Казацко-крестьянские восстание 20-30-х гг. XVII в.
Казацко-крестьянские восстания в 20-30-х гг. XVII в. - серия казацко-крестьянских восстаний против усиления феодального и национально-религиозного гнета со стороны польских властей, который стал более жестоким после принятия польским сеймом специального постановления, посвященного украинскому казачеству.
1. Основные предпосылки восстаний. После Хотинской войны (1620-1621 гг.), которая принесла славу украинским казакам, польское правительство не выполнило данных казакам обещаний, не выплатило им надлежащую плату, уменьшило реестр. Польское правительство стремилось превратить казаков, которых не было в реестре, в зависимых крестьян. Польская шляхта при поддержке правительства нарушала имущественные права украинских феодалов, в том числе гетманов, незаконно захватывала их владения.
2. Восстание 1625 г. под руководством Марка Жмайла. Польское правительство не выполнило своего обещания предоставить участникам Хотинской войны права реестровцев. Казаки, которые после этой войны осели на Киевщине, заявили, что они не признают власть господ и королевских старост. Летом 1625 г. польское правительство направило на Киевщину карательное войско во главе с коронным гетманом С. Конецпольским. На помощь восставшим пришел 20-тысячный отряд во главе с Марком Жмайлом, которого на Сечи избрали гетманом.
В бою у озера Курукового обе стороны понесли серьезные потери. Казацкая старшина стала склоняться к компромиссу с поляками, передав гетманскую власть стороннику соглашения со шляхтой Михаилу Дорошенко. По итогам переговоров было подписано Курукивское соглашение, по которому все участники восстания были амнистированы, а реестр увеличивался на 6 тыс. Реестровцам была определена ежегодная заработная плата в 60 тыс. злотых и выделены королевские земли. В свою очередь, казаки приняли на себя обязательство не вмешиваться в религиозные дела, прекратить морские походы и не вступать в сношения с иностранными государствами.
|
|
3. Восстание 1630 г. под руководством Тараса Федоровича (Трясила). Заключенный мир не мог быть продолжительным, поскольку он не только углубил противоречия между реестровыми (привилегированными) и низовыми («незаконными») казаками, но и оставил без защиты крестьянство и горожан - основную массу восставших.
В этот период на Сечи организационно оформилось нереестровое казачье Войско Запорожское Низовое. В 1628 г. запорожцы не признали нового гетмана Григория Черного и избрали гетманом Тараса Федоровича (Трясила). Г. Черный попытался взять под контроль низовое казачество, которое призвло к очередному социальному взрыву. В марте 1630 г. отряд запорожцев в Черкассах Г. Черного и привез его на Запорожье. На казацкую радость он был осужден и казнен. Тарас Федорович во главе 10-тысячного войска двинулся на Правобережье. Он обращался к народу с универсалами, призывавшими вступать в его отряды, «добывать казацкие вольности» и «защищать православную веру».
|
|
Результат восстания был решен в трехнедельных боях с поляками под Переяславом в мае 1630 г. Польский гетман С. Конецпольский предложил мир, и старшина согласилась. Согласно Переяславского договора между поляками и старшиной казацкий реестр увеличивался до 8 тыс., казаки получали право самим выбирать себе гетмана. В остальном этот договор подтверждал условия предварительного Курукивского соглашения. Тарас Федорович не признал договоренностей старшины с поляками и с большим отрядом повстанцев отошел в Запорожье, а оттуда - на Дон.
4. Восстание 1635 г. под руководством Ивана Сулимы. В 1635 г. поляки усилили изоляцию Сечи. Для этого ими всего за полгода перед первым днепровским порогом, который называется Кодак, была построена и хорошо оснащена крепость. Но выполнить поставленную польским правительством задачу - не допустить отношений украинского населения с Запорожьем - не удалось. Уже через месяц после завершения строительства крепости она была разрушена отрядом запорожцев, которых возглавлял их гетман Иван Сулима. По возвращении в Запорожье предатель из реестровых сдал казацкого гетмана и он был казнен по приказу польского короля.
|
|
5. Казацкое восстание 1637-1638 гг. Антипольские настроения среди казачества усиливались и среди реестровых. Летом 1637 г. началось новое восстание, охватившее Левобережную и Правобережную Украину. Его руководителями были талантливые полководцы - Павел Бут (Павлюк), Дмитрий Гуня, Карп Скидан, Яцко Острянин (Остряница).
Крестьяне быстро вливались в ряды повстанцев, громили имения своих господ. Казаки потерпели ряд поражений от польского войска, которое численно их превосходило. П. Бут был захвачен в плен и казнен. К. Скидану и Д. Гуни удалось пробиться в Запорожье.
Весной 1638 г. казаки во главе с Я. Острянином вышли из Запорожья и разбили поляков под Голтвой. Однако отряды Я. Острянина, увлекшись преследованием отступавших поляков, попали в засаду и были разбиты. Бои под Лубнами и Жовнино закончились поражением запорожцев. Я. Острянин с частью казаков перешли границу Московского государства и поселились на Слобожанщине. Вскоре казаки Д. Гуни вынуждены были также пойти на переговоры с правительственными войсками и капитулировать. Сам Д. Гуня с частью запорожцев спасся на Дону.
|
|
19
ПРИЧИНЫ, ХАРАКТЕР И Движущие силы, ПЕРИОДИЗАЦИЯ национально-освободительной войны УКРАИНСКОГО НАРОДА 1648-1657 pp |
Схожі матеріали · Причины, предпосылки и характер Освободительной войны Освободительная война, которую академик И. П. Крипьякевич назвал в свое время украинское революцией, вспыхнув в середине XVII века, силы, которые принимали в ней участие, ставили целью освобождение Украины от власти Речи Посполитой. Новая политическая элита Украины стремилась создать свое национальное государство, сформировать в ней новый социально-экономический строй с казацкой собственностью на землю. Война характеризуется переплетением национально-освободительных и социальных мотивов. Большим и значительным было и религиозное противостояние православия и католицизма, тем более, что интересы украинского и поляков вращались в кругу двух разных мировоззрений. Перед в борьбе с Речью Посполитой вели казаки, которые возглавили крестьян, мещан и духовенство. Война началась в феврале 1648 г. с захватом повстанцами Запорожской Сечи и избранием гетманом Богдана Зиновия Хмельницкого. Годом ее окончания указывается 1654 p., когда состоялась Переяславская Рада между Украиной и Москвой. Итак, движущими силами революции были казаки, крестьяне, мещане, шляхта. Характер войны был всенародный, национально-освободительный, справедливый. Лидером освободительной войны стал Б. Хмельницкий, сын мелкого украинского шляхтича, на начало войны - Чигиринский сотник. В конце 30-х годов Б. Хмельницкий был генеральным писарем. Запорожская Сечь, которая находилась тогда на Никитином Роге (вблизи г. Никополя), избрала его гетманом. Отсюда под его руководством 22 апреля 1648 отправились казаки, чтобы объединиться с повстанческим движением на Приднепровье и начать великую освободительную войну украинского народа. Первый период войны ознаменовался победами (1648-1649 pp.) Под Желтыми Водами и Корсунем, сражениями под Пилявцами, осадой Львова и Зборовским договором. Второй период (1650-1653 pp.), Несмотря на кровопролитную борьбу восставших и поляков, ни одной из сторон успеха не принес. Третий период (1654-1655 pp.) Определился помощью России Украина в борьбе с Польшей. Четвертый период (1656-1657 pp.)-Заключением союза между Украиной и семигородским княжеством, а также совместными действиями казачества и шведской армии против Польши. Очевидная заслуга Б. Хмельницкого заключается в том, что он в течение года войны сумел создать из разрозненных крестьянских и казацких отрядов народно-освободительную армию. Из Запорожской Сечи он вышел с отрядом в три тысячи человек, а под Зборовом имел 360 тысяч повстанцев. В современной исторической науке преобладает мнение о том, что Освободительная война закончилась со смертью Б. Хмельницкого. Это вызывает сомнение, окилькы освободительную борьбу украинского народа после этого не прекратились, а лишь изменили свой характер: стали менее масштабными и более локальными. Пожалуй, более вероятной является точка зрения В. Смолий, В. Степанкова, В. Шевчука. Они считают, что война закончилась с падением гетмана П. Дорошенко в 1676 г. «Вечный мир» 1686 г. между Россией и Польшей юридически зафиксировал поражение Украина в этой войне. Мечта о социальное и национальное освобождение всколыхнула широкие народные массы, организовала их и вдохновила на борьбу. В сжатые сроки была сформирована своя политическая элита, появились новые, энергичные и талантливые вожаки. Известная исследовательница истории украинской шляхты XIV-XVII веков. Н. Яковенко считает, что именно шляхта, а не казачество обеспечивала преемственность в существовании украинского политического этноса с XIV по XIX вв. Шляхта, а не какой другой состояние, пережила и абсорбировала и княжеский элемент средневековья, и казацкий элемент ранньоновитньои эпохи. Именно шляхта была социальным идеалом членов новой элиты Гетманщины. Продемонстрировав гибкость и достойную удивления живучесть, благородное состояние просуществовал в Украину от периода средневековья до эпохи национального возрождения XIX века Именно он обеспечил преемственность украинской истории, помог сделать достоянием казачества опыт княжеских времен, а легенду казачества передал «будителей» национального возрождения. Шляхта-дворян и (а дворянство в Украину впервые начало внедряться еще за гетмана И. Брюховецкого) бывшей Гетманщины через свои исторические труды, самым значительным из которых была «История Русов», создали казацкий миф XIX в. И одновременно стали его жертвой, обрекая на временное забвение истории собственного состояния. По Хмельницкого была создана национальное государство, построение которой, однако, не удалось довести до конца. К тому же протиричччя и противоречия среди восставших, отсутствие четких политических ориентиров управления социальными процессами, постоянный внешнее давление и вмешательство во внутренние дела Украины иностранных государств вызвали поражение украинской революции. |
20Формирование украинского государства в ходе национально-освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого
Еще в 1648 году начиная войну Б. Хмельницкий обратился был крымский хан (хотя как показало время он оказался плохим союзником), через него Богдан Хмельницкий пытался получить поддержку Турции, пытался установить тесные контакты и с вассалами султана - Молдавией, Волощиной, Семиградом. Естественно было и стремление установить союз с единоверной Москвой, которая неоднократно вела, хотя и не удачно войны с Польшой. В 1651 года из - за нарушения поляками Зборовского договора продолжилась украино - польская война, и одновременно начали портиться московско - польские отношения. В Москве в феврале 1651 году состоялось Земское собрание, на котором духовенство с патриархом и боярами дали свое согласие взять гетмана Запорожского под царский протекторат. Но каких то реальных шагов сделано не было. Неудачная для казаков Брестская битва 1651 года из - за неверного союзника крымского хана, привела к заключению Белоцерковскому договору, который значительно сократил ранее достигнутые соглашения в Зборове в 1649г. А военные действия продолжались. Истощение украинского народа дошло до пределов. Города были разрушены и не было ни какой помощи из вне. 22 мая 1653 года в Москву прибыли новые послы от Богдана Хмельницкого - Кондрат Бурляй и Силуям Мужиловский. Они опять повторили просьбу казацкого гетмана выступить на защиту Украины, принять ее “под высокую руку” и послать на помощь войска. Однако царь сначалоа пытался дипломатическим путем договориться с Речей Посполитой. Царь отправил послов в Варшаву с требованиями к королю, смериться с казаками, вернуть им преивилегии которые они получили по Зборовскому соглашению, отменить Брестскую церковную унию 1596 года. Поляки ответили решительным отказом. 1 октября 1653 года царское правительство созвало Земское собрание, на котором кроме бояр присутствовали представители дворянства, духовенства, царские чиновники, представители городов, купечества, крестьян. Участники собрания высказали свое решение : “Гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское с городами и землями принять”. 9 октября 1953 года в исполнение решения Земского собрания московское правительство посылает в Украину черезвычайную дипорезвычайную дипломатическую миссию. 23 октября 1653 года царь Алексей Михайлович в Москве в Успенском соборе Кремля велел “объявить войску идти войной на недруга земли русской и веры проавославной - короля Речи Посполитой и Литвы - Яна - Козимира”. 1 ноября посольство прибыло в Путивель и в этом пограничном городе находилось около 2-х месяцев. Ждали возвращения Богдана Хмельницкого с боевых действий. Нужно было выяснить, какое именно место будет избрано для встречи и проведения всех офицеальных церемоней и переговориальных церемонней и переговоров, присяги, вручения царской грамоты, регалией для гетмана Запорожского войска, подарков. Москва хотела, что бы эти церемонии состоялись как можно торжественнее, поэтому предлагала что бы чцеремонии проходили в Киеве. А Богдан Хмельницкий стремился к деловым переговорам и поэтому отказался от Киева, что бы избежать неминуемой торжественности. Богдан Хмельницкий выбрал Переяслов, город за Днепром - центр Переясловского полка, с большим населением и развитой торговлей. 31 декабря московское посольство прибыло в Переяслов. Богдан Хмельницкий был еще в Чернигове. Он занимался похоронами сына Тимоша, а потом не мог вовремя попасть в Переяслов из - за ненадежного льда на Днепре. 6 января вечером он уже был в Переяслове. Состоялась первая встреча гетмана, на этой встречи установили порядок церемониала и официальной встречи. Утром 8 янвоаря проведут тайный совет у Богдана Хмельницкого с казацкеими генеральными старшинами и полководцами, потом послы провозгосятласят царскую грамоту, после чего опять состоится совет старшин и на конец - финальная переяславская акция - присяга в церкви гетмана Богдана Хмельницкого со старшинами. А затем стольники и дворяне проедут по украинским городам и приймут присягу от украинского народа. Однако старшинский совет, который одобрил принятие царской протекции, внес коррективы, которые основывались на на демократических условиях и обычаях казачества и его исторического опыта. Было решено собрать народ на совет. После первого старшинского совета 8 января в два часа дня неожиданно для послов , прозвучал призыв к генеральному совету, послы на этомс совете не присутствовали. На собрании в Переяслове Богдан Хмельницкий появился в окружении генеральных старшин и полковников. В своей речи, нарисовавши крайне тяжелое положение Украины, в котором она оказалась в следствии длительной войны, продолжать которую грозилась Польша, он сказал, что единственное спасение для Украины - это встать под защиту сильного государства., для того что бы получить от нее военную помощь - Турции крымского хана или христианского православного царя. Окончил свою речь гетман такими словами : “А буде хто з нами не згоден тепер, куди хоче вiльна дорога”. Все собравшиеся согласились с мнением Богдана Хмельницкого. После собрания старшин у Богдана Хмельницкого и одним из генеральных старшин состоялась официальная аудиенция с послами, на которой им вручили царскую грамаоту и там же зачитали ее. В грамоте говорилось что царь : ” велел принять под свою высокую руку гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское с городами и землями и будет вспомоществовать им против недругов ратными людьми”. Потом должна была состояться присяга. Но в Успенском соборе, где она должна была состояться возникли непредвиденные трудности. Богдан Хмельницкий попросил послов от имени царя дать присягу., что он не отдаст их полякам и не предаст. Царские послы категорически отказались присягать за царя, со словами, что только подданные могут присягать царю, а для царя достаточноего”царское милосте” царское милостивое слово. А царь и от недругов их обороне и захищение будет держать, и вольностей их не отымет, и маетностями им чем хто владеет, пожалует им владеть попрежнему”. Богдан Хмельницкий и казацкие старшины впервые ощутили, что означает - абсолютное тоталитарное царское государство, но они возлагали большие надежды на Москву в войне с Польшой и для того, что бы не сорвать переговоры вынуждены были остановить дискуссию и согласится на одностороннюю присягу. В церквеи приносили присягу над Евангиелием гетман, генеральные старшины, полковники, сотники и еще несколько десятков делегатов от различных полков. Богдан Хмельницкий и старшина не удовлетворились одним лишь царским словом, потребовали от послов письменных гарантий. И был впервые поставлен вопрос про составление письменного государственного договора с Москвой. И главным в той ситуации было то, что Богдан Хмельницкий стремился защитить независимость и автономность Украины межгосударственным договором. И безусловно их очень тревожило то, что уполномоченные московские послы в Переяслове отказались составить такой договор. |
21. Переяславска рады 8 (18) января 1654 г. в Переяславе состоялся старшинский совет запорожского казачества, а со временем — генеральный военный совет. В нём приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и 5 других казацких полков и жители Переяслава. Не было представителей от мещан (кроме Переяслава) и духовенства. И во второй час того же дня, «собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про гетмана и про полковников, а потом и сам гетман вышел под бунчуком, а с ним судьи и ясаулы, писарь и все полковники. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковой велел всем молчать». Потом, как все умолкли. Начал речь гетман ко всему народу говорить:
Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне! Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже велми нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый — хан крымский; третий — король полский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте! Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, — никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет — волная дорога. — Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех тт. Т. 3, М., 1954. С. 373. К сим словам весь народ возопил: «Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!» Потом полковник переяславской Тетеря, ходячи в кругу, нас на все стороны спрашивал: «Вси ли тако соизволяете?» Рекли весь народ: «Вси единодушно». Потом гетман молвил: «Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою!» А народ по нем, вси единогласно, возопил: «Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!»[2] После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Б. Хмельницкий выразил пожелание, чтобы послы первыми принесли присягу от лица царя. Однако, В. Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным. После чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка. После отъезда Бутурлина казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий на каких они хотели бы перейти в подданство московской Руси. В форме прошения («челобития») царю написали список из 11 пунктов (Мартовский статьи), который привезли в Москву в марте 1654 г. Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами[3]. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, включающий 23 статьи. После Переяславской рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях западной Руси и запорожского войска для принятия присяги от населения на верность царю. Отказалось присягать высшее православное духовенство в Киеве. Часть мещан Переяслава, Киева и Чернобыля были насильно принуждены к присяге казаками. Состоялись выступления против присяги в отдельных поселениях Брацлавского, Уманского, Полтавского и Кропивнянского полков. Неизвестно, присягала ли Запорожская Сечь[4]. Тем не менее, согласно данным московского посольства, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян (женщины и холопы к присяге не приводились). Отказались присягать из православных лишь сторонники давнего врага Богдана Хмельницкого — Барабаша, у которого он ранее обманом выкрал королевскую грамоту которую использовал как прикрытие для сбора войск. Самого же Барабаша а также ряд представителей казацкой старшины — Брацлавского, Кропивянского, Полтавского, Уманского казацких полков блокировал в Чернобыле и приказал нещадно спаивать и всячески увеселять, дабы они не пожаловались на пропажу польскому королю. Вражда же с Барабашем зародилась из того что Барабаш рассчитывал получить в обмен на использование казаков в войне с Стамбульским Султанатом в интересах польской короны получить некоторые магнатские привилегии и финансовую сумму, чему помешал Богдан Хмельницкий. Всего же сторонников Барабаша набралось около двух-трех сотен, в основном зажиточные представители ближнего круга Барабаша. Как поступил Богдан Хмельницкий с несогласными доподлинно не известно так как в документальных источниках как всех заинтересованных сторон, так и сторонних наблюдателей ничего об их судьбе не известно кроме того что они во время приведения к присяге отказались от имени своих полков её принять. Однако уже 1655 — через три месяца после отказа его руководства Полтавский полк уже упоминается как присягнувший в полном составе. А Брацлавский полк вошёл по Гадячскому договору 1658 года в третий новый суверен Речи Посполитой — Великое княжество Русское. Однако в 1659 году практически в полном составе за исключением старшин на битву при Конотопе не объявился, в остальных же полках также наблюдался недокомплект приведший к набору в них польских наёмников и присоединение к ним «панцирных казаков» католиков и униатов по вероисповеданию. А также вынудивший понести основную нагрузку и потери в данной битве королевские войска, в том числе элитные Краковские гусары потеряли как следует из количества назначенных пенсионов 268 человека. По одной из неакадемических легенд ими командовал полковник пан Станислав Хмелевский — сводный брат Богдана Хмельницкого вместе с которым они учились в иезуитской коллегии. Однако академического подтверждения не новодельного характера данная легенда не находит.
Андрусовское перемирие Москва и Варшава заключили в 1667 году в селе Андрусове перемирие, по которому Малороссия делилась на русскую и польскую части. Москва получила Левобережье, а Польша Правобережье, за исключением Киева с ближайшими окрестностями. Обширная область запорожских казаков, согласно Андрусове кому перемирию, оставалась под совместным «наблюдением» Москвы и Польши. Вместо одного гетмана теперь появились отдельно гетман Левобережья, подвластный Москве, и гетман Правобережья, подвластный Польше. Но гетманы не особенно считались с разделением Малороссии, и каждый из них предъявлял права на всю Украину, что вело к бесконечным столкновениям и политическим комбинациям, продолжавшимся еще почти 20 лет. Юрий Хмельницкий после поражения московских войск под Чудновом на Волыни в 1660 году согласился на мир с Польшей на условиях Гадячского договора и был признан поляками Правобережным гетманом. Вместе с поляками он организовал поход на левый берег Днепра, но потерпел страшное поражение от русских войск и казаков полковника Сомко. По некоторым данным, польско-казацкая армия потеряла только убитыми двадцать тысяч человек. Юрий Хмельницкий утратил остатки своего влияния и в начале 1663 года отрекся от гетман В 1663 году Москва, наконец, приняла решение всенародно провести выборы нового гетмана. На раду в Нежине съехались все три кандидата со своими сторонниками. Поскольку в раде принимало участие простонародье, она получила название «Черной». Эдакие свободные демократические выборы. Правда, с особым местным колоритом. У нас вообще, как демократические выборы, так какая-то чехарда начинается. Так что Ющенко в 2004 году просто следовал национальным традициям. Чтобы передать атмосферу Черной рады, опять процитирую Олеся Бузину. Яким Сомко прибыл в Нежин в середине июня с большим отлично экипированным Переяславским полком — самым важным на левом берегу Днепра. Когда Сомко расположился лагерем перед городскими воротами, к нему присоединился нежинский полковник Золоторенко со всеми своими людьми. Зачем-то (видимо, чтобы вернее считать голоса!) он прихватил с собой еще и пушки. Это особенно не понравилось присланному из Москвы князю Великогагину — царскому представителю на выборах. Брюховецкий отаборился с другой стороны города и поспешил замолвить за себя словцо перед Великогагиным. Мол, я человек мирный, его царскому величеству преданный, пришел без артиллерии и готов избираться. При этом каждый из претендентов именовал себя гетманом и требовал, чтобы рада происходила на той стороне города, где он засел. Сомко даже угрожал вернуться домой в Переяславль, если выборы не будут на месте его ставки. Но Великогагин, которому такая строптивость очень не понравилась, велел поставить царскую палатку на противоположной стороне — ближе к Брюховецкому. Скандал, который произошел дальше, прекрасно описан в дневнике Патрика Гордона — шотландского наемника, служившего в русской армии: «17-го часов в 10 утра окольничий явился с войском к царской палатке. После того как была расставлена стража, Сомко с оружием и развевающимися знаменами выступил из своего лагеря; то же сделал и Брюховецкий. В это время несколько рядовых казаков перешли от Сомка к Брюховецкому. Хотя окольничий и велел сказать им, что они должны были явиться без оружия, но они не обратили на это внимания. По прибытии епископа окольничий, захватив с собой царскую грамоту и выйдя из Сомку и Брюховецкому приказ подойти без оружия со всеми офицерами и лучшими казаками к палатке. Все исполнили этот приказ, кроме Сомка, оставившего при себе саблю и сайдак. Когда пехота построилась с обеих сторон, а окольничий, епископ, стольники и дьяки встали на скамьи, была прочитана царская грамота, в которой казакам повелевалось выбрать себе гетмана и указывалось, как следовало поступать при избрании. Грамота не была еще дочитана и до половины, как между казаками поднялся сильный шум: одни кричали — Сомко! другие — Брюховецкий! Когда эти крики были повторены при снятии шапок, то пехота Сомка, проникнув с его бунчуком и знаменами вперед, покрыла его знаменами, посадила на скамью и провозгласила гетманом. Во время этого смятения окольничий и остальные были принуждены сойти со скамей и были очень рады, достигнув палатки. Между тем казаки, составлявшие партию Брюховецкого, принесли его бунчук и знамена на то место, где находился Сомко с своим бунчуком, и, оттеснив его с приверженцами от этого места, сломали древко бунчука и убили державшего его. Волнение было так велико, что если бы по приказанию полковника Штрасбурга не было брошено несколько ручных гранат, то казаки наверно сломали бы палатку; гранаты же очистили место перед палаткой, на котором остались только убитые и раненые. Сомко вскочил на лошадь и вернулся со своим расстроенным отрядом назад в лагерь. Его предводительский жезл и литавры были захвачены отрядом Брюховецкого. На следующий день большая часть людей Сомка перешю к Брюховецкому. Выборы закончились. Украина получила нового гетмана. Демократически избранного, но весьма противного. Он тут же провел политическую реформу, расставив везде своих людей, и велел казнить проигравшего выборы Сомка. Три дня чернь грабила богатых казаков, а старшина скрывалась где могла, меняя, по меткому выражению Самовидца, «жупаны кармазиновые на сермяги». Ровно через пять лет в результате подобных «выборов» был убит и сам Брюховецкий. Его конкурент — Петр Дорошенко, как пишет тот же Самовидец, «позволив забити голопп Брюховецького. Итак голота тиранськи забила и замордувала Брюховецького». Став гетманом, Брюховецкий немедленно расправился только со своими соперниками — Сомком и Золотаренко. По уже сложившейся традиции, имущество проигравших было разграблено. Во внутренней политике Брюховецкий сначала
Мы поможем в написании ваших работ! |