Проблема духовности (по С. Соловейчику)



«Величие души должно быть свойством всех людей», - утверждал римский философ-стоик Сенека. В самом деле, ничто не может быть более значимо для человека, чем достижение им подлинных духовных высот. Это заметил и С. Соловейчик, который в своей статье поднимает проблему истинного содержания понятия духовности.

Раскрывая суть этого понятия, публицист вначале проанализировал те явления, которые с духовностью нередко путают. А ведь ее следует отличать от культуры поведения или образованности, с одной стороны, и от трудолюбия, незлобивости характера — с другой.   Духовность  – это не только наличие у человека качественного образования и хороших манер. Подлинное  духовное развитие не имеет временных рамок, не может являться конечной целью человека, а должно сопровождать его на протяжении всей жизни.

По мнению С.Соловейчика, жизнь людей одухотворяется «бесконечным» стремлением к добру, правде и красоте.    

Я полностью разделяю позицию автора о том, что человеку нужно заботиться не только о внешних проявлениях своей культуры, но и о своем духовном облике.  Моя точка зрения находит подтверждение на примере героини рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья». Ольга Ивановна, несмотря на стремление к развитию своих способностей, заботе о внешнем облике, желание окружить себя талантливыми людьми, забывает о самом важном, что должно быть у человека – о своей духовности. Поэтому и её картины, и отношения с другими людьми лишены подлинной духовной глубины и ценности. Самого же главного человека в своей жизни, чувства которого к ней были искренними, преисполненными добротой и чуткостью, она так и не разглядела.

Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай Иванович из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина».

Человека всегда будет интересовать то, какое впечатление он производит на окружающих, достаточно ли он образован, хороши ли его манеры. Однако, следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать о развитии своих душевных качеств.

11. Как избавить мир от пакости? Над этим вопросом размышляет В.П.Астафьев в прочитанном мною тексте.

Вместе с писателем мы пытаемся определить, какое место пакостники занимают в нашей жизни и насколько они портят окружающий мир. А кого мы называем пакостниками? Ответ на вопрос находим в словаре В.И.Даля и ещё раз убеждаемся в том, что такие люди в нашем обществе есть. Самое обидное, что они чувствуют себя вольно и раскованно. Им доставляет удовольствие разрушать чью-то жизнь. Мы можем не видеть их, но грязные подъезды, разрушенные цветочные клумбы, детские горки и песочницы напоминают о них ежедневно. Они, как гайдаровский Мальчиш-Плохиш, радуются следам своих мерзостных деяний. Актуальность проблемы подтверждается тем, что её поднимают на страницах своих произведений писатели и публицисты разных эпох: Н.В.Гоголь, М.Горький, Д.Гранин.

По мнению В.П.Астафьева, избавить мир от пакости может власть и народная сила.

Я поддерживаю позицию автора и также думаю, что от каждого из нас зависит, в каком мире мы будем жить. Культура поведения окружающих во многом зависит от менталитета. Дали отпор человеку, который оскорбляет всех употреблением ненормативной лексики, напомнили молодому человеку в транспорте о необходимости уступать место пожилым людям, заставили посадить цветы того, кто затоптал их, - и нарушитель задумается над своим поведением. А если замечание получило одобрение (а не равнодушие) окружающих, то «пакостнику» и деваться некуда. 

Я вспомнил удивительную сказку А.Экзюпери «Маленький принц». Помните твердое правило героя сказки? Встал утром рано, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету. Мне кажется, что правило это должно стать нормой жизни для каждого жителя Земли, от рядового до руководителя, от ребенка до старика. И тогда не придется страдать от зла, разорения, всякой другой «пакости», как жителям города Глупова, который показал в «Истории одного города» русский писатель-сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин.

В.П.Астафьев еще раз заставил задуматься над тем, что люди должны считаться со всеми, кто живёт рядом, уважать друг друга, не разрушать красоту, не причинять зла. А к тем, кто не желает  соблюдать этические нормы, необходимо применять нормы законодательные.

12. .Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

  «Родительский дом – начало начал», - слышим мы слова знакомой песни, и пытаемся понять, что в них вложено. А. Лиханов поднимает в тексте проблему любви к родине.

  Чтобы привлечь внимание читателей к анализируемой проблеме, писатель обращается к стихам Пушкина, в которых великий русский поэт утверждает: в любви к родному дому заключается залог величия человека. Автор противопоставляет людей, любящих отчий дом, родную природу, людям, лишенным способности любить, мелким и ничтожным.

По мнению А.Лиханова, счастлив и духовно богат тот человек, в котором живет любовь к отчему дому.

Я согласен с авторской позицией, потому что с детства мы связываем воедино родной дом и ласковое слово мамы, улицу, где учились дружить, где радовались солнечному дню, любовались первыми весенними цветами, дорогу, по которой пошли в школу.

Я вспоминаю одно из «Писем о добром и прекрасном» академика Д.С.Лихачева. Обращаясь к молодежи, ученый писал, что любовь к семье, своему дому, впечатлениям детства, своему городу, своей стране необходима для нравственной оседлости человека.

  И мы вдруг понимаем смысл поступка Григория Мелехова,   героя романа Шолохова «Тихий Дон»: не боясь наказания, он возвращается в свою станицу, где родной дом, родная земля помогут преодолеть все трудности и начать новую жизнь.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!