Метаморфоза речевого организма



Альфред Бауэр

Учение о звуке и действии Логоса

Основы Хирофонетики

I часть

Метаморфоза речевого организма



ПРЕДИСЛОВИЕ

Мысли, изложенные в этой книге, возникли у меня в ходе моей профессиональной деятельности. Я столкнулся с загадкой, удовлетворительного решения которой я не нашел нигде.

Моя жена, медицинский работник, и я руководили институтом речевой терапии в австрийском городе Линце. Мы лечили прежде всего детей, страдающих заиканием, косноязычием или дисграмматизмом, т.е. дефектами речи, подлежащими исправлению. Иногда к нам поступали дети с очень значительными дефектами речи.

Некоторые вовсе не могли говорить или же что-то бормотали, хотя слышали хорошо и давно были в том возрасте, когда другие дети уже говорят. Несмотря на все наши старания, они не могли воспроизвести то, что им говорили.

В таких случаях мы прописывали лекарства и давали родителям педагогические советы, однако нам пришлось признать, что наших усилий было недостаточно. Помимо этой деятельности в институте речевой терапии я работал логопедом в психоневрологической больнице. Там весной 1972 года мне показали трехлетнего мальчика с полным отсутствием речи. Маркус - так его звали - слышал отлично. Никаких причин его дефекта обнаружено не было. У него были и отец, и мать, но о нем они не заботились, по сути он был сиротой.

Итак, я вновь оказался в подобной ситуации с тем лишь отличием, что не было матери, которой я мог бы дать советы, вселить надежду на выздоровление в будущем. Нужно было что-то делать, причем немедленно.

Здесь мне стало особенно очевидно, с какими трудностями сталкиваешься при наблюдении за речевым процессом. Если при движениях тела можно извне управлять каждым действием, каждым шагом, то движений речи достичь нельзя. Нельзя проникнуть в органы дыхания, в гортань или язык. Они окружены другими органами и скрывают свои сложные, взаимопроникающие движения.

Итак, язык имеет свою организацию, как бы вложенную в человеческий организм.

Тут я вспомнил об одной методике педагогики для глухонемых. Пациента постукивают по определенному месту между лопаток, напевая при этом какой-нибудь звук в направлении спины. Тем самым активизируется тактильный периферийный слух, к которому особенно восприимчива кожа спины.

Это я проделал с Маркусом. Он охотно позволял мне это, приветливо улыбался, но ни разу не издал ни одного звука, даже когда целыми днями слонялся по больнице. Сестры и пациенты полюбили и избаловали его. Три раза в неделю я посвящал ему свое время. Мне казалось, что способ его лечения был правильным, но не достаточно дифференцированным. Я думал, что если Маркус не в состоянии воспроизвести то, что ему говорят, то, очевидно, мне нужно более интенсивно заниматься с ним. Его спина должна была каким-то образом отвечать на произносимые звуки.

Мне были хорошо известны формы, образуемые воздушными потоками, при произнесении каждого отдельного звука. После многолетнего обучения детей правильному образованию звуков я имел наглядное представление о различных путях движения воздуха.

Итак, я положил Маркуса на стол животом вниз, встал возле его головы и, произнося определенный звук, очертил на его спине характерную для этого звука форму, то есть воспроизвел на спине то, что происходит во рту в процессе речи с помощью движущегося воздуха.

Для каждого звука нужно было передать на спине соответствующую форму его движения. При этом нельзя было действовать произвольно. Нужно было спросить себя: где в человеческом организме можно найти соответствующие зоны артикуляции.

Речевой организм с легкими, гортанью, носоглоткой, полостью рта можно рассматривать как маленького человека, находящегося в определенной связи с общим обликом человека.

Эту связь между речевым организмом и общим обликом я представил себе в метаморфозах, описанных в первой части этой книги. Если эти взаимосвязи найдены, то можно осмысленно перенести на спину формы движения звуков.

Например, я должен был спросить себя, какую форму должны начертать мои руки при изображении звука "L"? При артикуляции звука "L" язык поднимается, его кончик касается определенной точки неба за зубами; струя воздуха проходит по обеим сторонам рта и выходит в виде воздушных рукавов. На спине мы находим соответствующую точку между лопаток. Таким образом, форму для звука "L" следует начертать таким образом, чтобы движение рук обошли эту точку и перешли на руки.

Рис. 1. Форма движения рук для передачи звука "L".

Так, для каждого звука нужно было найти определенные формы движения рук. Этот способ лечения я назвал "хирофонетикой", когда форма звука (греч. phone) передается руками (греч. cheires).

Итак, я чертил на спине Маркуса характерные формы и при этом медленно произносил соответствующий звук. Ему очень нравилась эта процедура. Постепенно он начал что-то бормотать, когда был один и играл.

Так как мы не знали, куда его выписывать, он несколько месяцев провел в больнице под моим наблюдением. Он делал заметные успехи, начал говорить первые слова и с каждым днем становился все веселее. В конце концовМаркус исчез из моего поля зрения. Куда он попал, выяснилось лишь после долгих поисков. Я обнаружил его в возрасте 18 лет в доме инвалидов. Он говорил не очень понятно, но грамматически правильно. Он мог безукоризненно образовывать все звуки и их соединения. Он научилсячитать, писать и считать. Наконец, выяснилось, почему он своевременно не смог начать говорить. У него была не очень тяжелая форма церебрального паралича, очевидно не выявленного в ходе тогдашних обследований. Хорошенькое детское личико Маркуса изменилось за эти годы не в его пользу. Но улыбка была по-прежнему беспомощной, мягкой, и смотрел он на меня также преданно и доброжелательно, как и прежде.

Если ребенок не может научиться говорить, подражая своему окружению, необходимо усилить воздействие. Это происходит с помощью еще одной сферы чувств. Хирофонетика позволяет ребенку воспринимать звуки не только аудитивно, но и кинэстетически.

Это затрагивает его естественные, элементарные чувства, которые не могут быть глухими в такой степени, как ухо.

В то время как ребенок, внешне якобы пассивно воспринимает то, что с ним происходит, на самом деле он с большим вниманием переживает свои ощущения. Речь процесс, происходящий на фоне не пробужденного сознания. В процессе речи в сознание входит ее содержательная сторона. Сам речевой процесс протекает бессознательно, и обучается ему ребенок бессознательно.

В ходе лечения внешний мир на это время исчезает. Движения рук ритмично повторяются, они погружают в сон наяву, в котором нуждается речевой процесс для проникновения в душу.

Мы применяем хирофонетику при самых различных этиологиях. Каковы бы ни были причины серьезного отставания развития речи, в первую очередь, как показывает опыт, необходимо дать ребенку импульс для того, чтобы он начал усваивать речь. Только после этого выявляются те типичные нарушения речи, которые наблюдаются, например, у детей с различными парезами или монголоидных детей.

Как правило, после трехмесячного лечения, самое позднее - через год, отмечаются положительные результаты. Одни дети начинают повторять за говорящими уже в процессе лечения, другие что-то бормочут, если им кажется, что за ними никто не наблюдает, третьи начинают говорить совершенно спонтанно.

Ожидаемого результата не наблюдается, если ребенок не в состоянии образовать понятия. В определенных ситуациях он начинает что-то бормотать, но не говорить словами, так как предпосылка для этого отсутствует. Однако лечение нельзя назвать бесполезным. Ведь сфера речи настолько всеобъемлюща, что непосредственное соприкосновение с ней дает и другие успешные результаты.

Данный метод лечения имеет границы и в тех случаях, когда двигательный организм парализован в такой степени, что одних импульсов для проявления желания говорить недостаточно, а также в тех случаях, когда сильно повреждены центры речи.

Как раз для самых тяжело больных детей, о которых заранее известно, что они никогда не смогут научиться говорить, хирофонетика оказалась результативной в ином смысле. Эти дети шаг за шагом продвинулись по пути обретения человеческого облика.

Так, хирофонетика стала использоваться в лечебной педагогике. Прежде всего перед ней открылась отягощенная многими нерешенными вопросами область аутизма. Ребенок-аутист не использует возможность, предоставляемую ему органами речи. Он вовсе не желает вступать в контакт с говорящим человеком и прежде всего в том случае, если этот человек хочет заставить его говорить. Так как хирофонетика не требует от ребенка внешней активности, то в некоторых случаях она смогла пробудить желание говорить.

При хирофонетической терапии матери, а иногда и отцы, после проведения с ними соответствующих консультаций часть процедур проводят сами. Родители, страждущие помощи, получают, наконец, в свои руки средство, которое оказывает самую разнообразную помощь. Когда семья может перейти от пассивной к активной роли, то ей легче справиться со всеми внешними и внутренними трудностями. Это вполне возможно, когда речь идет о хирофонетике.

Хирофонетика - это терапия, разработанная на основе идей Рудольфа Штайнера. Поэтому естественно, что в "Школе хирофонетики" готовят только тех терапевтов, которые уже приобрели соответствующие базисные знания. К родителям, которых обучают по этой методике, это условие не относится.

I часть

Метаморфоза речевого организма

I. МЕТАМОРФОЗА ЧЕЛОВЕКА

Ergreifet das Sich-Wandelte!

Erkent das darin Handelte!

Lebendig ist das Treibende

Und tot die Form , die bliebennde.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!