Ощущение пристального взгляда



 

«Ощущение пристального взгляда» изучалось во множестве работ, посвященных исследованию «мысленного взаимодействия на расстоянии». Эта тема представляет собой особенный интерес для исследования, потому что она связана с одним из самых старых суеверий, распространенным на Западе, - «злым глазом или сглазом». На Востоке, наоборот, известен даршан, или благословение, которое посылает пристальный взгляд доброго хозяина своему гостю. Большинство древних народов боялись «злого глаза» и предпринимали меры, защищающих их от его воздействия. Для этого они надевали на шею блестящие или красивые амулеты, которые как бы должны были ослабить действие «злого глаза».  

Сегодня образованные люди больше не боятся «злого глаза», но многие говорят о том, что они ощущали пристальный взгляд на расстоянии. Является ли это интуитивное чувство признаком мысленного действия на расстоянии или его можно объяснить более прозаическими способами? Этот вопрос изучался в лаборатории таким образом: один человек был подключен к монитору, на котором показывалось электросопротивление его кожи. Другой человек , удаленный от первого, смотрел на первого по односторонней видеосистеме в случайные промежутки времени. При этом тот человек, на которого смотрели по видеосистеме не знал, когда именно на него смотрят. 

На рис. 9.2 показаны результаты экспериментов по ощущению пристального взгляда. Эти данные дают эффект в 63% против случайного ожидания в 50%. Это очень огромный эффект для явления, которого, как предполагается, не существует по обычным научным канонам. Общий результат оценивается отношением шансов в пользу неслучайности явления как 3800000 к 1.

 

 

 


Рис. 9.2. Величина эффекта для эксперимента «ощущение пристального взгляда». Цифра в 50% - величина случайного ожидания. Доверительный интервал равен 95%.

Резюме

 

Поскольку ранее было показано, что существуют доказательства psi-перцепции и взаимодействия разума с неживой материей, мы могли ожидать, что эксперименты, изучающие взаимодействие разума с живыми организмами, будут также успешны. Исследования, которые мы здесь обсудили, показали, что наши ожидания оправдались. Значение мысленного исцеления на расстоянии очевидно.

Все эксперименты, которые до сих пор обсуждались, воспроизводились в лабораториях бесчисленное число раз. Эти эксперименты продемонстрировали, что какая-то часть сообщений людей об эффектах psi, видимо, действительно вполне реальна. Но теперь мы выйдем из лаборатории, чтобы увидеть новый тип эксперимента. Этот эксперимент будет изучать взаимодействие коллективного разума с материей.

 

 

 

Ч А С Т Ь I0

 

Глобальный разум?

 

Мы думаем, что мы выживаем только благодаря  самим себе.

Май Ангелов

В предшествующих главах, мы узнали, что когда человек концентрирует свое внимание на удаленном от него объекте, поведение этих объектов может измениться: игральные кости уже не падают случайным образом, странным образом ведут себя электронные схемы, а человеческая нервная система реагирует на невидимые воздействия. В этой главе мы попытаемся показать что происходит, когда десятки или миллионы людей концентрируют свое внимание на какой-то вполне определенной вещи. Мы увидим, что некоторые аспекты эффектов взаимодействия разума и материи, засвидетельствованных в лаборатории, расширяя свою зону влияния, могут влиять на весь мир в целом. Удивительно, но, как кажется, под это воздействие попадает даже погода.

 Нейрофизиологи полагают, что сознание порождается сложным информационным обменом среди миллиардов нейронов в мозгу. Если это так, то нельзя исключить того, что сам мир имеет нечто вроде глобального разума, «полевого сознания,» которое порождается информационным обменом между миллиардами людей, выступающими в роли своеобразных нейронов. Некоторые эксперименты свидетельствуют, что данная гипотеза имеет право на существование.

В нашей лаборатории мы изучали эффекты «полевого сознания». Впервые эти эксперименты начали проводить доктор Роджер Нельсон из Принстонского университета и профессор Дик Биерман из Амстердамского университета. Эксперименты показывают, что группы людей, численностью от десятка до миллиарда, могут влиять на физический мир. Эксперименты также подразумевают (эта тема будет описана позже), что имеется фундаментальная внутренняя связь между массами людских разумов (мы будем называть эту связь эффектом «месс-менд») и между отдельными личностями. Однако, чтобы хорошо понять эти эксперименты,  надо кратко описать концепции поля и полевого сознания. 

 

Физические поля

 

Классическое понятие физического поля было разработано в семнадцатом веке, для понимания явлений типа гравитации и электромагнетизма. Эти таинственные силы, как оказалось, воздействуют на удаленные объекты какими-то невидимыми средствами. К сожалению, идея о невидимых силах, действующих на расстоянии, была похожа на идеи о духах, которые церковь предавала анафеме, поэтому физики семнадцатого века искали более «рациональное» объяснение. Поскольку думать о «действии на расстоянии» без посредников было запрещено, предположили, что силы действуют на объекты при помощи пакетов энергии, взаимодействующих между собой подобно бильярдным шарам.  

Согласно ньютонианской, (классической) физике, солнце и земля могут взаимодействовать между собой только при помощи чего-то, существующего вокруг земли и вокруг солнца. Это невидимое что-то назвали полем, которое интерпретировалось как модификация пространства, окружающего солнце и землю. Эта модификация в случае гравитационного поля порождается специальными частицами - гравитонами. Другими словами, земля притягивается к солнцу не при помощи невидимой силы, действующей на расстоянии, а посредством взаимного обмена гравитонами.

Развитие квантовой механики в конце 1920-ых годов превратило классическое понятие полей в такую сущность, которая буквально шокирует физиков-классиков. Квантовые поля не существуют физически в пространстве и времени, подобно классическим гравитационным и электромагнитным полям. Вместо этого, квантовые поля определяют только вероятности существования странных, призрачных частиц. Хотя квантовые поля математически подобны классическим полям, они более трудны для понимания, потому что, в отличие от классических полей, они существуют вне обычных границ пространства и времени.

Таким образом, квантовое поле обладает особым нелокальным характером, которое означает, что квантовое поле не ограничено данным временем и пространством. Эффект нелокальности приводит к тому, что событие области А влияет на событие в области В, причем это влияние происходит без затраты какой-нибудь энергии. В классической физике такое явление полностью невозможно, но все-таки оно существует, что доказано современными физическими экспериментами.  Эти эксперименты независимы от существующей формулировки квантовой механики, а это означает, что любая будущая теория природы должна включать принцип нелокальности. Мы вернемся вновь к принципу нелокальности в главе 16. 

Полевое сознание

Человек не одинок во вселенной, также как он не одинок в группе или любом обществе

Клод Уви-Штраусс

 

Идея, что сознание может быть подобно полю - не нова [219]. Уильям Джеймс выдвинул эту идею еще в 1898 г. , а недавно английский биолог Руперт Шелдрак предложил подобную идею вместе с его концепцией морфогенетических полей [220-221]. Концептуальные корни полевого сознания прячутся в Восточной философии, в особенности, в Упанишадах - мистических священных писаниях индуизма, которые выражают идею единственной реальности, воплощенной в «Брахмане» или абсолютной Самости. Идея полевого сознания предлагает континуум нелокального интеллекта, охватывающего пространство и время. Это полностью противоречит ньютонианским и нейрофизиологическим представлениям, согласно которым ощущающая, сознающая ткань находится только в голове.

    Одно из наиболее спорных современных представлений об эффектах полевого сознания было выдвинуто йогом Махариши Махеша. Вот как об этом говорит Дэвид Орме-Джонсон, руководитель исследовательской группы международного университета Махариши: 

«Конфликтные личности создают стрессовую атмосферу коллективного сознания, влияющую на характер мышления и действий каждого индивидуума, находящегося в этой системе… Преступление, злоупотребление наркотиками, вооруженные столкновения и другие проблемы общества – больше, чем проблема только этих индивидуальных преступников, наркоманов и противоборствующих фракций. Эти проблемы - признак неблагополучия коллективного сознания» [222-224].

Иследователи, занимающиеся медитацией, сообщили, что эффект Махариши воспроизводился в сорока двух работах, причем некоторые из них опубликованы в распространенных социологических журналах [225-227]. Как и ожидалось, социологи критиковали эти работы. Главный момент критики состоял в том, что исследования включали такие изменчивые показатели, как социальный порядок, количество преступлений, военные действия, дорожные катастрофы и общее качество жизни. А эти показатели находятся под влиянием множества факторов, типа «день недели», «время отпусков», «выходной день», которые очень трудно полностью исключить, чтобы понять влияние полевого сознания.

 Другая сложность изучения полевого сознания состоит в том, что, например, согласно эффекту Махариши, снижение преступности пропорционально числу медитирующих людей (медиумов), упорядочивающих поле сознания с помощью своего влияния. Но число медиумов непостоянно и поэтому должна возникнуть неизбежная корреляция между числом медиумов в данный день и значениями различных социальных индексов.

Один способ решить данные проблемы - это зафиксировать одну из установленных переменных. Необходимо зафиксировать или «цель» медитации или число медиумов. Помимо этого, можно улучшить экспериментальную процедуру по предложению философа Эвана Фалеса и социолога Барри Марковского из университета штата Айова: «Если на материальный мир можно влиять коллективным сознанием, то надо создать неодушевленные датчики и разместить их на изменяющихся расстояниях от коллективного медиума» [228]. По существу предлагается тот же подход, который мы применяли с помощью генератора случайных чисел, когда пытались расширить лабораторные исследования по взаимодействию разума и материи.

Свойства сознания

 

Чем бы не являлось сознание на самом деле, можно, исходя из комбинации Западных и Восточных философий [229], предположить, что сознание имеет следующие свойства.

Первое  свойство состоит в том, что сознание распространяется далеко за пределы индивидуума и имеет квантовоподобные полевые свойства, воздействующие на вероятности событий.

 Второе свойство - то, что сознание вводит порядок в системы, пропорционально «силе» настоящего сознания. Это положение развивает представления физика Эрвина Шредингера, согласно которым одним из удивительных свойств жизни, является «извлечение упорядоченности из окружающей среды» [230].

Третье свойство - сила сознания в индивидууме подвержена временным флюктуациям и регулируется фокусом внимания. Некоторые состояния сознания имеют более высокий фокус, чем другие. Мы полагаем, что в обычном состоянии сознание имеет низкий фокус внимания, совершенно отличающийся от аналогичного фокуса в мистических, пиковых и других необычных состояниях сознания [231]

Четвертое свойство касается «группового сознания», которое проявляется в группе личностей. Сознание группы усиливается, когда внимание группы сосредоточено на общем для всех объекте (цели) или событии, что создает упорядоченное «полевое групповое сознание». Если внимание группы рассеяно, то полевое сознание также рассеивается.

Пятое свойство проявляется в шумовом эффекте и реализации неупорядоченного сознательного поля, когда личности в группе ориентированы на разные цели. В этом случае эффективность полевого сознания равна нулю. Мы полагаем, что максимальная степень когерентности полевого сознания в группе представляет собой некоторую сложную функцию общего количества личностей, силе их концентрации на «цели», влияния окружающей среды и других психологических и физиологических факторов.

Шестое свойство состоит в том, что физические системы всех видов реагируют на полевое сознание, становясь более упорядоченными.Чем сильнее или когерентней полевое сознание, тем больше порядка в окружающем мире. Неодушевленные объекты (подобно камням) совершенно также реагируют на полевое сознание как и живые организмы, но только для неустойчивых, чувствительных неодушевленных систем у нас есть инструментальные средства, чтобы оценить степень их реакции на полевое сознание. Когда группа активно концентрирует свое внимание на какой-то цели, то «групповое мнение» имеет «упорядочивающую силу» [232].

Это ведет нас к очень простой идее: сила влияния разума измеряется степенью изменения материи. Поэтому в изменении поведения физических систем мы можем найти доказательства влияния разума на материю. Легче всего увидеть влияние разума на тех физических системах, которые по своей природе являются случайными, как, например, электронные генераторы случайных чисел (RNG), с которыми мы уже хорошо знакомы. Но, конечно, заметить степень упорядочивания каменной скалы при влиянии на нее полевого сознания в кратковременном эксперименте невозможно.

Измерения

 

В основном эксперименте по эффекту полевого сознания мы измеряем флюктуации группового внимания одновременно с флюктуациями поведения одной или нескольких физических систем. Надо заметить, что по экспериментальному протоколу не требуется, чтобы группа целенаправленно обращала свое внимание на определенное целевое задание или на конкретный физический адресат. Попытка организации целенаправленного группового влияния может включить мощные защитные механизмы сомнения и страха в коллективе, что может блокировать проявление тех эффектов, которые мы намереваемся увидеть.

Изменения в упорядочении случайных физических систем легко установить, потому что в нормальном, обычном состоянии случайная система имеет нулевой порядок. Если в случайной физической системе появляется порядок, то его легко обнаружить, используя простые статистические методы. Флюктуации порядка, естественно, будут происходить случайным образом и необходимо оценить связь между этими флюктуациями и изменениями группового внимания. 

Эксперименты

 

 

С марта 1995 по июль 1996 мы изучали эффекты полевого сознания в восьми экспериментах. Эти эксперименты проводились: 1). на семинаре по повышению квалификации в марте 1995г., где было 12 участников; 2). во время радиопередачи в прямом эфире в марте 1995г., обсуждавшей лауреатов шестьдесят седьмой ежегодной академической награды, которую слушали примерно миллиард людей во всем мире; 3). на комедийном шоу в Лас Вегасском казино в сентябре 1995, где присутствовало примерно 40 человек; 4). во время объявления приговора О. Дж. Симпсону в октябре 1995, которое слушало около 500 миллионов человек; 5). во время футбольного матча на Суперкубок в январе 1996, который наблюдали приблизительно 200 миллионов человек; 6). во время телепередачи на четырех главных телевизионных каналах в Соединенных Штатах в ночь на один понедельник в феврале 1996, которую видели не менее девяноста миллионов человек; 7). на обсуждении лауреатов шестьдесят восьмой ежегодной академической награды в марте 1996 г., которое наблюдали, по нашим оценкам, один миллиард человек во всем мире; и, наконец , 8). на церемонии открытия Столетних Олимпийских Игр в июле 1996, которую смотрели приблизительно три миллиарда людей.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!