Западные дома, нисходящие дома, катафора -



 

дома гороскопа, расположенные в западной полусфере гороскопа, т.е. IV, V, VI, VII, VIII и IX дома. Противоположность З.д. - восходящие дома.

Заходящий градус -

градус Зодиака, заходящий на западном горизонте в момент, на который составляется гороскоп. См. Десцендент.

 

Заходящий узел -

узел орбиты планеты, в котором она пересекает эклиптику, перемещаясь с севера на юг. З.у. лунной орбиты играет в астрологии значительную роль. См. Кету, Лунные Узлы.

 

Зачатия гороскоп.

Представление о том, что определяющим для человека является не гороскоп рождения, а З.г. (или, по крайней мере, что оба гороскопа равно значимы), имеет древние корни. В античности построение З.г. было очень распространено у народов Средиземноморья. У индоевропейцев спор о том, какой из гороскопов более значим, длился очень долгое время.

Известно, что ученик Бероса Архинопол применял методы гороскопии по рождению к моменту зачатия. Та же идея обнаружена в вавилонском клинописном тексте 258 г. до н.э., содержащем положения планет на две даты, отстоящие друг от друга на 279 дней. Так как фиксация положений планет для этих дат производилась в астрологических целях, резонно предположить, что первая дата (17.03.258 г. до н.э.) относится к зачатию, а вторая (15.12.258 до н.э.) - к рождению ребенка. Это самый ранний известный нам пример З.г. Кроме того, Цензорин сообщает ("De die natali", 8), что с точки зрения халдеев, положение Солнца в определённом градусе знака Зодиака отмечает место зачатия. В восточной астрологии также существовали методы анализа З.г.

Современный французский астролог Катрин Обье связывает проблему З.г. и гороскопа рождения с концепцией матриархата и патриархата: "С точки зрения сторонников матриархата, главным моментом в жизни человека является момент, когда мать производит его на свет... Напротив, с точки зрения защитников патриархальных ценностей, ребёнок - это прежде всего произведение отца. Мать при этом - лишь вместилище мужского семени. Стало быть, главный момент - это момент зачатия".

В настоящее время по поводу З.г. существует две основных точки зрения. Согласно первой из них, З.г. содержит сведения о более глубоких характеристиках человека - генетических, кармических, и т.п., - нежели карта рождения. Поэтому З.г. следует использовать в астрологической практике, не умаляя, однако, роли натального гороскопа (в частности, такого мнения придерживается Авестийская Школа Астрологии). Другая точка зрения гласит, что действие З.г. простирается лишь на период беременности, по этому гороскопу можно определить ход беременности, изучить события, которые произойдут с плодом до рождения, предсказать пол ребёнка. Крупнейшие авторитеты индийской астрологии придерживались второй точки зрения: ими были разработаны методики определения пола ребёнка, длительности беременности и особенностей её протекания по З.г., и даже были разработаны критерии, которые позволяли узнать, могло ли вообще зачатие иметь место в данный момент. Так, Варахамихира ("Брихат-джатака", IV, 3) указывал: если Солнце, Луна, Венера и Марс расположены в своих навамшах, если Юпитер в I, V или IX доме, то зачатие произошло; если даже эти планеты не в своих навамшах, но Солнце и Венера в гороскопе мужчины в упачайях и в своих амшах, то зачатие произошло; если в женском гороскопе Луна и Марс в упачайях и своих навамшах - зачатие также имеет место (за исключением случаев стерильности, импотенции и т.д.). Пол будущего ребёнка в индийской астрологии определяется следующим образом. Если сильный Асцендент, Солнце, Луна и Юпитер занимают нечётные знаки или навамши, они указывают на рождение мальчика; если они в чётных знаках и амшах - родится девочка. Если Юпитер и Солнце в нечётных знаках - мальчик, если Венера, Марс и Луна в чётных знаках - девочка. Если эти планеты в двутелесных знаках (Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы) и аспектированы Меркурием, - родятся близнецы, а их пол будет соответствовать зодиакальному знаку данных планет. Если Сатурн находится в нечётных домах (кроме первого), родится мальчик. После оценки сравнительной силы планет выносится итоговое суждение о поле ребёнка. Данный анализ возможен как по З.г., так и по гороскопу бракосочетания или по хорарной карте. В наше время сходные методики были разработаны чешским учёным Е.Йонасом.

Индийцами были также установлены соответствия планет месяцам беременности. Первым месяцем управляет Венера, 2-м - Марс, 3-м - Юпитер, 4-м - Солнце, 5-м - Луна, 6-м - Сатурн, 7-м - Меркурий, 8-м - управитель Асцендента, 9-м - Луна, 10-м - Солнце.

Интересно отметить рассуждения выдающегося астролога позднего Средневековья Михаэля Скота, который считал, что З.г. очень важен не только для изучения пренатального периода, но и для определения всей жизни человека. Исходя из этого, Скот считал совершенно неубедительным популярный аргумент противников астрологии: почему рождённые в один и тот же момент люди бывают совершенно непохожи друг на друга? Но ведь момент зачатия у них был не один и тот же!

Основная сложность, возникающая при использовании З.г., - это установление времени зачатия. В античности и средние века тщательно разрабатывались разнообразные методы точного определения момента оплодотворения. Так, например, одни утверждали, что женщины очень чутко отмечают это мгновение по характерному сокращению матки. Другие рекомендовали тщательно записывать время каждого соития или рассчитывать время зачатия, исходя из момента прекращения месячных. Как бы то ни было, установить время зачатия с полной гарантией невозможно. Поэтому многие астрологи, признавая теоретическую значимость З.г., на практике его не используют.

Особой разновидностью З.г. является карта Трутины Гермеса ("пренатальной эпохи").Эта карта строится на основании данных о положении Луны и Асцендента в гороскопе рождения. Время "астрологического зачатия", на которое строится карта Трутины Гермеса, может отличаться от времени истинного зачатия на несколько суток. Однако эта карта может дать существенную информацию, сходную с информацией З.г. Особенно активно пренатальная эпоха используется для ректификации натальной карты.

В XX в. возможности использования З.г. в астрологической практике серьёзно исследовались Сефариалом в книге "Солярная эпоха" и Э.Г.Бейли в работе "Пренатальная эпоха".

Звезда Давида,

Звезда Соломона, Двойной тригон -

 

конфигурация аспектов, образующаяся, когда в гороскопе имеется два Больших тригона, связанных между собой секстилями. В идеальном случае образуется гексагон (I). В связи с тем, что подобная конфигурация формируется очень редко, ряд астрологов считают, что З.Д. имеет место и в тех случаях, когда два Больших тригона между собой не связаны.

П.Глоба указывает, что З.Д. (гексагон) говорит о том, что натив во всём защищён, но он не избегает внутренних перестроек, он будет менять форму, ко всему приспосабливаться, но внутренняя сущность останется неизменной: "какой он был в люльке, такой будет и в могилке". Если в гексагон не входит Лилит, а Селена входит, то данная конфигурация будет всемогущей.

М.Марч и Дж.Мак-Эверс отмечают, что конфигурация гексагона предлагает нативу исключительные возможности, блестящую способность к общению с другими людьми. Опасность З.Д. заключается в трате энергии из-за повышенной многоликости, разнообразных интересов и многочисленных возможностей. Помочь в этой трудности могут напряжённые аспекты.

Звезда Магов -

I. Семилучевая звезда, в которой каждый из лучей связан с одной из планет септенера. Последовательность планет по З.М. положена в основу системы управления планетами дней недели, деканатов, секстур, градусов Зодиака и др. Обычный порядок управления секторами Зодиака по З.М. следующий: Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер, Марс и т.д. по кругу. В некоторых системах современной астрологии в чётных кругах планеты септенера заменяются своими высшими ипостасями: Венера - Нептуном, Марс - Плутоном и т.п. Например, в Авестийской Школе Астрологии полная последовательность планет-управителей градусов (деканатов, термов), составляющая два круга З.М., принимается следующей: Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер, Плутон, Осирис (как высшая ипостась Солнца), Нептун, Уран, Исида (высшая ипостась Луны), трансплутоновая Прозерпина (высшая ипостась Сатурна), инфрамеркурианский Вулкан или Хирон (высшая ипостась Юпитера).

Для того, чтобы получить порядок управления днями недели, необходимо продвигаться по приведённой выше последовательности планет, считая через две планеты на третью: Марс (вторник), Меркурий (среда), Юпитер (четверг), Венера (пятница) и т.д.


II. То же, что и Вифлеемская звезда.

 

Земля -

I. Наша планета, третья по удалённости от Солнца большая планета Солнечной системы. Двигается по эллиптической орбите, совершая полный оборот вокруг Солнца за 365.242 суток (тропический год). В геоцентрических системах мира считается центром Вселенной. Эксцентриситет земной орбиты непостоянный и сейчас равен 0.0167. Расстояние между З. и Солнцем в течение года изменяется от 147.1 млн. км (в перигелии) до 152.1 млн. км (в афелии). Долгота перигелия З. на 1975.0 г. - 102.510°, годичное изменение долготы перигелия +1.03'. Средняя скорость движения З. по орбите - 29.8 км/с, средняя угловая скорость 0.9856°. З. вращается вокруг своей оси, совершая один оборот за 23ч56мин04с среднего времени, чем обусловлена смена дня и ночи. Ось вращения З. отклонена от перпендикуляра к плоскости эклиптики на 23°26'16" (на эпоху 2000.0). Этот угол в современную эпоху уменьшается на 0.47" за год. При движении З. по орбите вокруг Солнца её ось вращения сохраняет почти постоянное направление в пространстве, что обусловливает смену времён года. Поскольку З. немного сплюснута (избыток массы у экватора), гравитационное влияние Луны и Солнца обусловливает смену положения оси вращения З. в пространстве (прецессия и нутация). Масса З. составляет 5,97·1027 г, диаметр - 12 742 км. У З. имеется один естественный спутник - Луна. Внешняя оболочка З. - магнитосфера, физические свойства которой определяются магнитным полем З. и его взаимодействием с солнечным ветром. Магнитосфера реагирует на проявления солнечной активности (магнитные бури, полярные сияния).

 

З. используется в гелиоцентрической астрологии и некоторых системах Ээотерической астрологии. См. Земля (III).


II. Одна из основных стихий мироздания, наряду с Огнём, Воздухом и Водой. Значительная часть сюжетов с участием обожествлённой З. содержится в космогонических мифах, рассказывающих о первоначальной божественной паре - Небе и З., союз которых послужил началом жизни во вселенной и от которого произошли остальные боги. Персонифицированная в образе богини - супруги Неба - З. фигурирует в мифология почти всех народов (исключением является древнеегипетский гелиопольский миф о сотворении мир, в котором З. олицетворяет бог Геб, супруг Нут (Неба), женского божества). Часто существование Неба и З. предвечно - в виде яйца мирового, разбивание которого (отделение Неба от З.) представляет собой создание космоса. В некоторых мифологиях З. создаётся благодаря расчленению (принесению в жертву) докосмического существа (др.-инд. Пуруша, кит. Пань- гу), тело которого даёт начало всем стихиям. Широко распространено также представление о возникновении З. из вод мирового океана, откуда её вылавливает тот или иной мифологический персонаж. В греческой мифологии возникшая из хаоса З. (Гея) создаёт из себя небо (Уран).

Вещественными символами союза Неба и З. в архаических космологиях являются дождь, дающий жизнь растениям и животным, а также молния и удар метеорита. Место удара молнии обычно считалось священным. От молнии, т.е. от брака Неба и З., рождаются люди, отмеченные особыми дарованиями, - таково славянское предание о рождении волхвов.

З. - не только супруга Неба, участвующая в создании космоса, но и плодородная земля, почва, а также недра, часто соотносимые с преисподней. В качестве божества плодородия З. также иногда представляется женой Неба, но может иметь мужем Солнце (в мифах индейцев навахо) или какого-либо другого бога.

При делении космоса на небо, З. и преисподнюю З. (средняя зона) рассматривается как место обитания людей, для которых тем самым перемещение в другую зону обязательно оказывается путешествием вверх или вниз. Положение З., окружённой мировым океаном, оказывается срединным и для горизонтальных проекций космоса. Поскольку центр рассматривался как священный эмбрион вселенной, своеобразный космос в космосе, З. характеризуется максимальной сакрализованностью и чистотой. Отсюда существовавшие в античной мифологии отождествления З. с Гестией, богиней священного очага, расположенного в середине мира. Но с другой стороны, во всех мифологических системах присутствует представление о связи З. с разнообразными хтоническими чудовищами и докосмическими существами, о близости З. к первозданному хаосу.

В традиционной западной астрологии З. - элемент, обладающий качествами сухости и холода и связанный с зодиакальными знаками Тельца, Девы и Козерога. Ключевые слова: форма, граница, разграничение, конкретность, устойчивость, стабильность, закономерность, чёткость, однозначность, структурность, жёсткость, законопослушание, закон, дифференцированность, анализ, инерционность, твёрдость, уверенность, тупость, рациональность, практицизм, фундамент, работоспособность, классифицированность, плодородие, кристаллизация. Доминанта - Меркурий.

Литература:

1. Вайсберг В. Лекции по астрологии (начальный курс). Часть I.
2. Рабинович Е. Земля.// Мифы народов мира.


III. В концепциях ряда астрологических школ: точка оппозиции Солнца (в геоцентрическом гороскопе). Такое нововведение объясняется тем, что в гелиоцентрической карте Земля имеет эклиптическую координату, строго противоположную координате Солнца в геоцентрической карте.

Литература:

Марч М., Мак-Эверс Дж. Лучший способ выучить астрологию.
Патерсон Х. Кельтская астрология.


IV. В китайской астрологии: одна из пяти стихий. См. Почва.

 

Земная группа планет -

планеты, расположенные (в гелиоцентрической системе мира) между Солнцем и поясом астероидов: Меркурий, Венера, Земля и Марс. Они невелики по размерам и массе, имеют твёрдую поверхность и довольно высокую плотность и, кроме Меркурия, обладают атмосферами. См. также ст. Планеты-гиганты.

 

Земная схема -

особая таблица, рассчитываемая в рациональной астрологии. З.с. представляет собой анализ расположения планет радикса в домах гороскопа. Подробнее см. в ст. Рациональная астрология.

 

Земной гороскоп

(нем. Erdhoroskop) -

в Гамбургской школе астрологии: один из шести гороскопов, использующихся для получения полного описания жизни человека. В этом гороскопе куспиды зодиакальных знаков и домов гороскопа совпадают (ср. Знак - Дом), причём куспид X дома всегда находится в 0° Рака, куспид I дома - в 0° Весов и т.д.

З.г. указывает на общительность, открытость натива, показывает, как человек относится к миру в целом, описывает его положение в этом мире. Ведь некоторые внешние события проходят с небольшим эффектом, в то время как другие включают ответные реакции, вне зависимости от того, является ли человек известной персоной или нет. В случае гороскопов событий (мунданных исследований) З.г. указывает на то, что происходит на Земле. В З.г. обычно исследуется только положение индивидуальных точек.

Зеркальные системы домов -

системы домов гороскопа, основанные на осевой симметрии. Существует несколько десятков З.с.д., однако исследования их значений начали вестись лишь в последние годы. Д.Куталёв указывает, что в основе классификации и интерпретации З.с.д. лежат три момента:

  1. "ключевая" ось гороскопа, относительно которой рассчитываются куспиды домов (это может быть ось как связанная с суточным вращением Земли, так и не связанная с ним: горизонтальная ось, ось меридиана, электрическая ось, ось равноденствий, Поворотная ось Зодиака и т.п.);
  2. "доминирующая" полусфера, в которой расположены куспиды домов, проецируемые на другую полусферу относительно выбранной оси;
  3. исходная система домов (это должна быть система с центральной симметрией).

К примеру, А.Левицким была предложена З.с.д., согласно которой рассчитываются куспиды домов восточной полусферы (X - III) по Плацидуса системе домов, а куспиды западной полусферы домов располагаются симметрично восточным куспидам относительно оси небесного меридиана. Следовательно, куспиды X (MC) и IV (IC) домов будут стоять в точной оппозиции, а куспиды прочих домов будут попарно находиться на одинаковом расстоянии от МС (IX и XI, VIII и XII, I и VII, II и VI, III и V) и в подавляющем большинстве случаев не будут образовывать друг с другом оппозицию (в частности, куспид VII дома в этой системе не совпадает с Десцендентом). Т.о., в данной З.с.д. "ключевая" ось - небесный меридиан, "доминирующая" полусфера - восточная, исходная система - Плацидуса.

З.с.д. образуют смысловые пары по "доминирующей" полусфере; так, информацию приведённой выше системы Левицкого дополняет З.с.д. "небесный меридиан - западная полусфера - Плацидус". Наиболее эффективным представляется строить гороскоп в одной З.с.д., а затем в парной ей З.с.д., и после этого синтезировать значения обоих вариантов.

З.с.д. являются развитием принципа антисов.

Зима -

самый холодный период года. Астрономическая З. в северном полушарии Земли начинается с момента зимнего солнцестояния (21/22 декабря) до момента весеннего равноденствия (20/21 марта). Длительность З. в северном полушарии в наше время - 89 дней. См. Зимние знаки, Календарь.

 

Зимнее время -

термин, используемый для обозначения системы времяисчисления, действующей на данной территории в зимнее время года, в отличие от системы летнего времени.

 

Злотворные планеты,

неблагоприятные планеты, несчастливые планеты, злые планеты (лат. Stellae maleficae), вредители -

традиционно считающиеся приносящими несчастье планеты: Марс (Малое несчастье) и Сатурн (Большое несчастье). Некоторые современные авторы также причисляют к З.п. высшие планеты (Уран, Нептун, Плутон). Противоположность З.п. - благотворные планеты.

О системе, принятой в индийской астрологии, см. в ст. Благотворные планеты.

Знак - Дом,

система целых знаков -

 

система домов гороскопа; возможно, самая первая из систем домов, возникшая ещё до н.э. (приблизительно в III - II вв. до н.э.) в эллинистическом Египте. По этой системе определяется восходящий знак, который весь считается первым домом гороскопа; следующий знак считается вторым домом и т.д. (напр., если Асцендент в Рыбах, то все планеты в знаке Рыб считаются находящимися в первом доме, планеты в Овне - во втором доме, в Тельце - в третьем и т.д.).

Создание этой системы приписывается Нехепсону и Петосириду. Самый ранний достоверный источник, излагающий её принципы, - "Пятикнижие" Доротея Сидонского (I в.). Данная система домов была заимствована индусами во II в. н.э. и по сей день является главенствующей системой в Индии, но при этом обычно учитывается поправка на айанамшу (см. Индийская астрология). Индусская система основана на интерпретации планет септенера как управителей домов системы З. - Д. и результатах, вызванных расположением этих планет в различных домах. Система З. - Д. продолжала использоваться и на Западе вплоть до позднего Средневековья, когда она была вытеснена Алькабициуса системой домов. Данная система также использовалась рядом арабских и еврейских астрологов (в частности, Машаллахом и ал-Хайятом). В XX в. система З. - Д. была возрождена на Западе авторами описаний 12 знаков Зодиака. Современные западные астрологи главным образом используют данную систему для того, чтобы узнать, какова связь между зодиакальными знаками, планетарными управителями и домами гороскопа. Э.Б.Донат отмечает, что описания, получаемые с помощью системы З. - Д. говорят о способе принятия или отказа от личной кармы и дхармы в данном воплощении, об условиях жизни и семейных обстоятельствах, которые влияют на родившегося.

Джеймс Холден отмечает, что в пользу системы З. - Д. говорит то, что, во-первых, это система, возникшая в начале гороскопной астрологии, во-вторых, она использовалась на протяжении длительного времени с момента изобретения, а в-третьих, она будет работать на любой широте, в отличие от позднейших квадрантных систем, которые вызывают большие искажения на высоких широтах и совершенно не работают в приполярных областях.

Знаки Зодиака -

12 равных 30-градусных секторов, на которые разделена эклиптика. В качестве точки отсчёта З.З. используются точка весеннего равноденствия (см. Тропический Зодиак) или определённые неподвижные звёзды (см. Сидерический Зодиак).

Время и место возникновения системы З.З. точно не установлены. Вероятно, эта система возникла независимым путём в разных регионах Древнего мира. Наблюдения за небом могли привести к введению 12-ти З.З. двояким путём. Во-первых, это приблизительное соотнесение 12-ти лунных месяцев с солнечным годом; во-вторых, соотнесение 12-ти солнечных лет с одним периодом обращения Юпитера. Сакрализация чисел 3, 4 и 12 (3х4) способствовала утверждению этой системы. Весьма вероятно, что корреляция между двумя приведёнными соотношениями (12 месяцев = 1 солнечный год; 12 лет = 1 период Юпитера) явилась одним из основных источников астрологического принципа прогрессий ("день символизирует год").
Известно, что уже в первой половине I тыс. до н.э. многие народы Старого Света использовали календарь с 12-ю месяцами в году. В разных традициях также отмечается соответствие между 12-ю месяцами и годами 12-летнего цикла (т.е. между циклом Солнца и циклом Юпитера). 12-летний цикл называется "большим годом", "царским годом", "годом Юпитера", "сверхгодом". Напр., в Древней Индии существовал параллелизм названий 12 лунных месяцев и 12 лет "сверхгода": читра и год Читра, вайшакха и год Вайшакха, джьяйштха и год Джьяйштха и т.д.

Следующим шагом было соотнесение периодов времени (месяцев, лет) с участками эклиптики. Такая символическая соотнесённость месяцев с З.З. особенно наглядна в солнечном календаре, созданном в Древнем Египте и лежащем в основе летосчисления Старого Света. Годовой путь Солнца по замкнутому кругу с 12-ю З.З. соотносился с 12-ю месяцами года. В разных традициях каждый из З.З. имел своего стража (хранителя) или повелителя.

З.З. отождествляются с отмеченными событиями жизни мифологизированных персонажей. С помощью З.З. строятся целые классификационные схемы, включающие в себя основные параметры мифопоэтической модели мира (временные, пространственные, качественные, элементарные, вегетативные, зооморфные, цветовые, анатомические, цветочные и т.п.). К примеру, древние греки выделяли круг 12-ти олимпийских божеств во главе с Зевсом. Олимпийские боги были разделены на шесть пар: Зевс - Гера, Посейдон - Деметра, Аполлон - Артемида, Арес - Афродита, Гермес - Афина, Гефест - Гестия. В 217 г. до н.э. римляне заимствовали у греков круг 12-ти богов, что, в частности, привело к окончательному установлению соответствий между греческими и римскими божествами: Юпитер - Юнона, Нептун - Минерва, Марс - Венера, Аполлон - Диана, Вулкан - Веста, Меркурий - Церера. С З.З. в мифах связываются деяния солнечного героя (см. Геракл). Интересно, что у индоевропейских народов была распространена практика членения жертвенного животного на 12 частей (в частности, в хеттских и лувийских ритуалах лечения человека, а также в кельтской обрядовой практике, византийских и славянских заговорных текстах, где 12 лихорадок символизируют 12 частей тела или 12 болезней, которые могут поразить человека). Зодиак во всей совокупности составляющих его знаков позволял контролировать поведение Вселенной во времени, определять её прошлое состояние и предсказывать будущее. Для мифопоэтического сознания Зодиак является эффективным средством гармонизации времени, сохранившим свою действенность и в таких продвинутых формах, как сакральный календарь западноевропейского и византийскорусского средневековья. В известном смысле сакральный календарь определял время в большей степени, чем это последнее определяло календарь.

К сожалению, точно проследить историю распространения системы 12-ти З.З. невозможно. Историки 1-й пол. ХХ в. предполагали, что З.З., возникнув в Месопотамии, затем были заимствованы греками и египтянами, а впоследствии эта система распространилась в Индии и Китае. Однако исследования последних десятилетий опровергают эту концепцию. Так, имеющаяся копия древневавилонского астрономического дневника на 418/417 гг. до н.э. показывает, что З.З. в Месопотамии в это время ещё не были введены (подробнее см. Вавилонская астрология ). При этом введение З.З. в Древней Греции связывают с Евктемоном, работавшим несколькими десятилетиями раньше. З.З. в Египте, видимо, возникли независимым путём как естественное развитие системы деканов (объединение деканов по три). 12-знаковый циклический календарь, распространённый в странах Востока, также, судя по всему, появился без всякого греко-египетско-вавилонского влияния.

Названия современных З.З. восходят к названиям античных зодиакальных созвездий, в пределах которых они располагались близ рубежа н.э. История возникновения и эволюции символов З.З. в точности неизвестна; возможно, впервые они появляются в греческих манускриптах. Объяснений происхождения зодиакальных символов предложено множество. Одни считают их стилизованными буквами греческого алфавита, другие - египетскими иероглифами, а третьи видят в них некие мистические символы. Наиболее приемлемым кажется толкование Агриппы Неттесгеймского иСкалигера: Овен - голова барана; Телец - голова быка; Близнецы - два человека, соединенные руками и ногами; Рак - клешни рака или символ возможности двигаться вперед и назад; Лев - стилизованное изображение льва; Дева - стилизованное изображение крыльев Девы; Весы - водяные весы; Скорпион - стилизованное изображение Скорпиона; Стрелец - лук и стрела; Козерог - стилизованное изображение козла; Водолей - поток воды; Рыбы - две рыбы. Повидимому, и иероглифическое объяснение недалеко от истины, т.к. генезис иероглифов и этих 12 стилизованных изображений весьма схожи.

Как бы то ни было, приблизительно с IV в. до н.э. З.З. начинают играть важнейшую роль в астрологии. С каждым из З.З. были соотнесены определённые характеристики, а также планетыуправители.

Сенар указывает, что общее значение З.З. касается процесса, посредством которого "первозданная энергия, однажды оплодотворённая, переходит от потенциальности к виртуальности, от единства к множественности, от духа к материи, от неоформленного мира к миру форм", а затем возвращается вспять по тому же пути (Senard M. Le Zodiaque. - Lausanne, 1948). Первые шесть знаков от Овна до Девы представляют по этой схеме инволюцию, тогда как следующие шесть знаков (от Весов до Рыб) соотносятся с эволюцией. Эта схема применима не только к эволюции Космоса в самом широком смысле, но и к специфическим фазам этого процесса, равно как и к любому заданному периоду в развитии мира как такового (в частности, см. Каббалистическая астрология (II)).

Астрологическое значение каждого З.З. определяется:

  1. его порядковым номером в цикле из 12-ти З.З.;
  2. его принадлежностью к одной из 4 стихий;
  3. его принадлежностью к одной из 3 зон Зодиака;
  4. его принадлежностью к одному из 3 крестов качеств;
  5. его принадлежностью к одному из 4 зодиакальных квадрантов;
  6. его названием и связанной с ним мифологемой;
  7. корреляцией с планетными качествами (обитель, экзальтация, дружба, вражда, падение, изгнание).
Знак Зодиака Градусы эклиптики Зона Стихия Крест качеств Квадрант
Овен 0 - 30 Брахма Огонь Кардинальный Весна, Детство
Телец 30 - 60 Брахма Земля Фиксированный Весна, Детство
Близнецы 60 - 90 Брахма Воздух Мутабельный Весна, Детство
Рак 90 - 120 Брахма Вода Кардинальный Лето, Юность
Лев 120 - 150 Вишну Огонь Фиксированный Лето, Юность
Дева 150 - 180 Вишну Земля Мутабельный Лето, Юность
Весы 180 - 210 Вишну Воздух Кардинальный Осень, Зрелость
Скорпион 210 - 240 Вишну Вода Фиксированный Осень, Зрелость
Стрелец 240 - 270 Шива Огонь Мутабельный Осень, Зрелость
Козерог 270 - 300 Шива Земля Кардинальный Зима, Старость
Водолей 300 - 330 Шива Воздух Фиксированный Зима, Старость
Рыбы 330 - 360 Шива Вода Мутабельный Зима, Старость

 

Знак Зодиака Тип обители Управители Экзальтант
Овен ночная Марс, (Плутон) Солнце
Телец ночная Венера, ("кентавры"?) Луна
Близнецы ночная Меркурий, (астероиды?) (Астероиды?)
Рак ночная Луна Юпитер
Лев дневная Солнце Плутон
Дева дневная (Астероиды?), Меркурий Меркурий
Весы дневная ("Кентавры"?), Венера Сатурн
Скорпион дневная Плутон, Марс Уран
Стрелец дневная Юпитер, (Нептун) ("Кентавры?")
Козерог дневная Сатурн, (Уран) Марс
Водолей ночная Уран, Сатурн Нептун
Рыбы ночная Нептун, Юпитер Венера

Большинство астрологических традиций придерживается мнения о том, что все З.З. делятся на участки, каждый из которых имеет своё значение, детализирующее общее значение знака. Среди наиболее распространённых принципов деления З.З.:

  • деление на 2 равные части по 15° (обычно 1-я половина знака считается активной, а 2-я - пассивной; см. также Хора);
  • деление на 3 равные части по 10° (см. Деканат, Дреккана, Фас (II));
  • деление на 5 частей (равных или неравных; см. Терм, Тримшамша);
  • деление на 6 равных частей по 5° (см. Секстура, Фас (III));
  • деление на 9 равных частей по 3°20' (см. Навамша);
  • деление на 12 равных частей по 2°30' (см. Додекатемория, Двадашамша);
  • деление на 30 равных частей по 1° каждая (см. Градусы индивидуальные).

Среди астрологов ведутся споры о том, как изменяется влияние З.З. на планету или другую чувствительную точку по мере её движения по знаку. Можно выделить несколько основных точек зрения по данному вопросу:

  1. Концепция "ящиков": каждый З.З. одинаково воздействует на планеты в любых зонах знака (в начале, середине, конце знака); куспид знака является чёткой границей во влияниях З.З. Традиционная система управителей и экзальтаций основана именно на таком подходе: Юпитер в 29°59' Стрельца считается мощно действующим (он находится в обители), а сместившись в 0°01' Козерога Юпитер резко теряет свою силу, оказавшись в падении. Многие современные астрологи активно критикуют данный подход.
  2. Движение планеты по З.З. интерпретируется в терминах движения во времени: планеты в начале знака ассоциируются с новым, интересным опытом, воодушевляющим человека (см. Первого градуса планета), тогда как планеты в конце знака говорят о завершении определённого жизненного цикла, о назревшем кризисе (см. Последнего градуса планета, Анареты градус).
  3. Концепция Бруно и Луизы Хуберов: влияние каждого З.З. (как и каждого дома гороскопа) плавно изменяется, подчиняясь принципу золотого сечения; в связи с этим в каждом З.З. выделяются куспид, инверсии точка и нулевая точка.
  4. Действие каждого З.З. начинает ощущаться уже в последних 3-5° предыдущего знака; в первых градусах данного З.З. его влияние наиболее сильное; ослабляясь к концу знака, это влияние постепенно смешивается с действием последующего знака. Данная концепция наиболее популярна в наше время.
  5. Действие каждого З.З. будет наиболее явным и чистым в середине знака, в то время как в первых градусах знака ещё ощутимо действие предыдущего З.З., а в последних градусах уже чувствуется влияние следующего З.З.
  6. Волновая концепция: З.З. не имеют четких смысловых границ, взаимопроникая друг в друга. Эта концепция сходна с предыдущей, с той разницей, что значения З.З. не просто накладываются, а сочетаются, исходя из следующего принципа: при продвижение вдоль З.З. от 1-го до 30-го градуса качества знака (который начинается с внешних проявлений) постепенно становятся всё более углублёнными, так что к концу знака приобретают форму внутренних отношений, а не внешнего поведения; внешнее поведение, ассоциирующееся со следующим знаком, начинает возникать из внутренних отношений, связанных с предыдущим З.З.

Английский астролог Дэвид Хэмблин, придерживающийся последней теории, предложил следующую схему интерпретации различных областей в пределах каждого З.З.:

  • а) куспид знака (около 0°) - меня престаёт удовлетворять пассивный взгляд на мир, я начинаю осознавать необходимость активного поведения, я учусь новому методу самопроецирования (по типу следующего знака), с помощью которого частично перекрываю своё внутреннее мироощущение (по типу предыдущего знака);
  • б) начало знака (около 7.5°) - я концентрируюсь в основном на внешнем самопроецировании, налагая себя на мир (по типу данного знака);
  • в) середина знака (около 15°) - меня перестаёт удовлетворять самопроецирование, я осознаю необходимость реактивного поведения, учусь новому способу видения мира и отклика на него (по типу знака), благодаря этому больше чувствую себя как дома в своём окружении;
  • г) конец знака (около 22.5°) - я концентрируюсь в основном на вбирании в себя впечатлений от мира и на отражении своих восприятий обратно в мир (по типу знака).

Подробнее см. Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

Об интерпретации положения планет в З.З. см. статьи, посвящённые отдельным планетам.

Зодиак

(от греч. zodiakos kyklos - "круг жизни, круг живых существ") -

пояс на небесной сфере, простирающийся примерно на 8° по обе стороны от эклиптики, внутри которого происходит видимое движение больших планет (исключение составляет Плутон, который, имея большой наклон орбиты, иногда выходит за пределы З.).

Термин "З." также применяют по отношению к различным системам деления эклиптики на секторы. Именно в таком значении данный термин обычно используют в астрологии. Первоначально координаты планет указывались по отношению к звёздам зодиакальных созвездий. Такого рода З. (т.наз. сидерический Зодиак) был известен в Вавилоне ок. 700 г. до н.э. Древнегреческий астроном Евктемон (V в. до н.э.) ввёл в употребление т.наз. тропический Зодиак, используемый и по сей день. В тропическом З. начало системы координат связано не со звёздами, а с весеннего равноденствия точкой (см. Эклиптическая система координат).

На вопрос о соотношении ролей сидерического и тропического З. в древности и средние века найти правильный однозначный ответ непросто. Как известно, в первые века н.э. точка весеннего равноденствия находилась на границе созвездий Рыб и Овна, т.е. тропический и сидерический З. совпадали. Поэтому анализ текстов эллинистических астрологов зачастую не позволяет понять, какой всё-таки З. они использовали. Кроме того, прецессия, вызывающая расхождение этих З., была открыта греческим астрономом Гиппархом ок. 130 г. до н.э., а астрологи более раннего времени (которые, собственно и ввели З.) не подозревали о наличии данной проблемы. Следовательно, когда мы говорим о вариантах З. V - III вв. до н.э., не вполне корректно утверждать, что тот или иной З. был тропическим или сидерическим. Наконец, проблему усугубляет наличие нескольких тропических З. и нескольких сидерических.

Достаточно уверенно можно сказать следующее. В 430-х гг. до н.э. афинский астрономЕвктемон ввёл деление З., основанное на точках равноденствий и солнцестояний, т.е. первый известный З., который можно назвать тропическим. Он разделил солнечный год на 12 "месяцев", определяемых 12 знаками Зодиака. Солнечный год Евктемона начинался с летнего солнцестояния.

Ок. 400 г. до н.э. 12-знаковый З. независимо от греков ввели вавилоняне. К концу IV в. до н.э. эллинизированный халдей Кидинну, как столетием раньше Евктемон, предложил систему тропического З.; однако, в отличие от греческого учёного, он расположил точки равноденствий и солнцестояний в восьмом градусе кардинальных знаков (кстати, Кидинну одним из первых использовал зодиакальный круг, поделённый на 360°). Эту систему использовали на протяжении нескольких столетий. Даже в начале н.э. римские календари продолжали соотносить весеннее равноденствие с восьмым градусом Овна.

Гиппарх, открывший прецессию, был первым астрономом, который сознательно предложил тропический З. Он поместил точку весеннего равноденствия в 0° Овна (именно этот вариант используется западными астрологами и по сей день). Однако другие учёные, узнав о существовании прецессии, посчитали необходимым придерживаться сидерического Зодиака. В частности, индийцы, позаимствовав систему зодиакальных знаков у александрийских астрологов II в. н.э., работали (и работают в наше время) только с сидерическим З. До II в. индийцы не имели представлений о З. (по крайней мере, в таком виде).

Сохранившиеся гороскопы показывают, что греко-египетские астрологи первых веков н.э. пользовались другим Зодиаком (или Зодиаками), чем Гиппарх. Так, в гороскопах, приводимых астрологами II в. Антигоном Никейским и Веттием Валентом, долготы планет в среднем на 4° больше, чем по современным расчётам в гиппарховском З. Вот, к примеру, данные гороскопа императора Адриана (р. 24 января 76 г. ок. 7:36 GT в Южной Испании близ современной Севильи):

Планета Данные по Антигону Зодиак Гиппарха Разница
Солнце 8° Водолея 2°45' Водолея -5°
Луна 1° Водолея 28°10' Козерога -3°
Меркурий 12° Козерога 7°00' Козерога -5°
Венера 12° Рыб 14°07' Рыб +2°
Марс 22° Рыб 19°16' Рыб -3°
Юпитер 1° Водолея 26°35' Козерога -4.5°
Сатурн 5° Козерога 29°58' Стрельца -5°
ASC 1° Водолея    
MC 22° Скорпиона    

Если даже исключить возможность погрешностей при расчётах и копировании рукописей, то всё равно остаётся несомненным наличие "сдвига" в координатах. Возможно, здесь использовался сидерический З. или вариант тропического З., в котором 0° Овна отстоит от точки весеннего равноденствия на несколько градусов. Подобный "сдвиг" координат наблюдается и в греческих гороскопах более позднего времени. Например, ученик философа Прокла Марин приводит гороскоп учителя на 8 февраля 416 г., и координаты планет, указываемые им с точностью до минут дуги, в среднем на 2-3° меньше, чем их положение в З. Гиппарха. Похоже, эти данные подтверждают использование греческими астрологами того времени сидерического З.: действительно, в начале н.э. координаты планет в сидерическом З. были больше, чем в гиппарховском, а к V - VI вв. уже стали меньше, чем по Гиппарху. С другой стороны, есть и свидетельства использования эллинистическими учёными тропического З. В частности, сохранившиеся описания астролябий показывают, что начала кардинальных знаков связывались с точками равноденствий и солнцестояний.

Персидские астрологи середины I тыс. н.э. и арабские астрологи последующих столетий работали с тропическим З. Гиппарха. Это подтверждают сохранившиеся десятки арабских гороскопов на ингрессию Солнца в знак Овна: эти ингрессии совпадали с датами равноденствий.

Попутно отметим, что проблема тропического и сидерического З. осложнялась не только тем, что на протяжении многих столетий астрологи не могли правильно определить величину прецессии, но и тем, что ряд учёных вообще не признавал открытие Гиппарха. Например, выдающийся индийский астроном VII в. Брахмагупта вообще отрицал существование прецессии, а крупнейший сирийский астролог IX в. Сабит ибн Курра предложил альтернативную теорию "восхождения и нисхождения". Согласно этой теории, точки равноденствий не движутся относительно звёзд в одном направлении с постоянной скоростью (как считали Гиппарх и Птолемей), а совершают относительно звёзд колебания взад-вперёд.

Европейские астрологи Позднего Средневековья и Возрождения в основном имели дело с тропическим З. Однако сидерический З. также был известен. Скажем, выдающийся врач XIV в. Ги де Шольяк (он был врачом пап Климента VI, Иннокентия VI и Урбана V в Авиньоне) в своём крупнейшем сочинении "Хирургия" связывал эпидемию чумы 1348 г. с конъюнкцией Юпитера и Сатурна с участием Марса 24 марта 1345 г. в 4-м градусе Водолея. Проведя проверочные расчёты, мы убедимся, что данная координата приведена согласно сидерическому З., тогда как в тропическом Зодиаке это соединение произошло в 19° Водолея. Известный греческий учёный Георгий Трапезундский, работавший в Италии в XV в. и написавший популярные комментарии к "Тетрабиблосу" Птолемея, считал, что ошибки астрологов связаны именно с тем, что они отсчитывают знаки З. от точки весны, а не от неподвижных звёзд. Однако мнение Георгия не было поддержано европейскими астрологами.

Главной цитаделью сидерической астрологии на протяжении почти двух тысячелетий являлась (и продолжает являться) Индия. Однако, хотя все индийские астрологи сходятся в том, что З. "привязан" к созвездиям, среди них нет единодушия относительно точки отсчёта зодиакальных знаков. Поэтому величина расхождения между тропическим Зодиаком (он используется в Индии лишь для календарных расчётов) и сидерическим колеблется между 19° и 25° (для XX в.). Данная поправка, необходимая для пересчёта координат из тропического Зодиака, называется у индийцев айанамша.

После распространения идей индийской астрологии на Западе в начале XX в., английские и американские астрологи (Сирил Фэйган, Дональд Брэдли, Карл Сталь, Рой Чарльз Файрбрейс и др.) заинтересовались возможностями применения сидерического З. и провели большое статистическое исследование на базе множества натальных карт, подтверждавшее правомерность использования такого З. Пик популярности "сидерализма" в западной астрологии пришёлся на 1950-е - 70-е гг., но постепенно сошёл на нет.

См. Знаки Зодиака.

"Зодиак" -

термин рациональной астрологии, который обозначает строку схемы, в которой обобщаются данные об удалённости зодиакальных знаков (домов гороскопа), в которых расположены планеты, от знаков (домов), которыми эти планеты управляют.

Т.о., построчная сумма "З." (в зодиакальных и транзитных схемах) будет минимальной, если большинство планет находятся в своих обителях, а максимальной - когда большинство планет расположены в знаках своего изгнания. Подробнее см. в ст. Рациональная астрология, Построчная сумма.

Зодиакальная система координат -

используемая в астрологии система небесных координат, которая является разновидностью эклиптической системы координат. Особенность З.с.к. в том, что долгота небесного тела в этой системе измеряется не в градусах, минутах и секундах дуги от точки весеннего равноденствия (абсолютные координаты), а в градусах, минутах и секундах дуги, которая отделяет положение небесного тела от куспида зодиакального знака, в котором это тело находится. Пересчёт из эклиптической системы в З.с.к. и обратно осуществляется с помощью следующей таблицы:

Эклиптическая система Зодиакальная система
0° Овна
30° 0° Тельца
60° 0° Близнецов
90° 0° Рака
120° 0° Льва
150° 0° Девы
180° 0° Весов
210° 0° Скорпиона
240° 0° Стрельца
270° 0° Козерога
300° 0° Водолея
330° 0° Рыб

См. Системы небесных координат.

Зодиакальная схема -

особая таблица, рассчитываемая в рациональной астрологии. З.с. представляет собой анализ расположения планет радикса в зодиакальных знаках. Подробнее см. в ст. Рациональная астрология.

 

Зодиакальная типология -

условное отнесение человека, родившегося под определённым знаком Зодиака, к определённому психологическому типу без составления натальной карты. На этой основе составляются "гороскопы", получившие широкое распространение в журналах, на телевидении и т.д.

 

Зодиакальное созвездие

(Zodium, лат. заимств. из греч.) -

созвездие, в пределах которого проходит эклиптика. В различные этапы истории и в разных регионах мира количество зодиакальных созвездий варьируется от 8 (напр., протоиндийский З. культуры Мохенджо-Даро, III тыс. до н.э.) до 36 (Древний Египет). Согласно принятому сегодня делению небесной сферы, таких созвездий насчитывается 13: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Змееносец, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Однако Змееносец часто не считается З.с. - для того, чтобы число и названия З.с. и знаков Зодиака совпадали.

Кроме того, ещё три созвездия касаются эклиптики лишь своими границами - это Кит, Орион и Секстант. Т.о., хотя данные три созвездия входят в зону небесной сферы, называемую Зодиаком, при этом они не являются З.с. в строгом смысле этого термина.

Даты пребывания Солнца в зодиакальных созвездиях в современную эпоху
(в 1968 г.)

N Созвездие Ингресс Время, GT Выход Время, GT Всего дней
01 Рыбы 11/03 15:00 18/04 05:00 38
02 Овен 18/04 05:00 13/05 05:30 25
03 Телец 13/05 05:30 21/06 00:30 39
04 Близнецы 21/06 00:30 20/07 05:30 29
05 Рак 20/07 05:30 10/08 04:30 21
06 Лев 10/08 04:30 16/09 05:30 37
07 Дева 16/09 05:30 30/10 17:30 44
08 Весы 30/10 17:30 22/11 21:00 23
09 Скорпион 22/11 21:00 29/11 08:30 07
10 Змееносец 29/11 08:30 17/12 16:00 18
11 Стрелец 17/12 16:00 20/01 05:30 34
12 Козерог 20/01 05:30 16/02 15:30 27
13 Водолей 16/02 15:30 11/03 15:00 24

 

Зодиакальный человек -

рисунок, изображающий связь органов человека со знаками Зодиака. Образ З.ч. начинает появляться в латинских манускриптах XII в. и становится очень популярен в книгах и произведениях искусства XIV в. Схожие рисунки были известны также у народов Азии и у индейцев Месоамерики. См. Мелотезия, Медицинская астрология.

См. также вариант З.Ч. американских индейцев.

Золотое сечение ,


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!