III. ГРЕКО-ВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД (ОК. 200 ДО Н.Э. - 400 Н.Э.).



В это время было создано наиболее раннее полное собрание месопотамских предзнаменований на санскрите - обширная "Гарга-самхита" (ок. I в. н.э.). Некоторые её фрагменты представляют собой практически точное заимствование из клинописных текстов, хотя чаще имеет место приспособление и изменение предзнаменований с учётом местных индийских традиций.

Новый этап в развитии астрологических методик в Индии был связан с установлением торговых контактов с эллинистическим миром в начале н.э. Ключевой фигурой здесь явился Яванешвара - астролог греческого происхождения, который в середине II в. н.э. жил в Западной Индии. "Яванешвара" буквально переводится как "господин греков" и обозначает должность главы греческих купцов-колонистов. В 149/150 г. Яванешвара написал обширный астрологический трактат, в основном являющийся переводом греческого сочинения по астрологии, написанного в Александрии в первой половине II в. н.э. Помимо этого, автор включил в трактат ряд чисто индийских элементов: рассуждения о кастовой системе, принципы аюрведы, - а также изложил греческую адаптацию вавилонской планетной теории. Известно, что в это время был сделан и перевод ещё как минимум одного греческого астрологического трактата. В 269/270 г. Спхуджидхваджей (другим представителем греков-колонистов) было сделано стихотворное переложение трактата Яванешвары. Ещё один автор III в., Сатья, продолжил разработку концепций греческих астрологов. В итоге сформировалась система гороскопной астрологии, известная как "явана" (т.е. "греческая"). Идеи "яваны" были подытожены в большом астрологическом трактате в 71 главе "Вриддхаяванаджатака", написанном Минараджей (начало IV в.). Несмотря на то, что Минараджа занимал важную должность ("яванадхираджа") среди греческих купцов - поселенцев в Индии, сам он, видимо, был по происхождению не греком, а скифом.

К сожалении, большая часть индийских астрологических сочинений этого периода не сохранилась. Из всех упомянутых работ по "греческой науке о гороскопах" до нас дошли только трактаты Спхуджидхваджи и Минараджи.

IV. ГРЕЧЕСКИЙ ПЕРИОД (ОК. 400 - 1600 Н.Э.).

В этот период продолжалась разработка гороскопной астрологии. Труды Яванешвары, Спхуджидхваджи и др. представителей "греческой школы" оказались основным источником идей для развития И.а. вплоть до проникновения в Индию исламских теорий (через переводы с персидского на санскрит в XIII в. и позднее). Среди крупнейших представителей этого направления астрологии - Варахамихира, Кальянаварман, Говиндасвамин, Бхаттотпала, Вишнушарман, Камалачакра, Нрисимха.

Крупнейшими фигурами в развитии астрономическо-математических основ астрологии были Арьябхата (476 - ок. 550), Варахамихира (505 - 585/587) и Брахмагупта (598 - ок. 660). Данная эпоха была периодом расцвета знаменитой обсерватории в Удджайне в Средней Индии, "индийского Гринвича".

Продолжала существовать и астрология предзнаменований. Основные работы в этой области, созданные в обсуждаемый период, - "Пайтамаха-сиддханта" из "Вишнудхармоттарапураны" (нач. V в.), "Брихат-самхита" Варахамихиры (ок. 550), "Бхадрабаху-самхита" (VII - IX вв.) и комментарии Бхаттотпалы к "Брихат-самхите" (967).

Ведущими специалистами в мухурте (элективной астрологии) были Лалла (VIII в.) и Шрипати (сер. XI в.).

V. ИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД (ОК. 1600 - 1800 Н.Э.).

Этот период был ознаменован распространением двух новых для индийских астрологов систем - Таджика и Джаймини, которые, однако, так и не стали главенствующими системами. Первая работа по Таджике, индуизированной версии арабской астрологии, была написана Нилакантхой в конце XVI в., а теории школы Джаймини (также демонстрирующей иностранные влияния в Джъётише) стали известны в начале XVIII в. Однако более популярной по-прежнему оставалась традиционная система Парашара, возраст которой к тому времени уже перевалил за тысячу лет.

ЕВРОПЕЙСКИЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ПЕРИОД (С XIX в.).

На рубеже XIX - XX в. И.а. перешагнула традиционные культурные границы и стала известна не только в Индии и близлежащих странах, но даже в Европе и Америке. Это было связано с несколькими причинами. Во-первых, колонизация Индии англичанами привела к тесному контакту культур; ряд западных учёных заинтересовался традиционными индийскими ценностями, стали изучаться и переводиться на европейские языки классические индийские труды, в том числе и астрологические. Во-вторых, расцвет оккультных учений - и прежде всего деятельность Теософского общества (см. Теософия) - вызвал увлечение восточной мудростью среди мистически настроенных европейцев и американцев. Как следствие всего этого, на рубеже нашего века в Индии стали выходить английские переводы классиков И.а., выпускаться периодические издания. Особенно популярен стал англоязычный журнал "The Astrological Magazine", основанный Бангалором Сурьянараином Рао в 1895 г. Издание этого журнала было продолжено внуком Рао, крупнейшим современным индийским астрологом Бангалором Венката Раманом (р. 1912). Им также было основано издательство "Raman Publications" в Бангалоре. Раман сыграл важную роль в популяризации методик И.а. на Западе, он много путешествовал по Европе и США и близко знал многих известных людей, написал свыше 20 книг по индийской ведической астрологии. Среди первых пропагандистов И.а. на Западе следует упомянуть англичанина Алана Лео (1860 - 1917) и американца Роберта де Люса (1877 - 1964). В настоящее время в Европе и Америке методики И.а. продолжают пользоваться популярностью, существуют специальные астрологические центры, издаются книги и журналы, проводятся конференции по ведической астрологии.


Хотя традиции индийской и европейской астрологии имеют общий основной источник (астрологические концепции эллинизма), они имеют ряд существенных отличий.

Перечислим основные особенности традиционной И.а.:

  • Если одна из главных задач европейской астрологии - преодоление "рока судьбы", т.е. превращение негативных тенденций, заложенных в гороскопе, в позитивные (см. Проработка, Гуманистическая астрология ), то И.а. более фаталистична: в ней считается, что гороскоп содержит информацию о карме человека, которую нужно со смирением принимать (см. Фатализм астральный).
  • И.а. работает с сидерическим Зодиаком (поэтому при расчётах координат следует учитывать поправку на айанамшу ).
  • В И.а. не учитываются высшие планеты (Уран, Нептун, Плутон). Обычно используются только планеты септенера и Лунные Узлы (Раху и Кету); в ряде методик учитываются также фиктивные планеты (Гулика, Манди, Анью, Дхума, Индрадхану, Паривеша).
  • В И.а. обычно используются только системы равных домов (наиболее часто - система Знак - Дом ).
  • Дома в И.а. могут откладываться не только от знака Асцендента, но и от зодиакального знака любого сигнификатора (чаще всего - Луны). Дома III, V, IX, XI целиком благоприятны для вопросов, связанных с этим сигнификатором; дома VI, VIII, XII целиком неблагоприятны; дома I, II, IV, VII и X оцениваются в соответствии с планетами, расположенными в этих домах. Все планеты в X, XI, XII, II, III, IV домах, считая от сигнификатора, являются благоприятными, как и гармоничные планеты в I доме. Все остальные планеты неблагоприятны.
  • Система эссенциальных достоинств и слабостей планет в И.а. отличается от западной: здесь не учитывается изгнание планет, но выделяется особое достоинство мулатрикона, которому нет точных аналогий в европейской традиции.
  • В И.а. используется сложная система оценки силы планет. Т.наз. метод "шадбала" требует анализа шести источников силы и слабости планет по определённой системе афетики и определения общей итоговой суммы баллов (т.наз. Shadbala Pinda). См. Сила планеты, Стханабала, Дигбала, Честабала, Калабала, Дригбала, Наисаргикабала, Мулатриконадхибала.
  • В И.а. не используются дуговые аспекты как их понимает западная астрология. Аспекты в И.а. (т.наз. дришти) измеряются не непосредственно между самими планетами, а рассчитываются по эклиптике между знаками/домами, в которых эти планеты находятся. Считается, что дришти означает однонаправленное влияние: одна планета, аспектируя другую, может быть не аспектирована сама. Подробнее см. Аспект (II).
  • В И.а. детально разработана система аспектов положения. Индийскими астрологами выделены сотни особых комбинаций элементов гороскопа, указывающих на некоторую определённую особенность или на яркую индивидуальную черту рождённого. Подробнее см. Йога (II).
  • И.а. большое значение уделяет картам гармоник: они понимаются как гороскопы, говорящие о различных сферах жизни человека. Система "шодасаварга" доводит число подобных изучаемых карт до 16-ти. Наиболее важной считается карта девятой гармоники (навамша). Подробнее см. Варги.
  • И.а. оперирует не только системой из 12-ти знаков Зодиака. Она также придаёт очень большое значение системе из 27-ми равных знаков, т.наз. "лунному Зодиаку", в котором прежде всего анализируется положение Луны и Асцендента. Подробнее см. Накшатра.
  • В И.а. используются прогнозные методики солнечных революций и транзитов, однако методики прогрессий и дирекций не являются популярными. Важнейшей прогнозной методикой в И.а. является оригинальная система планетных периодов, никак не связанных с движением планет после рождения человека. Подробнее см. Даша, Чалета-бхава-кундали, Чандра лагна.

Основные термины И.а.:

Овен Mesha (меша, "баран");
Телец Vrishabha (вришабха, "жеребец, самец");
Близнецы Mithuna (митхуна, "пара");
Рак Kataka (катака, "браслет");
Лев Simha (симха, "лев");
Дева Kanya (канья, "девушка");
Весы Thula (тула, "весы");
Скорпион Vrischika (вришчика, "тарантул");
Стрелец Dhanus (дханус, "лук");
Козерог Makara (макара);
Водолей Kumbha (кумбха, "кувшин");
Рыбы Meena (мина, "рыба");
Кардинальный знак Chara (чара);
Фиксированный знак Sthira (стхира);
Мутабельный знак Dwiswabhava (двишвабхава);
Обитель Swakshetra (свакшетра);
Экзальтация uchcha (учча);
Мулатрикона Moolathrikona;
Планета graha;
Солнце Surya, Ravi, Heli;
Луна Chandra (Chandrama), Sitarasmi;
Меркурий Budha, Hemno, Vit, Gno, Bodhana, Induputra;
Венера Shukra (Sukra), Bhrigu, Brigusuta, Sita, Aspujit;
Марс Kuja, Mangal, Ara, Vakra, Kruradrik, Avanaya;
Юпитер Guru, Jiva, Angira, Suraguru, Vachasampathi, Ijya;
Сатурн Shani, Sani, Kona, Manda, Suryaputra, Asita;
Раху Rahu, Thamas, Agu, Asura;
Кету Ketu, Sikhi;
Дом bhava (бхава);
Угловой дом Kendra (кендра);
Последующий дом Panapara (панапара);
Падающий дом Apoklima (апоклима );
Асцендент Lagna (лагна);
Тригон Thrikona (трикона).

Ряд астрологов выступает за совмещённое использование методик индийской и европейской астрологии, указывая, что эти методики не вступают в противоречие, а взаимно дополняют друг друга: просто И.а. даёт информацию о других срезах жизни, нежели западная астрология.

О терминах и методиках И.а. см. также статьи Айана, Айюркарака, Ангарака, Антардаша, Анумати, Апамандала, Апачайя, Апракаша, Арка, Арудха, Арудха-раси, Астха, Атмакарака, Атхичара, Аха, Аштака варга, Благотворные планеты, Брахманаспати, Брихаспати, Будха, Бхава, Бхава-сандхи, Бхавачакра, Бхага, Бхратрукарака, Бхукти, Вакра, Варготтама, Ведха, Вишварекха, Влажные знаки, Влажные планеты, Вражда, Ганданта, Гнана-карака, Гороскоп (I), Граха, Гуру, Дакшинаяна, Двипада-раси, Двишвабхава-раси, Деканат, Джалачара-раси, Дневные знаки, Дружба, Друзья, Дустхана, Дхана-карака, Зачатия гороскоп, Йога, Йога-карака, Кавья, Кала, Калатракарака, Карака, Карма-карака, Каштха, Кендра, Кита, Кита-раси, Кудапада, Куджа, Куджадоша, Лагна, Лагнадхипати, Липтика, Лунные Узлы, Марака, Мартанда, Масадхипати, Матрукарака, Мелотезия, Мокша-карака, Нара-раси, Нипидитха, Нирайяна, Нича, Ночные знаки, Падам, Пакшам, Папа, Параманича, Парамочча, Паривартхана, Пасу-раси, Пидья, Питхрукарака, Прустодайя, Путракарака, Рикша, Рикшасандхи, Сайяна, Самагама, Саура, Сва-варга, Свакшетра, Сигнификатор, Сидерический Зодиак, Сила планеты, Сиршодайя, Сисумара, Стоянки Луны, Сухие знаки, Таттва, Титхи, Трикона, Убхайодайя, Упачайя, Уттараяна, Учча, Хора, Хронократоры (II), Чандра, Чара-раси, Шадварга, Шана, Шукра.

О прочих понятиях, связанных с И.а., см. Агастья, Агни, Адитьи, Адитья, Адхьятман, Акаша, Амба, Апас, Аруна, Арундхати, Арьяман, Аса, Атри, Атхарван, Ашваттха, Ашвины, Брахма, Бхадра Кальпа, Бхригу, Бхуми, Вайвасвата, Варуна, Васу, Ваю, Вивасват, Вишвамитра, Вишну, Гайятри, Гаруда, Гуна, Дакша, Дева, День Брахмы, Диггаджи, Дханвантари, Дхрува, Дхума, Дьяус, Индра, Калачакра, Кали-юга, Кальпа, Карма, Кашьяпа, Криттика, Кчана, Лока, Локапалы, Лока Чакшуб, Лохитанга, Лунная династия, Майя, Макара, Манвантара, Мандала, Ману, Маричи, Маха Манвантара, Маха Пралайя, Маха юга, Меру, Митра, Нарада, Ночь Брахмы, Падма Кальпа, Парадха, Праджапати, Пралайя, Притихиви, Пуруша, Пушан, Рави, Рака, Ракша, Раси, Раси-чакра, Религия и астрология, Рита, Риши, Рудра, Савитар, Сандхья, Сансара, Саптарши, Саранью, Синивали, Сканда, Солнечная династия, Сома, Сурья, Тайджаси, Тара, Тишья, Трета-юга, Трилока, Тримурти, Ушанас, Ушас, Хираньягарбха, Чакшуб, Шива, Юга.

Индиктион

(от лат. indictio - "провозглашение, подать") -

промежуток времени в 15 лет (см. Индикт ).

Н.Девор указывает, что солнечный цикл халдеев был связан с подразделением окружности на 24 часовых сегмента по 15 ° дуги; на основе принципа соотнесения градуса дуги с годом возник метод предсказания земных и небесных явлений на 15-летние интервалы. Впоследствии этот цикл был заимствован римлянами и получил название И.

В 312 г. император Константин ввёл новое летосчисление с даты рождения императора Августа - 23 сентября. В 462 г. начало года и отсчёта индиктов было перенесено на 1 сентября. С 537 г. в Римской империи датировка годов по индиктам стала обязательной.

Институт Практической Астрологии

(Москва) (сокр. ИПА)

создан в конце 1995 г. под руководством С.С. Курапова. В состав института вошла Лаборатории Компьютерной Астрологии, в течение 4-х лет работавшая в Центре Астрологических Исследований. Традиционно одно из основных направлений деятельности института - разработка компьютерных программ по астрологии, психологии и медицине. Наболее известные программы ИПА: "URANUS", "Астропанорама", "URAN-RESEARCH", "Личный астролог", "JUNONA", ”ASTROWIN”, “Меdas_S”, “Ректификация”.

В марте 1997 года при институте создана Новая Астрологическая Ассоциация (НААс), которая регулярно проводит открытые научно-практические Астрологические семинары. Учёный совет НААс, куда вошёл ряд известных астрологов, занимается рассмотрением научных работ и присуждением учёных степеней.

НААс и ИПА выпускают Новый Астрологический Альманах. К середине 1999 г. вышло 4 номера, посвященных различным вопросам астрологии.

Интеллигенции -

в средневековой перипатетической философии, космологии и астрологии - вечные неподвижные духовные сущности, двигатели небесных сфер, передающие движение от Перводвигателя - бога через небесные тела вещам земного, подлунного мира.

См. Аристотель, Ангелы планет.

Интерпретация гороскопа.

Процесс "расшифровки" данных астрологической карты является одним из наиболее сложных этапов в работе астролога. Именно сложность И.г., необходимость синтеза элементов карты в единое целое, потребность в своего рода вдохновении астролога являются главной причиной, по которой астрологию часто называют искусством. "Естественнонаучная" часть астрологических расчётов здесь сменяется "гуманитарным" умением адекватного прочтения гороскопа.

Точность И.г. и удовлетворённость клиента (который пришёл к астрологу с конкретными проблемами, волнующими его в данный момент) зависит от многих факторов. Во-первых, астрологу следует учитывать индивидуальные особенности клиента: его возраст, пол, национальную и религиозную принадлежность, уровень осознания своих проблем, готовность клиента воспринимать советы других, и т.д. и т.п. Во-вторых, астрологу следует найти наиболее адекватные в данной ситуации акценты и выбрать наиболее адекватные астрологические методы (напр., стоит ли клиенту давать углублённую финансовую консультацию, пользуясь методами прогнозов для фондовых бирж, или же рассказать о возможных проблемах в семье, пользуясь методами синастрии). В-третьих, астрологу (особенно начинающему) бывает трудно увязать в единую картину массу разрозненных данных, имеющихся в гороскопе, выделить доминирующие темы карты, определить силу отдельных элементов гороскопа.

Для решения многочисленных проблем, встающих перед астрологом при И.г., разработан ряд методик. Некоторые из них помогают синтезировать данные гороскопа, дать целостное видение астрологической карты (определение фигуры Джонса, типа космограммы, а также доминирующих и слабых зон, стихий, крестов качеств, квадрантов и полусфер; выявление конфигураций аспектов и т.п.); другие методики помогают интерпретировать гороскоп человека в зависимости от уровня его духовного развития (см. Космические посвящения); третьи методики помогают организовать атмосферу взаимопонимания астролога и клиента, найти правильный психологический ключ ведения беседы (этому посвящён ряд методик психологической астрологии и курсов по астрологическому консультированию).

Так или иначе, перед каждым астрологом при И.г. встаёт ряд трудностей, и главное условие их преодоления - наработка собственного опыта.

Интеррогативная астрология

(от лат. interrogatio - "вопрос") -

старинное название часовой (вопросной) астрологии, возникшее в античности и применявшееся европейскими астрологами вплоть до Нового времени. В последние столетия этот термин был вытеснен термином хорарная астрология, пришедшим из английского языка.

Интерфектор

(лат. interfector - "убийца") -

название сигнификатора, являющегося причиной смерти или производящего уничтожение чего-либо.

Итоговая сумма -

термин рациональной астрологии, обозначающий полную сумму всех построчных сумм схемы гороскопа. И.с. позволяет определить общий психотип рождённого.

Интерпретация И.с. для зодиакальной и земной схем выглядит следующим образом:

И.с. менее 250 или более 300 баллов

И.с. менее 250 баллов

И.с. схемы составляет более 300 баллов

Итоговая сумма в интервале 250 - 300 баллов

И.с. в интервале 250 - 274 баллов

И.с. в интервале 276 - 300

И.с. в интервале 246 - 254 балла и 296 - 304 балла

И.с. в интервале 246 - 254 балла

И.с. в интервале 296 - 304 балла

Если И.с. составляет менее 250 или более 300 баллов, человек имеет стабильную психику и судьбу. У людей этого типа не только сильная потребность в гармоническом контакте с окружающим миром, но и способность организовать, создавать и поддерживать такой контакт. Благодаря сдержанным и управляемым чувствам, разумному мышлению человек без особого усилия достигает равновесия как в настроении, так и в поступках, даже если имеет место избыток душевных переживаний и впечатлений. Такой человек всегда трезво смотрит на реальную обстановку, любую ситуацию, приспосабливает к ним собственные желания и потребности, в чём ему всегда приходят на помощь рассудительность, трезвая оценка сложившейся ситуации, умение выждать "свой день, свой час". Благодаря душевному равновесию он всегда уверен в себе, своих силах и возможностях. Его внутренняя устойчивость непоколебима, душевный настрой спокоен, он не боится никаких перемен, его не одолевают ни досада, ни разочарование, ибо он всегда и ко всему готов. Лучше других отделяя существенное от несущественного, он виртуозно разбирается в жизненных взаимосвязях, взаимоотношениях и с большой ответственностью идет к достижению своих целей. Его действия целесообразны и плодотворны, он трезво и хладнокровно противостоит всем препятствиям и помехам, не склоняя головы, перенося разного рода затруднения без особенных потрясений. Если построчная сумма какого-либо фактора схемы превышает 27 и в этой строке имеется только один нуль, то это часто приводит к педантичности, застою, к чрезмерной точности в несущественных вещах или делах, обстоятельствах, к ограниченному образу мышления, одностороннему и однобокому, к признанию только собственных идей и т.д. В этих случаях нередко замечается даже задержка духовного развития индивидуума, а также переоценка собственных интеллектуальных способностей и возможностей. Такие люди отваживаются браться за слишком сложные и трудные проблемы, которые им явно не под силу, а при отсутствии развитых инстинктов, интуиции или способности к познанию этим людям не удается положительно реализовать собственные задатки, не умея оценить и принимать во внимание естественные требования жизни, такой интеллектуал становится абстрактным теоретиком, попадает под власть представлений и теорий, не соответствующих реальной действительности.

И.с. менее 250 баллов указывает на стабильность инстинкта, который в данном случае можно сравнить с инстинктом животного. Этот тип людей постоянно и оптимистично полагается на свое ведущее подсознание, имеет врождённую витальностью, большую жизненную энергию. Они инстинктивно оценивают возникающие жизненные ситуации, не предаваясь ни тщательному их обдумыванию, ни логичным размышлениям. С бессознательной уверенностью они ведут вроде бы бездумное существование, в каждом отдельном случае поступая в соответствии с обстоятельствами данного момента. Подобно животным, они находят и отбирают полезную для себя пищу, инстинктивно отказываются от всего неподходящего, ненужного, без рассуждений избегают различных жизненных опасностей. Им нужны постоянные контакты с окружающей средой, они хорошо чувствуют свое родство с природой и её элементами, признают законы жизни и с уважением относятся к ним, в то же время используя их в реальных целях. Весь практический жизненный опыт в них закладывается путём сравнений, без помощи рассудочного анализа. Благодаря женскому складу ума и характера они быстро и легко приспосабливаются к различным жизненным обстоятельствам, к различного типа и характера людям. Из-за пассивности они, как правило, не торопятся развязывать возникающие ситуации, не действуют преждевременно, а позволяют событиям развиваться своим чередом, предоставляя им роль активного фактора.

Если И.с. схемы составляет более 300 баллов, это указывает на стабильность интеллекта. Такая высокая И.с. заслуженно награждает своего подопечного внутренней самостоятельностью. Во всех жизненных ситуациях эти люди сразу же распознают и выделяют самое существенное, выявляя и охватывая необходимые, даже сложнейшие связи для осуществления своих, весьма рациональных целей. Этот тип людей представляет мыслящих теоретиков. Они умеют установить и занять правильную дистанцию по отношению к своему окружению, легко раскрываются, действуют и живут в нём, чувствуя себя как рыба в воде, и тем не менее, всегда остаются самими собой, ничего не отстаивая, не стремясь выдвинуться на первый план. У них активный, мужского склада ум и характер. Социальное поведение их устанавливается и определяется в результате размышлений. Здесь чувства не подавляются, но ими и не руководствуются. Эмоциональный настрой этих людей отражает фактор схемы, имеющий самую низкую построчную сумму. Они умеют сделать жизнь плодотворной не только для самих себя, но также и для тех, кто по той или иной причине связан с ними. Эти люди склонны к здравым суждениям, компетентны в своей профессии, специальности. Всё у них планируется и делается на основе здравых умозаключений, целесообразности. Это тип настоящего менеджера - сначала всё продумывающего до последних мелочей и только затем действующего.

Итоговая сумма в интервале 250 - 300 баллов свидетельствует о лабильной психике и неустойчивой судьбе рождённого. Так как у этого типа людей не выражен чрезмерно ни инстинкт, ни разум, они не в силах решать важные жизненные вопросы ни инстинктивно, ни рассудительно. Лабильный тип является рабом своей односторонности, однобокости, на природу которой указывает строка с Центром Тяжести. Этот тип людей не притворяется только перед самим собой. Если их в чём-то уличить, признавать свою виновность им трудно. Как правило, они уклоняются от принятия твёрдых решений, от выполнения требований, оставляя за собой некоторую свободу, чтобы в любом случае иметь возможность приспособиться к изменившемуся положению вещей, к вновь создавшейся ситуации. В этом им помогают расчётливое отношение к окружающему миру, весьма развитое дипломатическое искусство и тактичная манера поведения. Часто они переоценивают собственное "Я". Воспитательное влияние на них ничтожно, зато сами они с большим успехом могут переубеждать других. Внутренняя напряжённость приводит их к бурной деятельности и занятости проблемами, соответствующими фактору с наивысшей построчной суммой со многими экстремумами. Это, правда, нередко отнимает слишком много времени, приводя к неоправданному расходования и распылению сил или отвлекая и уводя их от истинных жизненных целей. Здесь дух является самым ярым соперником или даже противником души, ибо между ними происходит беспрерывная борьба.

И.с. в интервале 250 - 274 баллов указывает на то, что проблемы чаще всего могут иметь художественно-артистический характер и направление. У индивидуума будет превалировать витальность с природной жизненной энергией. Эти люди весьма сильно зависят от своих же внутренних побуждений, подчиняясь и действуя сообразно своим чувствам и эмоциям, инстинктам и интуиции. Их страсти, пристрастия, хобби (на что указывает строка с Центром Тяжести) поглощают их безраздельно. Они всегда бурно встречают любое посягательство на их личность, давая своим чувствам полную, безудержную волю. Им часто свойственны фантастические размышления, нередко доводящие их до мнимого, воображаемого превосходства над другими или даже до явного самообмана. Эти люди постоянно под властью своего настроения и инстинктивных желаний, такое душевное перенапряжение часто приводит к взрыву. Основной черте личности соответствуют показания строк с Центром Тяжести и наибольшим количеством экстремумов. Их сущности отвечает женско-пассивный склад ума и характера.

Если И.с. в интервале 276 - 300, то проблемы будут иметь чаще всего научный характер и наклон. Это тип людей рациональных, рассудительных, но односторонних, однобоких, часто увлекающихся ошибочными или бесплодными, нежизнеспособными идеями. Наивысшая построчная сумма указывает на характер этих людей, а строка с Центром Тяжести - на характер их высоких или даже завышенных жизненных целей. Здесь замечается сильное тщеславие и честолюбие, убеждённость в том, что любая проблема может быть разрешима просто с помощью чистого разума. Мужско-негативный склад ума и характера этих людей играет на сцене их жизни главную роль, задавая как сам тон действий, так и потребность в самостоятельности. Эти люди охотно щеголяют своими научными знаниями, своими достижениями, прямо или косвенно утверждая свое превосходство над другими. Но они не всегда поступают адекватно из-за осознания своей внутренней неуверенности. Кроме того, часто в основе их действий и поступков замечается сентиментальная альтернатива.

И.с. в интервале 246 - 254 балла и 296 - 304 балла - это пограничный случай между стабильными и лабильными типами людей. Здесь допускаются психические, душевные изменения, возникающие не на основе внутренней предрасположенности человека, а вызываемые и причиняемые чисто внешними поводами. Так как эти люди внутренне совершенно не самостоятельны, ибо не способны справляться сами с собой, даже не готовы полагаться сами на себя, то они постоянно зависят от других, рассчитывая только на их помощь. Это и принуждает их беспрерывно приспосабливаться к окружающему миру, извлекая для себя какую-либо пользу, выгоду. Многое зависит от того, кто вокруг них, ибо в хорошей среде они останутся хорошими, стабильными, а в плохой - станут такими же. Человек, который полностью или во многом зависит от своего окружения, весьма общителен, ибо он постоянно нуждается в контактах с окружающей средой и лучше всего чувствует себя в обществе. Однако он не всегда умеет соблюдать необходимую, но столь нужную дистанцию с людьми, порой проявляя излишнюю доверчивость, порой - чрезмерную сдержанность. Из-за своей несамостоятельности он часто надеется подчинить окружающий мир своим решениям, действиям, поступкам; на самом деле окружающий мир управляет им, зачастую определяя не только его развитие и формирование, но и личность, и образ жизни.

И.с. в интервале 246 - 254 балла - это пограничный случай между стабильно-инстинктивным и лабильно-витальным типами людей. Несмотря на сильную витальность, инстинкт у этих людей не совсем надежен, как и интуиция, и они очень подвержены влиянию своего окружения. Здесь основным фактором схемы послужит строка с наинизшей построчной суммой с Центром Тяжести и не менее чем с тремя экстремумами.

И.с. в интервале 296 - 304 балла - это пограничный случай между лабильно-рациональным и стабильно-интеллектуальным типами людей. Эти люди рассудительны, поддаются влиянию и убеждению только под действием сильной, неопровержимой аргументации и разумных доводов, на что указывает строка с Центром Тяжести. Это безусловно позволяет им легче справиться не только с различными повседневными вопросами, но и с жизненно важными проблемами. Отметим, что здесь важным фактором является строка с наивысшей построчной суммой с Центром Тяжести и более чем тремя экстремумами. Часто наблюдается, что из-за сильного вмешательства как внутренних, так и внешних противодействий свою жизненную позицию им не удаётся ни удержать, ни сохранить.


В транзитной схеме И.с. менее 250 баллов получается в тех случаях, когда ситуация весьма сходна с картиной радикса. Это указывает на то, что на данный день инстинкты возбуждены, подсознание очень сильное. Этот день будет благоприятен для людей со стабильной основой, усиливая их витальность и состояние здоровья. Этот транзит также благоприятен и для людей рационально-стабильных, ибо будет усилен их внутренний голос и интуиция, позволяющие уловить новые и, быть может, ценные идеи - с разумной оценкой их и возможной реализацией. Для людей лабильных, неустойчивых (250-300) этот транзит считается неблагоприятным, создающим внутреннюю дисгармонию и затуманивающим подсознательный мир.

И.с. в транзитной схеме в интервале 250 - 300 баллов благоприятна для людей с лабильной основой, ибо в этом случае ни подсознание, ни сознание не будут слишком сильно возбуждены или заглушены. Для людей со стабильной основой этот транзит неблагоприятен, ибо он заметно отличается от врожденной основы.

И.с. транзитной схемы выше 300 баллов благоприятна для людей рационально-стабильных, усиливает их рациональное благоразумие, создает хорошее настроение и самочувствие, отличное состояние здоровья. Также этот транзит благоприятен и для людей со стабильной психикой и здоровыми животными инстинктами. Не рассчитывая на помощь подсознания, интуиции и внутреннего голоса, они должны попытаться наладить все свои дела за счёт энергии, соображения, осознания целесообразности задуманного. Для людей с лабильной основой этот транзит неблагоприятен, ибо их внутренняя основа не воспринимает господствующие ритмы данного транзита по причине сильного антагонизма. Сознание, побуждаемое данным транзитом, из-за несоответствия с врождённой основой человека, приводит к явно недостаточной производительности, множеству ошибок и промахов в данный день.

И.с. в интервале 246 - 254 и 296 - 304 в любой транзитной схеме усиливает зависимость данного человека от окружающего мира. Ему необходимо приспосабливаться к окружающей среде. От настроения окружающих, их симпатии или антипатии зависит и отношение к данному человеку и влияние среды, которое может оказаться как позитивным, так и негативным.

Если И.с. зодиакальной схемы совпадает с И.с. транзитной схемы, значит, данный день для данного человека считается весьма удачным или даже счастливым. Чем больше будет разница в итоговых суммах обеих схем, тем с большей вероятностью данный день может стать критическим.

В сравнительных схемах И.с. менее 250 баллов указывает на две однородные личности с обоюдной внутренней гармонией и взаимным сочувствием, взаимопониманием друг друга, когда любой из них может войти в положение другого. Характеры обоих будут соответственными, в совместной супружеской или трудовой жизни они будут друг другу подражать, друг к другу приноравливаться, даже в тех случаях, если основные задатки и склонности у них будут различными.

И.с. сравнительных схем в интервале 250 - 300 баллов указывает, что в этом случае партнёры не подходят друг другу, что они явно несовместимы. Это люди, у которых не будет ни взаимопонимания, ни согласованности, потому что у каждого из них сильны собственные взгляды и мнения и каждый не проявляет ни малейшего желания идти навстречу друг другу. В некоторых случаях наблюдается явное желание противодействовать друг другу, принести неприятности. На характер помех и нарушения гармонии совместной жизни укажет строка с Центром Тяжести и большим количеством экстремумов, а также строки с наивысшей и наинизшей построчной суммой. Нередко получается, что при сравнении двух партнёров с лабильной основой И.с. тоже получается в лабильном интервале: наверное, потому, что люди с лабильной основой друг друга притягивают.

И.с. сравнительных схем 300 и выше указывает на явную гармоничность и совместимость обоих партнёров. Здесь, как правило, выявляются взаимно притягивающиеся противоположности - черты характера и нрава, задатки, склонности, интересы, - диаметральные, но всегда взаимно дополняющие друг друга. Кроме глубокой любви или симпатии, здесь выявляется взаимопонимание и взаимоуважение, сильнейшие товарищеские чувства. Самое большое внимание должно быть обращено на строку с Центром Тяжести, на строки с наивысшей и наинизшей построчной суммами и на строки с большим количеством экстремумов.

Часто наблюдается, что в сравнительных схемах с И.с. до 250 и выше 300 интересы партнёров не имеют существенных расхождений. Причём строка Луны всегда указывает на тенденцию жизни, строка Солнца подтверждает самую личность и индивидуальность человека, строка Венеры - эротические задатки и склонности, Юпитера - идеалистическую предрасположенность и т.д.

Сравнение земных схем обоих партнёров производится так же, как и сравнение их зодиакальных схем. Анализ укажет на фатальное развитие их отношений и судьбы в течение всей жизни, причем: а) И.с. сравнительной земной схемы до 250 баллов указывает на благоприятное течение этого союза, партнёры все больше и больше будут привыкать друг к другу, все более и более будут походить друг на друга; б) И.с. сравнительной земной схемы в интервале 250 - 300 баллов указывает на то, что для обоих партнёров этот союз окажется весьма критичным, ибо они со временем будут друг от друга отдаляться, а взаимность их интересов - теряться, даже до полного исчезновения; в) И.с. свыше 300 баллов будет только подтверждать исключительную благоприятность в сфере любви и брака, взаимного понимания и отношения, в области совместных интересов, стремлений и работы, сотрудничества и т.д. На их основу и характер опять-таки укажет строка с ЦТ, строки с большим количеством экстремумов и строки с наинизшей и наивысшей построчной суммами.

Подробнее см. Рациональная астрология.

Кадуцей Гермеса,

точка коммерции -

жребий гороскопа, рассчитываемый по формуле "Асцендент+Меркурий-Солнце" (для дневного рождения) или "Асцендент+Солнце-Меркурий" (для ночного рождения).

Казими

(Cazimi) -

арабский термин для обозначения центра солнечного диска. Выражение "планета в К." (in Cazimi) - синоним выражения "планета в сердце Солнца". См. Сердце Солнца.

Кансоляр

(от лат. Cancer - "Рак" и соляр) -

ингрессивная карта, построенная на момент вхождения Солнца в знак Рака. Используется как предсказательный метод в мунданной астрологии.

Капсоляр

(от лат. Capricornus - "Козерог" и соляр) -

ингрессивная карта, построенная на момент вхождения Солнца в знак Козерога. Используется как метод прогноза в мунданной астрологии.

Кардинальные знаки

(от лат. cardinalis - "главный"), главные знаки, угловые знаки -

знаки Зодиака, в которых Солнце находится в начале астрономических времён года: Овен (начало весны), Рак (начало лета), Весы (начало осени) и Козерог (начало зимы). Доминанты К.з. - Марс и Сатурн.

К.з. называют знаками воли, целевых установок. Люди с доминирующими К.з. в гороскопе прокладывают себе дорогу, определяют себе цель и программу её достижения, деятельны, тщеславны, непостоянны. Они умеют прокладывать новые пути, легко и решительно сходить с наезженной колеи и уверенно ориентироваться в окружающих ситуациях. Человек укрощает окружающий мир, склонен навязывать ему свою установку, делает его зависимым от собственных сил. Такому человеку часто бывает трудно критически смотреть на свои действия, у него может быть упрощённое видение мира. В основном он заботится о непосредственных обстоятельствах настоящего времени. В делах дома гороскопа, расположенного в К.з., человек активен, организует и использует новые средства, имеет инициативный дух или же слишком много мечется из стороны в сторону. А.Лео указывает, что К.з. управляют головой как центром сознания.

Кардинальные точки

(от лат. cardinalis - "главный") -

I. Точки равноденствий и солнцестояний (0° Овна, 0° Весов, 0° Рака и 0° Козерога), а также северная и южная точки экватора (точки, в которых небесный экватор пересекается с небесным меридианом). См. Системы небесных координат.

II. Четыре точки гороскопа: Асцендент, Десцендент, Середина Неба, Imum Coeli. См. Угловые точки.

Кардинальный крест

(от лат. cardinalis - "главный"), главный крест -

крест, который образуют четыре кардинальных знака Зодиака.

См. Кресты качеств.

Кармическая астрология -

отрасль астрологии, занимающаяся изучением кармы человека и предлагающая пути её преодоления.

К.а., будучи неразрывно связана с определёнными религиозно-философскими представлениями (которые фокусируются на учении о реинкарнации), признаётся не всеми астрологами: те, кто отрицает концепцию перевоплощения, отрицает и К.а.

Однако среди астрологов, признающих за К.а. право на существование, тоже нет единодушия. Одни астрологи занимаются определением судьбы натива в прошлых жизнях разными методами, другие же указывают на невозможность объективной проверки суждений о предыдущих инкарнациях и концентрируются на кармических задачах и кармических препятствиях данного воплощения. К тому же, методики К.а., используемые разными астрологами, не только не совпадают, но порой даже противоречат друг другу.

Приходится констатировать, что на данный момент единой стройной системы К.а. не существует (по крайней мере, в западной астрологии, поскольку индийскую астрологию можно всю рассматривать как К.а.).

См. также Эзотерическая астрология.

Кармические аспекты -

в Авестийской Школе Астрологии: группа дуговых аспектов. К К.а. относятся нонагон(40°), полунонагон (20°), бинонагон (80°) и сентагон (100°). Иногда в данную группу аспектов включают также кварнонагон (160°).

В АША считается, что К.а. показывают кармический потенциал, накопленный в результате предыдущего развития. Этот потенциал упорядочивает нашу жизнь задачей воплощения или помещает человека в замкнутую систему предопределения. В первом случае у человека есть возможность следовать своей кармической программе, во втором задачей воплощения становится необходимость порвать круг предопределённости и перейти на другой уровень сознания. Если человек упорно не желает развиваться, тогда круг будет повторяться от воплощения к воплощению, всё более ужесточаясь и превращаясь в рок, фатум. К.а. противопоставляются творческие аспекты.

Кармические планеты -

термин, используемый по-разному, в зависимости от понимания понятия "карма". Одни астрологи называют К.п. Солнце и Луну, отмечая, что со светилами связаны самые фундаментальные задачи воплощения человека; другие ассоциируют термин "К.п." со злотворными планетами, указывая, что эти планеты в наиболее явной форме демонстрируют кармические "проколы" человека, за которые он должен расплачиваться; третьи считают К.п. Сатурн и Плутон, наиболее "тяжёлые" и "неотвратимые" по своему воздействию на человека; четвёртые называют К.п. фиктивные планеты - Лунные Узлы, Лилит и Селену. Вообще, многие астрологи отмечают некорректность данного термина, поскольку карму человека на самом деле отражают ВСЕ планеты гороскопа.

 

Катархен астрология

(Katarchen astrologia, от греч. katarchein - "начинать, указывать дорогу") -

раздел эллинистической астрологии, занимавшийся выбором наиболее благоприятного времени для тех или иных предприятий. В наши дни это направление называется элективной астрологией.

Качества

(греч. poiotes).

Учение о К. (называемых ещё свойствами, или темпераментами) заимствовано астрологией из античной философии. В своей наиболее законченной форме это учение, восходящее ещё к Эмпедоклу, изложено Аристотелем в трактатах "Физика" и "О небе". Согласно Аристотелю, каждый из четырёх подлунных элементов обладает двумя К.: Огонь - качествами тепла и сухости, Воздух - тепла и влажности, Вода - холода и влажности, а Земля (II) - холода и сухости. К. делятся на активные и пассивные. Активны - холодное и теплое, пассивны - сухое и влажное. Таким образом, каждый элемент обладает одним активным и одним пассивным К. Знаки Зодиака, принадлежащие тригонам (II) элементов Огня, Воздуха, Воды и Земли, имеют те К., которые являются специфическими для элемента этого тригона.

Птолемей в "Тетрабиблосе" обсуждает вопрос, с какими планетами соотносятся аристотелевские К. Он указывает, что активная сила Солнца заключается в нагревании и, в некоторой степени, иссушении. Сила Луны проявляется в основном в увлажнении, хотя она частично обладает и силой нагревания (благодаря свету, получаемому ею от Солнца). Сатурн охлаждает и (в умеренных пределах) иссушает. Марс сушит и сжигает. Юпитер умеренно увлажняет и сильно греет, Венера сильно увлажняет и умеренно греет. Меркурий быстро переходит из одного состояния в другое, он способен оказывать высушивающее действие, но в другое время может увлажнять.

См. Элементы, Аристотелева система мира.

Квадрант

(от лат. quadrans (quadrantis) - "четвёртая часть") -

I. Четверть зодиакального круга, которую Солнце проходит за астрономический сезон года; каждый К. содержит три знака, относящихся к трём разным крестам качеств:

  1. первый К. - астрономическая весна - Овен, Телец, Близнецы;
  2. второй К. - лето - Рак, Лев, Дева;
  3. третий К. - осень - Весы, Скорпион, Стрелец;
  4. четвёртый К. - зима - Козерог, Водолей, Рыбы.

Первый К. символизирует детство. Доминанта - Церера (астероиды). Для знаков этого К. характерны чистота, непосредственность восприятия, активная потребность развития. Огромна роль среды и воспитания. Если не обращать должного внимания воспитанию ребёнка, у которого в натальной карте выделен этот К., то может вырасти инфантильное, глупое существо. Люди первого К. романтики, они всю жизнь выглядят моложе ровесников. Характерны раскованность, открытость, наивность, способность учиться. Такой человек может много наобещать, на не сделать. Часто таким людям свойственна безответственность (Овен в принципе ответственен за свою идею, но безответственность проявляется из-за переоценки своих сил, из-за импульсивности; у Тельца ответственность строится на материальной заинтересованности, а безответственность - из-за лени, материальной невыгодности; Близнецы много обещают, но ответственны, пока им интересно). Людям с выделенным первым К. в гороскопе обязательно нужен Учитель, руководитель (человек или идея).

Второй К. символизирует молодость. Доминанта - Меркурий. Это К. расцвета, творческого проявления всех жизненных циклов человека, стремления к преобразованию действительности и своего внутреннего мира. В худшем случае может не хватать зрелости и трезвости, иной раз люди, у которых в радиксе акцентирован этот К., нуждаются в том, чтобы за ними приглядывали, сдерживая их незрелые эмоции, руководили, подталкивали. Задача этих людей - учиться, овладевать творческими навыками. Человек познаёт мир через чувства, через эмоции, через традиции (первый знак К., Рак, даёт окраску всему К.). Эмоций у такого человека много, а системы меньше.

Третий К. символизирует зрелость. Доминанта - Хирон ("кентавры"). Характерны разумность, трезвость оценок и поступков. Стремление к гармонии, равновесию, рассудительности. Победа над страстями. В худшем случае - стремление всех поучать, осуждать. Человек этого К. несколько консервативен, он пользуется плодами своей деятельности, накопленными ранее. Задача человека третьего К. - обмениваться тем, что он имеет, накопил, с окружающими. Такие люди достаточно рано определяются в выборе. Уже в раннем возрасте у них есть здравый смысл и система ценностей.

Четвёртый К. символизирует старость. Доминанта - Нептун. Для людей этого К. характерны мудрость, достижение цели жизни, вершины человеческого развития, совершенство духа, благодаря которому эти люди способны подготовить себя к переходу в иной мир. Такие люди максимально раскрываются в старости. Детям данного К. необходимо сформировать начальную мудрость, надо не дать им стать пессимистами.

К. также называют полудугу - сектор круга домов гороскопа, который объединяет дома, расположенные между двумя угловыми точками. Существует два варианта интерпретации К. домов. Если рассматривать К. с точки зрения суточного движения Солнца и других планет через дома, то получается следующая классификация:

  1. первый К. (от ASC до MC; Солнце находится в нём от восхода до истинного полудня) - восточный, мужской, наступающий, он знаменует первый возраст человека (юность);
  2. второй К. (от MC до DSC; от истинного полудня до заката Солнца) - южный, женский, отступающий, он знаменует средний возраст;
  3. третий К. (от DSC до IC; Солнце идёт по нему от захода до истинной полуночи) - западный, мужской, наступающий, он символизирует пожилой возраст;
  4. четвёртый К. (от IC до ASC; от истинной полуночи до восхода Солнца) - северный, женский, отступающий, он связан со старостью до смертного конца.

Эта классификация использовалась ещё греческими и арабскими астрологами (в частности, Павлом Александрийским и Абу Ма`шаром) и восходит к египетской астрологии III в. до н.э. Однако в другой традиции, более популярной в наше время, К. рассматриваются в обратной последовательности, с точки зрения движения транзитных планет по домам натального гороскопа:

  1. первый К. (ASC - IC) - активный, мужской; символизирует детство и юность; зиму;
  2. второй К. (IC - DSC) - пассивный, женский; символизирует молодость; весну;
  3. третий К. (DSC - MC) - активный, мужской; связан со зрелостью; летом;
  4. четвёртый К. (MC - ASC) - пассивный, женский; ассоциируется со старостью; осенью.

К. домов натального гороскопа показывают, на каком жизненном этапе человек проявится как личность, на каком этапе заложатся главные ритмы, какие он совершит ошибки и какой выход найдёт, какие плоды пожнёт в разные периоды жизни.

  1. Первый К. домов (I - III дома гороскопа в квадрантных системах домов). При доминировании этого К. в натальной карте человек будет стихийным, с инфантильными тенденциями, он всё пробует, за всё хватается. Самый значимый период жизни - детство и юность. В психологической астрологии этот К. считается К. Интуиции, рассказывающем о способах переработки информации.
  2. Второй К. домов (IV - VI дома). Выделенность этого К. в гороскопе рождения говорит о человеке как об ученике, активно обучающемся, познающим новое. Им нужно руководить. Это человек, определяющий своё творческое начало. Наиболее важный этап жизни - молодость, в этот период заложенные ранее ритмы начинают проявляться, давать результаты. В психологическом плане это К. Чувств, дающий понятие об эмоциональной сфере человека.
  3. Третий К. домов (VII - IX дома). Творческая отдача, подъём энергии, общественная деятельность, период борьбы и самоутверждения - зрелые годы. В психологическом плане это К. Ощущений, рассказывающий об особенностях восприятия.
  4. Четвёртый К. домов (X - XII дома). Символизирует достижение цели, подведение итогов, переход на новый уровень. Люди с доминантой четвёртого К. рождаются зрелыми, нет активного творческого начала. Все ритмы закладываются к старости, и результат получают только в старости. Это люди позднего развития. В психологической астрологии данный К. считается К. Мышления, он даёт об логическом мышлении человека.

Д.Радьяр также описал значение транзитов планет по К. домов (излагается по [1]):

  1. К. Зимы (I, II, III дома) - время максимальной субъективности в реализации планетных принципов. Как зерно, которое кажется спящим всю зиму, импульс, рождённый в предыдущий период, здесь будто бы дремлет. Всё новое, что произошло за прошлый цикл, выглядит спящим, законченным (особенно внешняя социальная деятельность, происходившая во второй половине цикла), переживает процесс усвоения. На поверхности ничего не происходит, внутреннее, субъективное развитие идёт только внутри. На основе результатов прошлого цикла образуются новые возможности новых способностей и закладка следующего цикла. Человек должен осознанно использовать планетарные принципы, чтобы увидеть свой дальнейший путь в свете собственных представлений о личной эволюции. Ключевое понятие данного периода - образование необходимой сущности.
  2. К. Весны (IV, V, VI дома) - совершённая человеком внутренняя работа над принципами данной планеты уже подготовила его к удовлетворению новых нужд. Теперь он демонстрирует свои глубинные достижения. То, что было субъективным, постепенно приобретает объективные характер, как зерно, которое, прорастая в зимней почве, появляется из весенней земли. Человек обнаруживает новые средства в реализации планетарных принципов, пробует, приобретает навыки. Он подбирает инструменты, которые в полную силу проявят открытые им возможности планетарных функций, исходя из своих внутренних (биологических и психологических) данных, - с тем, чтобы позже использовать их на внешнем социальном уровне. Ключевое понятие этого периода - образование навыков.
  3. К. Лета (VII, VIII, IX дома) - новые возможности, открытые в К. предыдущего транзитного цикла, проходят процесс кристаллизации на социальном уровне. Человек обладает инструментами, которые может теперь эффективно использовать с возрастающим мастерством. Применяя новые возможности в отношениях с внешним миром, он всё яснее видит, какую роль данная планета играет в его собственной личности. Человек уже способен сознательно использовать принципы планеты в своих достижениях, его социальная деятельность становится всё более индивидуальной. Вершина этого процесса - момент транзита планеты через MC. Ключевое понятие периода - рост достижений.
  4. К. Осени (X, XI, XII дома) - внешняя социальная деятельность человека в сфере принципов транзитной планеты уже получила публичное признание, которое повлияло на статус человека или принесло ему заслуженную компенсацию. Наступает время пожинать плоды того, что было посеяно собственными усилиями (или проявилось из-за недостаточности усилий) в предыдущие фазы цикла. Инициатива оценивается и компенсируется по социальным меркам своего времени. В этом К. есть возможность взглянуть в лицо своим достижениям и принять их результаты, оценить успехи и неудачи. Какими бы ни были плоды цикла, они определяют направление следующего. Здесь просеиваются зёрна очередного посева. Когда планета подходит к Асценденту, наступает момент, аналогичный Судному Дню. Сознательно или неосознанно, свободно или подневольно, начинается новый цикл. Ключевое понятие этого финального периода - рост влияния.

К. объединяются в полусферы, каждая из которых имеет своё астрологическое значение.

Литература:

1. Маркина Н. Циклы планет.
2. Глоба П. Анализ и синтез космограмм.
3. Глоба П. Космический паспорт.
4. Радьяр Д. Астрология личности.
5. Het Monster. Практическая астрология .
6. Abu Ma`sar. The Abbreviation of the Introduction to Astrology.
7. Павел Александрийский. Начала Астрологии.


II. Астрономический инструмент для вычисления положения небесных тел. В Европе К. активно использовался в эпоху Ренессанса, вытеснив астролябию.

Изображение лицевой стороны квадранта.
Изображение обратной стороны квадранта.

Квадрат

(от лат. quadratus - "четырёхугольный) -

I. Геометрическая фигура, представляющая собой четырёхугольник с равными сторонами и равными (прямыми) углами. К. является одним из самых распространённых символов. К. связан с такими отправляющимися от его геометрической специфики идеями, как число 4, абсолютное, равенство, простота, прямота, единообразие, порядок, правота, истина, справедливость, мудрость, честь, земля. К. или четырёхугольник (в более общем варианте), как и соотносимый с ними круг, образует горизонтальную плоскость схемы древа мирового; при этом особенно выделяются углы и середины сторон, обозначающих четыре или восемь основных направлений. В этих точках нередко находятся "малые" мировые деревья, божества, в частности, те, которые персонифицируют страны света, разного рода эмблемы, нередко восходящие к основным космическим элементам или стихиям. Таким образом, К. часто моделирует мир в целом, прежде всего - в его горизонтальном аспекте. Четырёхугольная (обычно именно квадратная) схема совмещает в себе классификационную систему двоичных противопоставлений, описывающих мир (верх-низ, правый-левый и т.п.), или основных элементов мира (четырёхчленные системы типа "огонь - вода - земля - воздух") с образом идеально устойчивой структуры, статической целостности, интегрирующей в себе основные параметры космоса. К. служил моделью многих храмовых сооружений (зиккурат, пирамида, пагода, церковь и т.п.), которые в свою очередь рассматривались как образ мира. Квадратная структура использовалась в самые разные исторические эпохи и у самых разных народов для описания не только пространственного состава вселенной (страны света, направления, центр) и основных временных координат (четыре части суток, четыре времени года, четыре мировых века, четыре человеческих возраста), но и целого ряда четырёхчленных классификаций в социальной сферы (четыре социальных класса, четыре ранга (в Китае эпохи Чжоу), четыре варны, касты, четыре брачных класса).

К. в его определённой символической функции нередко определял форму поселения, в котором видели образ космоса, "малый" мир. Так называемые "квадратные" поселения нередко противопоставлялись "круглым". Противопоставление К. кругу принадлежит к числу наиболее значимых и повсеместно распространённых, причём оно определяет структуру разных уровней - от состава космоса (напр., в старокитайском трактате "Ли цзи" утверждается, что Небо кругло, а Земля квадратна) до основного принципа членения человеческого коллектива (с К. соотносится мужское, а с кругом - женское). В известном смысле и крест конституируется внутри К., и поэтому К. иногда выступает в части функций, присущих кресту, правда, в ослабленном виде.

Любопытно, что К., покоящийся на одном из своих углов, приобретает динамический смысл, который является совершенно новым, предполагающим отличие в его исходной символике: на протяжении всего романского периода он использовался в качестве символа Солнца, обычно символизируемого кругом.

Литература:

1. Топоров В. Квадрат.// Мифы народов мира.
2. Керлот Х.Э. Словарь символов.
3. Голан А. Миф и символ.


II. Дуговой зодиакальный аспект. См. Квадратура.


III. Квадрат качеств. См. Кресты качеств.

 

Квадратура

(лат. quadratura, от quadrare - "делать четырёхугольным), квадрат, квартиль (quartile), тетрала, тетрагон (tetragon) -

дуговой зодиакальный аспект величиной в 1/4 окружности (90°). Управители и заточители аспекта - Луна и Сатурн, кульминаторы и декаденты - Марс и Юпитер. В карте обозначается красной (Б. и Л.Хуберы), чёрной (А.Подводный, Авестийская Школа) или синей (Академия Астрологии) сплошной линией. Имеет дополнительный оттенок значения IV и X домов гороскопа. Соотносится с началом Ян и стихией Воздуха. Символ К. - квадрат. Ключевые слова по Э.Б.Донат: для правостороннего К. - Общий кризис, для левостороннего К. - Проверка; ключевое слово по Д.Радьяру - конструктивность; по Н.Девору - препятствие; по [3] - борьба и достижение; по М.Марч и Дж.Мак-Эверс - вызов. Орбисы по П.Глобе: для светил - 6°, для минорных планет - 5°, для мажорных и фиктивных планет - 4°. Точной считается К. в пределах 30'.

К. - мажорный, дискретный, явный, напряжённый аспект. Считается самым дисгармоничным из аспектов. К. провоцирует неадекватную активность, даёт ложный импульс, неправильно направленную и часто грубую энергию. Деятельность может быть избыточной, что порождает конфликтные ситуации. К. вызывает сильную неудовлетворенность существующим положением вещей и заставляет человека действовать решительно и энергично, но энергия, высвобождаемая в этом аспекте, не может реализовываться естественным образом. Обычно действие К. вызывает нарушение нормального хода жизни, взрывает обстановку, приводит к разрушению устоявшихся порядков. К. проявляется резко, формирует в человека будоражащие чувства, внезапные вспышки неуравновешенности и напряжения. Д.Радьяр пишет: "Мы видим в К. силу, заставляющую абстрактную идею воплотиться в конкретном теле, силу рождения. Это поистине распятие с точки зрения духа, но с точки зрения субстанции это как бы означает, что камни взяты из карьера и сложены в виде отвесных стен будущего здания. Основной тон здесь - мобилизация". Ф.Сакоян и Л.Эккер отмечают, что К. означает жизненные сферы, где надо предпринять усовершенствования, для чего нужны большие старания. Марч и Мак- Эверс утверждают:

"Потенциал каждого натального гороскопа заключается в его квадратурах. Если вы не разберетесь в их смысле, они могут стать источником напряжённых ситуаций, а если подойти к ним со знанием дела, они станут для вас строительным материалом для решения проблем".

К. нужны для того, чтобы "мы были способны бороться за существование, чтобы мы смогли преодолевать чрезмерное влияние своих родителей" [11]. Чтобы получить конструктивные результаты с помощью К., необходимо искать нестандартные подходы к проблемам, иногда приходится принимать парадоксальные решения, не вписывающиеся в общепринятые рамки. Преодолевая препятствия, человек с помощью К. выходит на новый уровень существования, это активизирующий аспект, закаляющий в борьбе с трудностями. Однако К. не даёт человеку успокоиться на достигнутом, стимулируя непрерывное движение вперёд. Этот аспект имеет свойство затягивать в свои сети всю личность, отнимая массу энергии на решение своих проблем. Человек втягивается в бесконечную гонку, и это может отнять у него столько сил, что он не в состоянии использовать возможности, предоставленные другими аспектами карты.

У К. в кардинальных знаках действие быстрое, в фиксированных знаках - медленное и продуманное, в мутабельных - действие тоже мутабельное и в большей степени зависит от влияния других.

Если в гороскопе нет К., люди могут этого не сознавать и даже при тяжёлой жизни говорить, что у них всё в порядке, что их жизнь хороша и прекрасна. Несуществующая К. не принуждает их преодолевать препятствия, они охотно пренебрегают трудностями и счастливо живут с тем, что у них есть. Существует, однако, проблема, состоящая в том, что они не знают, приближаются ли они к границе или удаляются от неё. У таких людей нет привычки бороться и открыто встречать вызов судьбы. Если в их гороскопе нет соединений или оппозиций, то в течение жизни не удастся познать много [11].

Орбисные интервалы для К. по А.Подводному:

Космическое посвящение

Орбисы в радиксе

Синастрические орбисы

Первое посвящение 83°04' 96°00' 86°24.00' 93°20.00'
Второе посвящение 86°24.00' 93°20.00' 88°09.80' 91°45.88'
Третье посвящение 87°34.05' 92°18.46' 88°46.03' 91°12.00'
Четвёртое посвящение 88°09.80' 91°45.88' 89°04.33' 90°54.55'
Пятое посвящение 88°31.48' 91°25.71' 89°15.37' 90°43.90'

Орбисный интервал по Г.Ватану: 83°04'37" - 98°10'55".

В гармонической астрологии (I) К. участвует во всех гармониках: в Н2, Н6, Н10 - как оппозиция, во всех нечётных гармониках - как К., в гармонике Н4 и в кратных ей - как соединение (означая силы, которые нужны человеку, чтобы примириться с самим собой).

Кварвициль,

кварциль -

дуговой зодиакальный аспект величиной в 1/24 окружности (15°). Управители аспекта - Марс и Нептун, заточители - Венера и Меркурий, кульминаторы - Солнце и Венера, декаденты - Сатурн и Меркурий. Имеет дополнительный оттенок значения I и XII домов. Подавляющим большинством астрологов Т. не используется. Орбисный интервал по Г.Ватану: 14°47'40" - 15°12'41".

Квардециль

(Quardecil, лат. "четырнадцатая часть"), полусептиль -

дуговой зодиакальный аспект величиной в 1/14 окружности (25°42.86'). Управители аспекта - Марс и Нептун, кульминаторы - Солнце и Венера, заточители - Венера и Меркурий, декаденты - Сатурни Меркурий. Несет дополнительное влияние I и XII домов гороскопа. Дополнительным аспектом для К. является трисептиль.

К. иногда учитывается как производный аспект от септиля и практически интерпретируется как слабый септиль.

В системе эволюционных уровней, предложенной А. Подводным, К. как самостоятельный аспект учитывается, начиная с четвёртого космического посвящения. Даёт выход в тончайший план, духовное учение. Орбисные интервалы для К. по системе Подводного:

Космическое посвящение

Орбисы в радиксе

Синастрические орбисы

Четвёртое посвящение 25°15.8' 26°05.2' 25°27.3' 25°56.8'
Пятое посвящение 25°21.1' 26°01.5' 25°30.7' 25°53.96'

Орбисный интервал по Г.Ватану: 25°06'59" - 26°20'30".

В гармонической астрологии (I) К. учитывается в седьмой гармонике (Н7) как оппозиция и означает, что человек ищет вдохновение в идее соединения сил планет в аспекте через борьбу; неустанный поиск вдохновения, стремление преодолеть недостаточность. Иногда человек может вдохновляться идеей борьбы между планетами, рассматривая их как представителей добра и зла или света и тьмы.

Кварквиндециль -

дуговой зодиакальный аспект величиной в 4/15 окружности (96°). Управители аспекта - Луна и Юпитер, кульминатор - Юпитер, заточители - Сатурн и Меркурий, декадент - Марс. Несет дополнительное влияние IV и IX домов гороскопа.

В большинстве астрологических школ не учитывается.

В системе эволюционных уровней, предложенной А. Подводным, К. как самостоятельный аспект учитывается, начиная с четвёртого космического посвящения. Даёт живой синтез материи и духа на плотном плане; в синастрии - живую игру на плотном плане.

К. означает возможность включиться в гармоничное течение жизни на материальном уровне. В карте К. обозначается зелёным точечным пунктиром.

Космическое посвящение

Орбисы в радиксе

Синастрические орбисы

Четвёртое посвящение 95°46.79' 96°12.41' 95°53.27' 96°06.52'
Пятое посвящение 95°49.64' 96°09.86' 95°54.74' 96°05.12'

В гармонической астрологии (I) К. учитывается в пятой гармонике (Н5) как тригон и означает поиск удовлетворения в связывании планетных принципов в соответствующую структуру. В результате вырабатывается стиль, обладающий легкостью и гибкостью. При включении человека в творческую деятельность проявляются его способности, но может отсутствовать чувство меры, что выражается как неспособность сделать свой стиль адекватным обстоятельствам, изменить и улучшить его в соответствии с внешними обстоятельствами.

 

Кварнонагон,


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!