Культура баден-вучедол Среднедунайского бассейна



Бассейн Среднего Дуная - одно из наиболее тща­тельно изученных мест, и сотни здешних поселений (особенно те, что расположены в Венгрии и Запад­ной Словакии) позволяют подробно проследить куль­турное развитие доисторической Европы в этот ре­шающий для нее период. Хотя баденскую култтуру (также именуемую культурой баден-пецель или куль­турой керамики с радиальным орнаментом) чаете рассматривают как самостоятельное явление, на са­мом деле она — не более чем западное ответвление более обширного культурного комплекса, существо­вавшего между Западной Анатолией и Польшей.

Баденский комплекс, в котором смешались мест­ные и иноэтнические элементы, охватывал бассейн Среднего Дуная, причем его северная граница про­ходила по Богемии и Южной Польше. На юге он дос­тигал долин Моравы и Вардара в Югославии, Бос­нии и даже Албании68. Его радиоуглеродные датиров­ки приходятся на XXXIV-XXIX вв. до н. э. (Табл. 30),

Давшее название всему комплексу поселение Ба-ден-Кёнигсхёле в окрестностях Вены было раскопа­но более 60 лет назад69. Согласно имеющимся теперь радиоуглеродным датировкам, мы знаем, что баден-ская культура просуществовала около 500 лет. В рам­ках этого периода принято различать три фазы: ран­нюю (болерац), среднюю (классическая баденская) и позднюю (бошака). В общей сложности (включая наземные находки) зафиксировано около тысячи ба-денских поселений™.

Городища с апсидными постройками

Городища Вучедол и Сарваш в Северо-Западной Югославии71 (рис. 10-17), НитрянскиГГрадокв


 


[та X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов т южнорусских степей и преображение Европы


411


 


 


окрестностях Нитры и Левоча в Западной Слова­кии'2, ряд укрепленных пунктов в Австрии в окрест­ностях Вены и Мелька, а также некоторые поселе­ния в Южной Польше, по-видимому, служили рези­денциями вождей. Все они имеют большое сходство с такими труднодоступными и сильно укрепленны­ми городищами, как Михайловка на Нижнем Дне-пре и Ливенцовка в Ростове-на-Дону.

В Вучедоле на вершине холма стояло два апсид-ныхдома классической фазы баденской культуры. Считается, что в одном жил вождь, а во втором были кухня и кладовая. Они были выстроены из вертикаль­ных столбов с глиняной обмазкой, полы были гли­нобитными, внутренние стены делили пространство на несколько комнат, в каждой из которых имелся рмоууольный очаг. Апсидные дома встречаются также в Болгарии (Караново VII и Нова-Загора), в Македонии, Северо-Восточной (Ситагрой V: рис. 10-18). Центральной и Южной Греции (Лерна IV, Фивы, Асине), а также в Турции (Троя Ib и Караташ в Ли-

). Апсидные дома баденско-эзерской культуры

лялись только в самых главных городищах. В Па­не XXXIV—XXXI11 вв. до н. э. апсидные дома (в Мегиддо, Мэзере, Иерихоне VII-VI, Бет-Шеане XVI, Рош-Ханнигре II Хирбет-Керахе I Тель-Ярмуте В И.Библосе III) появились вместе с некоторыми дру-тми элементами чуждой культуры (серой керамикой Спицами и медными орудиями 73 не исключено' что это было одно из последствий второй волны кур-

ной культупы которая не остановилась на Дарда-...шах, но докатилась до Восточного Средиземномо-

Поселения

Типичное поселение баденской культуры стояло аречной террасе или мысе. Жилищами служили большие (самые крупные - 3,5 на 4,5 м) прямо-льные полуземлянки с двускатной кровлей, кото­рую поддерживали деревянные столбы. Глинобитные очаги имели круглую или прямоугольную форму. I Наземные постройки чаще всего встречаются в За-шной Словакии и в Венгрии. Поселения баденской культуры могли быть постоянными или сезонными. Первые более характерны для горных районов и се­веро-западного крыла этой культуры в то время как небольшие и краткосрочные стоянки чаще встреча­ются на равнинах Восточной Венгрии и Югославии. Расположение постоянных поселений явным обра-юм обусловлено традициями древнеевропейских на-I шов.

Хозяйственный уклад

Хозяйственный уклад баденской культуры не был I единообразен по всей территории ее распростране­ния: на северо-западе преобладало земледелие74, в


других местах - в особенности в Восточной Венг­рии и Северной Югославии - главную роль играло скотоводство. Среди растительных остатков75 бота­ники идентифицировали пшеницу (в первую оче­редь эммер), ячмень, просо, овес, бобовые и, воз­можно, рожь, в то время как лесные орехи, ракови­ны, вишневые косточки и обугленные сухие яблоки свидетельствуют о наличии собирательства. Среди костей домашних животных преобладают останки крупного рогатого скота, далее идут овцы, козы, сви­ньи и лошади. Загоны для скота занимали площадь в 500—600 кв. м, вокруг них были вырыты канавы и поставлен примитивный забор из веток и столбов различной величины76. Костей овец и косуль боль­ше в более просторных и богатых домах77. Произво­дящее хозяйство в значительной мере дополняли рыбная ловля и охота о чем свидетельствуют рыбо­ловные крючки и скопления рыбьих костей, а так-же костей медведей, кабанов, зубров, косуль, вол­ков лис и зайцев.

Указания на существование местной металлургии относятся к классической фазе баденской культуры. В Сарваше (Северная Югославия) при изготовлении черешкового кинжала и плоского топора, по-види­мому, использовалась открытая литейная форма из песчаника78. В мужских захоронениях порой встре­чаются треугольные кинжальные лезвия с отверстия­ми для заклепок.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!