Эвристический смысл обращения



К волнообразным процессам

 

В заключение следует остановиться на оценке пер­спективности работы с обратимыми и ритмическими процессами в обществе и культуре. Самоорганизующи­еся системы, изменчивость которых может быть пред­ставлена в волнообразной форме, характеризуются пе­риодичностью повторяющихся состояний, детермини­рованной инерционностью системы и регулируемой с помощью механизма обратной связи. Такими саморегу­лирующимися системами, определенные процессы ко­торых могут быть представлены в волновых терминах, принято считать биологические организмы. Биологи выявили и изучают регулярные волновые процессы (ритмы) у одноклеточных растений, беспозвоночных, рыб, птиц, млекопитающих, человека; в изолированных организмах, культурах тканей, отдельных клетках. Они пытаются перенести полученные теоретические моде­ли на сообщества организмов и экосистемы. Основываясь на уже существующих в науке аналогиях (в основном метафорического свойства) между организмом и обществом, механизмом и обществом, сторонники этого подхода стремятся перенести часть научного аппарата, отражающего сходство наблюдае­мых процессов, в изучение общества и культуры. Со­ответственно предпринимаются попытки объединить в общую теоретическую модель элементы физической теории колебаний, теорий биологических ритмов и кибернетической концепции поведения систем боль­шой степени сложности.

В отличие от физических колебаний и волн и даже биологических ритмов социальные системы характе­ризуются значительно более высокой степенью стохастичности, изменчивости, что делает весьма затрудни­тельным параметрировать их в терминах «амплитуды», «фазы», «периоды». По сравнению с биологическими системами, социальные имеют несравненно более дли­тельные периоды флуктуации. Их-то и принято назы­вать циклами.

Следует отметить, что исследование ритмических процессов в организмах и тем более социокультурных системах только начинается. В какой-то степени изу­чен околосуточный период колебаний; значительно меньше данных существует о месячных и годовых ин­тервалах. Совсем немного известно о более длинных волнах — от пяти лет и выше.

Структуры и темпы социокультурных процессов разнообразны и не могут быть описаны формулами гармонических колебаний. Однако сама попытка по-иному, чем в эволюционизме, взглянуть на динамику общества и культуры, может оказаться плодотворной, а применение биологических и механических метафор, связанных с волновыми процессами — эвристичным. Тем более, что такое перенесение часто происходит в истории развития социальных наук и имеет положи­тельные результаты. Разумеется, ни в одной социокуль­турной системе невозможно найти устойчивые точку или ось равновесия. Однако, как видно из структурно-функциональных исследований, установившееся со­стояние системы означает, что разброс вариаций по­ведения её отдельных элементов не превышает границ, которые можно выявить в соотнесении с каким-то общим средним уровнем. Тогда динамика этой систе­мы в пределах её равновесного состояния может быть описана в терминах волнообразных колебаний около этого уровня.

Построение ритмических моделей для социальных систем предполагает логическое движение от гипоте­зы о волнообразности определенных процессов и ус­тановления приблизительной формы изменений в дол­говременной перспективе к построению волн средней и малой длины. Если речь идет о ритмических струк­турных изменениях, предметом анализа становится смена процессов дифференциации и интеграции; если рассматриваются ритмы ускорения и замедления про­цессов, происходящих в системе, предмет излучения — частота смены событий в ней.

Следует подчеркнуть, что волнообразные процес­сы не могут быть отнесены к обществу, культуре «в целом». То, что принято называть обществом и культу­рой, суть обобщающие категории для обозначения множества объектов, процессов, событий и т. п. Одни из них образуют устойчивые системы связей; другие складываются в нестабильные, быстро разрушающие­ся образования, которые вряд ли можно назвать систе­мами в строгом смысле слова.

Социокультурные процессы формируются на раз­личных уровнях каждой области социокультурной жизни. Они имеют неодинаковые формы, находятся в многообразных взаимоотношениях. Одни усиливают, поддерживают друг друга, вступая в резонанс; другие при столкновении ведут к взаимному ослаблению и даже аннигиляции (уничтожению); одни могут подчи­нять и поглощать другие. В этой ситуации любая по­пытка построить интегральную общую модель движе­ния общества и культуры «в целом» обречена на не­удачу. Построение волновых моделей социокультурных процессов суть не более чем теоретические абстрак­ции, разработанные на материале какой-то одной или нескольких близких областей культуры: экономики, философии и религии, искусства, науки и т. п.

Бывает, что исследователи универсализуют свои выводы, переносят их с одного класса событий на всю социокультурную жизнь. Хорошо известный пример — отождествление культуры с религиозными доктрина­ми. Соответственно при построении ритмических мо­делей социокультурных процессов следует четко оп­ределять их место и зоны влияния в более широком культурном контексте.

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!