализм — с тен­денцией к абсолютизации.

Такая типология используется для выявления ос­нований выработки решений на уровне рассматрива­емого объекта. В результате становится понятным, как происходит определение ситуации, как отбирается ин­формация и какого качества, наконец, какой характер будет носить принимаемое решение.

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!