Внутрішня політика Ярослава Мудрого



Цель и задание научной дисциплины "История Украины". Научная периодизация и характеристика основных этапов украинской истории Первый этап истории Украины связан с возникновением человеческой цивилизации, формированием и развитием первобытнообщинного строя. Древнее разноэтническое население современной территории Украины в своем развитии прошло этапы каменного, медно-каменного, бронзового и железного веков. В процессе эволюции современного человека совершенствовались орудия труда и менялись формы хозяйственной деятельности от примитивных - собирательства, охоты и рыболовства — к более сложным - скотоводству, земледелию и ремеслу. Были созданы соответствующие типы общественно-хозяйственной организации жизни первобытная палеолитическая и родовая общины, затем соседская община и племенная структура, сословно-классовое общество Следующий этап в истории Украины связан с возникновением и развитием раннефеодального государства Киевская Русь. К наиболее сложным и проблематичным относятся вопросы о происхождении и расселении славян, становлении и развитии государственности у восточных славян. В политической истории Киевской Руси можно выделить следующие периоды · 1. Первая половина IX - конец X вв. — формирование и возникновение раннефеодального государства, значительное расширение границ Руси, развитие феодальных отношений. · 2 Конец X - до 30-х годов XII в - наивысший расцвет Киевской Руси как единого государства · 3 30-е годы XII в. - 40-у годы ХШ в - этап феодальной раздробленности и постепенного упадка Киевской Руси В период XIV - первой половины XVII вв. украинские земли, ослаб пенные внутренними противоречиями, монголо-татарским игом, оказались за хваченными соседними государствами' Польшей, Литвой, Турцией. Тем не менее, в этот период продолжалось формирование украинской народности. Усиление национального, социального и религиозного угнетения привело к мощному национально-освободительному движению, ведущая роль в котором принадлежала казачеству. Проблема казачества, феномен Запорожской Сечи, как зародыша новой украинской казацкой государственности, является одной из центральных в украинской историографии. Освободительная война (1648 -1654 г.г) стала кульминацией в проявлении национального самосознания украинского народа и возрождении украинской государственности. С середины XVII до конца ХVШ вв. происходила борьба за господство на украинских землях между Россией, Польшей и Турцией, которая завершилась подчинением большинства украинских земель России, Политическая жизнь Украины этого периода была ознаменована борьбой за сохранение украинской государственности в форме гетманщины в условиях укрепления российского абсолютизма, результатом ее была ликвидация Гетманщины (1774 г.), Запорожской Сечи (1775 г.), полкового, военного, административно-территориального устройства украинских земель (начало 80-х годов) и полной ликвидацией украинской автономии. В XIX - начале XX вв. большая часть украинских земель входила в состав Российской империи, Галичина, Буковина, Закарпатье находались под властью Австро-Венгрии. Основным содержанием социально-экономического развития Украины было разложение феодально-крепостнической системы и формирование в ее недрах капиталистических отношений, их интенсивное развитие. Общественно-политические процессы характеризовались обострением классовых противоречий, формировавшем революционного демократизма, становлением украинской нации и ростом национального самосознания, образованием политических партий Особое место в истории Украины занимает период 1917 - 1920гг. когда шел поиск путей развития украинской государственности от провозглашения УНР к гетманскому режиму П.Скороггадского и Директории, завершившийся образованием УССР. В последующие 70 лет в составе СССР Украина приняла формы советской государственности, разделив с другими народами Советского Союза все испытания, трудности, героизм и трагизм этого времени. Со второй половины 80-х - н. 90-х г. в истории Украины начался новый период возрождения украинской государственности.     2. Теории и причины возникновения Киевской Руси. Первые киевские князья Проблема происхождения русской государственности и самих названий «Русь», «Русская земля», «русский» - одна из самых древних и наиболее дискуссионных в отечественной исторической литературе [1, 26]. Первым предпринял попытку осмыслить этот вопрос Нестор в «Повести временных лет». В ней он сформулировал две версии происхождения славянского государства и попытался их совместить: варяжская (новгородская) издавна в земли новгородцев приходили варяги из-за моря и брали с них дань. В 859 году новгородцы восстали и прогнали варягов, стали сами «владеть землёй» и ставить города. Но вскоре между ними начались усобицы. Собравшись на совет, новгородцы решили искать себе князя и послали «к варягам, к руси» сказать: «Земля наша велика и обильна, да наряда (порядка) в ней нет. Да, пойдите княжить и володеть нами». Пришли три брата-варяга с дружинами. Старший брат Рюрик стал княжить в Новгороде с 862 года, средний брат Синеус на Белозере, младший брат Трувор в Изборске. Вскоре братья Рюрика умерли, а он сделался единодержавным князем на Севере. славянская (киевская) государство возникло на земле полян в VI веке, где в доваряжский период проживали три брата: Кий, Хорив и Щек родом из славян. Старший брат, Кий, был основателем Киева и родоначальником славянской династии, а Киев являлся административным центром племенного объединения полян. Это летописное сказание разделило историков на два лагеря: норманистов и антинорманистов. Авторами норманской теории были приглашённые в XVIII веке немецкие учёные члены Российской Академии наук Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер. Суть их теории: создание Русского государства стало возможным только при участии варягов, т.е. представителей германских племён. Цель теории: доказать неспособность восточных славян, а следовательно, и русской нации к самостоятельному историческому творчеству; обосновать утверждение о том, что славянами должны управлять более способные в государственном строительстве нации, в частности, немцы. В основе их теории лежала легенда из «Повести временных лет» о призвании северными племенами (восточнославянскими и угро-финскими) в качестве князя Рюрика, который и стал основателем древнерусского государства. Точку зрения скандинавского происхождения династии киевских князей разделяли Н.М. Карамзин, М.Н. Погодин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский . С.Ф. Платонов на основе анализа различных источников пришёл к выводу, что варягами греческие, арабские и византийские авторы называли наёмные дружины норманнского происхождения. На Руси варяги выступали в качестве воинов-наёмников, купцов, посланцев славянских князей. Таким образом, варяги это норманны, жившие по берегам Балтийского моря. Норманнов принято отождествлять со скандинавами. Первым критиком норманнской теории стал М.В. Ломоносов. Он отрицал варяжское происхождение древнерусского государства, этноним «Русь» связывал с рекой Рось на юге. Опираясь на «Сказания о князьях Владимирских», он доказывал, что Рюрик был славянином родом из Пруссии, а так как руссы, по его мнению, были славянами, то и пруссы также являлись славянами. Ломоносов стал основоположником антинорманистского направления. Его гипотезу развивали в XIX веке историки Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский и др. Для выработки окончательного решения по вопросу о роли варягов в образовании русской государственности нельзя не опереться на выводы С.Ф. Платонова. В своей работе «Лекции по русской истории» он говорит о том, что варяги не повлияли на основные формы общественного быта славян, не принесли чуждого влияния, а наоборот, сами пришельцы и их дружины подверглись быстрой славянизации. Ещё более определённо на сей счёт высказались авторы сборника «Наше отечество. Опыт политической истории». Они утверждают, что призвать на княжение можно в том случае, если есть где княжить, т.е. имеются хотя бы полугосударственные образования. Современные историки, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; варяги ускорили этот процесс, сыграв роль катализатора; Рюрик реальная историческая личность, положившая начало первой правящей российской династии; этноним «Русь» северного происхождения (является, скорее всего, собирательным именем, под которым скрывалась этносоциальная группа, состоящая из представителей разных народов, занимающаяся морским разбоем, торговлей и представляющая собой дружину князя) от финского ruotsi «гребцы» [1,36]. Древнерусское государство, Киевская Русь первое крупное и устойчивое объединение восточных славян. Оно сложилось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, охватывающих эономическую, социальную, политическую и духовную жизнь славян [1, 38]. Социально-экономические факторы: рост производительности труда; развитие земледелия; переход к трёхполью (озимые, яровые, пар); углубление разделения труда; развитие промыслов, ремесла, обмена и внешней торговли (обеспечило появление избыточного продукта и создало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки). Социально-политические факторы: переход к соседской общине; складывание межплеменных союзов; усиление власти князя и дружины; рост имущественной и социальной дифференциации. Внешнеполитические факторы: защита от набегов соседей (хазар, норманнов); необходимость контролировать торговые пути; сбор дани с покорённых территории; взаимодействие с более развитыми цивилизациями. Аналоги империя Каролингов, Болгария, Венгрия, Польша.   Олег (княжил с 882 примерно по 912 г.). Это первый киевский князь, о котором есть более-менее точные исторические свидетельства. Однако, как уже было сказано, свидетельств этих слишком мало, чтобы составить представление о личности самого Олега. Остается неясным, в самом ли деле он принадлежал к династии Рюриковичей или был первым из примазавшихся к этой династии самозванцев (хотя его связь с Рюриком и «узаконил» несколько веков спустя Нестор-Летописец) . Одно бесспорно: Олег был даровитым и решительным правителем. Завоевав в 882 г. Киев и покорив полян, он затем и над соседними племенами силою утвердил свою власть, т. е. право собирать с них дань. Среди данников Олега оказалось даже такое большое и сильное племя, как древляне. Завоевания Олега не понравились хазарам, и они затеяли с ним войну, кончившуюся печально для них же самих: Олег разрушил их порты на Каспии. Наконец, в 911 г. Олег поставил кульминационную точку в списке своих побед, когда во главе большой армии напал на Константинополь и разграбил его. И все же «Повесть временных лет», по-видимому, преувеличивает его славу, утверждая, будто бы он прибил свой щит на главных воротах византийской столицы. Так или иначе, военная сила Олега оказала нужное давление на Византию, и греки пошли на подписание торгового договора, весьма выгодного для киевского князя. Игорь (913—945). Игорь правил далеко не столь удачно, как его предшественник. Собственно, с него начинает действовать правило, ставшее затем обязательным для всех киевских князей: вступил на престол — утверди свою власть над мятежными племенами. Первыми против Игоря восстали древляне, за ними — уличи. Несколько лет ему и его дружине пришлось провести в изнурительных походах, чтобы заставить бунтовщиков снова платить Киеву дань. И только после решения всех этих внутренних проблем Игорь смог продолжить дело Олега — дальние полуторговые-полупиратские экспедиции. Мирный договор, заключенный Олегом с Византией, к 941 г. утратил силу. Игорь отправился в морской поход на Константинополь. Но и тут ему не повезло. Византийцы использовали свое новое изобретение — горючую смесь, прозванную «греческим огнем». Флот киевлян был сожжен дотла, Игорь позорно бежал. В результате ему пришлось подписать унизительный договор с византийским императором в 944 г. Впрочем, в том же году Игорь решил попытать счастья на востоке и наконец добился успеха. С большим отрядом воинов он спустился по Волге, разграбил богатые мусульманские города на побережье Каспия и со всей своей добычей безнаказанно возвратился домой. А там пришлось начинать все сначала: взбунтовались древляне. Рассудив, что Игорь слишком часто ходит к ним за данью, древляне во время очередного похода киевского князя в их угодья подкараулили и убили его. Вместе с Игорем погибла вся его свита. Ольга (945—964) — вдова Игоря. Она правила, покуда не достиг совершеннолетия их сын Святослав. Древние летописцы — составители «Повести временных лет» — явно симпатизируют Ольге (по-скандинавски — Хелга), постоянно говоря о том, какая она красивая, сильная, хитрая, а главное — мудрая. С уст мужчины-летописца срывается даже неслыханный для того времени комплимент «мужскому уму» княгини. Отчасти все это можно объяснить тем, что в 955 г. Ольга приняла христианство: для монаха- летописца это было важно. Однако и с самой объективной точки зрения правление Ольги нельзя не признать выдающимся во многих отношениях. Месть — первая заповедь языческой морали. Расправа Ольги с древлянами была скорой и жестокой. Это, однако, не помешало ей сделать из гибели Игоря надлежащие государственные выводы и провести первые на Руси «реформы». Теперь дань должна была собираться не там и тогда, где и когда заблагорассудится киевскому князю. Отныне жители каждой области точно знали, когда и сколько они должны платить. Заботилась Ольга и о том, чтобы сбор дани не лишал ее подданных всех средств к существованию: иначе кто же будет платить дань впредь? Зато вся дань мехами при Ольге стала поступать прямо в княжескую казну. Это означало, что казна никогда не будет в убытке. За годы правления Ольга объездила свои обширные владения, побывала во всех землях и городах, чтобы лучше узнать свою страну. Да и в отношениях с соседями княгиня старалась обходиться средствами дипломатии, а не войны. В 957 г. она отправилась в Константинополь на переговоры с византийским императором. Киевские источники полны рассказов о том, как она перехитрила императора. Зарубежные хроники более сдержанно оценивают ее дипломатические успехи. Как бы то ни было, сам факт равноправных переговоров с самым могущественным правителем во всем христианском мире свидетельствовал о растущем значении Киева. Святослав (964—972). «Пылкий и смелый, отважный и деятельный»,— так аттестует киевского князя Святослава византийский летописец Лев Диакон. А украинский историк Михаиле Грушевский остроумно называет его то «запорожцем на киевском престоле», то «странствующим рыцарем», поясняя, что «роль князя-правителя, главы государства в деятельности Святослава вполне отступает на второй план пред ролью предводителя дружины». Война была единственной, всепоглощающей страстью Святослава. По имени славянин, по кодексу чести варяг, по образу жизни кочевник, он был сыном всей великой Евразии и вольно дышал в ее степях и чащах. Эпоха Святослава стала кульминацией раннего, героического периода истории Киевской Руси. В 964 г. 22-летний князь, обуреваемый честолюбивыми замыслами, отправляется в большой восточный поход. Сперва он покорил вятичей — восточнославянское племя, населявшее долину Оки (оттуда, собственно, и происходят современные русские). Затем Святослав спустился в ладьях по Волге и разгромил волжских булгар. Это повлекло за собой острую стычку с могущественными хазарами. Пролились реки крови. В решающем бою Святослав наголову разбил хазарского кагана, а затем стер с лица земли его столицу Итиль на Волге. Дальше он отправился на Северный Кавказ, где и завершил свои завоевания. Вся эта эффектная кампания имела далеко идущие последствия. Теперь, после победы над вятичами, все восточные славяне были объединены под властью киевского князя. Славянам был открыт путь на северо-восток — в те бескрайние просторы, что нынче называются Россией. Разгром хазар поставил точку в давней истории соперничества за гегемонию в Евразии. Отныне Русь безраздельно контролировала еще один великий торговый путь — волжский. Впрочем, падение Хазарского каганата имело и свою неожиданную для Киева оборотную сторону. Хазары были тем буфером, что сдерживал кочевые орды на востоке. Теперь же ничто не мешало кочевникам вроде печенегов хозяйничать в украинских степях. Вторую половину своего правления Святослав посвятил Балканам. В 968 г. он вступил в союз с византийским императором против могущественного Болгарского царства. Во главе огромного войска он ворвался в Болгарию, уничтожил своих противников и овладел богатыми придунайскими городами. Из них ему особенно понравился Переяславец, где он устроил свою ставку. Только угроза вторжения печенегов в Киев заставила князя ненадолго вернуться в свою столицу. Но едва гроза миновала, Святослав, которому принадлежали теперь все земли от Волги до Дуная, заявил, что оставаться в Киеве не намерен: «Хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». И оставив старшего сына Ярополка править в Киеве, среднего, Олега, отправив к древлянам, а Володимира, младшего, в Новгород, Святослав воротился в Болгарию. Но теперь уже византийский император испугался нового соседа, выступил против него и после долгих и жестоких боев вытеснил из Болгарии. Когда разбитые войска Святослава возвращались в Киев, у днепровских порогов на них напали печенеги. В «Повести временных лет» об этом сказано так: «И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него». Так кончил свои дни этот «странствующий рыцарь».   3.Реформы Владимира великого и их историческое значение Наивысшего подъёма Киевское государство достигло во времена прав­ления Владимира Святославича. Оно стало одним из наиболее могуще­ственных европейских государств, существенно влиявшим на международ­ные отношения. И одной из важнейших мер, к которой прибегнул Владимир, чтобы достичь этого, было провозглашение в 988 г. христианства государ­ственной религией. Одной из главных задач, вставших перед князем в начале его пребыва­ния на киевском княжеском столе, было удержание свыше 20 различных племен и народностей, как славянских, так и неславянских, под властью Киева. На протяжении 981-984 гг. Владимир укротил восставших вятичей, ради­мичей, установил для них дань “от рала”, также присоединил города Червенской Руси — Червень, Белз, Перемышль, принадлежавшие ляхам (так уже в те времена называли поляков), и земли ятвягов, живших между Нема­ном и Западным Бугом. Этим завершилось объединение земель в со­ставе Киевского государства, границы которого уже простира­лись от Карпат на западе до Волги на востоке, от Новгорода на севере до Чёрного моря на юге. Для приведения в порядок внутренней жизни князь Владимир провёл реформы: административную — ликвидировал племенные княжения, по­делил всю страну на восемь округов, округа — на волости, во главе которых поставил доверенных лиц или своих сыновей; военную — заменил племен­ную организацию войска феодальной — службой за право владеть земель­ной собственностью; оборонную — осуществил строительство крепостей-укреплений вокруг Киева, ставших опорными пунктами в борьбе против пе­ченегов; судебную — стремился разграничить епископский и градский суды; вёл широкое градостроительство — основал новые города: Владимир на Волыни, Василев на Киевщине; религиозную — на первых порах стремился упорядочить систему языческих верований в своём государстве. Но убедив­шись в невозможности таким образом объединить государство и ввести еди­ный культ, решил принять христианство византийского обряда. Во времена правления Владимира Святославича Киевское государство достигло кульминации в своём развитии, стало одним из могущественных европейских государств, существенно влиявшим на международные отноше­ния.   4. внутренняя и внешняя политика ярослава мудрого При Ярославі Мудрому культура Давньої Русі розкрилася в усій повноті й багатстві, а Київ перетворився на одне з найбагатолюдніших й найкрасивіших міст Європи. Всі свої зусилля великий князь спрямував на продовження справи Володимира - посилення єдності, централізації держави, її європеїзацію. За князювання Ярослава Мудрого на Русі остаточно утвердилося християнство. З його ім'ям пов'язаний і небачений доти розквіт давньоруської культури.

Внутрішня політика Ярослава Мудрого

Особливу увагу Ярослав приділяв поширенню і зміцненню християнства. Він, як і його батько, добре розумів значення християнства для Київської Русі.

Він багато зробив для утвердження Києва в ролі політичного осередку країни. Князь виступив ініціатором упорядкування законодавства. За його правління в Києві було створено перше писане зведення законів Київської Русі - «Руську Правду».

Правовий кодекс «Руська правда» закріплював основні юридичні норми ранньофеодальної епохи. Чимало зусиль доклав великий князь справі розвитку торгівлі, створення фінансової системи країни. Ярослав розбудував Київ, прикрасивши його величними спорудами.

За Володимира та Ярослава Русь карбувала власну монету - срібники і злотники.

Дипломатія Ярослава Мудрого

Ярослав Мудрий був наступником Володимира, свого батька. Головною заслугою Володимира в зовнішній політиці стало визнання Русі християнською державою, що піднялася на рівень вище в своєму розвитку в порівнянні з язичеською «варварською» державою. Володимиру удалося укласти династичний брак зі своїм великим союзником - Візантією.

Династичні браки у той час були невід'ємною частиною дипломатії, в них кожна із сторін шукала політичну вигоду. Престиж династичних зв'язків опинявся в прямій залежності від могутності держави.

Сам Ярослав узяв в дружини Інгігерду - дочку шведського короля Олафа. Сини Ярослава були одружені: Ізяслав - на дочці польського князя Мешко II, Святослав - на дочці німецького графа Леопольда фон Штаде, Всеволод - на дочці візантійського імператора Костянтина Мономаха.

Дочки ж Ярослава стали королевами Угорщини (Анастасія), Франції (Ганна), Норвегії і Данії (Єлизавета). Всі ці браки можуть говорити лише про одне - Київська держава розширювала свої зовнішньополітичні зв'язки і збільшує свій вплив в Європі.

Сестру самого Ярослава Добронігу було видано заміж за польського короля Казіміра, що забезпечило Русі спокій на західному кордоні. Один із синів Ярослава Святослав одружився із сестрою трірського єпископа Бурхарда, інший, Ізяслав, - з родичкою Германського імператора Гертрудою. Толочко П.П. Ярослав Мудрий / Петро Петрович Толочко. - К.: Альтернатива, 2002. - С. 108.

Ярослав проводив гідну великої держави зовнішню політику, вступивши у рівноправні стосунки з головними європейськими державами середньовічного світу: Німеччиною та Візантією. Особливо пожвавилися дипломатичні взаємини між Київською Руссю та Германською імперією. В 1030 - 1031, 1040 та 1043 рр. держави обмінялися посольствами. Зокрема, відбувається подальше зближення Русі з Німеччиною. 30 листопада 1040 р. в Альштедті побувало російське посольство з дарами. Там були врегульовані всі спірні питання, що стосуються торгівлі і російсько-німецько-польських стосунків. Якщо говорити про ці три держави, то можна сказати, що їх взаємини сильно перепліталися.

 

5.Киевская русь в период децентрализации и феодальной раздробленности


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 478; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!