Плодородные знаки, плодоносные знаки - 9 страница



  • 576 г. до н.э. - рождение Будды (буддизм), Махавиры (джайнизм), Пифагора; деятельность Лао-Цзы (даосизм).
  • 25 г. н.э. - миссия Христа (христианство).
  • 625 г. - хиджра Мухаммеда (ислам).
  • 1225 г. - св. Франциск Ассизский (подъем католицизма).
  • 1825 г. - рождение Баба и Баха-уллы (основателей бахаизма) и Мэри Беккер-Эдди (основательницы христианской науки).

В каждом из приведенных случаев имело место некое откровение Учителя и развитие его в религию с определенным числом последователей.

 

Насильственные знаки -

старинное название зодиакальных знаков, в которых расположены обители или экзальтации злотворных планет (Марса и Сатурна), т.е. знаков Овна, Весов, Скорпиона, Козерога и Водолея. К Н.з. также относили те знаки или части знаков, в которых расположены злотворные неподвижные звёзды.

 

Натуральный гороскоп,

символический гороскоп -

схема, оформленная в виде символической астрологической карты, в которой Асцендент совпадает с Овна точкой, куспид II дома - с 0° Тельца, куспид III дома - с 0° Близнецов и т.д., так что все дома гороскопа совпадают со знаками Зодиака, символически им соответствующими. При этом все планеты расположены в своих обителях: Солнце - во Льве, Луна - в Раке и т.д. Н.г. используется как наглядное пособие в учебных целях.

Наука и астрология.

Астрология с момента своего возникновения и вплоть до эпохи Возрождения считалась научной дисциплиной, неразрывно связанной с астрономией. Кроме того, обе эти науки тесно соприкасались с математикой, так что термины "астроном", "астролог" и "математик" были синонимичными. Астрономия занималась наблюдением неба, математика - расчётами движения небесных тел и вычислением данных для гороскопов, а астрология - интерпретацией полученных данных. Лишь в Новое время эти три дисциплины были окончательно разграничены, поскольку астрологии к этому времени было отказано в научности.

Современный американский исследователь Г.Перри подчёркивает, что расхождение астрологического и научного пути познания мира было связано с переходом к новой научной парадигме. Он пишет:

"В механистической парадигме современной науки общепризнанно, что самым лучшим методом для демонстрации обоснованности гипотезы является экспериментальный. Но именно такие эмпирические и количественные методы современной науки привели к отказу от астрологии в XVII веке - не потому что такие методы опровергли астрологию, а потому что применение экспериментального метода заключило астрологию в теоретическую "смирительную рубашку", из которой она не могла высвободиться сама. Эмпирическая наука основана на некоторых метафизических предположениях, которые препятствуют ей видеть любые истины, кроме тех, которые попадают в пределы сферы действия используемого ею метода. Но астрология не сообразуется с этим путем знания. Поэтому ее истины или невидимы или кажутся неподтвержденными".

Далее Г.Перри утверждает:

"Пока астрологи полагают, что единственный способ отстоять свою модель - через экспериментальный метод механистической науки, они находятся в плену "уловки-22": астрология должна соответствовать принятому экспериментальному методу, но экспериментальный метод по сути своей несовместим с астрологией. К счастью, существует альтернативная парадигма, в пределах которой можно рассматривать и проверять утверждения об истинности астрологии. Это - органическая парадигма донаучных культур, которая сегодня возникает вновь под заголовком "наука постмодернизма". В недавнее время произошло довольно радикальное изменение в философии науки, которое позволяет практикам принять истины, век назад казавшиеся магическими. Значение этого трудно переоценить, ведь это изменение берет свое начало из магического, органического восприятия мира донаучных культур, в рамках которого астрология росла и процветала. С моей точки зрения, более широкое принятие и открытое использование астрологии, скорее, возникнут благодаря изменению парадигмы, чем благодаря экспериментальной науке в пределах старой парадигмы. Эта новая, возникающая парадигма не только способна обеспечить атмосферу понимания, благоприятную для астрологии, но и предоставить альтернативные методы исследования, которые находятся в согласии с тем типом знания, который исповедует астрология".

Однако следует признать, что не только в древности и средние века астрология тесно переплеталась с наукой, но и что даже в Новое и новейшее время, в эпоху торжества механистической парадигмы, ряд учёных продолжал считать астрологию способной обогатить науку (и наоборот).

Историки науки признают, что именно нужды астрологии являлись на протяжении всей истории Древнего мира и средних веков главным стимулом для развития астрономии. Многие разделы математики также обязаны своим прогрессом астрологии. Это в первую очередь относится к сферической геометрии, а также к теории логарифмов. В XX в. особо тесное сотрудничество было налажено между астрологией и статистикой: статистическое подтверждение или опровержение астрологических утверждений стало одним из ведущих направлений в современной "науке о звёздах". (см.Статистика и астрология). География, космография и морская навигация были связаны с астрологией на ранних этапах своего существования - во многом благодаря неразрывной связи астрологии и астрономии.

Физика сотрудничала с астрологией по крайней мере с эпохи античности, пытаясь дать объяснение механизмам воздействия небесных тел на земную жизнь. Несмотря на то, что удовлетворительного физического обоснования астрологическим влияниям в целом до сих пор не найдено, сами поиски стимулировали научную мысль, подтолкнув учёных к созданию многих физических моделей, сыгравших большую роль в развитии науки. Кроме того, в отдельных случаях физика смогла дать научное подтверждение некоторых явлений - таких, как зависимость морских приливов и отливов от Луны и негативное воздействие определённых взаимных положений планет на условия радиосвязи.

Химия с первых шагов находилась под воздействием астрологических идей. Как известно, современная химия выросла из концепций средневековой алхимии, которая оперировала астрологической символикой. Уже в XVI - XVII вв., после отделения химической науки от алхимии, некоторые учёные (в частности, Парацельс и Дэвисон) делали попытки обоснования химических процессов с точки зрения астрологических теорий. Новую жизнь взаимодействию астрологии и химии дали исследования учёных XX в. и прежде всего - Лилли Колиско. Эта немецкая исследовательница экспериментально показала, что процессы в растворах металлов ощутимо изменяются под воздействием аспектов между планетами (см. Колиско эффект). Это открытие послужило стимулом к новым совместным исследованиям химиков и астрологов.

Достаточно активным можно назвать взаимодействие астрологии и биологии. Первые зоологические и ботанические классификации, возникшие в эпоху античности, основывались на астрологических представлениях. Например, в ботанике считалось, что каждая планета, каждый знак Зодиака оказывают влияние на определённую, свою группу растений, с которой их соединяют отношения подобия. Строение отдельного растения также изучалось с точки зрения соответствия отдельных частей растения планетам. Подобные концепции использовались в науке вплоть до эпохи Возрождения. Ещё большую популярность получили системы астрологического определения наиболее благоприятных дат для различных сельскохозяйственных мероприятий: посева тех или иных растений, их прополки, подрезки, сбора и т.д. Системы подобного рода широко используются и по сей день. Наиболее явным и ощутимым воздействием небесных тел на биологические объекты является действие Солнца и Луны. Общеизвестна корреляция поведения животных и растений с фазами Луны, затмениями, пиками солнечной активности. Многим аспектам воздействия Солнца и Луны на земные явления найдено научное объяснение. Результатом этого стало создание особых научных дисциплин: селенобиологии и гелиобиологии.

Интересно отметить особую судьбу метеорологии. Изначально она была частью астрологии: само название "метеорология" говорит о том, что раньше появление метеоров связывали с изменениями погоды. Метеорологическая астрология является одной из древнейших отраслей "науки о звёздах". Лишь в Новое время астрологическим факторам при прогнозировании погоды перестало уделяться внимание. Однако в современной метеорологии отмечается своего рода "возвращение" к астрологии на новом витке: в частности, признаётся связь погоды с таким астрономическим фактором, как солнечная активность.

В последние десятилетия заметен курс на сближение с астрологией таких научных дисциплин, как геология и сейсмология. Ведутся исследования роли астрономических факторов на сейсмическую активность, разрабатываются модели геологической истории Земли с привлечением астрологических концепций (см., в частности: Кузнецов А. Заметки об астрологии геологических эпох.// Урания. - 1992. - N 2-3).

С древнейших времён ведёт отсчёт использование астрологии в медицине. Гиппократ, стоявший у истоков западной медицины, утверждал:

"Врач должен использовать астрологическое знание. Если же он этого не делает, то его скорее можно счесть умалишённым, чем врачом".

На протяжении многих столетий (вплоть до эпохи Нового времени) знание астрологии было обязательным для врача. Время приёма лекарств, время кровопусканий и прочих медицинских действий, подбор тех или иных лечебных средств, - всё это делалось с учётом положения небесных тел. В наши дни эти старинные принципы вновь начинают входить в реалии медицины. Особо следует отметить работу И.Ю.Подольского, современного российского врача, работающего в Краснодаре. Им была разработана методика, позволяющая определить влияние астрологической ситуации на ход хирургических операций, на состояние больных, на действие медикаментов и т.д., а также снизить до минимума возможность негативного исхода лечения. Высокая результативность данной методики засвидетельствована статистическими данными Министерства здравоохранения РФ. См. также Медицинская астрология.

Области приложения астрологии распространяются и на сферы изучения других наук: от экономики до социологии. Из гуманитарных дисциплин наиболее тесное и плодотворное взаимодействие с астрологией наблюдается в психологии и психиатрии. Разработки К.Г.Юнга сделали возможным признание астрологии со стороны многих представителей этих наук, и построение гороскопа в настоящее время является одним из признанных инструментов психоанализа. (см. Психология и астрология).

Подытоживая данный краткий обзор, отметим, что астрология, потерявшая статус науки в западном мире, в странах Востока продолжала сохранять своё положение полноправной научной дисциплины вплоть до XX в. Более того, как показал крупный современный синолог А.Кобзев, в китайской традиции на протяжении тысячелетий астролого-нумерологическая теория (сян шу чжи сюэ) играла роль единой научной методологии. На Западе интерес к астрологии со стороны науки, угасший было в XVII - XIX вв., с новой силой вспыхнул в современную эпоху, и вполне возможно, что обновлённая астрология станет полноправной научной дисциплиной XXI в.

Небесная карта,

карта звёздного неба, звёздная карта -

картографическая проекция небесной сферы на плоскость, в отличие от гороскопа (I). Н.к. строится с помощью тех же проекционных методов, что и географические карты. См. Небесный атлас.

См. также:

  • Карты Дюрера - северного и южного полушарий.
  • Карты из книги Араго "Общепонятная астрономия": без изображений фигур созвездий - северного и южного полушарий и с ними - северного и южного полушарий.
  • Ещё одна старинная карта.
  • Первая карта на русском языке.
  • Современная карта - экваториальный пояс и северная часть неба.

Небесная сфера -

воображаемая сфера произвольного радиуса с центром, совпадающим с началом заданной системы отсчёта. На понятии Н.с. основываются системы небесных координат . В соответствии с решаемой задачей используются топоцентрическая Н.с. (центр - в точке наблюдения), геоцентрическая Н.с. (центр её совпадает с центром масс Земли), гелиоцентрическая, планетоцентрическая и др. небесные сферы. Изменение координат небесного тела при переходе между системами координат с различными центрами определяется соответствующим параллаксом. Например, при переходе от геоцентрических к гелиоцентрическим координатам учитывается годичный параллакс небесного тела. Однако для далёких объектов (неподвижные звёзды, галактики и т.п.) изменение координат, связанное с изменением положения центра Н.с. в пределах Солнечной системы, пренебрежимо мало.

Понятие Н.с. восходит к существовавшим с глубокой древности представлениям о сфере (хрустальной или какой-либо другой), на которой закреплены звёзды. Еще греки считали, что неподвижные звёзды располагаются на сферической поверхности, называемой звёздной сферой. Солнце, Луна и звёзды проектировались по лучу зрения на эту сферу. Это понятие как очень удобная абстракция используется и по сей день.

Сечения Н.с. плоскостями, проходящими через её центр, образуют на сфере большие круги, с остальными плоскостями - малые круги. Прямая, проведённая параллельно местной отвесной линии через центр Н.с., пересекает сферу в точках зенита и надира. Большой круг, плоскость которого перпендикулярна этой прямой, называется математическим, или астрономическим горизонтом. Прямая, проходящая через центр Н.с. параллельно оси вращения Земли, называется осью мира и пересекает сферу в полюсах мира. Большой круг Н.с., плоскость которого перпендикулярна оси мира, называется небесным экватором, а большой круг, проходящий через полюсы мира и зенит, - небесным меридианом. Эклиптика, плоскость которой параллельна плоскости орбиты Земли, пересекается с небесным экватором в т. наз. точках весеннего равноденствия и осеннего равноденствия. Таким образом, основными кругами Н.с. являются: эклиптика, небесный экватор, горизонт, небесный меридиан; а основными точками Н.с. - зенит, надир, полюсы мира (северный и южный), полюсы эклиптики (северный и южный), точки равноденствий и солнцестояний (летнего и зимнего), точки севера, юга, востока и запада.

См. Системы небесных координат.

Немые знаки

(англ. Dumb Signs, Mute Signs), безмолвные знаки -

знаки Зодиака: Рак, Скорпион и Рыбы(согласно некоторым авторам - также последние 15 ° Стрельца ). В классической астрологии считалось, что если какой-либо из Н.з. находится на Асценденте натальной карты, а Меркурий поражён или имеет аспект со злотворной планетой (особенно напряжённый аспект с Сатурном), находящейся в одном из Н.з., это является указанием на возможность нарушений речи.

Неомения

(греч. neomenia - "новолуние"), первый свет (устар.) -

первая видимость молодой Луны на вечернем небе (через 1-3 дня после новолуния). В Н. Луна может наблюдаться в сумерках за несколько минут до захода. Многие народы древности использовали лунный календарь, в котором за начало нового месяца принимался момент Н. У древних греков день Н. был посвящён Аполлону.

См. Фазы Луны.

Нептун

  • Орбита
  • Мифология
  • Астрологическое значение Н.
  • Уровни проработки (по Подводному)
  • Н. в гороскопе (соответствия, положение в знаках и домах, аспекты)

Нептун (лат. Neptunus) - восьмая от Солнца большая планета Солнечной системы (большая полуось орбиты a=30.061 а.е.). Впервые существование Н. было зарегистрировано Г.Галилеем, наблюдавшим планету в 3 ч ночи по местному времени 28 декабря 1612 г. во Флоренции, но ошибочно принявшим Н. за неподвижную звезду. Французский астроном Лаланд нанёс Н. на карту звёздного неба в 1795 г., также посчитав этот объект звездой. "Официальное" открытие Н. произошло вечером 23 сентября 1846 г.: немецкий астроном Иоганн Галле (Берлин) обнаружил Н. на основании расчётов французского математика Урбена Леверье.

Физические характеристики Н.:

  • масса М=17.135 массы Земли,
  • радиус R=24100 км (3.78 R Земли),
  • средняя плотность = 1.62 г/куб.см,
  • наклон оси вращения 29°,
  • период вращения P и продолжительность солнечных суток 16ч03мин.
  • Удаление от Земли: максимальное - 31.85 а.е.; минимальное - 30.82 а.е.

Параметры орбиты Н.:

  • сидерический период обращения вокруг Солнца Т=164.78829 года,
  • эксцентриситет e=0.008,
  • наклонение i=1° 47',
  • средняя линейная скорость движения М. по орбите Va=5.4 км/с,
  • средний синодический период обращения S=367.48 сут.
  • Долгота восходящего узла на 1975.0 г. - 131.505 °, годичное изменение долготы узла +0.66'.
  • Долгота перигелия на 1975.0 г. - 44.406°, годичное изменение перигелия +0.48'.
  • Средняя скорость движения по эклиптике - 21.5" за сутки; максимальная скорость - 3' за сутки; продолжительность ретроградной фазы - 5 сут; доля ретроградной фазы - 40% от S; среднее значение дуги попятного движения - 3°. Н. ретрограден, когда удален от Солнца больше, чем на 100°.

Н. имеет восемь спутников и шесть колец. Первый из открытых (1846 г.) спутников, Тритон, имеет обратное движение. Это довольно большой спутник радиусом около 1850 км. Второй открытый спутник, менее крупный и более далекий, - Нереида, - испытывает, пожалуй, самые большие среди всех известных спутников относительные возмущения (от Тритона). Этот спутник радиусом около 150 км был обнаружен в 1950 г. В 1989 г. "Вояджер-2" обнаружил у Н. шесть новых спутников (Наяда, Таласса, Деспина, Галатея, Ларисса, Протей) и систему колец.


Данная планета была названа именем одного из древнейших римских богов. Первоначальная природа и культ Н. известны мало, но, видимо, он всегда был связан с водой, что обусловило его отождествление с греческим Посейдоном не позднее начала III в. до н.э. Праздник Н. - нептуналии - справлялся 23 июля с целью предотвращения засухи (во время праздника строились хижины из листьев). Как морской бог Н. (иногда с божествами - персонификациями бури, ветров, штиля, хорошей погоды) почитался людьми, связанными с морем или отправлявшимися в морское путешествие. Отождествление его с Посейдоном обусловило связь Н. с лошадьми и его эпитет "конный", роль Н. как бога всаднического сословия; введение культа Н., как и учреждение праздника конного Н., приписывалось Ромулу. В провинциях с Н. отождествлялись местные боги вод и моря.

См. также другие изображения Нептуна: Нептун и Амфитрита, Статуя во Флоренции.

Для алхимиков Н. был просто символом воды. В то же время открытие психоаналитиков, что океан является символом бессознательного, вне всякого сомнения подтверждает взаимосвязь Н. с глубинными пластами индивидуальной (и всеобщей) души. Поль Диль (Diel P. Le Symbolisme dans la mythologie grecque. - Paris, 1952) считает, что Н., подобно Плутону, символизирует негативный аспект духа. Он является властелином глубин подсознания и бурных вод жизни, он тот, кто напускает бури - олицетворяющие страсти души, - особенно в их крайней, разрушительной форме. Диль интерпретирует трезубец как эмблему тройственного греха, возникающего в процессе разложения трёх "жизненных импульсов" духа (сохранения, воспроизведения и развития), добавляя, что трезубец является также атрибутом сатаны.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!