ОРГАНООБРАЗУЮЩИЕ-СИЛЫ ПОСТУПАЮТ ЧЕРЕЗ ГОРТАНЬ.



17 марта 1833 года Гете написал Вильгельму Гумбольдту важное по значимости, часто цитируемое письмо, в котором он говорит: "Древние говорят, что животные обучаются с помощью своих органов. Добавлю к этому: люди также, но они имеют преимущество в том, что могут вновь обучать свои органы". Помня о том, что мудрец Гете написал эти строки за пять дней до своей смерти, мы можем считать их своего рода завещанием нам.

Это положение объясняет не только человеческую способность к учебе, но и саму специфику человека. Животное ведет себя так, как велят ему его органы, то есть соответственно своему виду и в рамках своего существования. Но человек - это открытая дверь, через которую могут входить и выходить формирующие его силы. Это означает, что он не должен ограничиваться прирожденными способностями. К тому же они довольно жалкие по сравнению со способностями животных. Человек может приобрести новые способности.

Что открывает ему эту грандиозную возможность? Гортань, которую мы, как уже сказано, должны рассматривать как центр формо- и речеобразующих сил. Человеческая гортань образует таким образом входную дверь для способности человека обучаться чему бы то ни было.

Время наиболее интенсивной учебы приходится не первые годы жизни. Однако вначале ребенок учится ходить прямо, а не говорить. В соответствии с этим вначале стоит вовсе не слово, а движение. Человек сначала отодвигает на некоторое время усвоение языка. Это происходит не только потому, что для этого еще отсутствуют физиологические предпосылки, но и потому, что усвоение языка должно сопровождаться движением членов тела. Движения членов тела - это немой язык, подготавливающий путь к языку, звучащему вовне. Понятие "язык" нужно охватывать гораздо шире. По существу, гортань образует опосредованным путем орган, принимающий все то, что вбирает в себя ребенок в первые годы жизни, копируя окружающих, причем не только их душевную, но и телесную сущность.

Так, материнский язык, который учит ребенок, формирует не только его душу, но и тело. Соки в организме движутся в зависимости от языковой среды, в который вырастает ребенок - славянской, романской или германской.

Кроме того, ребенок учится у совершенно конкретных людей. Он вбирает в себя, в зависимости от собственных наклонностей, тот или иной способ поведения, который оказывает значительное влияние на собственное поведение и жизненные функции тела. При этом важно вовсе не содержание того, что говорится, а скорее форма. На волнах голоса, артикуляции звуков в детскую душу вливается нравственность, от качества которой зависит бесконечно больше, чем от содержания. Этот поток не останавливается при каком-то мимолетном настроении, он переходит в общую физическую и духовную структуру ребенка. Послушаем, что говорит об этом Штайнер: "Когда человек слышит речь, в которой бурлит страсть, гнев, бешенство, то он вбирает в себя то, чего не допускает животное. Животное может только формироваться на основе гортани и соседних органов; человек же вбирает в себя гнев, страсть, исходящие из его окружения, они вливаются в формы, вплоть до самых внешних структур ткани. Если человек в своем окружении слышит только спокойные речи, то они входят в структуру всех его тканей, даже наиболее тонких".14 Рудольф Штайнер показывает здесь, как силы наследственности, формирующие человека, изменяются под воздействием среды, особенно манеры разговаривать в присутствии ребенка. Позже мы учимся совершенно иначе, чем в первые годы жизни, потому что мы забываем непосредственный процесс учебы.

Выучившийся вновь скользит вниз, в глубину забвения, и благодаря этому возникают способности и телесные формы. Позже ситуация меняется. Сознательная учеба все больше выходит на передний план. Но всегда мы связываем сознательное и бессознательное через воспоминание. Забывая и вспоминая забытое, мы формируем пестрые наслоения наших знаний и навыков. Этой способности к учебе человек обязан в первую очередь вовсе не своему мозгу или чувствам, а гортани. Ведь вся учеба - это модификация эфирной субстанции, которой открывает ворота гортань.

ГОРТАНЬ - МЕТ0МАРФ03А МАТКИ.

Все, что образует и сохраняет человеческий облик, имеет исходным пунктом гортань. Если бы воздействие эфира на отдельные органы исходило не от гортани, то живая взаимосвязь процессов созидания и разрушения прекратилась бы. Гортань образует формообразующий центр как для телесного облика, так и для языка. Силы, формирующие речь человека и его телесный облик, по существу одни и те же. Как, например, яблоня после цветения дает плоды, так и язык, действующий в Космосе, порождает человеческий язык. Во всей остальной природе наполняющее мир звуками Слово молчит. Оно молчит и в человеческой организации, молчит и тогда, когда ребенок учится прежде всего двигаться, как положено человеку. Когда же он начинает говорить, то это значит, что Слово достигло своей цели (как яблоня, на которой созрели плоды).

Так как человек производит язык, он берет из созидающего источника часть той субстанции, из которой он произошел сам. Если признать этот факт, говорящий о том, что силы, формирующие органы, и силы, формирующие язык, одни и те же, то мы будем иметь разгадку многих явлений, которые в настоящее время должны быть признаны и введены в практическую жизнь. Тело, возникшее с помощью языка, может с помощью опять-таки языка, возвратиться к своему первоисточнику. Поэтому речь может идти в конце концов только о том, каким путем человеку удается сделать язык действенным. Тем самым становится понятно, что в то время, когда человеческая форма подвержена угрозе распада, важную роль приобретают те способы терапевтического лечения, в основе которых лежит целительное действие звуков. Если сравнить гортань с другими органами, то ее строение показывает, что в ходе развития человечества она осталась молодой. Это, как говорит Рудольф Штайнер, "орган, который находится в самом начале становления, и перед которым большое будущее. Это непосредственно ощущается благодаря тому, что сама гортань высказывает как свою истину, а именно, она является чем-то вроде семени,а не плода или засыхающего растения... однажды в ходе человеческого развития произойдет нечто, целиком преобразующее гортань; она станет такой, что сможет когда-нибудь рожать - в то время, как сейчас человек с помощью гортани рождает только слово. Это будущий детородный,производящий на свет орган".15 Гортань содержит предпосылки к тому, чтобы если когда-нибудь человечество будет в значительной степени одухотворено родить человека в его духовном словесном облике. То, что Рудольф Штайнер предвидит в далеком будущем - то есть материнскую способность к рождению - уже и сейчас в какой-то степени содержится в гортани. Стимулирование этих творческих сил может быть основным мотивом регенерации, излечения. Человек должен в самом себе найти источник, который оздоровит его, и этот источник - язык, рече- и формообразующий принцип вообще, Логос. Если мы посмотрим на эти оба центра: на орган размножения и на гортань, то мы можем сказать, что гортань оказывается в том виде, в каком она сформирована и функционирует, метаморфозой воспроизводящего органа. Этот орган был поднят в другое место тела и одухотворен. С другой точки зрения, в воспроизводящем органе усматривается опущенная вниз, служащая физическому размножению гортань. Эмбриональное развитие ребенка происходит в матке. Гортань очень походит на матку. У Рудольфа Штайнера имеется важное замечание в этой связи: "Гортань действует не как другая матка, а осуществляет непрерывное созидание. Так что с помощью слов, которые мы говорим, возникают фрагменты человеческого начала".16 Итак, в гортани происходит процесс становления, рождение, осуществляемое в процессе речи. Когда мы говорим, снизу вверх устремляется поток дыхания. Проходя через препятствия в полости рта, он преобразуется в формы звуков. Он сталкивается с артикуляционными преградами и продирается сквозь них. Впрочем, поток дыхания и артикуляция непосредственно не сталкивается друг с другом, между ними действует живительная материнская сущность гортань. Как сегодня известно из соответствующих исследований, гортань для каждого звука производит соответствующие этому звуку движения. Звук полностью оформляется только тогда, когда дыхание артикулируется в полости рта. В гортани звук рождается несовершенным. Со звуками происходит то же, что и с человеком, рождающимся столь же несовершенным и нуждающимся в определенном времени для самостоятельного вступления в жизнь. Рудольф Штайнер в той же лекции продолжает: "Физическая гортань - это лишь внешняя оболочка того чудесного органа, который присутствует в эфирном теле и является в определенной степени органом рождения слова... Все, что есть в человеке, это метаморфоза определенных основных форм. Эфирная гортань и ее оболочка, физическая гортань - это метаморфоза материнской матки.В процессе речи мы имеем дело с созданием человека, с эфирным созданием человека".17

Далее в лекции указывается на взаимосвязи, существующие между функцией гортани и сексуальной функцией. Известно, что в период полового созревания, климакса и при кастрации высота и тембр голоса меняются. Связь очевидна. В процессе наблюдения становится понятно, что гортань может быть органом, формирующим человеческий облик. Сексуальная функция вызывает единовременный импульс для возникновения человеческого зародыша. Гортань приводит в действие процессы непрерывного зарождения и формирования, силы перманентного рождения человеческого облика. Исходя из этого аспекта, следовало бы переосмыслить психотерапевтические подходы. Однако не сместим ли мы диагностику и терапию, так сказать, этажом ниже, чем следует, если будем пытаться исходить из либидо? Тогда вместо психоанализа может развиться "психосинтез", который в соединении с целительными силами звуков вновь приведет раздвоенного человека к его прообразу. Подводя итоги, я могу сказать следующее: когда я говорю, то дыхание подступает к гортани. В дыхании живет то, что я воспринял от Бога-Отца. В своей гортани я нему девственные и материнские силы. Дева-Мать зачинает от Отца-Дыхания, и в Ней вибрирует тон. В Ней зарождаются зачатые Отцом звуки. Место, где рождается слово, во мне самом. Важно не содержание моей речи, а звукообразование. Звукообразование не терпит произвола. Если бы я произвольно образовывал звуки, то я говорил бы с ошибками или непонятно, Но если я подчиняюсь строгим законам звукообразования, то я целиком склоняюсь перед волей языка. В процессе речи я следую как бы божественному закону. Если я найду возможность довести эту волю Логоса до моего пациента, то сделаю Логос еще более действенным. Присутствующий в космическом эфире Логос упорядочивает, лечит и укрепляет через меня тело или душу доверившегося мне пациента.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!