Доступ к членам класса и наследование



 

Как пояснялось в главе 8, члены класса зачастую объявляются закрытыми, чтобы исключить их несанкционированное или незаконное использование. Но наследование класса не отменяет ограничения, накладываемые на доступ к закрытым членам класса. Поэтому если в производный класс и входят все члены его базового класса, в нем все равно оказываются недоступными те члены базового класса, которые являются закрытыми. Так, если сделать закрытыми переменные класса TwoDShape, они станут недоступными в классе Triangle, как показано ниже.

 

// Доступ к закрытым членам класса не наследуется.

// Этот пример кода не подлежит компиляции.

using System;

// Класс для двумерных объектов,  

class TwoDShape {

double Width; // теперь это закрытая переменная  

Double Height; // теперь это закрытая переменная

 

public void ShowDim() {

Console.WriteLine("Ширина и высота равны " +

Width + " и " + Height);

}

}

 

// Класс Triangle, производный от класса TwoDShape.  

class Triangle : TwoDShape {

Public string Style; // тип треугольника

 

// Возвратить площадь треугольника,  

public double Area() {

return Width * Height /2; // Ошибка, доступ к закрытому

Члену класса запрещен

}

 

// Показать тип треугольника,  

public void ShowStyle() {

Console.WriteLine("Треугольник " + Style);

}

}

 

Класс Triangle не будет компилироваться, потому что обращаться к переменным Width и Height из метода Area() запрещено. А поскольку переменные Width и Height теперь являются закрытыми, то они доступны только для других членов своего класса, но не для членов производных классов.

--------------------------------------------  

ПРИМЕЧАНИЕ  

Закрытый член класса остается закрытым в своем классе. Он не доступен из кода за пределами своего класса, включая и производные классы.

--------------------------------------------

На первый взгляд, ограничение на доступ к частным членам базового класса из производного класса кажется трудно преодолимым, поскольку оно не дает во многих случаях возможности пользоваться частными членами этого класса. Но на самом деле это не так. Для преодоления данного ограничения в C# предусмотрены разные способы. Один из них состоит в использовании защищенных (protected) членов класса, рассматриваемых в следующем разделе, а второй — в применении открытых свойств для доступа к закрытым данным.

Как пояснялось в предыдущей главе, свойство позволяет управлять доступом к переменной экземпляра. Например, с помощью свойства можно ввести ограничения на доступ к значению переменной или же сделать ее доступной только для чтения. Так, если сделать свойство открытым, но объявить его базовую переменную закрытой, то этим свойством можно будет воспользоваться в производном классе, но нельзя будет получить непосредственный доступ к его базовой закрытой переменной.

Ниже приведен вариант класса TwoDShape, в котором переменные Width и Height превращены в свойства. По ходу дела в этом классе выполняется проверка: являются ли положительными значения свойств Width и Height. Это дает, например, возможность указывать свойства Width и Height в качестве координат формы в любом квадранте прямоугольной системы координат, не получая заранее их абсолютные значения.

 

// Использовать открытые свойства для установки и  

// получения .значений закрытых членов класса.

using System;

// Класс для двумерных объектов,

class  TwoDShape {

double pri_width; // теперь это закрытая переменная  

Double pri_height; // теперь это закрытая переменная

 

// Свойства ширины и высоты двумерного объекта,  

public double Width {

get { return pri_width; }

set { pri_width = value < 0 ? -value : value; }

}

 

public double Height {

get { return pri_height; }

set { pri_height = value < 0 ? -value : value; }

}

 

public void ShowDim() {

Console.WriteLine("Ширина и высота равны " +

Width + " и " + Height);

}

}

 

// Класс для треугольников, производный от

// класса TwoDShape.

class Triangle : TwoDShape {

Public string Style; // тип треугольника

 

// Возвратить площадь треугольника,  

public double Area() {

return Width * Height / 2;

}

 

// Показать тип треугольника,  

public void ShowStyle() {

Console.WriteLine("Треугольник " + Style);

}

}

 

class Shapes2 {

static void Main() {

Triangle t1 = new Triangle();

Triangle t2 = new Triangle();

 

t1.Width = 4.0;

t1.Height = 4.0;

t1.Style = "равнобедренный";

 

t2.Width = 8.0;

t2.Height = 12.0;

t2.Style = "прямоугольный";

 

Console.WriteLine("Сведения об объекте t1: ");  

t1.ShowStyle();  

t1.ShowDim();

Console.WriteLine("Площадь равна " + t1.Area());

Console.WriteLine();

 

Console.WriteLine("Сведения об объекте t2: ");  

t2.ShowStyle();  

t2.ShowDim();

Console.WriteLine("Площадь равна " + t2.Area());

}

}

 

В этом варианте свойства Width и Height предоставляют доступ к закрытым членам pri_width и pri_height класса TwoDShape, в которых фактически хранятся значения ширины и высоты двумерного объекта. Следовательно, значения членов pri_width и pri_height класса TwoDShape могут быть установлены и получены с помощью соответствующих открытых свойств, несмотря на то, что сами эти члены по-прежнему остаются закрытыми.

Базовый и производный классы иногда еще называют суперклассом и подклассом соответственно. Эти термины происходят из практики программирования на Java. То, что в Java называется суперклассом, в C# обозначается как базовый класс. А то, что в Java называется подклассом, в C# обозначается как производный класс. Оба ряда терминов часто применяются к классу в обоих языках программирования, но в этой книге по-прежнему употребляются общепринятые в C# термины базового и производного классов, которые принято употреблять и в C++.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!