Плодородные знаки, плодоносные знаки - 13 страница



Популярность астрологии в обществе - величина непостоянная. Однако вопрос о причинах изменения её популярности не так прост. К астрологам во все времена обращались с вопросами о длительности жизни, богатстве и наследстве, об отношениях между членами семьи, об успехе, детях, болезнях, потере денег, преследовании со стороны властей, браке, старости, позорной смерти, отношениях с друзьями, славе, отличиях, благих надеждах, страданиях, опасностях, различного рода бедах. Людей все эти проблемы не перестают интересовать никогда. Почему же тогда популярность астрологии изменяется с годами?

Пики популярности астрологии часто связывают с периодами социальной и политической нестабильности, когда люди не уверены в своём будущем. Однако социально-психологические причины здесь не единственные и, видимо, не главные. Представляется, что во многом место астрологии в жизни общества определяется её взаимодействием с такими сферами человеческой культуры, как религия, наука и политика.

Как было показано выше, религиозные и политические установки на приятие или неприятие астрологии очень сильно влияют на распространение этого учения. К примеру, астрология в нашей стране была, по всей видимости, достаточно популярна в языческой Руси, когда астрологические представления входили неотъемлемой частью в религиозную систему. С принятием христианства астрология практически ушла "со сцены" отечественной истории. Однако в XVI - XVII вв. наблюдалось некоторое оживление интереса к "науке о звёздах", поскольку она стала определённым фактором придворной жизни и не слишком сурово преследовалась церковью. Эпоха политической нестабильности в начале нашего века стала периодом максимальной популярности астрологии в царской России. В советский период отечественной истории астрология была запрещённым учением, а с установлением демократической политики и религиозного плюрализма астрология пережила новый всплеск. Таким образом, религиозная и государственная политика являются основными факторами изменения популярности астрологии. Иногда также действует принцип "от противного": невозможность получить ответ от религии в том, что касается близкого будущего, а также отсутствие крепкой политической власти обуславливают успех астрологии (в частности, в Византии во времена Македонской династии и Комнинов).

Позиция науки также весьма важна, поскольку астрология на протяжении столетий существовала в научном русле и базируется на астрономико-математических расчётах. Так, в Западной Европе ранее средневековье было периодом непопулярности астрологии, поскольку астрономия и математика были в упадке и не могли обеспечить должный технический базис для астрологии. Но как только уровень научных знаний позволил сделать расчёт гороскопов достаточно лёгкой процедурой, популярность астрологии быстро стала реалиями европейского общества. Перемены наступили со сменой научной парадигмы - астрологии было отказано в научности, и в Новое время она стала считаться суеверием и пережитком. Но XX в. ознаменовал кризис господствующей научной парадигмы, и одним из следствий стала новая вспышка интереса к астрологии.

Следует понимать, что все эти рассуждения справедливы, лишь когда мы говорим о западном мире. На Востоке астрология никогда не переставала быть популярной, и её функции в восточном обществе отличаются стабильностью на протяжении тысячелетий.

Очень интересен тот факт, что периоды наибольшей популярности астрологии в Древнем Риме, Византии и государствах Западной Европы часто совпадали с гонениями на астрологов. Причины этих гонений были очень разнообразными, но очень редко они были связаны с убеждённостью правителей в ложности астрологических учений. Во-первых, эти гонения часто были направлены против уличных шарлатанов, тогда как многие учёные и сановники продолжали интересоваться астрологией, и им это занятие не возбранялось. Во-вторых, ряд гонений (прежде всего, в Римской империи) был связан с тем, что правители чрезмерно верили в астрологию и боялись, что практически любой желающий может узнать судьбу правящих лиц и использовать это знание в корыстных целях, например, для подготовки переворота. К примеру, император Тиберий, который, по свидетельству Светония, "был привержен к астрологии и твёрдо верил, что всё решает судьба", запретил обращаться к гадателям тайно и без свидетелей, а затем и вовсе изгнал астрологов из Рима (кроме своего личного астролога). В-третьих, антиастрологические указы в странах, где государственной религией было христианство, вызывались тем, что занятие астрологией считалось противоречащим учению церкви и связывалось с языческими культами. Светоний приводит ещё одну причину гонений на астрологов в рассказе об императоре Вителлии. Этот император имел "жуткий гороскоп" и поэтому, не желая смиряться с предсказанными ему бедствиями, "злобствовал против астрологов".

Следует заметить, что неблагоприятные предсказания неоднократно становились причиной репрессий астрологов. Наиболее показательны случаи эсхатологических "пророчеств", которые усиливали волнения в народных массах и порой становились причиной всенародной паники. Например, в годы "парадов планет" (1186, 1524) и появления наиболее ярких комет многие астрологи предсказывали всемирный потоп, Второе пришествие и т.п., что становилось причиной последующих гонений на астрологов. Интересно отметить и противоположный случай: древнее свидетельство китайских хроник (XXII в. до н.э.) о казни астрологов, не предсказавших солнечное затмение, которое вызвало панику в народе. Однако не только глобальные предсказания, но и индивидуальные прогнозы могли стать причиной репрессий со стороны правителей, которые попросту мстили астрологам, услышав не то, что им хотелось (ряд подобных случаев описан у Я.Буркхардта). С этой точки зрения показательна история с гороскопом Эдуарда VI (1547 - 1553), английского короля. По просьбе Джона Чеки, наставника 15-летнего короля, знаменитый учёный-энциклопедист Джироламо Кардано составил гороскоп слабого здоровьем монарха и предсказал ему блестящую карьеру, долгую и счастливую жизнь, период тяжёлых болезней лишь в возрасте 55 лет 3 месяцев и 17 дней. Эдуард VI умер через 9 месяцев после составления гороскопа. Сам Кардано впоследствии утверждал, что он прекрасно знал о скорой смерти короля, но был научен горькой судьбой других астрологов и знал, что предсказывать смерть правителям небезопасно.

Овен

(лат. Aries) -

I. Зодиакальное созвездие. Принятое обозначение Ari. Площадь созвездия 441 квадратный градус. Созвездие содержит 50 звёзд ярче 6-й видимой звёздной величины.

В вавилонской астрологии это созвездие называлось "Наёмный работник" (шумер. LU.HUN.GA). Название "О." ("Баран") появилось в Древней Греции и связывалось с мифом о подарке Гермеса - златорунном овне, который спас Фрикса и Геллу. Когда овен домчал спасённых до Колхиды, Фрикс принес его в жертву Зевсу, а руно его повесил в Марсовой роще. Там золотое руно и висело до той поры, пока его не забрали приплывшие в Колхиду аргонавты, возглавляемые Ясоном.

Птолемей указывает, что звёзды, расположенные в области головы О., обладают действием, которое подобно смешанному влиянию Марса и Сатурна; расположенные в области рта влияют подобно Меркурию и умеренно выраженному Сатурну; те, которые находятся в области задних ног - подобны Марсу, а в области хвоста - Венере.

В.Робсон отмечает, что созвездие О., простирающееся с 28° Овна по 20° Тельца, каббалистами связывалось с еврейской буквой Хе и пятой картой Таро, "Первосвященник".

Согласно П.Глобе, если созвездие О. является кормчим, вся жизнь человека будет подчинена чему-то, на нём с устойчивостью будут проигрываться одни и те же события, как на подопытном кролике. Беззащитный, ведомый, он будет всё время оборачиваться назад, может лететь, не разбирая дороги, уготавливая себе и другим путь в пропасть. К сожалению, такой человек может служить для других заразительным примером. Существенно, замечает Глоба, что в созвездии О. нет резкости, вспыльчивости и других марсианских качеств зодиакального знака О.

В системе интерпретации звёзд Д.Куталёва созвездие О. соотносится с обителью Урана в Водолее, древесным знаком Кипариса и Старшим Арканом Таро "Умеренность". Созвездие О. говорит о том, что жизнь человека периодически подвергается опасности, он может играть роль жертвенного агнца, но в самую трудную минуту к нему приходит неожиданная помощь. Значение О. перекликается с созвездиями Рака, Весов и Козерога. В данной системе интерпретации астрологически важными считаются следующие звёзды О.:

Координаты на 2000 г.

Звездная величина

Спектр. класс

Наименование звезды

Прямое восхождение Склонение
02ч07.2м +23°28' 2.00 K2 III 13 альфа О. (Хамаль)
01 54.6 +20 48 2.64 A5 V 6 бета О. (Шератан)
01 53.5 +19 18 4.68 A si 5 гамма1 О. (Мезартим1)
01 53.5 +19 18 4.59 B9 V 5 гамма2 О. (Мезартим2)
03 11.6 +19 44 4.35 K2 III 57 дельта О. (Ботейн)
02 59.2 +21 20 4.63 A2 V 48 эпсилон О.
03 14.9 +21 03 4.89 A0 IV 58 дзета О.
02 12.8 +21 13 5.27 F5 V 17 эта О.
02 18.1 +19 54 5.62 A1 V 22 тета О.
01 57.4 +17 49 5.10 K1 p 8 йота О.
02 06.6 +22 39 5.03 A m 12 каппа О.
01 57.9 +23 36 4.79 F0 IV 9 лямбда О.
02 42.4 +20 01 5.70 A0 IV-V 34 мю О.
02 38.8 +21 58 5.30 A7 V 32 ню О.
02 24.8 +10 37 5.47 B7 IV 24 кси О.
02 44.5 +15 19 5.80 B9 V 37 омикрон О.
02 49.3 +17 28 5.22 B6 IV 42 пи О.
02 56.4 +18 01 5.63 F5 V 46 ро О.
02 51.5 +15 05 5.49 B7 V 43 сигма О.
03 21.2 +21 09 5.28 B5 Vp 61 тау О.
01 50.1 +22 17 5.86 K0 III 1 О.

Литература:

1. Атлас звёздного неба.
2. Вайсберг В. Астрономия для астрологов.
3. Птолемей К . Тетрабиблос .
4. Глоба П . Неподвижные звёзды .
5. Robson V.E. The Fixed Stars and Constellations in Astrology.
6. Куталёв Д. Общая теория интерпретации звёзд.


II. Первый знак Зодиака, занимающий с 1-го по 30-й градусы эклиптики (в тропической астрологии). О. - знак стихии Огня, первой зоны, кардинального креста и первого квадранта. О. - сухой, тёплый (мужской) знак, ночная обитель Марсаи Плутона(обычно считается, что Плутон в этой обители пока слабо проявлен), знак заточения Венеры, экзальтации Солнца и падения Сатурна.

В средневековой астрологии духом знака О. считался Малхидэль. Когда Солнце находится в знаке О., в природе это время прорастания, сезон, когда проявляется энергия раскрытия. Абстрактное значение знака О.: идея самости, первичная архетипическая структура индивида; воля к проявлению.

Основные характеристики О. (психологическое соответствие): первопроходчество, инициатива, смелость, воля, мужская сила, стремление действовать, дух предпринимательства, эго-сознание, желание руководить, страсть, амбиция, яркость, нетерпение, импульсивность, стремительность. В человеческом организме О. управляет головой, лицом, головным мозгом, верхней челюстью. Графический знак О. - бараньи рога. Девиз: "Я есть". Ключевые слова: активность, устремление.

Огонь -

одна из основных стихий мироздания (см. Элементы), наряду с Водой, Воздухом и Землёй.

Мифы о происхождении О. - в числе наиболее распространённых, особенно у отсталых народов, для которых добывание и использование О. - самый наглядный и универсальный признак выделения человека из животного царства. Чаще всего в мифах присутствует мотив похищения О.: некое существо, выполняющее функцию культурного героя, похищает его у другого существа и передаёт людям. Во всех мифах о происхождении О. - от Австралии до Америки - главным действующим лицом является какое-нибудь животное (преимущественно птица), и это относится и к похитителю, и к первоначальному владельцу. Перед нами яркий пример характерной черты мифологического мышления: выведение теперешней ситуации из ситуации, прямо ей противоположной, существовавшей "некогда". Если в реальной действительности обладание О. - один из самых существенных признаков, отличающих человека от животных, то в мифах предполагается, наоборот, что было время, когда О. владели животные, а люди его не имели. В некоторых мифах, где фигурируют человеческие существа, первоначальное обладание О. приписано женщинам, мужчины же получили его позже (у всех древних народов хранительница домашнего О. - обычно женщина).

В сложных мифологических системах классовых обществ О. мифологизируется и олицетворяется, становится объектом чисто религиозного отношения; окружающие же его персонажи - это просто люди, поклоняющиеся О. Так, в ведийской мифологии Агни ("огонь") - один из великих богов. В зороастрийской религии О. выступает как сугубо священная стихия, как воплощение божественной справедливости, Арты. Очень характерно олицетворение О. у народов севера - в виде женского образа "матери О.", "хозяйки очага" и т.п. (у якутов и бурят - в мужском образе "хозяина О."). Это не вообще О., а каждый раз "свой", домашний, семейный очаг, который нельзя смешивать с О. чужой семьи. Римская мифология олицетворяла неугасимый культовый О. и О. домашнего очага как богиню Весту, греческая - как Гестию. Но в греческой мифологии было и другое олицетворение О. - культурного, ремесленного: бог-кузнец Гефест (в италийской мифологии - Вулкан). В то же время в греческой мифологии вновь оживает глубоко архаичный мотив похищения О., но здесь этот мотив радикально гуманизирован и окрашен моральной идеей, притом богоборческой: боги ревниво берегут О. для себя, не давая его людям, а друг и защитник людей - Прометей - похищает для них О. с Олимпа.

Теоретическая литература о мифологии О. бедна. Сторонники старой (XIX в.) мифологической школы считали мифы об О. отражением небесных явлений, полагая, что в них речь идёт не о земном, а именно о небесном О. (молния и пр.). Правда, по мнению этих авторов, само мифологическое мышление древних вырастало из их образа жизни. Но в подавляющем большинстве мифов, особенно ранних, нет смешения земного и небесного О. - последний тоже рисуется вполне реальным. Большое количество мифов разных народов об О. собрал английский учёный Дж.Фрэзер, пришедший к выводу, что в этих мифах как бы воспроизведены три исторические ступени: когда люди совсем не знали О., когда они научились им пользоваться и когда научились его добывать. Олицетворение О. и культ его, несомненно, вырастали из разных корней: О. как спутник и помощник человека в борьбе с хищными зверями; О. как очищающая целительная сила; О. как грозная и опасная стихия; домашний очаг - символ и покровитель семьи.

В традиционной западной астрологии О. - элемент, обладающий качествами тепла и сухости и связанный с зодиакальными знаками Овна, Льва и Стрельца. Ключевые слова: яркий, спонтанный, устремлённый, неуправляемый, импульсивный, авантюрный, горячий, активный, экспансивный, волевой, нацеленный на новое, агрессивный, деятельный, напористый, властный, творческий, азартный. Доминанты - Солнце и Плутон.

В китайской астрологии О. - одна из пяти стихий (у син). О. связывается с планетой Марс, югом, летом (6 апреля - 17 июня по григорианскому календарю), красным цветом, горьким вкусом и резким, жгучим запахом, числом 7, земными "ветвями" змеи (сы) и лошади (у), 3-м и 4-м небесными "стволами" (бин, дин; в т.ч. соотносится с годами, оканчивающимися на 6 и 7), с ци (энергиями) тепла и огня, в организме человека - с сердцем, тремя обогревателями и тонкой кишкой. В цикле пяти стихий О. символизирует максимальную активность. О. связан с радостью, кровообращением и языком.

Старинные китайские источники гласят: когда правит стихия О., а император действует поспешно и необдуманно, начнутся эпидемии и засуха, звёзды начнут падать, а народ страдать.

О. связан с южной ци (энергией) жары, "двигающей" сезон лета. Действие этой ци ощущается с 22 июня по 4 сентября. Родившиеся под влиянием О. очень умны и духовны. Для них важно быть дальновидными, создавать новые технические усовершенствования, новые общественные строи, новое божественное сознание, нести гармонию чувств. Их большой жизненной задачей является быть сильными и хитрить, жить с уверенностью в себе, походя на солнце, излучая жизненную силу, уметь вовремя возгораться от божественного источника и заряжаться всё время новой энергией, светом космической чистоты. Подробнее см. У син.

Окружённая планета,

осаждённая планета -

благотворная планета, расположенная между двумя злотворными планетами в пределах орбисов соединения с ними. Некоторые астрологи различают "осаду" и "окружение" ("заключение"), считая, что осада имеет место, когда какая-либо планета просто находится между парой злотворных планет; окружение же требует тесного соседства - в пределах орбиса соединения. В старинной астрологии О.п. называлась планета, расположенная между любыми двумя другими планетами; при этом положение между Венерой и Юпитером считалось благоприятным, а между Марсом и Сатурном - крайне неблагоприятным.

В хорарной астрологии считается, что если сигнификатор осаждён злотворными планетами (традиционно к ним относят Марс, Сатурн, а также Уран, Нептун и Плутон), то это ограничивает возможности человека, представленного данным сигнификатором, в деле, о котором задан вопрос. Это может служить признаком подавленности или нервозности, поскольку человек как бы оказывается в ловушке между двух враждебных влияний. По аналогии, некоторые астрологи считают, что если управитель кверента находится между благотворными планетами, Юпитером и Венерой, то кверента ждут любовь, богатство и счастье.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!