Шесть ци: их качественная и количественная характеристика, соответствующие стихии и период года



Ци Количественная характеристика Качественная характеристика Начало периода
Цзюэинь (инь в себе) 1 инь Дерево, Ветер 23 января
Шаоинь (малая инь) 2 инь Огонь-князь 24 марта
Шао ян (малый ян) 1 ян Огонь-министр 24 мая
Тайинь (великая инь) 3 инь Почва, Влажность 24 июля
Янмин (янский свет) 2 ян Металл, Сухость 23 сентября
Тайян (великий ян) 3 ян Вода, Холод 23 ноября

В том же веке жил Ши Мо, глава придворных астрологов и летописцев царства Цзинь. Исходя из положения о "парности" всех вещей, он оценил внутреннюю ситуацию в царстве Лу: указал на неизбежность политического кризиса вследствие того, что "в храмах не постоянно поклоняются духам предков, у правителя и подданных нет постоянного статуса". Как и предсказывал Ши Мо, луский правитель Чжао-гун был изгнан своим министром Ли Пинцзы. Возможно, высказывания Ши Мо легли в основу доктрин конфуцианства: об универсальности космических закономерностей, распространяющихся на общество, о небрежении обычаями предков и ослаблении фиксированной социальной иерархии как признаке деградации общества, а также о правомерности устранения неугодного Небу монарха. В VI в. до н.э. идеи об уподоблении циклов небесных энергий изменениям в положении государства развивал Фань Ли, политический деятель царства Юэ.

Классическим образцом литературы на подобные темы является "Чжоу и" ("И цзин") - наиболее авторитетное и оригинальное произведение китайской канонической и философской литературы, оказавшее фундаментальное воздействие на всю культуру традиционного Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. "Чжоу и" включает в себя каноническую часть, созданную, видимо, в VIII - VII вв. до н.э., т.е. собственно "И цзин" ("Канон перемен"), и комментирующую часть (VI - IV вв. до н.э.) - "И чжуань" (или "Ши и" - "Десять крыльев", т.е. семь комментариев-чжуань, три из которых имеют по два раздела). Специфическую основу "И цзина" составляют возникшие, вероятно, на рубеже II - I тыс. до н.э. 64 гексаграммы (люшисы гуа) - особые графические символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов - целой и прерванной - во всех комбинаторно возможных вариантах. Черты истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил инь и ян (соответственно прерванная и целая), а их двойные, тройные и т.д. комбинации - как знаки более конкретных воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Эта система трактуется как учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций структуре постоянно и циклически изменяющегося мира. Формализованный характер операций с гексаграммами и их компонентами позволил "Чжоу и" обрести общеметодологический статус, функционально аналогичный тому, который в Европе принадлежал аристотелевой логике. В эпоху Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) под воздействием мистико-натурфилософских учений инь ян цзя, "школы новых письмён" и оракуло-апокрифической традиции общеметодологический потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологических референтов и координации со всеми другими аналогичными схемами - "пятью элементами" (у син), циклическими и зодиакальными знаками, магическими числовыми фигурами.

Новый импульс развитию астрологических идей в Китае дало развитие религиозно-философских концепций конфуцианства и даосизма во второй половине I тыс. до н.э. (см. Религия и астрология).

Постепенное накопление эмпирических данных о небе, планетах и звёздах привело к определённому качественному скачку в древнекитайской науке о небе в IV - II вв. до н.э. Древнейшие известные сочинения, которые с полным правом можно назвать астрологическими, были написаны в середине IV в. до н.э. Это "Син-чжань" ("Предсказание по звёздам") Гань Дэ (Гань Гуна) из княжества Чу и "Тянь-вэнь" ("Описание неба") Ши Шэня из княжества Вэй.
В это время уже сложилась система сю (кит. "стоянка", букв. "ночевать"). Движение Солнца, Луны и пяти планет рассматривалось китайскими астрологами как их последовательное перемещение вдоль небесного экватора, разделённого на 28 сю. Каждая стоянка измерялась в ду (1/365 окружности) и представлялась в виде небесного сектора, внутри которого расположено одноимённое созвездие. 28 секторов составляли 4 группы по 7 в каждой, соответственно 4 сторонам света и фазам Луны. Эти 4 небесных "дворца" (гун) вместе с центральным "дворцом" являлись аналогом 5 стихий (у син).

До недавнего времени древнейшие свидетельства о системе 28 сю датировались III - II вв. до н.э. Однако в 1978 г. в уезде Суйсянь провинции Хубэй археологами был найден ларец V в. до н.э. с изображением данной системы, что заметно удревнило её документированную историю. Судя по некоторым данным, исторические корни этой системы лежат ещё глубже; крупнейший историк китайской астрономии Л. де Соссюр датировал основание системы сю 2400 г. до н.э. Не исключено и её заимствование из Индии, где небесный круг также делили на 28 стоянок Луны (накшатр). Однако, в отличие от индийской системы, сю измеряются вдоль экватора, а не вдоль эклиптики, и величины 28 сю неодинаковы: наименьшая стоянка Цзуй (Цзы) занимает 2 ду, тогда как наибольшая, Цзин, занимает 33 ду. Физически созвездия и сю не тождественны друг другу. Звёзды некоторых созвездий выходят за границы одноимённых сю. Так, напр., у созвездия Шэнь (Заслуги, Орион) одна звезда расположена в сю Цзуй, а две - в Би.

В 1973 г. в ханьском погребении в Чанша была найдена сохранившаяся рукопись на шёлке главы "У син чжань" ("Предсказания по пяти светилам") с таблицей движения светил. В таблице, составленной не позднее 170 г. до н.э., использованы записи о движении Юпитера, Сатурна и Венеры за 70 лет (246 - 177 до н.э.). Там же найдена схема "Син сян юнь ци ту" ("Карта звёзд, небесных явлений, облаков и паров") с описанием указанных явлений и гаданий по ним, предназначенная для астрологов.

Со второй половины I тыс. до н.э. формалистический рационализм древнекитайского государства искал себе санкции в идеях универсальных космических соответствий, выраженных зачастую в математически точной форме. Один из таких всеобщих классификационных принципов представляла оппозиция начал инь и ян. Другая важная классификационная схема в китайской культуре основывалась на понятии пяти мировых стихий или, точнее, фаз мирового круговорота (у син).

У син (пять "стихий") и их соответствия

5 стихий Дерево Огонь Почва Металл Вода
6 ци Ветер Тепло, огонь Влажность Сухость Холод
5 планет Юпитер Марс Сатурн Венера Меркурий
5 сезонов (даты начал) Весна (23 января) Лето (6 апреля) Позднее лето (18 июня) Осень (30 августа) Зима (12 ноября)
10 "стволов" Цзя, И Бин, Дин У, Цзи Гэн, Синь Жэнь, Гуй
12 "ветвей" Инь, Мао Сы, У Чэнь, Сюй; Чоу, Вэй Шэнь, Ю Хай, Цзы
5 сторон света Восток Юг Центр (юго-запад) Запад Север
5 времён дня Рассвет Середина дня Конец дня Закат Полночь
5 вкусовых ощущений Кислое Горькое Сладкое Терпкое Солёное
5 плотных органов Печень Сердце Селезёнка Лёгкие Почки
6 полых органов Желчный пузырь Три обогревателя, тонкая кишка Желудок Толстая кишка Мочевой пузырь
12 энергетических каналов Ножные. Малый ян и инь в себе Ручные. Малая инь, великий ян,инь в себе, малый ян Ножные. Янский свет, великая инь Ручные. Великая инь, янский свет Ножные. Великий ян, малая инь
Я порождаю Огонь, жара, огоньминистр Почва, влажность Металл, сухость Вода, холод Дерево, ветер
Меня порождают Холод, вода Ветер, дерево Жара, огонь, огонь-министр Влажность, почва Сухость, металл
Я преодолеваю Влажность, почва Сухость, металл Холод, вода Ветер, дерево Жара, огонь, огонь-министр
Меня преодолевают Сухость, металл Холод, вода Ветер, дерево Жара, огонь, огонь-министр Влажность, почва
Цвет Синий (зелёный) Красный Жёлтый Белый Чёрный

Разработка доктрины, увязавшей концепцию взаимодействия инь и ян с идеей циклического порядка пяти стихий приписывается Цзоу Яню (305 - 240 до н.э.) - ведущему представителю древнекитайской философской школы инь ян цзя, учителю правителя царства Янь Чжао-вана. Цзоу Янь распространил идею цикличности пяти "благодатей" на исторический процесс, связав её с этапами расцвета и деградации правящих династий и общества в целом.

Взгляды Цзоу Яня получили развитие в философии Дуна Чжуншу (190 или 179 - 120 или 104 до н.э.), философа и гос. деятеля, придавшего конфуцианству характер государственной идеологии. Дун Чжуншу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в которой использовал идеи даосизма и инь ян цзя. Впервые в китайской философии двоичная и пятеричная классификация схемы - инь ян и у син - были сведены этим учёным в единую систему, охватывающую весь универсум. Ци наполняет Небо и Землю как незримая вода, в которой человек подобен рыбе. Он - микрокосм, до мельчайших деталей аналогичный макрокосму (Небу и Земле) и непосредственно с ним взаимодействующий. Выдающиеся историографы и астрологи Сыма Тань и его сын Сыма Цянь (учившийся у Дуна Чжуншу) придерживались такого же взгляда на мир.

Схемы взаимодействия ян-инь и пяти стихий легли в основу счёта времени по шестидесятиричному циклу. В соответствии с этим циклом дни обозначались комбинацией одного из 10-ти знаков так называемого ряда "стволов" (гань) и одного из 12-ти знаков ряда "ветвей" (чжи). Первый день цикла обозначался сочетанием первых знаков обоих рядов, второй - вторых и т.д. С рубежа н.э. шестидесятиричный цикл использовался и для счёта лет. Китайская традиция вела отсчёт 60-летних циклов от 2637 г. до н.э. и приписывала их создание легендарному родоначальнику китайской цивилизации Хуан-ди.

Десятичленный ряд знаков по традиции ассоциировался с Небом и пятью мировыми стихиями, которые рассматривались в мужском и женском аспекте. Что же касается 12-членного ряда, то составлявшие его знаки соотносились с Землёй и имели соответствия среди 12 месяцев, часов суток, сторон света и животных "звериного цикла". Эта система составила основу позднейшей астрологии.

Система "небесных дворцов" (аналог западного Зодиака)

12 дворцов Земные "ветви" Сю
Изначальная пустота (юаньсяо) Цзы - крыса Вэй, Сюй
Звёздная запись (синцзи) Чоу - бык Нюй, Ню, Доу
Расщеплённое дерево (симу) Инь - тигр Цзи, Вэй
Большой огонь (дахо) Мао - заяц Синь, Фан, Ди
Звезда долголетия (шоусин) Чэнь - дракон Ган, Цзяо
Хвост перепёлки (чуньвэй) Сы - змея Чжэнь, И
Огонь перепёлки (чуньхо) У - лошадь Чжан, Син, Лю
Голова перепёлки (чуньшоу) Вэй - овца Гуй, Цзин
Истинное погружение Шэнь - обезьяна Шэнь, Цзуй
Большая балка Ю - петух Би, Мао, Вэй
Цзяньлоу Сюй - собака Лоу, Куй
Цзюйцзы Хай - свинья Би, Ши

 

Среди учёных рубежа н.э., сыгравших важную роль в истории астрологии, следует упомянуть Мэн Си (I в. до н.э.), каноноведа-ицзиниста, который предложил систему соответствий 64 гексаграмм "Чжоу и" и календарно-климатических процессов, а также Ян Сюна (53 до н.э. - 18 н.э.) - философа, литератора и филолога, автора созданного в подражание "Канону перемен" труда "Тай сюань [цзин]" ("[Канон] великого сокровенного"). Ян Сюн указывал, что задача человеческого познания не преображение природы, а подражание трём упорядочивающим началам космоса - Небу, Земле и Человеку в их идеальных значениях. Такого рода подражание тождественно "почитанию небесных циклов" и одновременно - "контролю за небесной изначальностью", т.е. естественному следованию глубинным природным закономерностям. Для их отображения Ян Сюн предлагал вместо 64 гексаграмм "Чжоу и" систему из 81 тетраграммы, для начертания которых применены черты трёх видов - целые, единожды и дважды прерванные.

Весьма плодовитой была деятельность астронома, астролога, механика, сейсмолога и географа Чжан Хэна (78 - 139 н.э.). Он был создателем армиллярной сферы (небесного глобуса), приводившейся в движение водой, тележки-компаса, солнечных часов, прибора для регистрации подземных толчков. Чжан Хэн явился родоначальником количественной картографии, основанной на прямоугольной сетке координат, он разделил всё небо на 124 созвездия, первым в Китае сделал заключение, что Луна светит отражённым от Солнца светом, и правильно объяснил явление лунных затмений, определил угол наклона эклиптики к небесному экватору и др. Роль Чжан Хэна в истории китайской "науки о звёздах" по важности сравнима с ролью его современника Клавдия Птолемея в истории эллинистической астрономии и астрологии.

Ещё одной крупной фигурой в истории астрологии является Гуань Ло (209 - 256), занимавшийся хрономантией и геомантией (фэнь шуй). В своих работах он впервые связал систему 12 "ветвей" и 10 "стволов" с концепцией 5 стихий (у син) и выработал на их основе систему предсказаний и определения судьбы. Эта система впоследствии приобрела большую популярность и стала известна в Китае как "чуй мин" или "лю мин" ("вычисление [судьбы]"), а на Западе - как "восточный гороскоп".
Среди астрономических достижений китайских учёных нельзя не отметить независимое обнаружение астрономом Юй Си ок. 330 г. явления прецессии (впервые открытого Гиппархом во II в. до н.э.). Прецессия была обнаружена в результате сравнения положений звёзд в III в. до н.э. с теми, которые наблюдались во время жизни Юй Си. В VII в. другой астроном - Ли Чжо - уточнил годовую величину прецессии, получив значение 47", близкое к истинному. На рубеже VII - VIII вв. известный китайский астроном И Син открыл собственное движение звёзд (которое на Западе было открыто Галлеем лишь тысячелетие спустя!).

Продолжали развиваться философские аспекты астрологии. В рамках даосизма (в частности, в рамках "учения о бессмертии" - одной из важнейших даосских доктрин) разрабатывались астролого-алхимические построения. Среди мыслителей, сделавших важные шаги в этом направлении, следует назвать Вэй Бояна (ок. 100 - 170), Гэ Хуна (IV в.), Чжан Бодуаня (984 - 1082). Одним из интереснейших направлений философской мысли Китая явилось "учение о символах и числах" (сян шу чжи сюэ), созданное в период правления династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) главным образом усилиями комментаторов "Канона перемен", которые синтезировали общеметодологические принципы конфуцианства, даосизма и школы инь ян и связали их с природными закономерностями, почерпнутыми в основном из астрономии, астрологии и теории музыки. "Учение о символах и числах" в той или иной мере оказало ощутимое влияние практически на все области культуры традиционного Китая. Важным явлением, повлиявшим на осмысление астрологии, было возникновение т.наз. неоконфуцианства и, прежде всего, деятельность философов Чжоу Дуньи (1017 - 1073) и Шао Юна (1011 - 1077), основоположников этого течения религиозно-философской мысли. Главным теоретическим достижением неоконфуцианства было сведение важнейших конфуцианских категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики) и чрезвычайно простую, основанную прежде всего на "Книге перемен" мировоззренческую систему. Среди крупнейших учёных данного направления: Чжан Синчэн (XII в.), Е Ши (1150 - 1223), Цай Шэнь (1167 - 1230), Дай Чжэнь (1723 - 1777). Исследованием астролого-нумерологических закономерностей мироздания занимался выдающийся учёный Фан Ичжи (1611 - 1671).

Астрология всегда имела большое значение в жизни Китая; особенно велика её роль была на государственном уровне. Сохранилось описание обязанностей главного астролога 450 г.: он заведовал составлением календаря, следил за временем, наблюдал небесные явления и регистрировал их. В конце каждого года главный астролог представлял императору календарь на следующий год. Он также записывал плохие и хорошие предзнаменования и определял, какие дни являются наиболее благоприятными для проведения государственных церемоний. Придворная астрологическая служба существовала тысячелетиями в практически неизменном виде. Только название должности главного астролога, а также звания и количество его помощников претерпевали некоторые изменения, тогда как функции данной службы оставались теми же.

О важности роли астролога при императорском дворе можно судить по следующему документу II в. до н.э.:

"Этот высокочтимый муж должен отмечать изменения и движения планет, Солнца и Луны, с тем, чтобы предсказывать добрые и недобрые повороты судьбы. Он делит девять провинций на части, подверженные влиянию тех или иных небесных тел. Каждое княжество и каждый удел находятся под влиянием определённых звёзд, и благодаря этому можно предсказывать будущее процветание или несчастья. Он составляет предсказания по двенадцати годам цикла Юпитера...".

Интересно, что если, к примеру, в соседней Японии в средние века статус предсказательной и натуральной астрологии был одинаково высок (эти две отрасли изучались вместе), то в Китае предсказания имели меньший вес, нежели астрология в целом, т.е. прогнозы не были главной задачей астрологии.

Марко Поло, посетивший Китай в XIII в., сообщал, что в Пекине под покровительством императора жили около 500 астрологов.

Со времён династии Поздняя Хань астрологические знания стали считаться эзотерическими, в них посвящался только узкий круг придворных специалистов. Простым людям изучать астрологию запрещалось, поскольку считалось, что в руках людей с разрушительными идеями она может стать опасным оружием. Даже уже во времена династии Цин (1644 - 1911) "те, кто изучал астрологию нелегально и собирал в частные коллекции астрологические книги и инструменты, подвергались строгому наказанию".

Можно выделить три основных вида К.а.:

  1. придворная астрология, носившая в целом мунданный характер,
  2. индивидуальное вычисление судьбы,
  3. использование астрологии в медицине.

Важно подчеркнуть, что К.а. не представляла учения, замкнутого только на китайские традиции. Доктрины К.а. к VIII - IX вв. впитали в себя индийские и западные концепции, включая даже некоторые вавилонские или эллинистические идеи, которые проникали в Китай через буддийские сутры, переведённые на китайский язык. Примитивные местные верования также влияли на К.а.

Вместе с тем, из Китая астрологические доктрины, в свою очередь, распространялись в соседних регионах. Концепция инь/ян и "пяти стихий", наиболее чётко представленная в виде т.наз. циклического календаря (60- летний цикл, в котором 12 годичных "звериных" знаков соотносятся с "пятью стихиями" в иньском и янском вариантах), вошла в повсеместное употребление в Японии, Корее, Тибете, Монголии, у вьетов, лао, кхмеров, тай и др. народов Востока.

Китайская придворная астрология была почти исключительно астрологией предзнаменований. Она состояла из наблюдения предзнаменований (астрономических, метеорологических и сейсмических - от вспышек сверхновых до землетрясений и сильного града) и эмпирического соотнесения этих предзнаменований с событиями в обществе, которые влияли на успех правления императора. Например, в "Ши цзи", в записях Главного астролога-историографа Сыма Цяня (ок. 90 до н.э.), мы находим: "Когда Меркурий появляется в компании с Венерой на востоке, и когда они оба красные и испускают лучи, тогда чужие царства будут побеждены, а китайские воины будут победоносными". В другом тексте читаем: "Юпитер пять раз появлялся в созвездии Чуньхо, и поэтому войска государства Чу были разбиты. Здесь видна воля небес".

От династии к династии предзнаменования описывались и анализировались в соотнесении с земными событиями в "Трактате по астрологии" ("Тянь-вэнь цзи") "Канона истории". Это многотомное подробное собрание наблюдений, охватывающих более чем два тысячелетия, имеет безмерную ценность и для современных астрономов, сейсмологов и др. учёных.

В астрологии предзнаменований Китая не было такого детерминизма, как в средневековой астрологии на Западе. Считалось, что всегда есть возможность предотвратить грозящие бедствия. Эта возможность наделяла астрологов сверхъестественной силой в оказании помощи империи во времена кризисов. Иногда ко двору также призывались буддийские монахи - для того, чтобы обрядами и молитвами они предотвратили предсказанное бедствие. Считалось, что они имеют необыкновенные духовные силы, которых нет у мирян.

Хотя природа неподвижных звёзд в средние века ещё не была точно определена, смещение звезды относительно её обычного положения получало астрологическую интерпретацию. Предсказания также базировались на изменении количества доступных наблюдению звёзд в созвездии, на изменении звёздных величин и на мерцании звёзд. 28 лунных стоянок (сю) связывались с 12 древними феодальными государствами. Движущиеся небесные тела, которые появлялись в определённой стоянке, считались производящими влияние на соответствующее государство. Была разработана высокорациональная система интерпретации положений планет в созвездиях, взаиморасположения планет (т.е. аспектов, особое значение придавалось соединениям), изменения в их блеске.

Существовали также более простые, "народные" методы определения благоприятных и неблагоприятных дней (гемералогия) и другие методики, прилагаемые к конкретному человеку, а не к глобальным событиям. К примеру, в старых китайских календарях указывалось, что второй день первого месяца - несчастливый, в третий день рекомендовалось активно заниматься торговыми делами; четвёртый день этого месяца считался благоприятным для бритья головы и т.п. Древняя концепция циркуляции жизненных энергий (ци) получила воплощение в детально разработанной системе взаимодействия "небесных энергий" и жизненных сил человеческого организма - системе "пяти вращений" (у юнь) и "шести энергий" (лю ци). Данная система органически сочетала астрометеорологию и медицинскую астрологию.

Среди большого количества циклических схем, использующихся в Китае, упомянем о двух вариантах деления годичного цикла, играющих важную роль в построениях К.а. (а также в астрологии Японии, Кореи и т.п.):

I. Система 24 цзе ("сезона"; каждый содержит по 15 градусов эклиптики; некоторые источники указывают, что при использовании этой системы в южном полушарии следует делать сдвиг на полгода: зимнее солнцестояние в июне, и т.д.). Примерные даты сезонов по современному григорианскому календарю:

Дун чжи Зимнее солнцестояние с 22.12 по 5.01
Сяо хань Малый холод с 6.01
Да хань Большой холод с 20.01
Ли чунь Начало весны с 4.02
Юй шуй Дождевая вода (Дожди и воды) с 18.02
Цзин чжи Пробуждение личинок (насекомых) с 6.03
Чунь фэнь Весеннее равноденствие с 21.03
Цин мин Чистый свет (Ясно и светло) с 5.04
Гуй юй Урожайные дожди (Хлебные дожди) с 21.04
Ли ся Начало лета с 6.05
Сяо мань Малая полнота (Малое изобилие) с 21.05
Ман чжун Колосящиеся всходы (Колошение хлебов) с 5.06
Ся чжи Летнее солнцестояние с 21.06
Сяо шу Малая жара с 7.07
Да шу Большая жара с 24.07
Ли цю Начало осени с 8.08
Чу шу Последняя жара (Конец жары) с 23.08
Бай лу Белые росы с 7.09
Цю фэнь Осеннее равноденствие с 23.09
Хань лу Холодные росы с 8.10
Шуан цзян Иней ложится с 23.10
Ли дун Начало зимы с 8.11
Сяо сюэ Малый снег с 23.11
Да сюэ Большой снег с 8.12

II. 4 ци(энергии), "двигающие" сезон, соотносятся со стихиями дерева (весна, восточная ци - тепло), огня (лето, южная ци - жара), металла (осень, западная ци - сухость) и воды (зима, северная ци - холод). Сезоны, соответствующие этим стихиям, длятся по 73.05 суток. 4 "промежуточных" ци связаны с почвой, им соответствует по 18.26 суток в первом месяце каждого из четырёх времён года. Приблизительная корреляция этих временных периодов с современным григорианским календарём выглядит следующим образом:

1 января - 2 марта Вода
3 марта - 20 марта Почва
21 марта - 3 июня Дерево
4 июня - 21 июня Почва
22 июня - 4 сентября Огонь
5 сентября - 22 сентября Почва
23 сентября - 3 декабря Металл
4 декабря - 21 декабря Почва
22 декабря - 31 декабря Вода

Анализируя роль религии в жизни китайцев и соотношении религиозных верований с астрологией, можно заметить следующую тенденцию: если буддизм (проникший в Китай в эпоху Средневековья) с его интересом к каждому живому существу совмещался с натальной астрологией, а даосизм с его поисками вечной жизни (см. Сянь сюэ) тяготел к медицинской и алхимической астрологии, то конфуцианство, будучи социально-ориентированный религией, совмещалось с мунданной астрологией, астрологией предзнаменований. См. Религия и астрология.

Интересно, что в К.а. предзнаменований присутствовали три замечательные особенности, характерные также для астрологии вавилонских жрецов:

  1. эмпирический подход: ежедневные наблюдения небесных явлений были фундаментом астрологии предзнаменований в обоих культурах;
  2. астрология носила государственный характер, клиентура астрологов была ограничена правителем и членами его семьи, интерпретации касались общественных, а не частных дел, астрологические материалы и данные включались в официальные записи, а глава астрологов имел очень высокий ранг и был советником правителя;
  3. астрологическая информация была окружена высокой секретностью, поскольку имела отношение к национальной безопасности; пост астролога обычно передавался по наследству.

Вместе с тем, есть и существенные отличия К.а. от месопотамской, индийской и западной систем астрологии:

  1. китайцы по-другому группировали звёзды в созвездия;
  2. в основе К.а. лежит экваториальная, а не эклиптическая система координат;
  3. важнейшую роль в китайской науке о звёздах играл небесный меридиан. Если в других культурах наблюдали гелиакические восходы и заходы звёзд и планет, то в Китае - транзиты околополярных звёзд по MC и IC. Полюс являлся фундаментальным базисом китайской астрологии, поскольку он соотносился с позицией императора на земле;
  4. важнейшее значение придавалось не положению планет относительно эклиптики, а расположению Луны в 28 лунных стоянках (см. Сю);
  5. интерпретация планет изменялась в зависимости от атмосферных условий при их наблюдении.

Вплоть до революции и установления коммунистического режима в XX в. астрологи играли в Китае значительную роль. После революции центр изучения К.а. сместился в соседние страны, прежде всего в Японию.

Интересно, что буквальное название астрологии/астрономии в китайском языке - "наука о небесных узорах" (тяньвэньсюэ). Слово "вэнь" ("узор") в китайской культуре получило множество значений: "письменность", "культура", "цивилизованность", "образование", "литература", "стиль", "украшенность". Первоначальное значение сохранилось в терминах астрологии: тянь вэнь - "небесные узоры", "небесные явления".


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!