Расогенез. Движущие силы расогенеза, современные человеческие расы и их характеристики. Расизм в современном обществе.



Расогене́з — процесс возникновения и становления человеческих рас

Факторы расогенеза: Мутации – изменения наследственных структур живой материи, ответственных за хранение и передачу генетической информации.

Метизация – смешение различных человеческих рас между собой. Потомков от этих смешанных браков называют метисами. Метизация имела место с древнейших времён в областях соприкосновения различных расовых групп.

Изоляция – ограничение или нарушение свободного скрещивания индивидов. Изоляция определяет специфику метизации.

Естественный отбор — согласно Дарвину, «переживание наиболее приспособленных» организмов. Механизм естественного отбора прост. Индивиды с определенными качествами оставляют потомство, а индивиды, у которых эти качества отсутствуют, оставляют малочисленное потомство или не оставляют потомство вовсе.

Морфологические и в меньшей степени физиологические признаки дают возможность выделить внутри человечества три основные большие расы: европеидную, австрало-негроидную и монголоидную.

Европеоиды имеют светлую или смуглую кожу, прямые или волнистые волосы, узкий выступающий нос, тонкие губы и развитый волосяной покров на лице и теле. У монголоидов кожа также может быть как светлой, так и темной, волосы обычно прямые, жесткие, темно пигментированные, косой разрез глаз и эпикант («третье веко»). Негроиды характеризуются темной кожей, курчавыми или волнистыми волосами, толстыми губами и широким, слегка выступающим носом. Имеются отличия рас и по некоторым физиологическим и биохимическим показателям: интенсивность потоотделения с единицы площади кожи у негроидов выше, чем у европеоидов, средние показатели уровня холестерина в плазме крови наиболее велики у европеоидов.

Раси́зм — совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

Расисты расценивают расовые различия как видовые, не признают единства происхождения рас. Сторонники расовых теорий утверждают, что между расами существует различие по способности овладевать языком и культурой. Делением рас на «высшие» и «низшие» основоположники учения оправдывали социальную несправедливость, например, жестокую колонизацию народов Африка и Азии, уничтожение «высшей» нордийской расой фашистской Германии представителей других рас.

Несостоятельность расизма доказана наукой о расах — расоведением, которая изучает расовые особенности и историю формирования человеческих рас.

 

5. Источники по истории первобытного общества.

Историческими источниками являются памятники прошлого, по которым изучается тот или иной раздел истории.

Источники естественно-исторического характера: антропологические, геологические, палеоклиматические, географические.

Исторические источники: археологические(орудия труда,постройки, предметы быта), этнологические (этнографические) (изучение народов в античное, средневековое и наше время), письменные, лингвистические (этнонимика, топонимика и др.).

 

6.Материнская родовая община: семья и родоплеменная организация

родственная группа, состоящая из 4-5 поколений потомков одной женщины.

Матриархат — более ранний этап родовой общины, при котором семья не состояла, как сейчас, из мужчины и женщины. Был широко распространен групповой брак. Воспитанием детей, которые и не знали отца, занималась мать. Поэтому люди носили имя рода по материнской линии и родственные отношения определялись по роду матери.
Мужчины в родовых общинах занимались изготовлением орудий труда, бытовой утвари, ходили на охоту. Они защищали свои жилища от диких зверей, нападок со стороны других родов.
Женщины ухаживали за детьми, стариками, готовили еду, смотрели за жилищем. Руководили делами родовой общины старшие женщины с большим жизненным опытом. Для матриархата характерно особое, почетное положение женщины по сравнению с мужчиной. «. Исключительно важно также, что именно женщины были хозяйками в общественных жилищах, тогда как их мужья были здесь пришельцами.
Занятия людей периода матриархата. Согласно периодизации археологов матриархат приходится на период позднего, палеолита, мезолит, неолит и энеолит. Люди, жившие в этот период, изготавливали орудия труда из камня, дерева, костей животных, охотились на зверей, частично занимались собирательством, рыбной ловлей.

Прямыми указаниями на оформление материнского рода в это время являются, с одной стороны, общинные жилища, а с другой — широко распространённые изображения женщин, в которых можно видеть образы женщин-родоначальниц, известных по данным фольклора, например, у эскимосов и алеутов.

 

7.Патриархальная родовая община. Причины перехода к патриархату.

(греч. pater - отец + arche - начало,власть), первая историческая форма моногамной (парной) единобрачной семьи, во главе которой стоитмужчина. Возникла при переходе от матриархата к патриархату вследствие закрепощения женщин врезультате ослабления их экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственников-мужчин.

Таким образом, единобрачие появилось в истории отнюдь не в качестве основанного на согласии союзамежду мужчиной и женщиной, а как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого допатриархата противоречия между полами. Патриархальная семья объединяла несколько поколенийближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. В классическом виде она существовала напервых этапах рабовладельческой формации, но различные её модификации сохранились у иных народовдо настоящего времени. Строго моногамной такая семья была лишь для женщины. Перед мужчинами жеразвитие рабства и иных форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства.    

В основе семейной общины лежит коллективная собственность на землю и орудия труда общего пользования, коллективный характер труда и практически уравнительное потребление продуктов.

 

8. Возникновение производящей экономики, древнейшие очаги возникновения производящего хозяйства.

Эволюционный этап знаменуемый революционным переходом от присваивающего хозяйства к производящему, от присваивающей к производящей экономике (от собирательства - к земледелию, от охоты - к скотоводству) получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века - примерно VII-III тыс. до н. э.), на рубеже перехода к веку бронзовому, когда человек научился выплавлять и употреблять сначала "мягкие" металлы - медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, так или иначе прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилизации. Этот революционный процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10-15 тыс. лет назад и продолжался -у разных народов - несколько тысячелетий [7, с. 39-40].

Древнейшие очаги возникновения производящего хозяйства: Кавказ, Средний Восток и Южная Азия, Южный Китай, Юго-Восточная Азия и Океания.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 2225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!