Институт объединенных искусств 5 страница



Многократно Рерих говорит об искусстве как о международном языке, укрепляющем международные связи. Искусство является языком сердца – светлыми словами любви и сострадания, – на котором народы понимают друг друга даже тогда, когда они отгораживаются политическими или экономическими «китайскими стенами».

«Откуда же придет познание сущности вещей? Откуда придут мудрые взаимные отношения? Откуда придет единение? То единение, которое служит верным залогом наступательных, твердых движений. Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства.

Только эти проводники могут установить глаз добрый, так необходимый для будущего созидания».

Великую ценность искусства и творческого труда, по утверждению Рериха, особенно следует осознать в наше время всеобщей растерянности, когда рвутся и разрушаются международные связи и царит механическая стандартизация жизни, когда налицо не только экономический, но и духовный и сердечный кризис. Николай Рерих глубоко убежден, что человечеству надо искать спасения в убежище красоты и искусства:

«Расцвет искусства и науки является разрешением житейских кризисов. Именно он обращает упадочное перепроизводство к более высокому качеству. Именно он заставляет людей задуматься над проблемами жизни, которые могут быть разрешены через мост прекрасного. Именно он окрыляет тех людей, которые иначе, под неволею условностей, обращаются в Панургово стадо. Словом, расцвет искусства и знания одухотворяет достоинство личности человеческой».

Если мы рассмотрим историю культуры, то увидим некую удивительную силу и закон, которые уже с первобытных времен продвигали все творческие достижения человечества и народов, весь прогресс и счастье, всё просвещение и культуру. Эта великая сила, говорит Рерих, – красота и знание. Какими возвышенными словами он поясняет это:

«Расцвет искусства есть знак расцвета народа. В разлагающейся стране искусство делается лишь отвлеченной роскошью. Но когда страна в полной силе, искусство становится истинным двигателем своего народа. Представим себе историю человечества без сокровищ красоты. Мы найдем, что целые эпохи останутся без всякого значения, лишенные их души. Без выявления духовной красоты мы останемся среди безобразия смерти. Когда мы говорим, что красота, искусство, творчество есть жизнь, мы тем самым говорим о грядущей эволюции. Все сделанное для творчества, для искусства уже есть подвиг эволюции. А каждый сотрудник на этом поле является уже героем».

Если творящая красота формировала и гармонизировала культуру, исцеляла и очищала сознание, то все же ее освобождающая власть, ее всеобъемлющая миссия в полной мере выявятся только в будущем. Пророчески и торжественно звучит голос Рериха, когда он взирает на роковой час грядущего преображения человечества.

«Венец Мира – всеобъединяющее Искусство, возносящее творчество, прекрасный подвиг духа. Всегда человечество нуждалось в этой панацее. А будет нуждаться и еще больше. Придут еще большие дни смущения и потемнения. И некуда будет обратиться духу человеческому, разве что к незыблемым твердыням Красоты».

Когда Рерих мыслит о Прекрасном, его существо словно наполняется молитвой ибо мысль о Прекрасном насыщает сознание силой несказуемого света. «Особенно в дни трудные мы должны твердить молитву сердца о прекрасном».

* * *

Николай Рерих с грустью замечает, что в повседневной жизни все же так «мало тех устоев, которые, единственно, могут вести к золотому веку единства». В жизни мало искусства. В жизни красота все еще падчерица. В противовес этому – призыв Рериха, словно мольба, неизменно звучащая в его сердце: «Помни о Красоте, не изгоняй ее облик из жизни и зови действенно и других к этой трапезе радости!.. В Красоте и в духе укрепятся силы твои, и взглянешь ты ввысь и прострешь крылья свои, как завоеватель сужденного Света». Но если где-то и встречается красота, то она зачастую уже стала роскошью, достоянием отдельных сословий.

«Лишь в невежестве мы думаем, что Прекрасное суждено только богатым и недоступно трудящимся. В превратном мышлении мы, пожалуй, придем к опасному заключению, что Прекрасное есть не что иное, как роскошь. Нужно раз и навсегда понять, что одухотворяющая сущность Прекрасного не имеет ничего общего с роскошью. Прекрасное – это не есть праздничный отдых, это не есть гость случайный. Прекрасное – это благородный водитель всей нашей жизни!»

«И вот сейчас, в щедрости, всем опять предложена живая ткань Красоты. И каждое живое мыслящее существо может получить из нее одеяние. И бросьте этот нелепый страх, шепчущий, что нечто не для вас. От серого страха будней надо лечиться. Ведь все для нас, только проявите желание из чистого источника».

Ныне красота и искусство суждены не для узких групп, искусство уже не привилегия, но радость красоты, предназначенная всем степеням сознания во всем мире. Красота и искусстводля всех! Из уст Рериха звучит новый, полный энтузиазма, пророческий зов новой эпохи:

«Искусство – для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата “священного источника”. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, которому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем». Эти слова Николай Рерих в 1921 году посвятил Институту объединенных искусств, девизом которого они стали. Позже он добавляет: «Конечно, мы предполагаем не только физические тюрьмы, но и темницы духа».

Эти слова не остались у Рериха только идеей или на бумаге: Музей Рериха в Нью-Йорке проводит выставки картин не только в школах, общественных учреждениях и других местах, но даже в тюрьмах! Рерих непрестанно зовет к великой творческой активности, велит избегать слов, которые не завершал бы конкретный, реальный труд:

«Во внутреннем строительстве нашем неутомимо мы должны под благим знаком просвещения вносить красоту и знание в широкие народные массы, вносить твердо и деятельно, помня, что сейчас предстоит не идеология, не формулировка, но именно дело, творчество, сущность которого понятна и ясна без многословия.

Не слова, но дело. Мы должны помнить, что лик красоты и знания излечит народ от распущенности мысли, внушит ему основы достояния личного и общественного, откроет сущность труда и в лучшем понимании укажет народу путь высоких достижений духа».

Николай Рерих свято убежден, что вся наша жизнь и бытие должны основываться на красоте. Долг каждого культурного человека – вносить красоту везде и во все. Красота должна стать ежедневной необходимостью. Каждый шаг нашей жизни, любой труд должен быть прекрасен. Нам надо творить каждым прикосновением. Наша жизнь в быту должна стать произведением искусства, мелодией. «Даже полы могут быть вымыты прекрасно... Постоянно повторяя, как заклинание, – прекрасное, прекрасное, прекрасное, вы становитесь уже творящим в существе своем... Не убоимся постоянно иметь перед собою эту великую мысль». Рерих жаждет, чтобы люди настолько наполнили свою жизнь чувством прекрасного, что из нее совершенно исчезло бы все безобразное и человек постоянно жил энтузиазмом Красоты.

Рерих зовет внести в повседневный быт образы истинного искусства или хотя бы репродукции гармоничных произведений. Он также убедительно подчеркивает большое значение прикладного искусства и рукоделия. В будущем все вещи, создаваемые ремесленником, будут и произведениями искусства. Тогда быт и искусство станут едиными.

С другой стороны, если не все способны создавать прекрасное в прямом смысле слова, то все же каждый может сознавать прекрасное и воплощать его в своих мыслях. И, согласно убеждению Рериха, «очень часто создание мысленное гораздо выше выраженных при посредстве внешних средств искусства». В основе всего сущего, по его мнению, заложена творческая мысль. Потому мы столь ответственны за качество своих мыслей. Нам надо мудро пользоваться мыслью, как величайшей созидающей силой. Нам надо очищать и гармонизировать свою мысль. «Мы должны дисциплинировать себя в творческом мышлении, и в этом прекрасном творчестве сотрудничать со всем Космосом...

В самопожертвовании, в творении бескорыстного создания красоты, на котором мы сосредоточим высшую духовную силу, мы станем истинными сотрудниками Вышнего».

Своей творческой, глубокой мыслью мы становимся созидателями в высших, более тонких сферах, вступаем в сотрудничество с Беспредельной Красотой, вся наша жизнь начинает звучать возвышенным ритмом, окрашивается духовными красками и отблесками. «Из этого чувства Прекрасного рождается и благородство духа, постоянное творчество, героизм и подвиг». К вратам истинной красоты может привести только одеяние ежедневного подвига – такова настойчивая мысль Рериха. Надо созвучать всей великой жизни. Цвести всей жизнью. Сиять всеми цветами радуги – чисто и благородно.

«Украсить, улучшить, вознести жизнь – значит пребывать в добре. Всепонимание, и всепрощение, и любовь, и самоотвержение создаются в подвиге творчества».

Поэтому Рерих так подчеркивает великое, существенное значение творчества во всех выявлениях нашей жизни, ибо его дыхание одухотворяет каждый наш шаг, придает высшее, благороднейшее качество нашим деяниям и плодам их. Оно спасает нас от застывшей стандартизации и шаблонности. Ему сопутствует настоящее чудо: являясь истинными созидателями на материальном плане, мы нежными, тихими вибрациями камертона перенастраиваем свою душу на лад духовности. Вот почему Рерих без устали призывает зажечь и развить огонь творчества в детях уже с первых лет жизни. Оно должно лежать в основе всех интересов ребенка и учебных предметов школьника. Ребенку надо войти в величественные врата жизни как истинному творцу, с поднятой головой и сознательным взглядом, ему надо научиться обращать в благозвучие все стихийные потоки жизни, и если он не всегда станет художником, то облагородит красотой свое жилище, одеяние и быт. Чтобы способствовать этому, Рерих рекомендует хотя бы в школах знакомить детей с истинными предметами искусства, если в семье это еще трудно осуществить, – чтобы ребенок всегда ощущал вокруг себя благотворное влияние подлинного искусства. Как прекрасно, что и у нас, в Латвии, в последнее время начинают думать о святилище духа – об украшении школ картинами. Но такое украшение должно стать подлинной системой, которая преобразила бы школы в самой их основе и превратила в истинные источники света.

Для правильного развития инстинкта творчества, наряду с пониманием внешней, видимой красоты и восторга перед нею, надо развивать сердце. «Творчество есть выражение сердечной энергии», – говорит Рерих. Чтобы созидать и любить прекрасное, следует воспитывать и утончать сердце. Но воспитывает сердце красота духа, а именно: «Духовность, религиозность, подвиг, героизм, доброжелательство, мужество, терпение и все прочие огни сердца – разве не расцветают они в Саду Прекрасном?» Только прекрасное сердце может творить подлинные культурные ценности. Акультурное сердце, как бы человек ни был одарен, не способно на культурное искусство. Надо уберечь сердца от хаоса и безобразия. Воспитание сердца – это прежде всего воспитание в ребенке великих созвучий Живой Этики.

Так, Рерих устремляет к благозвучному настрою всех тонов и вибраций жизненных проявлений, цельности нашего бытия. Ведь эволюция человека является процессом гармонизации духа и жизни, постепенным врастанием и расширением в Беспредельной Красоте.

Первой мечтой Николая Рериха было: искусство – для всех, вхождение всех народов и сословий в круг Красоты. Вторая его мечта: синтез искусства, гармоничное созвучие всех его отраслей. Оба этих грандиозных плана Николай Рерих пытается осуществить в своем великом начинании – Музее Рериха.

 

МУЗЕЙ РЕРИХА

Музей Рериха

В Музее Рериха, главный центр которого находится в Нью-Йорке, реализуется синтетический жизненный труд Н.К.Рериха и его возвышенные, творческие, устремленные к горизонтам грядущего помыслы. Возможно, лишь в будущем человечество полностью осознает то величественное, симфоническое начинание, которое мог создать лишь поистине универсальный гений, творческий дух, чьи глаза и слух погружены в Красоту Беспредельного, но кто твердой поступью идет по коре нашей маленькой планеты, насыщая ее новым благородным, возвышенным ритмом. Это начинание, которое становится величайшим культурным движением современности, воистину открывает прекрасную страницу в истории человеческого духа.

Музей Н.К.Рериха в Нью-Йорке является всемирным центром культуры и искусства, ставящим своей целью способствовать международному взаимопониманию и братству путем искусства и знания. Уже давно Н.К.Рерих мечтал о Музейоне Пифагора и Платона – Доме Муз, где, как дружные сестры, обитали бы все девять Муз – рядом с богинями изящных искусств также богини наук; музее, который не был бы «темницей искусства», но домом Красоты, святилищем, где посетители обретали бы героическое вдохновение и приподнятость, очагом, у священного огня которого приходили бы согреться многие люди.

Музей Рериха не ограничивается только искусством, но стремится охватить все положительные аспекты творческой жизни культуры. Через свои многочисленные отделы и учреждения на всех континентах и среди всех народов Музей Рериха стремится дать человечеству высшие проявления творческой красоты, показать самые совершенные достижения в области знания. Для Рериха Культура является целостным светом духа, «суммой всех огненных творческих достижений». Музей Рериха сотрудничает со всеми, кто трудится на благо культурной эволюции человечества. Он помогает человечеству возрождать бытие в наиболее глубоком и благородном виде. Цель Музея – путем красоты и знания способствовать ускорению эволюции человечества, устремляя его к великому будущему.

Действительно, жизнь Николая Рериха идет под счастливой звездой: все, за что он с восторгом берется, каким бы неисполнимым это ни казалось вначале, впоследствии расцветает, достигая великолепных вершин.

Когда у Рериха и его друзей в 1921 году появился замысел учредить Институт объединенных искусств, у них не было ни средств, ни других возможностей претворить в жизнь свои великие планы. Однажды, когда Рерих в Нью-Йорке искал помещение, неожиданно на улице какой-то греческий художник предложил ему просторную однокомнатную мастерскую. Начало было положено. И в этой комнате вместе звучали первые звуки рояля, рождались первые скульптурные и живописные образы. Некоторые сторонние люди недоверчиво усмехались такому начинанию. Но они не знали практического энтузиазма Рериха, огня его сердца и великой веры в будущее. По его убеждению, не обстоятельства, но огненное устремление человека, как магнит, привлекает к нему все наилучшие возможности. Так мечта о мощном строении света постепенно победила. Благое начинание Рериха привлекло друзей, нашлись и средства. В скором времени студия переместилась в новое, гораздо более просторное помещение, расширились ее отделы.

Музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года, с собранной друзьями коллекцией из 315 картин Рериха. И, наконец, в 1929 году, при помощи друзей и благодаря организаторским способностям самого Николая Константиновича, преодолевшего громадные финансовые трудности, было построено монументальное, чудесное здание Музея Рериха, великолепнейший храм искусства и культуры этого столетия – 29-этажный Дом Мастера – Master Building. Прекрасное здание, увенчанное башней в восточном стиле, своими размерами и пропорциями воистину является символом гармоничной архитектуры будущего.

Собрание картин в Музее значительно пополнилось в результате азиатской экспедиции Рериха – было привезено пятьсот произведений Тибетско-Гималайской серии. Эти картины объединены и выставлены в особых помещениях, названных залами Елены Рерих, духовной водительницы всех учреждений Музея. Уже в скором времени после открытия большого здания Музея было собрано около 1000 картин и этюдов Рериха. Это число с каждым годом все увеличивается благодаря новым чудесным знамениям творческого духа.

Индивидуальность Николая Константиновича столь многогранна, и можно сказать, что она отражает стремления и достижения лучших умов человечества. В своих трудах он дает всю амплитуду человеческой духовной эволюции: великих божественных воителей и людей, достигших озарения, духовных вождей человечества и основателей религий, битву Иерархии Света с хаосом тьмы. Творчество Рериха является духовным ядром Музея, но в своей направленности Музей стремится стать выразителем ценностей всей мировой культуры и наследия великих творцов человечества.

В самом начале основатели Музея ставили своей целью собрать в нем образцы культуры и искусства разных народов. Так, еще в 1924 году начали подбирать картины для секции американского искусства, в которой теперь насчитывается более ста значительных работ. Кроме того, созданы разделы панамериканского, итальянского, шведского, испанского, финского, восточного искусства, а также искусства других народов. Большого внимания заслуживает также Тибетская библиотека Музея, имеющая, между прочим, 330 томов священных книг Тибета, «Канджур» и «Танджур», и религии бонпо, которые привезла из Тибета экспедиция Рериха. Библиотека расположена в особом Восточном зале, отделанном в своеобразном восточном стиле тибетским художником Дон-Друпом. Кроме того, в Музее есть залы, посвященные Св. Сергию, Св. Франциску, Спинозе, комнаты Маха-Бодхи и другие; таким образом, здесь заложено основание будущего Музея религий. Для торжественных собраний и концертов устроен особый зал, носящий имя Николая Рериха. В Музее определены и помещения для хранения разнообразных научных коллекций Института гималайских исследований «Урусвати».

Примечательно, что за первое десятилетие существования Музея его посетили 250 тысяч человек, в том числе многочисленные школы и организации.

В целях расширения намеченных задач Музея Рериха в мировом масштабе в 1926 году при Музее было основано Общество друзей Музея Рериха – международная организация, посвященная идеалам братства и культуры, которых можно достичь путем науки и искусства и которые запечатлены Рерихом в его картинах и книгах.

С другой стороны, цель этого Общества – осуществить мечту Рериха, создать объединяющий мост между западной и восточной культурами, способствовать, во благо человечества, братскому сотрудничеству между духовными традициями Азии и научными достижениями Европы.

Кроме Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, среди почетных советников и попечителей Музея присутствуют такие выдающиеся имена, как Свен Гедин, Рабиндранат Тагор и его братья, Масарик, Эйнштейн, Келлог, Милликен, Джагадис Боше и другие, широко известные в культурном мире.

Общество Рериха начало свою деятельность в многочисленных секциях. Основаны секции, посвященные национальным группам, желающим познакомить Америку с культурными достижениями своих стран. Так, существуют французская, финская, скандинавская, немецкая, славянская, японская, колумбийская, южноафриканская, английская и, наконец, сибирская, или русская, ассоциации. Последняя секция, которой заведует известный писатель Г. Гребенщиков, основала в помещениях Музея часовню Св. Сергия. Интересно отметить, что Гребенщиков недалеко от Нью-Йорка основал также сельскохозяйственную и духовную общину-колонию «Чураевка», куда переместил и свою типографию и издательство «Алатас». Далее, существуют секции, посвященные выдающимся духовным личностям, жизнь и труды которых звучат героическим синтезом: Оригену, Св. Франциску и Спинозе. Кроме того, существует группа Шекспира. Наконец, есть отделы и общества с общекультурными, художественными или философскими идеалами: Лига Нового Человечества, Клуб юных идеалистов, Ассоциация почитателей мысли, Академия творческого искусства, Центр юных музыкантов и т.д. При Обществе Рериха состоят и следующие весьма важные организации: Всемирная Лига Культуры, Объединение женщин, Панамериканская Ассоциация женщин и, наконец, Комитет Пакта Мира, о котором речь у нас будет далее. Несмотря на кажущееся поразительно большим количество этих объединений, во всех секциях и обществах происходит весьма интенсивная, одухотворенная и самая положительная культурная деятельность.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!