Плодородные знаки, плодоносные знаки - 1 страница



Магическая астрология -

в астрологии Средневековья и Возрождения: раздел оперативной астрологии, который занимался вызовом или заклинанием духов планет или элементарных духов (см. Элементалы), изготовлением астрологических амулетов, талисманов (см. Пантакль), колдовских зелий и т.п. М.а. также включала в себя корреляцию астрологических характеристик планет и знаков Зодиака с драгоценными камнями, металлами и символами. Т.о., данное направление астрологии переплеталось не только с магией, но и с алхимией, астроботаникой и т.п.

М.а. восходит к древнейшим временам астролатрии, когда небесные тела начали считаться живыми сверхъестественными существами, которые можно "задобрить" молитвой или подношением или "укротить" определёнными магическими действиями, чтобы они стали оказывать более благоприятное воздействие. Такие представления уже существовали в каменном веке, их отголоски можно найти в религиозно-мифологических представлениях многих народов (у народов Месопотамии, Древнего Египта, Древнего Ирана, Индии, Китая, Месоамерики и др.). Особое значение при выборе благоприятного времени для тех или иных магических операций к рубежу н.э. стали играть т.наз. часы планетные (происходящие, видимо, из Древнего Египта) и стоянки Луны (происходящие из Древней Индии). В средние века М.а. наиболее активно разрабатывалась астрологами стран ислама, а после появления переводов арабских сочинений на латынь в позднем Средневековье - и в Западной Европе. Особую роль здесь сыграла книга "Цель мудреца", более известная под названием "Пикатрикс". Она стал известна в Европе XIII в. и оказала мощное воздействие на М.а. Позднего Средневековья и Возрождения (в частности, на построения Агриппы Неттесгеймского). Всплеск интереса к оккультным наукам в XIX в. вызвал и возрождение М.а., как она представлена в сочинениях Жерара Энкосса (Папюса) и других.

В широком смысле под М.а. понимается изменение жизненных реалий, контроль над событиями при помощи знания астрологии.

Магический квадрат -

I. Числа, расположенные в форме квадрата таким образом, что их суммы по вертикалям, горизонталям и диагоналям совпадают. С каждой планетой в средние века связывался свой М.к. Поэтому часто говорят о так называемых планетных печатях. За планетами закреплялись (в соответствии с халдейским рядом) М.к. размерами от 3х3 числа до 9х9 чисел: квадрат Сатурна (sigilla Saturni), квадрат Юпитера (s. Jovis), квадрат Марса (s. Martis), квадрат Солнца (s. Solis), квадрат Венеры (s. Veneris), квадрат Меркурия (s. Mercuris) и квадрат Луны (s. Lunae). М.к. рассматривались в средние века как выражение гармонии между астральным миром и миром мага. Истоки М.к., вероятно, находятся в Индии, откуда М.к. при посредствии арабов (Ибн Курра, Альгазен, ал-Буни, ал-Фариси, Шабрамаллиси и др.) попали в Европу. Об использовании М.к. в китайской традиции - см. Хэ ту.

Литература:

1. Becker U. Lexicon der Astrologie.
2. Матвиевская Г., Розенфельд Б. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII-XVII вв.).


II. Термин, введённый Альфредом Витте для обозначения набора из четырёх чувствительных точек, который в гороскопе визуально выглядит как прямоугольник. Свой М.к. образует каждая из индивидуальных точек (Середина Неба, Асцендент, Солнце, Луна).

М.к. формируется самой индивидуальной точкой, её точной оппозицией, её антисом и контрантисом. Наиболее важным считается М.к. Середины Неба. А.Витт заметил, что во время значимых событий транзитные и дирекционные планеты проходят по точкам натального М.к. Этот метод можно применять как в исследовании индивидуального гороскопа, так и в мунданных картах.

Магия

(лат. magia, от греч. mageia - "наука магов, колдовство, волшебство") -

первоначально в Древней Греции: название совокупности эзотерических обрядов, связанных с астрологией, гаданием и народной медициной. Слово "М." восходит к понятию мага как жреца восточного культа. Неоплатоники и неопифагорейцы широко пользовались понятием М. и не отождествляли его с чародейством. Только в III в. н.э. М. стала идентична колдовству, каковое значение в обыденном понимании она сохранила до наших дней.

Каспар Шотт в своём большом сочинении "Magia universalis naturae et artis" (1657) писал: "Под натуральной М. я понимаю надёжное и глубокое познание тайн природы, так что, когда становятся известными природа, свойства, скрытые силы, симпатии и антипатии отдельных предметов, то можно вызывать такие действия, которые людям, незнакомым с причинами их, кажутся редкостными и даже чудесными".

См. Магическая астрология.

Мажорные аспекты

(от лат. major - "больший"), главные аспекты -

основные дуговые аспекты, используемые в астрологии со времён античности. Дуговой аспект является мажорным, если и он сам и его дополнительный аспект целое число раз укладываются в окружности. Такому условию удовлетворяют только 5 аспектов: соединение (1/1 окружности) и дополнительная к нему оппозиция (1/2), трин (1/3) и дополнительный к нему секстиль (1/6), а также квадратура (1/4), дополняющая сама себя. Вплоть до времён Кеплера в европейской астрологии учитывались лишь эти пять М.а.

А.Подводный отмечает, что если две планеты в гороскопе образуют М.а., то активизация одной из этих планет обязательно влечёт за собой активизацию другой; в этом заключается ключевое отличие М.а. от минорных аспектов.

Н.Маркина указывает, что действие М.а. читается как видимое, внешнее. Такой аспект напрягает соответствующие планетам структуры (физические, психические и ментальные), импульс действует извне, воспринимается органами чувств, формирует в человеке потребность присматриваться к изменениям во внешнем мире.

Некоторые современные астрологи называют мажорными вообще все основные дуговые аспекты, включая в их число квинтиль (наиболее часто), квиконс (это характерно для астрологов США), нонагон и др.

Мажорные дирекции

(от лат. major - "больший"), дирекции мажорной дуги -

название дирекций, в которых в качестве ключа дирекции используется суточная скорость Солнца - средняя ("дуга Найбоды"), приближённая (1°; т.наз. символические дирекции) или истинная (т.наз. солнечная дуга).

Ср. Минорные дирекции.

Макроаспекты

(от греч. makros - "длинный, большой" и аспект) -

у Г.Ватана: все дуговые аспекты, величина которых находится в интервале от 150° до 178°.

Малые аспекты -

дуговые аспекты, величина которых больше 0°, но меньше величины любого другого из традиционно используемых дуговых аспектов; они образуются делением дуги какого-либо аспекта на несколько равных частей. М.а. не имеют самостоятельного значения, а учитываются как производные от других аспектов, оказывающие более слабое влияние. Например, нонон (9°), представляющий собой 1/4 дециля, считается воздействующим подобно творческим аспектам. М.а. учитываются некоторыми астрологами при анализе взаимодействия внутренних планет, потому что эти планеты редко образуют между собой какие-либо традиционные дуговые аспекты, кроме соединения.

 

Малый круг -

любой круг на сфере, центр которого не совпадает с центром самой сферы. Примерами М.к. могут служить параллели на земной сфере, альмукантараты небесной сферы. См. также Большой круг, Системы небесных координат.

 

Мантика

(Mantike, от греч. корня mant- - "ясновидение", возможно от mainomai - "буйствовать, входить в экстаз"), дивинация (лат. Divinatio - "искусство гадания"), гадание -

искусство предсказаний, прорицаний.

С М. тесно связано т.наз. мантическое безумие - почитавшееся в древности состояние человека, в котором приобретался дар пророчества. Считалось, что даром М. могут обладать мужчины, женщины, даже дети, иногда - животные. Пифагор и Платон высоко ценили М., а Сократ советовал своим ученикам её изучать.

Е.Блаватская отмечает, что "отцы церкви, которые так сурово осудили мантическое безумие у языческих жрецов и пифий, были не прочь применить его в своих собственных целях. Монтанисты, получившие своё название от Монтана, епископа Фригии, который считался божественно вдохновлённым, соперничали с manteis, или прорицателями". Тертуллиан, Августин и мученики Карфагена были в их числе.

Мнение о происхождении слова "М." расходятся. Существовал знаменитый Мантис Провидец во дни Мелампа и Проэта, царя Аргоса; и была Манто, дочь слепого прорицателя из Фив Тиресия и сама прорицательница. Цицерон описывает прорицание и мантическое безумие, говоря, что "во внутренних закоулках ума скрыта способность божественного прорицания, божественный импульс, который, когда разгорается сильнее, называется безумием", неистовстом.

В средние века слово "М." перестало восприниматься обязательно связанным с безумием, вдохновенным пророчеством. Стали развиваться различные техники М., требующие от предсказателя не достижения мантического безумия, а прежде всего точного соблюдения определённых ритуалов, техник "проникновения в грядущее".

Существует множество разновидностей М. Ряд из них перекликается с астрологией, будучи основан на небесных и атмосферных явлениях или являясь связанным с соответствием между макрокосмом и микрокосмом. В частности, на начальных этапах своего существования астрология была тесно переплетена с астромантией (гаданием по астрономическим явлениям). Кроме того, астрологи порой используют в своей практике разные виды М. для подтверждения или уточнения той информации, которая была получена при помощи астрологии. Наконец, отдельные астрологические методики сами по себе являются во многом мантическими (прежде всего это относится к хорарной астрологии). См.: Авгур, Арифмомантия, Астромантия, Астрометеорология, Ауспиции, Аэромантия, Бронтология, Гаруспик, Геомантия, Таро, Хиромантия, Хрономантия, "Чжоу и".

Марс

  • Орбита
  • Мифология
  • Астрологическое значение М.
  • Уровни проработки (по Подводному)
  • М. в гороскопе (соответствия, положение в знаках и домах, аспекты)

Марс (Mars) - четвёртая по удалённости от Солнца планета Солнечной системы (большая полуось орбиты a=1.524 а.е.), ближайшая к Земле внешняя планета (минимальное удаление от Земли 0.37 а.е., максимальное - 2.67 а.е.).

 

Физические характеристики:

  • масса М=0.107 массы Земли,
  • радиус R=3400 км (0.533 R Земли),
  • средняя плотность = 3.94 г/куб.см,
  • наклон оси вращения = 24°48',
  • период вращения P=24ч37м,
  • продолжительность солнечных суток 24ч39м.

Параметры орбиты М.:

  • сидерический период обращения вокруг Солнца Т=1.880089 года,
  • эксцентриситет e=0.093,
  • наклонение i=1°51',
  • средняя линейная скорость движения М. по орбите Va=24.1 км/с,
  • средний синодический период обращения S=779.94 сут.
  • Долгота восходящего узла на 1975.0 г. - 49.365°, годичное изменение долготы узла +0.46'.
  • Долгота перигелия на 1975.0 г. - 335.599°, годичное изменение перигелия +1.10'.
  • Средняя скорость движения по эклиптике - 31'27" за сутки; максимальная скорость - 48.6' за сутки; продолжительность ретроградной фазы - 80 сут; доля ретроградной фазы - 10% от S; среднее значение дуги попятного движения - 15°. М. становится ретрограден, когда удален от Солнца больше, чем на 145°.

На снимках М. найдены следы как ударно-метеоритной, так и вулканической активности, а также следы движений, поднятий и растрескивания марсианской коры и следы многих процессов разрушения и сглаживания рельефа поверхности, перемещения и отложения наносов. Для марсианских гор характерны многовершинные, в основном сглаженные формы. Кроме того, обнаружены типичные вулканические конусы с кратерами на вершинах. Наиболее интересна гигантская вулканическая гора Olimpus Mons: её высота над окружающей равниной - ок. 25 км, диаметр в основании - ок. 600 км. В большом количестве на поверхности М. имеются вулканические кратеры. Также на М. обнаружены извилистые долины, вероятно, русла древних рек, свидетельствующие о том, что несколько млрд. лет назад М. имел более плотную атмосферу и гидросферу (в настоящее время там атмосферное давление такое низкое, что вода не может существовать на поверхности в жидкой фазе). На М. имеются области т.наз. хаотического рельефа, испещрённые провалами, сформировавшимися, вероятно, в результате сублимации грунтового льда. Сложными образованиями являются полярные шапки М. В них можно выделить сезонную и постоянную части. Сезонная часть представляет собой конденсат углекислого газа с небольшой примесью воды, который выпадает осенью, а весной сублимирует и "перекачивается" в противоположное полушарие. Постоянная часть полярной шапки состоит из льда. Для полярных областей М. типичны отложения из большого количества ледяных слоёв, перемещающихся уплотнившимся пылевым материалом.

Атмосферное давление у поверхности М. составляет 0.006 атм. Температура поверхности в полдень на экваторе составляет ок. 280° К; минимальная температура на поверхности М. - 147° К.

М. имеет два спутника - Фобос и Деймос, открытые в 1877 г. и представляющие собой глыбы неправильной округлой формы, имеющие соответственно 25 и 13.5 км в поперечнике. Спутники М. интересны близостью расположения к своей планете и образуют систему, непохожую на остальные спутниковые системы. Кроме того, они - самые близкие к Земле "чужие" спутники.

 

По механической структуре поверхностные слои грунта М., Фобоса и Деймоса представляют собой раздробленное вещество, т.наз. регоЛитература Такая структура является результатом эрозионных процессов. Частицы реголита имеют различные размеры: от долей миллиметра до микрометра.


Красный цвет и сила излучения М. привели к тому, что ему приписывалась особая активность. Самые различные народы связывали эту планету с кровожадными и воинственными божествами: вавилоняне считали М. самой неблагоприятной планетой (научное название - Сал-бат-а-ну), воплощением бога войны Нергала; у зороастрийцев М. связывался с богом войны и победы Веретрагной (авест.; пехлевийское имя - Вархран, фарси - Бахрам); в классической Греции М. считался звездой Ареса. Но М. ассоциировался не только с негативными образами. Так, в эллинистическое время М. (Пироэйс, Пирой) назывался Звездой Геракла.

В Древнем Египте М. назывался "Красным Гором" или "Гором горизонта" (см. Гор) и обычно изображался в виде розового фламинго. В индийской астрологии М. называется Куджа или Мангал. У арабов М. носил название "ал-миррих", в древнерусских текстах - "Арисъ".

В государстве Си Ся (982 - 1227; северо-западная часть современной китайской провинции Сычуань) в средние века духа планеты М. представляли в образе четырёхрукого воина с отрубленной головой врага и свирепым видом; на его темени - конская голова.

Своё современное название М. получил в Древнем Риме в честь одного из древнейших богов Италии и Рима. Это название связано со словами "mares" - "мужчина" и древним корнем "mor" - "смерть". Бог М. (Маворс, Марспитер) входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (вместе с Юпитером иКвирином). Ему был посвящён март - первый месяц древнего календаря, в который совершался обряд изгнания зимы, "старого Марса". Существуют различные мнения о первоначальной природе М.: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. М. были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк; эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю "священной весны", посвященных М., указывая им места для поселений.

М. сопровождал идущих на войну воинов. К нему, совершая ритуальный очистительный обход своего имения, обращались земледельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом Поле вооруженные граждане. Как отец Ромула М. был родоначальником и хранителем Рима. Символом М. было копьё, хранившееся в жилище царя - регии, где помещалось также 12 щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян; по приказу царя Нумы искусным кузнецом Мамуррием было сделано 11 похожих копий, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник. Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копье и щиты, взывая к М. Их самопроизвольное движение считалось предзнаменованием страшных бед.

М. были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, М. приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Позднее М. становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом. Женой М. считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио, или Нериене, первоначально - "Доблесть М.". В эпоху империи М. часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, наделялся эпитетами "победитель", "сражающийся", "расширяющий империю", "спутник Августа", "хранитель", "умиротворитель". Вместе с тем, ранние римские представления о М. как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях.


В западной астрологии М. - янская, мужская, тёплая, сухая планета второго уровня (см. Уровни планет), связанная со стихией Огня. Птолемей считал М. ночной планетой. Ночная обитель М. - Овен, дневная обитель - Скорпион, знак экзальтации - Козерог. В классической астрологии М. считался злотворной планетой, "малым несчастьем".

Графический символ М. представляет собой круг со стрелой, направленной вправо и вверх, что символически означает щит и копьё. Круг символизирует запас жизненной энергии, стрелка - импульсивность, стремительность, резкое высвобождение энергии.

М. астрологически представляет принципы активности, действия, проявленной энергии, инициативы, импульсивного включения в деятельность, энтузиазма, отстаивания своих прав, осуществления своих желаний.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!