Плодородные знаки, плодоносные знаки - 27 страница



Ретроградный Уран. Это планета свободы и пробуждения. Когда Уран ретрограден, он направляется вовнутрь и пробуждает потребность в разрушении цепей традиций ещё в раннем периоде жизни. Таким образом, усиливается потребность человека быть единственным и уникальным. И хотя это звучит странно, стремление к личной свободе создаёт стремление к доминированию над другими людьми. Многие политики, государственные деятели, общественные лидеры и даже диктаторы имеют ретроградный Уран. Достигнут ли они доминирующего положения, или нет - зависит от положения Урана в гороскопе, наилучший вариант - когда Уран находится в угловом доме.

Ретроградный Нептун. Нептун - это планета интуиции, иллюзий, разочарования и духовного пробуждения. Если Нептун ретрограден, то большое значение имеют аспекты. Если по аспекту он затуманен или покрыт облаками, то интровертность нисколько не прояснит ситуацию, а наоборот, человек будет жить в мире своих сновидений и грёз, что может принести ему полное разочарование. Жертвенная природа Нептуна может проявиться еще больше, или может случиться, что человек будет чувствовать себя нужным, только когда жертвует собой во благо других людей. Если есть позитивные аспекты, которые могут поддержать ретроградный Нептун, то тогда внутренняя устремлённость может привести к удивительному проникновению в собственную сущность. В таком случае любой талант может легко проявиться, и даже в относительно раннем возрасте. Многие художники, композиторы, поэты и религиозные деятели имеют такое положение Нептуна.

Ретроградный Плутон. Плутон - это планета преобразований и одержимости. Поскольку Плутон ретрограден шесть месяцев в году, почти половина людей имеет ретроградный Плутон. Поэтому невозможно определить какие-нибудь полностью ясные тенденции, связанные с таким движением. Влияние Плутона чувствуется в позднем периоде жизни, поскольку это самая удалённая от Земли планета. Кажется, что дети не реагируют на глубокую и трансформирующую природу Плутона, а только на интенсивность и одержимость, которые ему так свойственны, но это опять же лишь внешнее проявление. Поэтому ретроградное действие, которое соответствует устремлённости вовнутрь, проявится только в зрелом возрасте. Существует так много различных факторов, что трудно в точности определить, что положительное, а что отрицательное приносит ретроградное движение Плутона.

Об интерпретации Р.д. в индийской астрологии см. Честабала.

Рефранация,

рефренация (англ. Refranation, Refrenation; от лат. refrenatio - "сдерживание") -

в хорарной астрологии ситуация, когда две планеты-сигнификатора входят в аспект друг к другу, но перед тем, как аспект станет точным, одна из этих планет становится ретроградной. Это в целом неблагоприятный показатель. Человек, на которого указывает данная планета, возможно, будет уклоняться от дела, отступать от намеченной цели или изменит свои намерения.

Рецепция

(от лат. receptio - "принятие, приём") -

I. Положение планеты в зодиакальном знаке, упpавляемом дpугой планетой; пеpвая планета считается находящейся в Р. по отношению к упpавителю знака.

Ряд астрологов использует также термин "Р.", описывая взаимодействие планеты и экзальтанта знака, в котором эта планета находится. Иногда Р. называют отношение планеты не только к управителю (или экзальтанту) знака, где она расположена, но и к управителю деканата, секстуры, терма, градуса и т.п.

Взаимная Р. в широком понимании этого термина имеет место, если две планеты расположены в местах достоинств друг друга. Например: Юпитер находится в Овне, знаке экзальтации Солнца, а Солнце - в Раке, знаке экзальтации Юпитера. Взаимная Р. считается показателем хорошего взаимодействия между двумя планетами. В более узком значении термин "Р." применяется только к двум планетам, каждая из которых расположена в доме или знаке, управляемом другой планетой.

Кельвин в "Научной астрологии" пишет, что планеты в Р. оказывают благоприятное воздействие, даже если они связаны неблагоприятным аспектом, - "подобно людям, обменивающимся принятыми в обществе любезностями".

В хорарной астрологии взаимная Р. играет очень большое значение. Наличие Р. обычно считается признаком, помогающим дать положительный ответ на заданный вопрос. При этом ряд астрологов использует следующую методику: планета, находящаяся во взаимной Р. с другой планетой, как бы помещается в знак и градус, где та расположена, и изучаются её аспекты в новом положении. К примеру, Меркурий, находясь в 23° Весов, является сигнификатором кверента и не имеет аспектов к сигнификатору цели Сатурну, расположенному в 11° Девы, но при этом Меркурий находится во взаимной Р. с Венерой в 8° Девы. Тогда Меркурий переносится в градус Венеры и оказывается в соединении с Сатурном. Это позволяет дать утвердительный ответ на вопрос кверента.

Литература:

1. deVore N. Encyclopedia of Astrology.


II. Положение планеты, пpи котоpом она получает аспект от более быстpой планеты.

 

Родство планет

(англ. Affinity) -

благоприятное сочетание качеств и функций планет. Н.Девор приводит следующие примеры Р.п.: Солнце может находиться в родстве со всеми планетами; Марс находится в родстве с Венерой в плане магнетического или физического притяжения; Венера - в родстве с Юпитером благодаря своим филантропическим качествам, и в родстве с Меркурием в отношении сфер искусства. См. Дружба.

Российская астрология

К сожалению, имеется очень мало сведений о древнерусской астрологии. Древнеславянские астрологические знания до настоящего времени не реконструированы: христианизация Руси привела к практически полному уничтожению сведений о языческой астрологии. Лишь немногие данные можно считать относительно достоверными.

С древних времён славянские племена владели хорошо разработанной лунно-солнечной календарной системой, основанной на трёхлетнем цикле, а позже - на 19-летнем. Как считает В.В.Титов, древние славяне рассматривали время как некую особую внешнюю магическую субстанцию, воздействующую на природу и человека в целом благоприятно или неблагоприятно. "Злые" и "добрые" периоды времени имели самую различную продолжительность: час, день, месяц и целый год. Самобытность древнерусской календарной астрологии заключается, по В.Титову, в том, что прогноз благоприятных и неблагоприятных периодов осуществляется на основании жёсткой календарной привязки к естественным природным циклическим процессам: либо лунно-приливной ритмике (лунник), либо электрической и сейсмической активности (молнияник, громник), а также по 28-летним циклам чередования дней недели и високосных периодов (колядник). Славяно-русская астрология обслуживала интересы сельской общины и крестьянского двора, давала прогнозы погоды, предстоящего урожая, приплода скота, эпидемий и эпизоотий, давала рекомендации крестьянину по лунному календарю о конкретных сроках посадки и уборки овощных и зерновых культур, забоя скота и т.п., давался также прогноз вероятности наступления социальных волнений, причина которых усматривалась в наступлении "злого" времени.

Древнеславянские календарно-астрологические сочинения отражают дуалистическое мировоззрение древних славян, т.е. периодическую борьбу добра со злом во времени. Основное понятие дуализма как магии времени возникло из естественного циклического процесса - чередования дня и ночи. День (добро) олицетворял верховный бог Перун, управлявший светлой частью суток, войной и молниями. Ночь (зло) олицетворял Велес, управлявший тёмной частью суток, лунной ритмикой, подземным и потусторонним миром. Из магии времени возникла магия чисел: счёт времени начинался с начала светлой части суток, находящейся под управлением Перуна, поэтому единица считалась счастливым числом, а вторая часть суток, находящаяся под властью Велеса, считалась несчастливой. Поэтому все нечётные числа были счастливые, а чётные несчастливые. Перун управлял сменой календарных лет, сменой четырёх сезонов года, сторонами света, четырьмя ветрами, рогом изобилия и судьбой (роком). Ему посвящался каждый первый день из четырёх сезонов. По характеру погоды в такой день осуществлялся прогноз погоды предстоящего сезона. Этот обычай сохранился и до наших дней: погоду гадают по Рождеству, Евдокии, Самсону и Покрову. Если условно принять, что Перун управлял внешними временными периодами (космическими), то Велес управлял внутренними биологическими ритмами, исчисляя с зачатия и кончая смертью, включая эмоциональное состояние и болезни, и изображался гигантским идолом с семью лицами под одним черепом, опоясанным семью мечами в ножнах, и держащим в правой руке меч. Каждое лицо со своим мечом символически изображало характер того или иного дня недели, а меч в руке был атрибутом бога смерти и загробного мира. Такова реконструкция астрологических представлений языческой Руси, приводимая В.Титовым.

После принятия христианства отношение к астрологии и астрономии на Руси было весьма настороженным. В поучительных наставлениях Древней Руси делались предостережения от занятий "науцею смрадною - халдейской остронумией".

"Богомерзостен перед Богом всяк любяй геометрию... проклинаю прелесть тех, иже зрят на круг небесный: своему разуму верующий, удобь впадает в прелести различния; либо простыню (простоту) паче мудрости" -

так наставительно предостерегает один из русских книжников своих читателей. Таким образом, не только астрология, но и такие естественные науки, как астрономия, воспринимались весьма враждебно. Скажем, псковский монах XVI в. Филофей возражал против использования системы небесных сфер для определения положений планет, утверждая, что нельзя отказаться от мысли, что планетами управляют разумные, двигающие их по собственной воле; следовательно, нельзя и допустить, что людям может быть известно движение планет. Приветствовались концепции, подобные следующей мысли Максима Грека:

"Если небо движется и влечёт своим движением солнце, луну и звёзды на запад, то, стало быть, богодухновенное писание ложно глаголет: поставил небо, как шатер или комару, то есть твёрдо, неподвижно".

Церковный устав, утверждённый при князе Владимире, указывает, что "ветьство, зелейничество, потворы, чародеяние, волхвования" относятся к ведомству духовного суда; и за все эти преступления полагалось сожжение на костре. Хотя на Руси никогда не было торжественных аутодафе, как в Испании, но об отдельных случаях костровой расправы в летописях упоминается. Так, в 1227 г. в Новгороде "изжгоша волхвов четыре". В Никоновской летописи, где описан этот случай, упоминается, между прочим, о том, что бояре заступались за волхвов, но, к сожалению, не разъясняется причин этого заступничества. Монгольское нашествие усугубило упадок древнерусской астрологической традиции.

В западных русских землях, где были контакты с европейской наукой и культурой, астрология, очевидно, была известна больше. Так, в тех учебных заведениях, где была принята западная система квадривиума (например, в школах повышенного типа Полоцкого княжества), астрология входила в число основных изучаемых дисциплин.

Хотя собственная астрология в Древней Руси практически не развивалась, с XIV в. получает хождение переводная астрологическая литература. В 1380 г. произошла знаменитая Куликовская битва, положившая конец татаро-монгольскому игу, а вместе с ним и культурной изоляции России. Во 2-й половине XIV в. - начале XV в. на Руси появляется большое количество переводной - прежде всего, византийской - литературы. В XV - XVI вв. возрос удельный вес переводов польской, немецкой и болгарской литературы. Среди этих сочинений были и произведения, излагающие астрологические понятия: хроника греческого писателя IX в. Георгия Амартола, который проповедовал практическую астрологию, хотя и критиковал её с точки зрения христианской догматики; роман "Александрия" Псевдо-Каллифена (II - III в.), где русский читатель находил подробный рассказ о деятельности астролога и мага Нектанава, связанной с различными эпизодами жизни Александра Македонского (есть в романе и гороскоп великого полководца); "Луцидариус" ("Просветитель"), перевод с немецкого сочинения, дающий сведения о космографии, астрологии и географии; "Астрология" ("Остроломия"), "Рафли", "Звездочтец - 12 звезд" и "Шестидневец" - астрологические сборники, в которых повествуется о знаках Зодиака, о прохождении через них Солнца и о влиянии всех этих обстоятельств на новорожденных младенцев и вообще на судьбу людей; по этим книгам составлялись всякого рода предсказания, в том числе и об общественных делах и событиях - войне и мире, голоде и урожае и т.п. В "Стоглаве" упоминается о том, что люди, затевавшие судебные дела, часто обращались к ведунам и "чародейники от бесовских научений пособие им творят, кудесы бьют и в "Аристотелевы Врата" и "Рафли" смотрят и по планетам гадают, и на те чарования надеятся поклепца и ябедник, не мирятся и крест целуют и на поли бьются". "Аристотелевы Врата" - это просто перевод очень знаменитой и древней афинской книги "Secreta Secretorum", по преданию будто бы написанной Аристотелем; "Вратами" в ней называются её подразделения, главы и части. Она трактует о разных тайных науках, в том числе об астрологии, медицине, физиогномике, а также содержит разные нравственные правила и рассуждения. В книгах "Громовник" и "Молниянник" заключаются рассуждения и предсказания о погоде, урожае, повальных болезнях, войне и мире, бурях и землетрясениях. Были ещё книги: "Мысленник" (трактат о создании мира), "Коледник" (сборник примет о погоде"), "Волхвовник" (тоже сборник примет), "Сновидец", "Путник" (трактат о добрых и злых встречах), "Зелейник" (описание целебных трав) и разные другие.

Эти сочинения распространялись в списках и были очень популярны, несмотря на то, что духовенство считало пользование такими книгами безумием: "В них же безумнии люди верующе волхвуют, ищуще дний рождения своего, санов получения и урока житию". Стоглавый собор (1551 г.) под страхом отлучения и проклятия запрещает иметь и читать "Рафли", "Шестокрыл", "Вронов грай", "Острологию", "Зодии", "Альманах", "Звездочет", "Аристотелевы Врата". "Домострой" запрещает православным христианам "чарование и волхвование и наузы, звездочетие, рафли, алманаки, чернокнижие...". В указе, изданном в 1552 г., повелевается "кликать по торгам, чтоб к волхвам, чародеям, звездочётам не ходили", и ослушникам угрожали опалой и духовным запрещением.

"А если бы, - говорится в одной патриаршей грамоте XVI в., - в котором месте или селе будет чаровница или ворожка, сосуды диавольские, или волшебница, да истребится от церкви, и тех, которые диаволом прельстившися до чаровниц и до ворожек ходят, отлучайтеся".

В одном из рукописных сборников XVI в. в перечислении разных грехов находим: "Грех есть к волхвам ходити, вопрошать или в дом приводити, или чары деявше - опетимья 40 дней". Однако народ продолжал читать "отреченные книги". М.Орлов отмечает:

"К любимейшим из этих книг относились те, в которых трактовалась наука о звёздах... Видно, что русский народ крепко их полюбил, вероятно, потому, что то, что в них содержалось, совпадало с его старыми верованиями, или потому, что в них дело шло о таких вещах, которые народ издревле считал важными и нужными".

Рукописные астрологические книги были в ходу на Руси вплоть до XVIII в. С появлением печатной календарной литературы астрологические предсказания вошли в её состав и сделались неотъемлемой частью ("Брюсов календарь" и др.). Несмотря на церковные запреты, в народе существовала даже особая профессия "гадателей". Не исключено, что эта профессия была унаследована ещё от языческой Руси с её своеобразным толкованием явлений астрономического характера.

Сохранились сведения об интересе к астрологии и в образованных кругах. В Новгороде в XV в. одно время усиленно занимались "наукой и звёздах". Это было связано с распространением ереси жидовствующих. В начале 1470-х гг. в Новгород приехал на жительство еврей Схария, выходец из Киева. Он проповедовал учение, признанное христианской церковью еретическим, в котором астрология играла существенную роль. Кроме того, Схария привёз с собой астрологические книги и благодаря своей деятельности приобрёл много последователей.

В Москве в 1490 г. образовался кружок последователей Схарии, во главе которого стоял Фёдор Курицын. Он и протопоп Алексей были хорошо знакомы с астрологией. Деятельность кружка вызвала осуждение со стороны церковных властей. Собор 1505 г. вынес еретикам смертный приговор. Вероятно, что занятия астрологией были не последней причиной такого приговора жидовствующим. Однако со стороны светских властей отношение к астрологам было более мягкое. Более того, при Василии III с 1508 г. работал личный врач и астролог Николай Любчанин, "полоняник литовской, родом немчин". Николай Любчанин активно пропагандировал астрологию, в 1524 г. перевёл на русский язык немецкий прогностик И.Штёффлера, который под названием "Алманак" распространялся в списках вплоть до начала XVIII в. Но после смерти Василия III в 1533 г. астролог оказался в опале.

При Иване Грозном было подтверждён закон о сжигании чародеев, однако по делам XVI - XVII вв. видно, что сжигание применялось в то время уже редко: колдунов и колдуний ссылали в отдаленные места, в монастырь, но не жгли, хотя сожжение признавалось всё-таки законной карой чародеев. Любопытно, что жёсткая позиция Ивана Грозного была связана с тем, что он безгранично верил в астрологию и боялся неблагоприятных предсказаний. По воспоминаниям современников, "когда в 1584 г. явилась комета, то царь, в то время сильно хворавший, вышел на крыльцо дворца, долго смотрел на комету, потом сильно побледнел и сказал: "Вот знамение моей смерти". Мучимый этой мыслью, что комета явилась как знамение его смерти, царь распорядился, чтобы ему доставили из славившейся колдунами Архангельской губернии самых дошлых ведунов. По его приказу местные власти принялись деятельно разыскивать и хватать нужных царю специалистов и насбирали таким манером 60 баб и всех их представили в Москву. Здесь их засадили в надежное место и держали под крепким караулом. И вот колдуньи все в один голос объявили, что небесные светила неблагоприятны царю и что 18-го марта надлежит ожидать его смерти. Лютый царь был приведен в ярость этим предсказанием и повелел, дождавшись 18-го марта, в самый этот день всех колдуний сжечь живьем. Утром в этот день Бельский было уже и заявился к ним, чтобы распорядиться, но ведьмы весьма резонно представили ему, что день ещё только начался, а не кончился. И в самом деле царь, собираясь играть в шахматы, вдруг почувствовал себя нехорошо, упал в обморок и скоро скончался".

В XVII в. астрологи по-прежнему работают при царском дворе. Придворный врач царя Алексея Михайловича (1645 - 1676) Сэмюэл Коллинз написал дошедшее до наших дней "рассуждение" по медицинской астрологии на латинском языке, которое было переведено на русский язык дьяком Посольского приказа Л.Голосовым. Симеон Полоцкий (1629 - 1680), учитель царевичей Алексея, Фёдора и царевны Софьи, известный поэт, публицист, общественный и церковный деятель, также интересовался астрологией. Известно предание о том, что во время рождения Петра I Симеон наблюдал созвездия и по яркой звезде, замеченной им около Марса, предсказал Петру великое будущее. При этом Симеон Полоцкий вслед за философами Возрождения выступал за осознание свободы воли и нравственную ответственность:


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!