Плодородные знаки, плодоносные знаки - 28 страница



Звезды в человецех воли не повреждают,
Токмо страстьми плоти нечто преклоняют.
Темже на звезды вины нельзя возлагати,
Егда кто зло некое привык деяти.

Во влияние светил верил и Сильвестр Медведев, один из образованнейших людей России. У него была большая библиотека из 603 томов, которая после его смерти перешла в собственность Славяно-греко-латинской академии. Кроме религиозных сочинений, там было немало книг светских, в т.ч. и астрологические трактаты. Медведев поддерживал царевну Софью и вместе с Дмитрием Силиным, врачом Ивана Алексеевича (1682 - 1696), занимался астрологическими изысканиями. К астрологическим советам Медведева и Силина прислушивалась сама Софья.

Пётр Первый, с именем которого связан взлёт науки и образования в России, также верил в астрологические предсказания, как видно из его собственноручных заметок на старом отцовском календаре 1670 г. По некоторым сведениям, он сам мог достаточно хорошо знать астрологию. До наших дней дошёл гороскоп Петра, составленный, видимо, при его жизни. Именно в эпоху Петра Великого (в 1709 г.) начал издаваться знаменитый "Брюсов календарь", составленный Василием Киприановым под "надзором" графа Брюса.

Императрица Анна Иоанновна (1730 - 1740) безоговорочно верила в возможности астрологии и часто обращалась к профессору Академии Наук Г.В.Крафту (1701 - 1754) за астрологическими советами.

Во второй половине XVIII века и в XIX веке астрология в России находилась практически в том же положении, что и в других странах Европы: практически исчезнув из сферы интересов образованных учёных кругов, она продолжала оставаться весьма популярной в народе, распространяясь через популярные печатные издания, подобные "Брюсову календарю". Возможно, астрология играла достаточно значимую роль в воззрениях русского масонства, но достоверных сведений об этом нет.

Всплеск интереса к оккультным наукам в Европе и США, произошедший в последние десятилетия XIX в., во многом был связан с деятельностью Елены Петровны Блаватской (1831 - 1891) и с основанным ею в 1875 г. Теософским обществом. До России эта оккультная волна дошла лишь в начале XX в. Первый настоящий всплеск популярности астрологии в России пришёлся на достаточно краткий промежуток времени - с первых лет нашего столетия до переломного 1917 г. Основным печатным изданием, пропагандирующим и популяризирующим астрологию и прочие оккультные дисциплины, стал журнал "Изида", который издавался в 1909-16 гг. в Санкт-Петербурге. С 1911 г. его редактором-издателем был А.В.Трояновский. Помимо работы над журналом, Трояновский занимался переводом и изданием сочинений ведущих оккультистов рубежа XIX - XX вв.: Лидбитера, Папюса, Седира, Сефариала, Ленена. Его перу принадлежат два компилятивных справочных труда ("Словарь практической дивинации" и "Астрологический словарь"), а также множество статей в журнале "Изида". Работавший в 1910-х гг. в Санкт-Петербурге "Книжный склад Трояновского" предлагал широкий выбор литературы по эзотерике (десятки наименований).

Среди соратников Трояновского одной из наиболее интересных фигур был Леонид Л. Фон-Фёркерзам, который под псевдонимом Сар-Диноил публиковал в журнале "Изида" свои статьи, в т.ч. мунданные астрологические прогнозы. Он также написал книгу "Наши скрытые способности и их раскрытие" (СПб., 1912). Будучи членом "Французского магнетического общества", "Парижского Восточного Эзотерического Центра" и др. организаций оккультного направления, Сар-Диноил в начале 1910-х гг. вёл в Санкт-Петербурге курс развития скрытых душевных сил, давал консультации, в которых сочетал астрологические методы с графологией, физиогномикой, хиромантией и магнетизмом; изготавливал предметы для занятий практическим оккультизмом (кристаллы, магниты, биометры, экраны).

Другим центром распространения астрологически знаний в России в начале XX в. стала Вязьма. Владелица типографии в Вязьме Писаревская, будучи страстной любительницей астрологии, пошла на большие затраты по отливке специального астрологического шрифта. Многие книги по астрологии, вышедшие в России в 1900-15 гг., напечатаны в её типографии. Среди этих книг следует выделить две работы В.Н.Запрягаева (он жил и работал в Смоленской губернии), ставшие основными учебными пособиями для астрологов предреволюционного десятилетия: "Основы астрологии. Популярное изложение законов, действующих в мироздании, и связи души со звёздами" (1907) и "Курс практической астрологии" (1908). Кроме того, Запрягаев сделал большой вклад в развитие российской астрологии своими переводами английских астрологических книг. Вышедшие в его редакции "Свет Египта" Т.Г.Бургойна (в 2-х тт.), "Направления" Г.С.Грина и др. также были отпечатаны в типографии Писаревской.

Однако развитие российской астрологии было вскоре прервано. В условиях I мировой войны, революций 1917 г. и последовавшей гражданской войны астрологическая активность в России пошла на убыль, астрологические книги перестали печататься, оккультные журналы были закрыты. Наступил длительный период забвения астрологии в нашей стране. К сожалению, судьба российских дореволюционных астрологов в этот период неизвестна. Нет никаких достоверных сведений о том, чтобы 1920-е - 50-е годы в нашей стране существовала хоть какая-то астрологическая традиция. Можно предположить, что те, кто занимался астрологией до революции, уехал из страны, но среди русских эмигрантов известен лишь один астролог - Александр Волгин, который с 1920-х гг. жил и работал во Франции. Однако Волгин, родившийся в 1903 г., был уже представителем нового поколения, и его биография и сочинения ничего не говорят нам о судьбе традиции отечественной астрологии, которая существовала в начале века.

Таким образом, примерно на протяжении полувека (с конца 1910-х до 1960-х гг.) астрология в нашей стране переживала полное забвение. Конечно, в 20-е годы ещё были доступны дореволюционные книги и журналы, и любой человек при желании мог ознакомиться с основами астрологии. Прекрасный пример того, что астрология в это время не подвергалась целенаправленным гонениям, даёт нам первое издание Большой Советской Энциклопедии. В статье "Астрология" читатель мог почерпнуть сведения о ключевых понятиях астрологии и даже изучить приведённую в качестве примера натальную карту. Выдающийся российский учёный А.Л.Чижевский, основатель гелиобиологии, в эти годы не только занимался изучением истории астрологии и проверкой астрологических концепций, но и свободно опубликовал статью под названием "Современная астрология" ("Огонёк", 1926, N17), в которой основные понятия астрологии объяснял естественнонаучным языком. Однако ни одного специального астрологического издания в 1920-е годы не издавалось, и, более того, нет данных ни об одном практикующем астрологе этой поры. Поэтому сведения о съезде советских астрологов, якобы имевшем место в 1929 г. в Геленджике, представляются весьма сомнительными.

Единственные достоверные данные об астрологии в СССР в 1930-е - 50-е гг. касаются республик Прибалтики. В 30-е годы эти страны ещё не входили в Советский Союз, и к занятиям астрологией в них относились с меньшим подозрением, чем в "первом государстве рабочих и крестьян". Как известно, в период между двумя мировым войнами астрология переживала настоящий бум в странах Европы, и в Прибалтике астрологическая литература тоже имела достаточно широкое хождение. В это время астрологией по немецким книгам начал заниматься Николай Каллерт (1903 - 1992) из латвийского города Огре (после легализаций астрологии в СССР в 80-х гг. Н.Каллерт был избран почётным президентом Межрегиональной федерации астрологов). Другим продолжателем традиций немецких астрологов был Мартинас Йуодвалькис - один из старейших литовских астрологов, отсидевший в советские времена в лагерях за свои занятия около 20 лет.

Во времена "хрущёвской оттепели" у советских людей появилась некоторая свобода в духовной сфере, и результатом этого стали первые ростки интереса к астрологии в 1960-е гг. Именно в эти годы начала зарождаться новая отечественная астрологическая традиция. Свидетельством повышения интереса к данной теме стало переиздание в 1970 г. книги Г.А.Гурева "История одного заблуждения: Астрология перед судом науки" с обширными предисловием и послесловием профессора М.И.Шахновича об истории астрологии и её современном состоянии в странах Запада (эта книга вышла в Ленинграде в издательстве "Наука"). В 1972 г. вышла книга Ромуальдаса Колонайтиса "Солнце идёт по звериному кругу" (на литовском языке) о символике знаков Зодиака. В 1970-е гг. уже существовали кружки астрологов в Москве, Киеве, Харькове, Ленинграде, Вильнюсе. Особо следует отметить деятельность московского кружка, занятия в котором базировались на материалах, полученных в результате контактов с болгарскими астрологами. Среди этих материалов важную роль играли работы Дэйна Радьяра, переведённые на русский язык Михаилом Папушем. Именно из этого кружка вышел ряд ведущих столичных астрологов наших дней.

С началом перестройки астрологи стали выходить из подполья. В 1987 г. астрологи уже участвовали в конференции по энергоинформационному обмену в природе (ЭНИО) в ДК им. Плеханова Академии народного хозяйства. В 1988 г. была образована первая официальная астрологическая организация - Ассоциация астрологов Молдавии при Академии Наук Молдавской ССР (её возглавила Нина Волчек).

В конце 80-х годов начался настоящий астрологический бум, астрологи стали выступать в средствах массовой информации (отметим статьи и интервью Павла и Тамары Глоба в "Науке и религии", "Работнице" и "Советской женщине", Феликса Величко в "Крестьянке", Веры Виларовой в "Смене", Михаила Левина, Татьяны Митяевой и др. в "Твоём здоровье"). Очень большую роль в популяризации астрологии сыграли публикации Сергея Вронского в "Московском комсомольце" - это были первые регулярные астрологические прогнозы в советской печати. Этапной стала также книга Вронского "Астрология: суеверие или наука?" с послесловием академика В.П.Казначеева, опубликованная в 1991 г. издательством "Наука" (тиражом в 200 тыс. экз.).

Активизировалось и взаимодействие между астрологами. В марте 1990 г. работала секция астрологии в рамках ЭНИО. В Паланге в мае 1990 г. впервые в нашей стране прошла Всесоюзная конференция астрологов (представленные на ней доклады составили основу сборника "Астрология. Век XX", вышедшего в 1991 г., который позволяет читателю получить достаточно полное впечатления об отечественной астрологии рубежа 90-х гг.). Но самым значимым событием в жизни астрологического сообщества явился Международный Астрологический Конгресс (МАК), который проходил 29 сентября - 4 октября 1990 г. в Звенигороде. Этот весьма представительный даже по международным меркам конгресс собрал свыше 200 участников, в т.ч. около 20 - из-за рубежа. Именно МАК впервые продемонстрировал астрологам всего мира, что в СССР астрология действительно существует и, более того, богата различными оригинальными разработками.

В наши дни уже нет такого астрологического бума, как на рубеже 80-х - 90-х годов (когда астрология впервые после 1917 г. стала доступной для масс). После резких вспышек интереса всегда наступает некоторое пресыщение, однако нельзя сказать, что астрология в России сейчас непопулярна. Просто, первые страсти схлынули, и астрология заняла свою "естественную нишу".

Современная российская астрология имеет обширную географию (хотя её главным центром остаётся Москва), существуют десятки региональных и общероссийских астрологических организаций, ежегодно проводятся различные конференции с участием как отечественных, так и зарубежных астрологов (среди ведущих организаторов подобных конференций - Омега-Клуб, журнал "Урания", Евро-Азиатский филиал Национального Совета Геокосмических Исследований, Лига Независимых Астрологов). В разных городах России работают астрологические учебные заведения, исследовательские центры, коммерческие фирмы, центры компьютерной астрологии, издаётся обширный круг астрологической литературы (здесь лидером является московское издательство ЦАИ). Таким образом, астрология является несомненным фактом духовной жизни современного российского общества.

Рыбы

(лат. Pisces) -

I. Зодиакальное созвездие, являющееся также экваториальным созвездием. Принятое обозначение Psc. Площадь созвездия 890 квадратных градусов. Созвездие содержит 75 звёзд ярче 6-й видимой звёздной величины.

Название "Р." восходит к месопотамской астрономии. В клинописных текстах встречается название rikis nuni - "Лента Рыб". Однако в целом границы и названия созвездий в вавилонской астрологии отличались от современных. Нынешнему созвездию Р. соответствует три месопотамских созвездия: KUN.MESH (zibbati) - "Хвост" (юго-западная часть Рыб плюс звёзды до эпсилона Пегаса); SIM-MAH - "Великая ласточка" (середина Рыб); a-nu-ni-tum - "богиня Анунитум", "Владычица небес" (северо-восточная часть Рыб и центральная часть Андоромеды).

Греческий миф рассказывает, что однажды Афродита и ее сын Купидон, сидя на берегу Евфрата, внезапно увидели приближающегося к ним Тифона, врага богов. Они прыгнули в реку и их спасли две рыбы, которых Афродита впоследствии в знак благодарности поместила на небо.

Древние греки представляли созвездие Р. в виде двух рыб, чьи хвосты связаны вместе лентой в районе альфы Р. Это изображение принято и по сей день.

Птолемей ("Тетрабиблос", I, 9) указывает, что звёзды, расположенные в области головы южной, более близкой к Водолею рыбы (бета, 7 b и гамма Р.), обладают влиянием Меркурия и, в некоторой степени, Сатурна; звёзды на теле этой рыбы (тета, йота, каппа, лямбда Р.) - влиянием Юпитера и Меркурия; звёзды на хвосте и южной части связки (омега, дельта, эпсилон, дзета, мю, ню, кси Р.) - влиянием Сатурна и, в некоторой степени, Меркурия. Что касается северной рыбы, то звёзды на её теле и хребте (тау, фи, хи, пси, ипсилон Р.) действуют подобно Юпитеру и, в некоторой степени, Венере; звёзды в северной части связки (омикрон, пи, эта, ро Р.) - подобно Сатурну и Юпитеру; а яркая звезда на соединении (Альриша) - подобно Марсу и, частично, Меркурию.

В.Робсон считает, что созвездие Р. простирается с 15° Рыб по 26° Овна. Каббалисты связывают Р. с еврейской буквой Пе и семнадцатой картой Таро, "Звездой".

Согласно П.Глобе, созвездие Р. отличается от одноимённого зодиакального знака отсутствием таинственности, мистичности. Люди с проявленным созвездием Р. в гороскопе подобны акулам, пожирающим мореплавателей. Такие люди желают всё перевернуть, неукротимы в своих действиях, впадают в ярость, но тяжелы на подъём.

В системе интерпретации звёзд Д.Куталёва созвездие Р. соотносится с обителью Плутона в Скорпионе, древесным знаком Каштана и Старшим Арканом Таро "Смерть". Созвездие Р. означает уход, отказ от прошлого, непредсказуемость, многообразие потенций, всеядность; отсутствие внутреннего стержня; единство противоположностей, всеохватность мировидения; самопознание, проникновение во внутреннюю суть вещей. Значение Р. перекликается с созвездиями Секстанта, Ориона и Змееносца. В системе Куталёва астрологически важными считаются следующие звёзды Р.:

Координаты на 2000 г.

Звездная величина

Спектральный класс

Наименование звезды

Прямое восхождение Склонение
02ч02.0м +02°46' 3.79 A2 V 113 альфа Р. (Альриша)
23 03.9 +03 49 4.53 B5 pe 4 бета Р.
23 17.2 +03 17 3.69 G8 III 6 гамма Р.
00 48.7 +07 35 4.43 K5 III 63 дельта Р.
01 02.9 +07 53 4.28 K0 III 71 эпсилон Р.
01 13.7 +07 35 4.86 F0 IV-V 86 дзета Р.
01 13.8 +07 35 6.30 F6 V 86 дзета Р.
01 31.5 +15 21 3.62 G8 III 99 эта Р. (Аль Ферг)
23 28.0 +06 23 4.28 K1 III 10 тета Р.
23 39.9 +05 38 4.38 F7 V 17 йота Р.
23 26.9 +01 15 4.94 A2 p 8 каппа Р.
23 42.0 +01 47 4.50 A7 V 18 лямбда Р.
01 30.2 +06 09 4.84 K4 III 98 мю Р.
01 41.4 +05 29 4.44 K3 III 106 ню Р.
01 53.6 +03 11 4.62 K0 III 111 кси Р.
01 45.4 +09 09 4.26 K0 III 110 омикрон Р.
01 37.1 +12 08 5.57 F0 V 102 пи Р.
01 26.3 +19 10 5.38 F2 V 93 ро Р.
01 02.8 +31 48 5.50 B9 V 69 сигма Р.
01 11.7 +30 05 4.51 K0 III-IV 83 тау Р.
01 19.5 +27 16 4.76 A2 V 90 ипсилон Р.
01 13.7 +24 35 4.65 K0 III 85 фи Р.
01 11.5 +21 02 4.66 K0 III 84 хи Р.
01 05.7 +21 28 5.34 B9.5 IV 74 пси 1 Р.
01 05.7 +21 28 5.56 B9 V 74 пси 1 Р.
01 07.9 +20 44 5.60 A3 V 79 пси 2 Р.
01 09.8 +19 40 5.55 G5 IV 81 пси 3 Р.
23 59.3 +06 52 4.01 F4 28 омега Р.
22 55.0 +01 04 6.11 A3 1 Р.

Литература:

1. Вайсберг В. Астрономия для астрологов.
2. Птолемей К. Тетрабиблос.
3. Птолемей К. Альмагест.
4. Глоба П. Неподвижные звёзды.
5. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии.
6. Атлас звёздного неба.
7. Саплин А. Астрологический энциклопедический словарь.
8. Lewis J.R. The Astrology Encyclopedia.
9. Robson V.E. The Fixed Stars and Constellations in Astrology.
10. Куталёв Д. Общая теория интерпретации звёзд.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!