Творческий путь Ж.-П.Марата. «Друг народа» - газета Французской революции.



Nbsp;

Экзаменационные билеты

Дисциплина: «История зарубежной журналистики»

Курс, VII семестр

«Введение в мировую журналистику»

 

 

Билет № 1

Зарождение и становление журналистики как социально-политического явления.

Прообразом публ-ки и Жур-ки являются ораторские выступления древних греков и римлян. В отсутствие иных средств коммуникации изустное слово оратора было едва ли не единственным средством соц воздействия. От тех, кто желал влиять на ход государственных дел, требовалось умение публично провозгласить и отстоять свою точку зрения, повести за собой народ. Можно даже утверждать, что с тех пор все великие политики и народные трибуны неизменно были и великими публицистами в своих речах, обращенных к гражданам Афин. С древних времён и до наших дней устные выступления ораторов являлись и остаются важнейшей формой массово-информ деятельности.

 В Др Египте при дворе фараонов “выходила”, в виде папирусных свитков, “газета”; в противовес ей существовало и оппозиционное “издание”. Но более устойчивым оказалось другое пражурналистское предприятие: в римском государстве по указанию Юлия Цезаря стали “выходить” и удержались в течение столетий (I в. до н.э. - IV в н.э.) сводки различных известий - “Acta Senatus” и “Acta diurna populi Romani”. С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах “информационной службы”. В средневековой Европе были созданы даже своеобразные бюро по сбору и распространению письменной информации - цехи писателей новостей. Тогда же возникло слово “газета” - от названия монеты “gazetta”; за такую монету в Венеции можно было получить сводку новостей. Собственно журналистика - печатные периодические издания - могла возникнуть только после изобретения книгопечатания. В Европе технические предпосылки книгоиздания начали складываться с 30-40-х годов XV века (изобретение И. Гуттенбергом книгопечатания). Решающим фактором возникновения журналистики оказались социально-экономические причины. Рубеж XVI-XVII веков - время активного складывания рыночных отношений, роста межд. торговли. В это же время возникают крупные централизованные абсолютистские государства (Франция, затем Россия), развиваются наука и культура, распространяется грамотность, растёт прослойка образованных людей, расширяется читательская аудитория. Все эти соц, полит, культур, эконом факторы послужили толчком для более широкого и регулярного распространения торговой, коммерч, научной, культ информации, а также политической - о внутреннем и международном положении дел. Первые газеты, рассчитанные прежде всего на купцов и горожан, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и другую инф, важную для деловых людей того времени.

Д.Дефо – журналист.

1660-1731. Дефо родился в семье торговца и получил религиозное образование. Он сменил много профессий: работал купцом, журналистом, издателем, писателем и всегда оставался в гуще событий своего времени.

За памфлет «Простейший способ разделаться с диссидентами», направленный против господства англиканской церкви (борьба с религией), Дефо был приговорен к позорному столбу, тюрьме и штрафу. В тюрьме он задумал издавать моножурнал «Ревью» («Обозрение»), который выходил с 1704 по 1713 г., и написал «Гимн позорному столбу». В своём журнале он анализирует уже случившиеся полит события, рассматривает их по новому, с др ракурса, чтобы вызвать полемику. Он был единств сотрудником журнала. Журнал состоял из 8 стр, похож на бюллетень, новостей не было, и это главное отличие от др журналов. Его периодичность была 1 раз в неделю, затем 2, потом и 3,4, но в итоге 2 раза в неделю. Он сложил тип передовой статьи – программная статья, репортаж-путешествие, газетный очерк, анал статья, анал полемика. Начав свой путь в журналистику искренним борцом за правду, Дефо со временем отступил от прежних идеалов и начал продавать свое перо. Умер он в бедности и забвении. О памфлете «простейший способ разделаться с дисседентами». Через некоторое время после воцарения Анны началось давление на диссентеров. Их хотели лишить гражданских и религиозных свобод, закрывались диссентерские академии. И Дефо написал свой памфлет. Читая его, никак не подумаешь, что автор борется за права диссентеров, что он на их стороне. Наоборот, публицист язвительно отзывается о них, подчеркивает их деятельность, якобы отрицательно сказавшуюся на делах государственных, вплоть до казни короля. Беспощадно обвиняя диссентеров во всех грехах, называя их сектой, змеиным отродьем, сорняками мятежной ереси, заразой, Дефо намеренно располагает к себе своих противников. Ненавистники диссентеров были удовлетворены этим ярким, изобличающим пороки вредителей государства памфлетом. Однако Дефо добивался совсем иного результата. Под маской ненавистника диссентеров публицист показывает царящее в обществе несправедливое отношение к ним.

 

 

Билет № 2

Особенности речей Демосфена.

Годы жизни 384-322 гг. д.н.э. Использовал актерские приемы в своих речах. Но его особая сила в самой его публицистическом умении. Был патриотом Афин. Противопоставлял положение правителя с его возможностями и деньгами с оратором, у которого есть только сила слова. Д. добивался внимания простого народа: говорил эмоционально, разорвано.

Д. активно выступал за демократию Его противник – сторонник промакедонского движения Эсхин (актер, оратор). В «Деле о предательском посольстве» Д. выступает за свержение существующего строя. Среди его трудов «Дело Ксенофонта о венке». Д. использует лукавое умолчание, вставные диалоги, обращение к богам.

Основная задача речей - привлечь слушателя на свою сторону.

1) Он говорил с народом прямее и искреннее, в отличии о других ораторов своего времени не боялся уличать народ в его слабостях, не уступая желаниям толпы, бросать ей вызов.

2) Лексико-стилистические приемы: напр., в “Деле о предательском посольстве” (речи против Эсхина, другого оратора-политика, который был замешан в истории с проходом Филиппа (тот подкупил послов) через Феромпилы (главные ворота Греции)) - Демосфен прибегает к приему петериции, примешивая к пафосу высокой аргументации низкий жанр инвективы, бранных слов, низкопробных выражений в адрес родителей, по поводу происхождения и порочащих любовных связей, актерских провалов (Эсхин был актером). Речь его вообще часто пестрит разного рода солеными выражениями и острыми словечками.

3) Приемы: Демосфен соединяет иронию, антитезу и риторический вопрос, избегает “зияния” (много гласных) достигая таким образом небывалого благозвучия своих речей. У него тонкое чувство ритма. Средства смыслового выделения у Демосфена: логическое ударение (ключевое слово на первое или на последнее место в периоде); анафора - повторение одного и того же слова:

“Что главное в ораторе: 1- живость, 2 - живость и 3 - тоже живость!”

пары синонимов:

“пусть говорит и советует”, “радоваться и веселиться”, “твердил и изъяснял”; логическое ударение посредством клятвы:

“Кто обвинит меня в приверженности - о Земля! о боги! - в приверженности к Филиппу? Клянусь Гераклом и всеми богами…” Иногда это и лесть: “…воины, не просто безупречные - достойные восхищения…”

Демосфен - мастер метафор, анафор, вопросов, вставных диалогов. Иногда у него встречается даже мифотворчество (однажды он придумал(!) сон о смерти Филиппа). Иногда использует умолчание - расставляет выгодные себе акценты, иногда - фигуру умолчания, что толкает слушателя к сотворчеству. В речах Демосфена, создаваемых в условиях политической борьбы многочисленные случаи тенденциозной трактовки, подтасовки, сознательного переиначивания фактов кажутся вполне уместными. Демосфен разработал концепцию красноречия, которая использовалась многими известными ораторами прошлого, не утратило она своей актуальности и сегодня.

 

  1. «La Gazette » и ее роль в формировании французской журналистики. Авторитарная концепция печати.

«La gazette» появилась в 17 в. Это первое издание, кот было официальным политическим печатным органом. 30.05.1631 г. – первый номер при дворе Людовика 13. Теофраст Ренодо (1583 – 1653) – глав редактор. Цель газеты – быть рупором власти, управлять гос-вом. Кардинал Ришелье был вдохновителем газеты. Она провозглашала абсолютизм. Является примером авторитарной концепции печати.

В газете писал кардинал Ришелье (1585-1648) и Людовик 13, кот описывал свои походы, следовательно, первый воен журналист. В техническом плане газета была прообразом настоящей современной газеты. Текст состоял из отдельных абзацев, разбитых на колонки, каждый из которых содержал своё сообщение. Заметки начинались с места и даты отправки известия. Со второго года у “Газетт” появились приложение - “Обычные новости различных местностей”. В газете сообщались как внутренние, так и зарубежные новости. Большинство известий приходило из Германии, Испании, Венеции, Вены и др.; печатались военные сводки, придворные новости, сведения о торговле и мореплаваниях, а также объявления. Информацию Ренодо получал от кардинала, который снабжал редакцию хорошими сотрудниками и присылал копии разных документов, от самого короля Людовика XIII, из переписки различных деятелей того времени, а также из иностранных газет. Редакция снабжалась необходимыми техническими средствами и Ренодо имел исключительное право на производство и продажу газеты. Но всё, что печаталось в ней находилось под контролем властей. Газета была слугой монарха и кардинала, отстаивала только их интересы.

Ренодо много путешествовал по Италии. Когда вернулся в Париж, сблизился с Ришелье и он ввел Р. в высшие круги власти. Тот стал королевским лекарем. Затем основал адресное бюро, из которого и вышло издание «La gazette». Оно выходило 1631-1792. Газета прекратила существование, когда пала абсолютная монархия. Распространялась и за пределами Франции. Ренодо наладил широкую корреспондентскую сеть. Когда в других газетах выходили памфлеты против власти, Ренодо писал ответы на них.

04.07.1631 стали печататься выходные данные. Выходила 1 раз в неделю. 4 листа. Сообщались краткие новости. Потом стала выходить на 8 полосах, потом на 12. Незадолго до закрытия газета стала ежедневной. Заметки начинались с даты, места события. Писали о воен событиях, новостях торговли. Тираж 1200 экз. С конца 1631 г Ренодо стал делить газету на 2 части: «Газетт» и каталог новостей. Каждый месяц выходит спец. номер с важнейшими новостями и комментариями Ренодо. С 1634 г. стал делать доп номера как дайджесты. 1633 напечатали об осуждении Галилея.

После смерти Ришелье – нов власть. Мазорини не хотел писать о прошлой власти и начались нападки на Ренодо. 25.10.1654 умер Ренодо. Номера сквозные, можно сделать единый том с предисловием редактора.

Черты авторитарной газеты:

1.Рупор официальной власти.

2.Жесткая предварит цензура

3.Королевские привилегии, система лицензирования

4.Правдивая информация приносится в жертву требованиям власти

5.Вертикальная структура прессы  

6. рассылаются дерективы на местах

7. система лицензирования, царского дозволения, указаний свыше.

Гл ред-р и журн-ты должны бть лояльны к власти, быть всегда на её стороне.

 

 

Билет № 3

Творческий путь Ж.-П.Марата. «Друг народа» - газета Французской революции.

1743-1793.Родился в Швейцарии, поселился во Франции шестнадцати лет, до 1765 года изучал естественные и философские науки. Призывал к террору всегда, хорошо убеждал, его речь очень эмоц. Он выступал за казнь короля. Никогда не опускался до оскорблений, переход на личности был в рамках полит борьбы. В 1774 году было издано анонимно первое полит сочинение Марата "Цепи рабства", трактующее вопросы борьбы с феодально-абсолютистским строем, доказывающее неизбежность революции и ставящее конкретные вопросы революционной борьбы. С началом революции Марат оставил научные занятия, посвятив себя служению восставшему народу. 12 сен 1789г издаёт «парижский публицист», замет переим в «Друг народа». В 92г снова переим в «франц публицист», т.к. было много преследований. Эпиграф Руссо – посвятить себя истине. Он считал, главное – истина и он боролся за неё. Его врагом был Неккер, кот сначала говорит, что револ-я нужна, но когда занимает хороший пост, меняет своё мнение и льстит королю. Для Марата это неприемлемо. На стр газеты последовательно отстаивал задачи развития революции, срывая маски с тех, кто под прикрытием лживых и лицемерных фраз стремился затормозить её дальнейший ход. Он обличал двоедушие и половинчатость политики жирондистов, приведшие их, в конце концов, на позиции, враждебные революции. Марат разрабатывал также и соц проблемы революции, твёрдо и последовательно защищая интересы народа и его беднейших слоев. Этим он завоевал огромную популярность в массах. "Дар отечеству" и "Дополнения" он развивал мысль о необходимости объединения всех общественных прогрессивных сил для борьбы против абсолютизма. Дар отечеству имеет закольцованную композицию, вначале говорится о бедном угнетённом народе, затем какие законы должны быть в гос-ве (3 его закон «о свободе печати»), говорит, как испол печать во Франции вообще. Каждый журналист доложен ставить после статьи подпись, и это и будет отвест-ью за то, что он написал. Композиция заканчивается тем, как все живут по тем законам, кот он предлагает.

Он был убит в расцвете сил (50лет) террористкой и после смерти почитался революционерами как мученик свободы.

Две вещи сделали его истинным другом народа: 1) то, что он всегда и, прежде всего, бесстрашно и настойчиво защищал интересы «маленького человека», бедняка; 2) простой, понятный народу и одновременно «зажигательный» язык газеты Марата.

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 870; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!