Крупнейшим же талантом среди них был молодой Иоганн Вольфганг Гёте.
Гёте родился во Франкфурте-на-Майне, в богатой семье. Прадед его был кузнецом, дед — трактирщиком и одно время портным. Отец, доктор прав, прожил жизнь на проценты с унаследованного капитала, занимаясь самообразованием и воспитанием сына. Этой же цели посвятила себя и мать, происходившая из старинного ученого рода (тоже бюргерского, а не дворянского).
Отличное образование, полученное дома, Гёте продолжил в Лейпцигском, а затем в Страсбургском университете. Во время пребывания в Страсбурге он случайно столкнулся с Иоганном Готфридом Гердером (1744—1803), виднейшим теоретиком «Бури и натиска» и горячим пропагандистом Шекспира. Гердер произвел на него огромное впечатление. Впоследствии Гёте исхлопотал Гердеру место в Веймаре, и они прожили рядом с 1776 г. до самой смерти Гердера.
Гёте с детства привык к театру. Посещение театра входило в число его учебных занятий. Не удивительно, что уже в юности он пробовал свои силы в драматургии. В Страсбурге он создал свою первую получившую известность пьесу—«Гёц фон Берлихинген» (1773). Это была первая немецкая историческая драма,посвященная жизни целого народа, и она сыграла огромную роль в формировании новой литературы. Идеал Гёте — борьба, а не примирение.
Несколько драматических произведений, написанных Гёте после трагедии «Гёц фон Берлихинген», заметно ей уступают и по значительности проблем, и по художественным достоинствам. Это трагедия «Клавихо» (1774; сюжет заимствован из «Мемуаров» Бомарше), трагедия «Стелла» (1776), основанная на эпизоде из биографии Джонатана Свифта, и драматическая шутка «Торжество чувствительности» (1777).
|
|
Новая значительная пьеса Гёте появилась лишь много лет спустя. Это снова была историческая драма,посвященная на сей раз событиям Нидерландской революции XVI в.; героем ее опять было историческое лицо — граф Эгмонт, казненный испанским наместником герцогом Альбой. «Эгмонт» был задуман и начат в 1775 г., но завершен только во время путешествия в Италию, в 1786-1788 гг.
«Фауста» трудно отнести к какому-либо определенному периоду творчества Гёте. Это воплощение центральной темы его творчества, а во многом — и всего Просвещения. Гёте работал над «Фаустом» — оставляя его и снова возвращаясь — почти всю свою жизнь. Замысел «Фауста» возник еще в период «Бури и натиска», а от момента опубликования первого отрывка (в 1790 г.) до выхода второй части «Фауста» (в 1832 г.) прошло сорок два года. Первая часть появилась приблизительно в середине этого периода — в 1808 г.
Герой трагедии Гёте — действительное лицо. В годы Реформации и Крестьянской войны по городам и селам Германии скитался некий доктор Фауст. Трудно сказать, был ли он вправду ученым — врачом и естествоиспытателем, или умелым шарлатаном, во всяком случае он произвел большое впечатление на народное сознание. Доктор Фауст стал героем легенд и преданий. О Фаусте мечтали написать многие, но по плечу этот сюжет оказался лишь Гёте. Именно «Фауст» Гёте был крупнейшим достижением просветительского реализма.Он связал собой литературу XVIII и XIX веков и остался крупнейшим памятником не только своей эпохи, но и всей поэзии нового времени.
|
|
Гёте был не только драматургом, но и практическим деятелем театра. С 1791 по 1817 г. он руководил Веймарским придворным театром, вписавшим интересную страницу в историю театрального искусства Германии. К этой стороне деятельности Гёте нам придется вернуться чуть позже. Не забудем и того, что, как ни важна была работа Гёте для театра и в театре, она составляла лишь часть его обширной деятельности.
ШИЛЛЕР
1759-1805
Германия эпохи Просвещения обладала и чисто драматургическим талантом равного Гёте масштаба. Это был Иоганн Кристофор Фридрих Шиллер. Предки Шиллера и со стороны отца и со стороны матери были булочниками, но отец выучился у монастырского цирюльника «хирургическому искусству» и провел юность в военных походах в качестве фельдшера. Вскоре он обосновался в Вюртембергском герцогстве.
|
|
Когда маленькому Шиллеру исполнилось тринадцать лет, его насильно зачислили на юридический факультет только что основанной «Академии Карла». Это учебное заведение было открыто герцогом Карлом Евгением в пику соседнему городу Тюбингену, где был университет. Впрочем, герцог знал, что университеты — источник крамолы, и его университет имел одновременно статут военной академии (разумеется, в понимании того времени). На юридическом факультете Шиллер не преуспел. Когда открылся медицинский факультет, он перешел туда, окончил его и был назначен лекарем в полк.
Над «Разбойникам» Шиллер начал работать еще в Академии. Премьера, состоявшаяся в январе 1782 г., была торжеством Шиллера. В зале раздавались крики, люди от возбуждения топали ногами, обнимали друг друга. Никому не известный Шиллер, досидев в зале до конца спектакля, должен был вернуться в Штутгарт.
Впрочем, он не устоял перед искушением явиться и на состоявшийся спустя недолгий срок второй спектакль. Судьба тут же его наказала: о самовольной отлучке и недозволенном сочинительстве проведал герцог. Шиллер немедленно очутился на гауптвахте, и ему было запрещено писать что-либо, кроме медицинских сочинений. Поставить «Заговор Фиеско», над которым Шиллер начал работать на гауптвахте, и «Коварство и любовь» (в первоначальном варианте— «Луиза Миллер») удалось лишь тогда, когда выяснилось, что Карл Евгений не собирается его преследовать.
|
|
Премьеры состоялись одна за другой. 11 января 1784 г. со средним успехом был поставлен «Заговор Фиеско», 15 апреля того же года — «Коварство и любовь». Успех последней пьесы был колоссален. Это сказалось на судьбе Шиллера самым неожиданным образом: директор театра перепугался до полусмерти. Шиллеру пришлось уехать из Мангейма.
«Дух бури и натиска» по-разному сказывается в ранних пьесах Шиллера. В «Разбойниках» он сильнее всего — им проникнута вся пьеса. В «Заговоре Фиеско» отразился скорее недавно обретенный историзм штюрмеров, нежели их порыв: пером драматурга руководит здесь трезвый критический ум. В «Коварстве и любви» возвращается пафос страстей, но страсти эти развертываются в обстановке по-лессинговски достоверной, да и психологическая разработка характеров является началом реалистическим. Именно от «Коварства и любви» начинается путь Шиллера к просветительскому реализму. О том, что он вступит на этот путь, можно было, впрочем, догадаться уже по «Разбойникам».
Тема революции не раз привлекала Шиллера. Ей прямо посвящен «Вильгельм Телль» (1804).
«Дон Карлос» - начата она была в 1783 г., через год после «Коварства и любви», и очень тогда ее напоминала по разработке сюжета. Это была история несчастной любви наследника испанского престола дона Карлоса и его молодой мачехи, жены испанского короля Филиппа 11.
«Дон Карлос» был закончен уже в Веймаре, куда Шиллер переехал в 1787 г. Здесь, в городе, где бок о бок с Гёте ему предстояло прожить остаток жизни, он после четырехлетнего перерыва, отданного поэзии, опытам в прозе и усиленным занятиям историей, вернулся к драматургии.
Высшим достижением Шиллера — просветителя-реалиста — была трагедия «Мария Стюарт» (1800). Здесь в поразительно концентрированной форме воплотилось все, чего Шиллер и в его лице немецкая драма успели достичь к кануну нового века.
Шиллер назвал «Марию Стюарт» аналитической драмой.«Аналитическая драма» должна была удовлетворить двум требованиям— сценичности и жизненной правды.
«Мария Стюарт» была высшим достижением Шиллера в области психологической драмы. И только после того, как была закончена работа над этой пьесой, давно уже всемирно прославленный драматург позволил себе сказать: «Я начинаю наконец овладевать сущностью драматургии и знанием своего ремесла».
Но дни его были уже сочтены. Шиллер болел туберкулезом, и с наступлением нового века по Европе время от времени распространялись слухи о его смерти. 9 мая 1805 г. сообщение оказалось верным. Шиллер умер сорока шести лет.
Театр XVIII века прошел огромный путь от первых ростков просветительской мысли к тем замечательным образцам драматургии и актерского мастерства, которые остались в памяти поколений и послужили прочным основанием для дальнейшего развития сценического искусства. Просветительство отличалось внутренней сложностью, и тенденции, которые оно породило, весьма разнородны. Но главным итогом и наследием эпохи остаются ищущая мысль, борьба за правду жизни и правду искусства, стремление к нравственному и политическому освобождению человека.
Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!