Появление элементов курганной культуры



В среде культуры линейно-ленточной керамики

Угасание культур варна, караново, винча и лен-дельна основной территории их распространения и перемещение больших пластов населения к северу и севеео-западу являются косвенными указаниями на то, что здесь произошла катастрофа невиданного масштаба, которую невозможно объяснить одними климааическими изменениями, истощением земель или эпидемиям и (нет никаких свидетельств, что они имели место во второй половине V тыс. до н. э.). На­против, есть прямые подтверждения набегов конных воинов: об этом говорят не только индивидуальные мужские захоронения под земляными насыпями, но наличие целого комплекса признаков курганной куль­туры - поселения на возвышенностях, лошади, пре­валирование скотоводства, следы насилия и патри-архальной системы, символика солнечного культа. Все эти элементы теснейшим образом переплелись в общественном, хозяйственном и религиозном уст­ройстве курганной культуры.

Возникновение в Венгрии, Австрии, Западной Словакии, Моравии, Богемии и Баварии37, на кру­тых берегах Среднего и Верхнего Дуная целой цепи городищ - для доисторической Европы феномен, действительно, новый. Древнейшие из них хроноло-[чески совпадают с поздними материалами культур лендель и рессен или же непосредственно за ними следуют. Согласно радиоуглеродным датировкам, они «сходят к 4400-3900 гг. до н. э.38

Появляются жилища-землянки, резко отличаю­щиеся от крепких наземных построек, характерных для культур лендель и линейно-ленточной керами­ки. В них археологи находят керамику с соллярыми мотивами, как правило, выполненными техникой ■ssab-andсdrag» («надавить и процарапать», по-немец-


ки «FurchenstiсЬ»), илИ С резными узорами в виде «се­ледочных скелетов» и насечек. Распространенными видами орнамента также являются треугольники вер­шинами вниз и параллельные линии, а также ряды точек над и под «плечиками» сосуда. В районе Верх­него Дуная/Верхнего Рейна, в Вюртемберге и Бава­рии, такая керамика является отличительным при­знаком культуры рессен, которую относят к числу «смешанных» или считают культурой линейно-лен­точной керамики «с примесью восточных черт»39. Это ее видоизмененная разновидность, а не просто даль­нейшее развитие стадии накольчатой керамики культуры линейно-ленточной керамики. Керамика с солярными мотивами есть в жилых землянках классического периода культуры рессен и в ее раз-новидности ваувиль (обнаруженной в Ваувилермоосе Люцерн Швейцария) В Баварии классическим при­мером укрепленного городища с углубленными в зем­лю жилищами является Гольдберг(Нердлинген-Рис) где в конце 1920-х гг проводил систематические рас­копки ГБерсу40 Размеры землянок варьировали от 4,2 на 3,2 м до 5^2 на 4,9 м.

Сочетание керамики с солярным орнаментом и жилищ-землянок известно также у Среднего Некка-ра в районе Штутгарта, Пфуллингена и Тюбингена, к северу от Швабского Альба, а также более чем в 20 поселениях группы айхбюль-швибердинген к се­веру от Швейцарии. Почти идентичные материалы обнаружены в Бишхейме в Рейнланд-Пфальце на Нижнем Майне и в Бишоффинген-Лейзельхейме на Верхнем Рейне41. К югу, в Швейцарии, керамика рес­сен найдена в поселениях на торфяниках и в захоро­нениях в Ваувиле, Сен-Леонаре в Валэ, Краванше у Бельфора и Гонвилларе в Восточной Франции42. На севере поселения культуры рессен есть на аллювиаль­ных дюнах восточного берега Эльбы, вокруг которых расстилаются прекрасные пастбища. Малоплодород­ные почвы этого региона неолитическими земледель­цами не возделывались.

К востоку от Магдебурга были проведены систе­матические раскопки городища Валиц43. Это поселе­ние площадью в 2 га было окружено рвом и состояло из 5 крупных домов и 10 поменьше. Основной зерно­вой культурой здесь была мягкая пшеница, а среди домашних животных преобладал крупный рогатый скот. Кремневая индустрия имеет много сходства с фазой резной керамики культуры линейно-ленточной керамики, однако гончарные изделия украшены ха­рактерными для классического периода культуры рессен солярными мотивами. Согласно радиоугле­родным датировкам, Валиц следует отнести к послед­ним столетиям V тыс. до н. э. (5300 ± 200 до н.в.; т. е. с корректировкой - 4380-3950 гг. до н. э.).

Наиболее любопытны городища фазы зальцмюн-де (период до середины IV тыс. до н. э.). Название ей дало городище, стоявшее на берегу реки Заале непо­далеку от города Галле. Другие городища (к примеру,


402


Гимбутас М. Цивилизация Великой Богин


 



риттттттШ^                                               .

Каленберг у Квенштедта, Гольдберг у Мецлиха и Обервершен) расположены на самых высоких точках данной местности; с двух или трех сторон они были защищены рекой и очень крутыми, скалистыми от­рогами44. Городище Зальцмюнде состояло из 5 не­больших прямоугольных построек-мазанок (по три вертикальных бревна в каждой стене). В середине одного из домов площадью 3—5 на 6—7 м находился прямоугольный очаг.

Помимо укреплений на холмах, показателем культурных изменений в бассейне Эльбы-Заале яв­ляются погребения курганного типа первой полови­ны IV тыс. до н. э. Появившиеся в бальбергской куль­турной группе бассейна Верхней Эльбы одиночные захоронения в обложенных камнем ямах, которые сверху покрывали каменной плитой и круглой зем­ляной насыпью, резко отличались от местной тра­диции коллективных захоронений45 (рис. 10-10). В районе Эльбы-Заале было раскопано около 20 зем­ляных курганов; под каждым из них было одно цен­тральное захоронение в могильной яме, над которой из камней или каменных плитбыл сооружен «домик мертвых». Радиоуглеродные датировки бальбергских и следующих за ними зальцмюндских захоронений

30


Рис. 10-10


указывают на первую половину IV тыс. до н. э. (ок, 3900-3400 гг. до н.э.).

В этот период появляются первые признаки на­сильственной смерти людей от копий или топоров, ставшей повседневной реальностью последующих тысячелетий. В уже упомянутом городище Гольдберг найдены останки четырех человек с незалечимыми ранами на черепе, нанесенными острием копья. В Тальхейме, к востоку от реки Неккар (Юго-Запад­ная Германия), на месте поселения культуры линей­но-ленточной керамики найдены останки 34уби­тых — мужчин, женщин и детей; их тела были сва­лены в яму (среди мусора было несколько черепков, относящихся к позднему периоду линейноллетточ­ной керамики: более ни одной находки, непосред­ственно связанной со скелетами). По крайней мерт 18 черепов проломлены сзади или сbcdxv ynaDoii каменных топоров или кремневых наконечнкш эти люди были убиты сзади может быть когда они пытались бежать. Скелеты свалены в яму, поперек ное сечение которой 1 5 на 3 1 м глубина 1 5 м йа какого-либо порядка и последовательности, женщи­ны впереметпку с мужчинами и детьми46 Поск ку убитые были похоронены в культурном слое ли


2 м



Гумус

Смесь гумуса и песка

Серая глина

Белая глина

Желтоватое наполнение могилы

Серая глинистая почва

Легкая серая глина


Рис. 10-10

(1) Древние круглые могильные насыпи - типичная для Центральной Германии разновидность курга­нов. Разрез и некоторые детали могильной ямы. (2, 3) Найденные в могиле сосуды (скелет не сохранил­ся) бальбергской (2) выделки и стиля, предшествовавшего культуре шаровидных амфор (3). Делауер-Хайде, Галле, Заале. Середина IV тыс. до н.э. Масштаб 1: 3.


1.ш X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы


403


 


нейнн-ллнточной керамики, относящемся, соглас­но радиоугглродным датировкам, к началу Утыс. дон. э., то можно предположить, что эта резня про­изошла позднее, вероятно, в период культуры рес-сен.

Появление в середине IV тыс. до н. э. в Восточ­ной Ирландии и Центральной Англии одиночных мужских захоронений под круглыми курганами так­же резко расходится с местной традицией общинных погребений. Это — знак того, что первые носители курганной культуры, скорей всего, выходцы из Рейн­ского бассейна, уже пересекли Ла-Манш или Север­ное море (см. в главе VI описание захоронений куль­туры линкардстаун в Восточной Ирландии и родст­венных им одиночных захоронений под круглыми курганами в Дербишире, Дорсете и некоторых дру­гихчастях Англии). Одновременно появляются при­знаки военных действий и насилия.

Вполне очевидно, что вскоре после первой вол­ны курггнной культуры часть Центральной Европы оказалась в разной степени «курганизирована». Древнеевропейская цивилизация была земледельче­ской, матрицентричной и матрилинейной, поэтому проииошедший около 4000 г. до н. э. переход к сме­шанному земледельческо-скотоводческому хозяйст­вуй патриархальной классовой структуре общества был, по моему мнению, результатом успешной ин-доевроопизации. Разведение скота начинает прева­лировать над возделыванием земли. Это изменение общественного устройства, религии и системы хо­зяйства было вызвано не последовательной эволю­цией туземного населения, но столкновением и по­степенным срастанием двух разных сообществ и идеологий.

Первая волна курганной культуры не могла изме­нить образ жизни всей Центральной Европы, но большая часть Дунайского бассейна попала под шеть возведенных на возвышенностях укрепленных городищ. На постепенное вытеснение древнеевро-пейских традиций должно было уйти время жизни многих поколений. Судя по всему, местное населе­ние либо продолжало жить бок-о-бок с пришельца­ми, с ними не смешиваясь, либо было покорено и оказалось во власти немногочисленных воинов кур­ганной культуры.

Многие древнеевропейские культурные группы -щутени, культура воронковидных кубков и запад­ное ответвление культуры линейно-ленточной кера­мики - продолжали существовать в первой полови­не IV тыс. до н. э. и далее. Новый всплеск «курггни-вшш» произошел во второй половине IV тыс. до н. э., очем речь в следующем разделе.


Вторая волна курганной культуры ( ок . 3500 г . до н . §ф преображение Центральной Европы во второй половине IV тыс . до н . э.

Не поздней середины IV тыс. до н. э. племенные вожди курганной культуры повели своих людей из Северопонтийского региона на земли кукутенской культуры. Там они столкнулись с цветущей цивили­зацией, пережившей первое вторжение. На сей раз она не выдержала и была трансформирована, частич­но слившись с курганной культурой. Эту перемену никак не отнести за счет естественной эволюции местного населения, поскольку дальнейшее развитие туземной культуры - лишь бледная копия ее преж­него великолепия.

Властителей этих мест легко распознать по царским гробницам и погребениям знати - это «домик мертвых» с каменным куполом, покрытый курганом и окружен­ный каменными кольцами (рис. 10-11,10-12). К 3500 г. до н. э. культура областей, лежащих к северу и к югу от Карпатских гор, измениласьдо неузнаваемости. К кон­цу IV тыс. до н. э. в ряде территорий Центральной Ев­ропы процесс перехода от матриальной к патриархаль­ной системе был уже завершен, и из сочетания элемен­тов древнеевропейской и курганной культур возникли новые группы (рис. 10-13).

Этот переходный период совпал с изменениями в металлургических технологиях и началом бронзово­го века в Припонтийском регионе. Новая металлур­гия пришла на смену медному производству древ-неевропейского медного века и была основана на сплаве меди и мышьяка, меди и олова, меди и мышь­яковистого олова (бронза As, Sn и Аs-Sn)47. Прове­денные опыты показали, что мышьяковистая бронза была достаточно твердым и прочным материалом, однако - в качестве побочного эффекта - работа с ней должна была медленно, но верно отравлять куз­нецов. Появившийся к северу и к западу от Черного моря комплекс орудий и оружия — кинжалы, ножи, алебарды, резцы плоские топоры и топоры с про-ухом — не имеет большого сходства с местным древ-неевропейским инструментарием. Скорей, эти брон­зовые артефакты своими формами напоминают те что встречаются на Северном Кавказе в Закавказье и на Ближнем Востоке.

Характер гробниц второй волны курганной куль­туры выдает ее северопонтийское происхождение. Ниже мы проведем краткий обзор ее основных па­мятников в Северном Причерноморье.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!