БРОНХИАЛЬНОЕ ДЕРЕВО И ЧЕЛОВЕК-ДЫХАНИЕ



Если представить себе человеческое тело без всех его твердых и жидких субстанций, то получится картина воздушного организма. Вдыхаемый насыщенный кислородом воздух распределяется через кровь по всему телу. Кислород усваивается тканями, а углекислый газ как продукт обмена веществ выдыхается. Человек-воздух всегда склонен наполнять воздухомвсе тело, включая кожу. Кожа, как известно, также дышит.

Когда человек говорит, добавляется еще один аспект. Он использует выдыхаемый воздух и оформляет его с помощью голоса и артикуляции. Получаются своеобразные формы, не видимые, а слышимые, звучащие воздушные формы, которые вскоре растворяются в окружающем воздухе и перестают звучать. Это формы, которые, как мы увидим, все время хотят принять человеческий облик, но воздух не может быть основой для протяженности во времени, поэтому они недолговечны.

Издавна бронхи рассматривались как дерево с равномерно разветвляющимися ветвями. На концах последних ответвлений расположены легочные пузырьки подобно миниатюрным цветам. Эта картина перевернутого в пространстве растения проясняет биологическую ситуацию, тем более, что сравнение с растением обнаруживает также большое сходство и полярные противоположности и в функции бронхов и растений.

Рис.3 Бронхиальное дерево. Если перевернуть бронхиальную систему, то возникает картина дерева, в кроне которого расположено сердце как солнце. Рис.4 Бронхиальный человек. Бронхиальная система может рассматриваться как метаморфоза образования ног. Принцип парности ритмически умножается.

Рис.2. Человек-дыхание

 

Если же посмотреть на бронхи в вертикально расположенной человеческой фигуре, то в них можно увидеть метаморфозу строения ног. Этот вывод может вначале обескуражить, так как, говоря о ногах, представляешь двуединство. Но в сфере ритмической организации не может развиваться двуногая фигура, так как в ней преобладают совсем другие тенденции роста.

Рис. 5. Бронхиальная система по Л.Фогелю 9

Внутри туловища, в основном в верхней его части, все формы подчинены ритму - речь идет не только о функции ритмичных вдохов и выдохов и биения пульса, но и о самом строении: позвонки ритмично находят один на другой, ритмично образуются ребра.

Бронхиальная система также сформирована ритмично. Формообразующие силы не могут прекратить свое действие, сформировав одну пару. Возникают ноги, к которым сразу же пристраивается следующая пара ног, пока, наконец, последние, самые тонкие ножки не ступят на землю. Все это следует представлять себе как формообразующее действие воздуха, находящегося в хрящевых сосудах. Бронхи образуют только русло, в которое непрерывно втекает воздух и из которого также непрерывно вытекает.

Оба крыла легких построены почти симметрично, хотя справа развиты три, а слева - только две доли легких. Бронхи разветвляются вначале на две половины легких, a затем - на пять долей легких.

Внутри долей легких различаются опять-таки сегменты с основным бронхом. Только когда разветвляющиеся ножки достигают диаметра в один миллиметр в ширину, появляются полукруглые легочные пузырьки, альвеолы. В их стенках находятся тончайшие капилляры, позволяющие производить газообмен с кровью. Общая поверхность пузырьков составила бы значительную величину - 100 кв.м.

Рис. 6. Легочные пузырьки с артериовенозной капиллярной сеткой по Л.Фогелю.

На этой площади человек-дыхание находит почву, по которой он шагает. Земной человек шагает по твердой земле, человек-дыхание по ритмически пульсирующим волнам крови.

Легкие лучше всего можно понять, выходя за рамки физиологии и рассматривая их как член речевого организма. Только как жизненно важный орган легкие обеспечивают газообмен. Благодаря речи они поднимаются на уровень органа, служащего человеческому духу. Только это полностью выражает их сущность. Ведь только благодаря своей способности говорить, человек становится человеком, а легкие - человеческим органом.

ДЫХАНИЕ, ТАНЦОР

С этой точки зрения мы можем поставить человека-дыхание буквально на ноги. Картина бронхиального дерева утрачивает здесь свою значимость. Как и при ходьбе, так и при разговоре происходит своего рода поступательное движение. Человек - речь движется от слога к слогу. Короткие и длинные слоги чередуются, они артикулируются слабо или сильно, что и создает ритм речи. Этот переход, или танец, от слога к слогу происходит в любой речи.

Когда мы говорим, воздух выдыхается изо рта не равномерно, как при обычном дыхании, а волнами, ритмически расчленяющими речь. Возьмем для примера следующее предложение: "Солнце согревает и освещает землю"

В теории стиха самую маленькую единицу стихотворения называют стихотворной стопой, а стихотворную строчку обозначают как vers, так как в древности декламатор, как привило, не стоял неподвижно во время декламации, а ходил и оборачивался в конце каждой строки (лат. Versus - поворот). Важную роль играет еще один, почти незамеченный ритм, дополняющий описанный. Это звукообразующий ритм.

Рис.7. Ритмическая форма.

Важную роль играет еще один, почти незамеченный ритм, дополняющий описанный. Это звукообразующий ритм. Когда артикулируются согласные, то потом дыхания сталкиваются с препятствиями, модифицирующими форму воздуха. Для каждого звука препятствие образуется по-своему. Так, каждый звук приобретает собственную воздушную форму и тем самым собственное звучание. Дыхание готовится, в соответствии с ожидающим его препятствием, к соразмерному с ним прыжку. При звуке "В" оно слегка приостанавливается, при звуке "S" - струится. Оно всегда заранее знает, что его ожидает.

При артикуляции гласных, звучащих между согласными, дыхание течет равномерно. Оно имеет возможность на короткие мгновения вновь успокаиваться. Его приспосабливаемость удивительна. Если же оно в минуты волнения утрачивает способность приспосабливаться, то возникает крик или заикание.

В процессе дыхания и артикуляции друг другу противостоят два полюса, два волевых усилия, гармонично уравновешивающие друг друга. Давление вдыхаемого воздуха приспосабливается к соответствующему артикуляционному препятствию, а препятствие - к давлению воздуха, которое изменяется при шепоте, крике или бормотании.

При всех движениях пространственный аспект по существу роли не играет. Пространственные амплитуды столь минимальны, что ими можно пренебречь. Вообще сущность дыхания можно понять только в том случае, если перейти от рассмотрения его пространственного облика к временному. Но что такое временной облик? Можно ли вообще говорить о сформированном времени?

Время течет не равномерно, а всегда в определенном ритме. Считать, что время течет в одном измерении - линейно, было бы полной абстракцией. Оно протекает ритмично, волнообразно; когда мы говорим, мы движемся в пульсирующем потоке. Мы шагаем, а можно сказать, что и плывем или летим в потоке времени.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!