Плодородные знаки, плодоносные знаки - 7 страница



Семира и В.Веташ в работе "Астрология и мифология" обращают внимание астрологов на существование гуманитарного, или художественно-исторического метода познания в астрологии, позволяющего нам представить картину формирования мышления и психической деятельности человека, которую в наиболее первозданном виде доносит до нас мифология. Видение мира древними легло в основу универсальных астрологических понятий, и оно позволяет нам сегодня выделить то концептуальное ядро, вокруг которого впоследствии сформировались образы планет и знаков Зодиака. Это даёт возможность обосновать неслучайность тех представлений, с которыми оперирует современный астролог.

В мифах разных культур и народов много общего - типичного и для мышления современного человека. Это в своё время позволило К.Г.Юнгу, исследовавшему религиозные и культурные представления в попытке связать современный научный подход с верованиями прошлого, ввести понятие архетипа. Этот учёный увидел архетипы в астрологических символах и мифах древних, которые послужили их источником. Юнг также считал, что астрология необходима для правильной интерпретации мифологии.

Семира и В.Веташ констатируют, что образы планет и знаков Зодиака, призванные описывать любую реальность мира, являются наиболее универсальными архетипами. "Мифология является хорошей базой для проникновения в астрологию и формирования астрологической культуры (грамотности). Значение планеты понято человеком только тогда, когда оно воспринято его психикой. Ключ к нашему восприятию - типический образ. Если образ субъективен, это ключ, открывающий двери вашей личной квартиры, а мифологические архетипы являются универсальной отмычкой общечеловеческой психики. Правда, чтобы увидеть это, в любом мифологическом образе надо найти те черты, которые составляют его глубинную суть и являются общими для разных культурных традиций".

Выявление архетипов даёт возможность обосновать, расширить и скорректировать наши представления о роли той или иной планеты и знака Зодиака в гороскопе. В то же время астрология способствует и лёгкому усвоению мифологии, сводя хаотическое множество её образов в стройную систему, описывающую последовательное развитие человеческого сознания.

Семира и В.Веташ указывают, что наиболее древним понятиям хаотического и стихийного, как и древнейшим богам, соответствуют знаки Рыб, Водолея и Козерога. Наиболее молодыми божествами следует признать различные персонификации того, что в астрологии называется планетой Марс. Таким образом, картина мифологических образов, описывающих понятия планет, разворачивается в последовательности, обратной годовому движению Солнца по знакам Зодиака, и соотносится с прецессионным движением точки весеннего равноденствия и сменой астрологических эр.

Развитие мифологических представлений в связи с историческими эпохами

(по Семире и В.Веташу)

Знак, планета Исторический этап Мифологический образ
Рыбы, Нептун Эпоха катаклизмов, пробуждение сознания Первозданный Хаос, боги моря, праматерь
Водолей, Уран Миграция, освоение новых территорий Бог светлого Неба, праотец
Козерог, Сатурн Обретение родины, родоплеменная организация, начало зем леделия Боги Земли, Времени и Судьбы
Стрелец, Юпитер Социальная организация, царская власть, оформление религии Громовержец, глава пантеона
Скорпион, Плутон Развитие скотоводства, военные столкновения земледельцев и кочевников Бог подземного мира
Весы, Вулкан, (Хирон) Определение государственных границ, создание цивилизации, выплавка металлов Бог договора, божественный кузнец
Дева, Прозерпина, (Церера) Земледельческая культура, приручение животных, кастовое размежевание Умирающие и воскресающие боги растительности,богини земледелия
Лев, Солнце Изобретение колеса и колесниц, образование империй Бог Солнца
Рак, Луна Развитие эпоса, осмысление Традиций Боги Луны и материнства
Близнецы, Меркурий Изобретение письма, развитие торговли и науки, города-государства Вестник богов, бог счёта, письма и речи, культурные герои
Телец, Венера Освоение природы, расцвет культуры и искусства Богиня любви и красоты, звезда Венера
Овен, Марс Утверждение права личности в обществе, триумф разума, приход к монотеизму Боги войны и мудрости, пастух-пастырь-вождь

Джеймс Льюис отмечает, что хорошо знакомый с мифологией астролог часто способен получить более широкое и глубокое представление от значении планет, знаков Зодиака и т.п. Наиболее очевидна польза знания мифологии при изучении объектов, недавно открытых или недавно вошедших в практику астрологов (напр., астероидов, названных именами мифологических персонажей).

Знаки Зодиака

Мифологические традиции

Греческая Римская Др.-скандинавская Еврейская
Овен Афина, сова Минерва, эгида Один, ворон Гад, шатёр
Телец Афродита, голубь Венера, пояс Тор, молот Иссахар, осёл
Близнецы Аполлон, лира Аполлон, лира Тир, меч Симеон Левий, меч и кирка
Рак Гермес, черепаха Меркурий, арфа Бальдр, омела Вениамин, волк
Лев Зевс, орёл Юпитер, молния Браги, арфа Ефраим, виноград
Дева Деметра, циста (ларец) Церера, зерно Видар, лес Ашер, ветвь оливы
Весы Гефест, шлем Вулкан, наковальня Ходер, дротик Манассия, пальма
Скорпион Арес, волчица Марс, щит Хермод, кольцо Дан, змея
Стрелец Артемида, гончие Диана, гончие Хенер, руны Иуда, Лев
Козерог Гестия, светильник Веста, очаг Свипдаг, отрубленная рука Нафтали, Олень
Водолей Гера, павлин Юнона, тиара Локи, молния Рувим, солнце на воде
Рыбы Посейдон, два дельфина Нептун, трезубец Вали, растительность Завулон, Корабль

См. Астральные мифы, Близнечные мифы, Гора, Древо мировое, Космогонические мифы, Лунарные мифы, Первочеловек, Солярные мифы, Яйцо мировое.

Млечный Путь -

I. (Греч. galaxias). Пересекающая звёздное небо серебристая туманная полоса. В М.П. входит огромное количество визуально неразличимых звёзд, концентрирующихся к основной плоскости Галактики. Близ этой плоскости расположено Солнце, так что большинство звёзд Галактики проецируется на небесную сферу в пределах узкой полосы - М.П. Мысль о том, что М.П. состоит из бесчисленного множества звёзд, первым высказал, по-видимому, Демокрит. Он считал, что М.П. - это рассеянный свет множества звёзд, который, несомненно, был бы виден по всему небу, но оказался малозаметным в солнечных лучах. Аристотель опроверг последнее утверждение и сформулировал правильную концепцию, учитывающую движение Земли и форму земной тени, но затем отказался от неё и высказал предположение, что М.П. - это скопление паров раскалённых небесных тел.

Ширина М.П. различна: в наиболее широких местах - больше 15°, в самых узких - всего несколько градусов.

М.П. проходит по следующим созвездиям: Единорог, Малый Пёс, Орион, Близнецы, Телец, Возничий, Персей, Жираф, Кассиопея, Андромеда, Цефей, Ящерица, Лебедь, Лисичка, Лира, Стрела, Орёл, Щит, Стрелец, Змееносец, Южная Корона, Скорпион, Наугольник, Волк, Южный Треугольник, Центавр, Циркуль, Южный Крест, Муха, Киль, Паруса, Корма.

Неоднородность строения М.П. вызвана, в основном, двумя причинами: 1) действительной неравномерностью распределения звёзд в Галактике, где звёздные облака можно рассматривать как своеобразные структурные детали; 2) наличием поглощающей среды, которая в виде тёмных туманностей самых разных форм и размеров придаёт М.П. причудливые очертания. Клочковатость М.П. хорошо заметна в созвездии Лебедя. Но особенно замечательно очень яркое и плотное звёздное облако в созвездии Щита. Несколько звёздных облаков есть в созвездии Стрельца.

Начиная от Денеба, М.П. ниспадает к горизонту северного полушария неба двумя сияющими потоками. Тёмный промежуток между ними ("Великая щель"), по-видимому, вызван многочисленными и сравнительно близкими к нам тёмными туманностями, которые заслоняют области М.П. В южном полушарии неба, вблизи Южного Креста, находится Угольный мешок - чёрный провал в М.П., который наблюдатели XVII считали настоящим отверстием в небе.

Средняя линия внутри М.П. - галактический экватор.

Китайцы выделили М.П. уже к VI в. до н.э. как некое явление неизвестной природы. Его называли "Молочным Путём" (!), Серебряной Рекой, Небесной рекой и т.д. (см. Такхай).

В астрономии Вавилона это образование называлось "Небесная лента" (шумер. DUR.AN, аккад. rikis same). В Древней Греции этот светлый небесный пояс назывался "gala" - "молоко"; существовала легенда, объясняющая появление этого молока на небе. Зевс приказал поднести своего сына Геракла (который был рожден смертной женщиной, а потому и сам был смертным) к груди спящей Геры, чтобы, напившись её молока, Геракл стал бессмертным. Внезапно проснувшаяся Гера резко оттолкнула Геракла, который так и остался смертным, а брызнувшее из её груди молоко образовало на небе светлую полосу. Видимо, после того, как грекам стало известно, что эта серебристая полоса образует на небе замкнутое кольцо, появилось название kiklos galaktikos - "молочный круг". Римляне пользовались как греческим названием, так и самобытным - "Via coeli regia" ("Царский небесный путь"). Контаминация этих двух имен породила современное название М.П.

Согласно одному из армянских мифов, когда женщина-оборотень (мардайгайл - "человек-волк") пыталась сожрать пришедшего к ней гостя, он ударил её кинжалом в грудь; молоко из груди разбрызгалось по небу.

В мифологии лакцев М.П. называется "дорога Асса", божества грома и молнии. Асс живёт в небесах, ездит в фаэтоне по М.П. Колёса фаэтона и подковы коней при езде по ухабистым дорогам стучат, отсюда - гром, а молнии - это искры из-под колёс.

В мифах народов самодийской группы М.П. почти повсеместно интерпретировался как лыжня культурного героя (Йомбо у ненцев, Ди'а у энцев) или сына верховного божества (у селькупов).

По представлениям финнов, в былые времена существовал огромный дуб (вариант древа мирового), который загораживал кроной Солнце и Луну, но вышедший из моря человечек срубил его; финны считали, что М.П. - это и есть упавший дуб.

В бурятской мифологии существуют два варианта объяснения природы М.П. Согласно одному из них, М.П. возник из молока, которое мать всех добрых тенгри Манзан Гурме нацедила из своей груди и выплеснула вслед обманувшему её Абай Гесеру (герою народного эпоса). По другой версии, М.П. - это "шов неба", зашитый после того, как из него высыпались звёзды; по небу, как по мосту, ходят тенгри.

Согласно представлениям бушменов (Южная Африка), М.П., красные и белые звёзды - это древесная зола, зрелые и молодые коренья хуинь, которые подбросила в небо девушка, рассердившись на мать за то, что та дала ей мало кореньев.

М.П. играл важную роль в астрологии инков (см. Индейцев астрология). В европейской астрологической традиции М.П. практически не использовался и не используется.

В.Робсон отмечает, что астрологическое влияние М.П. ощутимо в следующих секторах эклиптики: 21° Близнецов - 21° Рака, 12° - 20° Стрельца, 29° Стрельца - 6° Козерога. Робсон считает, что М.П. наделяет сострадательной, гуманной, художественной, вежливой натурой. Если же Солнце или Луна, находясь на долготе М.П., поражены, человек может ослепнуть. Некоторые астрологи связывают с М.П. понятие Via combusta.

См. Альбэ.

Модераторы

(от лат. moderator - "умеряющий"; англ. Moderators), регуляторы -

термин, употреблявшийся Птолемеем и Плачидо Тити по отношению к Солнцу, Луне, ASC, MC и Колесу Фортуны. Название М. объясняется тем, что аспекты от этих точек гороскопа формируют условия для проявления планет, создавая различные способы их выражения. В настоящее время понятие М. астрологами не используется.

Молодая Луна,

Новая Луна -

Луна в первую неделю после новолуния. В христианской иконографии Дева Мария часто изображалась на фоне неба с тоненьким серпом М.Л. См. Фазы Луны, Неомения.

Момент рождения

В астрологии не существует единого правила, какую фазу отделения ребенка от матери следует считать М.р. Большинство астрологов принимают за М.р. момент первого вдоха или момент первого крика младенца (эти два момента обычно практически точно совпадают). Некоторые астрологи склоняются к мнению, что при рождении каждого человека бывает несколько значимых моментов, на которые можно построить гороскоп (напр., перерезание пуповины, начало независимого существования физического тела ребёнка - это "земное рождение", и гороскоп, построенный на этот момент, расскажет о "земных" проблемах и перспективах рождённого; а первый вдох - это "воздушное рождение", и гороскоп данного момента связан с особенностями общения, взаимоотношений, состояния ума натива; выделяют и другие моменты). С.Айзин выдвинул предположение, что с разными этапами рождения человека соотносятся разные системы домов гороскопа. Но проблема, очевидно, ещё сложнее. Так, Чарльз Джейн в результате своих исследований пришёл к выводу, что М.р., который следует использовать астрологу, не совпадает с каким-то конкретным физическим этапом родов и может, по сути, как предшествовать первому крику (перерезанию пуповины и т.д.), так и следовать за ним.

Особые разногласия вызывает определение М.р. при кесаревом рождении, стимулированных родах и прочих случаях, когда "естественное" время рождения младенца неясно. В частности, статистические данные Гокленов показали, что при естественных родах очень рельефно проявлены такие показатели натальной карты, как связь доминирующей планеты с профессией рождённого и явная корреляция с гороскопами родителей; тогда как в случае кесаревых сечений и стимулированных родов эти связи и корреляции не наблюдаются. Однако опыт других астрологов, напротив, показывает полную работоспособность гороскопов на момент "неестественных" родов.

С древних времён дебатируется и вопрос о том, что считать более важным - М.р. или момент зачатия (см. Зачатия гороскоп).

Для решения проблемы определения М.р. ряд астрологов отстаивает необходимость перед началом работы с любой натальной картой проводить ректификацию. Но другие астрологи не считают необходимым настолько усложнять свою работу.

Монгольская астрология

М.а. берёт начало от тибетской астрологии - зурхай, а та, в свою очередь, от китайских и индийских источников. С распространением буддизма тибетская астрология проникла в Монголию.

12-летний животный цикл циклического календаря был введён в Монголии в 1210 г. 60-летний цикл известен в Монголии с первой половины XIV в. К данному астрологическому циклу восходят многие обряды жизненного цикла и деталями повседневного быта. В этом ряду можно назвать обряд "жилийн оролго" ("поворот года"), совершаемый человеком раз в 12 лет, в годовщину своего циклического знака; деление пространства юрты на 12 хозяйственных сегментов, каждый из которых "привязан" к одному из животных цикла и ассоциирован со свойствами этого знака Зодиака.

В 1984 г. начался 17-й цикл монгольского календаря. Он продлится по 2043 г. Первый год цикла - год крысы и стихии Дерева. Планеты-управители годов сменяются в следующем порядке:

Номер года в цикле Стихия Цвет Планета
1,2,11,12,21,22... Дерево Синий ПYРЭВ (Юпитер)
3,4,13,14,23,24... Огонь Красный МЯГМАР (Марс)
5,6,15,16,25,26... Почва Жёлтый БЯМБА (Сатурн)
7,8,17,18,27,28. Железо Белый ЦОЛМОН (Венера)
9,10,19,20,29,30... Вода Чёрный ЛХАГВА (Меркурий)

Названия годов 12-летнего цикла: Хулгана (крыса), Морь (лошадь), Бич (обезьяна), Тахиа (петух), Нохой (собака), Барс (тигр), Ухэр (бык), Луу (дракон), Туулай (заяц), Могой (змея), Гахай (кабан), Хонь (коза).

Монгольский календарь, помимо понятий "время года", "месяц", "неделя", включал в себя ещё некоторые дополнительные единицы измерения времени, также называвшиеся "сезонами"; их в году насчитывалось 36, а иногда называют даже 72. Эти сезоны обозначали время перекочёвок, которое определялось ритмом кочевого образа жизни, необходимостью менять пастбища и стоянки. Границы между этими периодами могли быть рассчитаны и по математическо-астрологической таблице, тем не менее обычно их устанавливали "на глаз", исходя из многовекового опыта и погодных условий данного года. Новый год в Монголии отмечался в первое весеннее новолуние.

В Монголии имеется много книги по астрологии, но написаны они по-тибетски, т.к. старые монгольские астрологи писали свои сочинения на этом языке, и до сих пор в храмах Монголии читают сутры на тибетском. Есть и монголоязычные источники. Это книги, написанные в XVIII столетии, приблизительно в 1740-е гг.: "Солюциум байрыг пичиг" (книга координат, 38 томов) и очень интересная 7-томная книга, где изложены основы астрологии и даны всевозможные прогнозы, запреты, что можно делать и чего нельзя в такое-то время. Эти книги содержат различные рисунки, таблицы, геометрию, по которым даются предсказания. Уже в наше время было собрано 366 тибетских книг и сделана их библиографическая аннотация на монгольском языке.

Теоретической основой развития астрологии как в Тибете, так и в Монголии послужило буддийское сочинение "Калачакра-тантра раджа" (см. Калачакра (I)). Опираясь на положения этого труда, астрологи изучали движение и расположение планет септенера, следили за кометами, туманностями и предсказывали день и час затмений Солнца и Луны. Кроме того, астрономы древности исчисляли по звёздам календарь, устанавливали сроки сезонных сельскохозяйственных работ, писали работы по математике. В Монголии о связи космологии с движением звёзд писал астролог Лувсанданзанжанцан (1639 - 1704), известный как "Святой лама". Этот астролог стал автором первого монгольского труда по астрологии (на тибетском языке). В 1687 г. он написал "Главную сутру космологии. Свет отторгающий и принимающий" (пособие по астрологии). В Ургинском монастыре были напечатаны два тома его трудов по медицине, философии, астрологии, этике. А через шестьдесят лет после этого историк, философ и астролог Сумбэ хамбо Ишбалжир (1704 - 1788) стал родоначальником собственно монгольской школы астрологии, приспособив распространённые в Тибете астрологические принципы к природно-географическим условиям Монголии. Ведущим представителем этой школы является Цахар гэвш Лувсанчултэм (1740 - 1810).


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!