Варианты подготовки к открытию города веселых мастеров.



1. Каждый первичный коллектив (отряд, класс) выбирает по секрету от других свою профессию (одну или несколько) и готовит – также по секрету – свои городские учреждения и свои сюрпризы для остальных жителей и гостей города. Координирует подготовку городской совет, в который входят представители всех первичных коллективов, соблюдающие необходимую тайну.

2. На общем сборе проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие предложения о профессиях, городских учреждениях и общих делах. Затем каждый участник игры выбирает себе профессию по душе, будущие жители города (независимо от первичных коллективов) объединяются по профессиям в городские учреждения, выбирают их руководителей. Руководители составляют горсовет.

Горсовет готовит общие дела – городские события, разрабатывает программу жизни города. При подготовке к открытию города все учреждения широко обмениваются опытом.

3. На общем сборе выбирается горсовет – инициативная группа ребят и взрослых. Горсовет сам составляет список профессий и городских учреждений, вывешивает его и объявляет свободную запись всех участников игры. Можно вступать в то или иное учреждение и индивидуально, и целым первичным коллективом (звеном, бригадой, отрядом). Можно дать право иметь несколько профессий.

Дальнейшая подготовка ведется по учреждениям втайне или открыто, с широким обменом опытом (решают сводные коллективы учреждения). Горсовет имеет доступ и в «засекреченные» учреждения, но хранит их тайны. Главная задача горсовета – помощь учреждениям и подготовка их совместных, общих дел.

Возможные профессии и городские учреждения:

  • строители, архитекторы – стройтрест;
  • рабочие, изобретатели, конструкторы, ученые – особое конструкторское бюро, мастерская удивительных превращений, академия наук;
  • учителя, педагоги – детский сад, школа, университет;
  • медики, биологи – институт продления жизни, поликлиника, биостанция;
  • ботаники, зоологи, лесоводы – ботанический сад, зоопарк, заповедник, лесная станция;
  • метеорологи – метеостанция, институт управления погодой, бюро искусственного климата;
  • кулинары – фабрика-кухня, кафе;
  • художники, скульпторы – дворец прекрасного, музей изобразительных искусств;
  • модельеры – ателье мод;
  • артисты, музыканты, деятели театра – театр, дворец культуры, театр эстрады, кукольный театр, оркестр, цирк и т. д.;
  • работники печати, радио, телевидения – редакция городской газеты и типография, радиокомитет и радиостанция, студия телевидения;
  • работники кино – киностудия, кинотеатр;
  • спортсмены-профессионалы (тренеры, судьи) – стадион, спортклуб и т. д.

Ход игры.

Игра начинается торжественной встречей гостей (ребята и взрослые), шествием или митингом, открытием памятника и т. п. Затем начинают работать городские учреждения и проводятся общие дела. При этом могут быть использованы следующие варианты организации жизни города:

1. Городские учреждения действуют по очереди, по ходу экскурсии, которая проводится по городу. Таким образом, каждое учреждение может показать свою работу всем остальным жителям и всем гостям. Такой тип организации целесообразно использовать, когда и участников игры, и гостей сравнительно немного (до 50– 60 человек). Он удобен тем, что каждый из жителей города может и попробовать себя в нескольких профессиях, и посмотреть работу товарищей.

2. Городские учреждения работают все одновременно, предоставляя каждому из гостей возможность побывать в них по своему выбору.

3. В разное время в городе работают разные учреждения (этот вариант особенно удобен, когда игра длится день или несколько дней).

4. Время от времени организуются общегородские дела, в которых принимают участие все жители города и гости (воскресник, спартакиада, игра на местности, диспут, карнавал, концерт и т. п.). Одним из таких дел лучше всего и завершить игру. Дела проводятся или по программе, с которой знакомятся все жители порода и гости, или неожиданно – как сюрприз, «по тревоге» и т. п. Руководителями таких дел могут быть и горсовет, и отдельные городские учреждения.

5. На территории города действуют «летучие» команды типа ГАИ, санитарных или пожарных патрулей, агентство бытового обслуживания и т. п. Деятельность их необычна. Так, городская инспекция может задавать разнообразные вопросы, патрули могут давать задания для немедленного выполнения, а проштрафившиеся получают фанты для выкупа их на общегородском концерте.

Советы организаторам.

Не забывайте ни на минуту, что город веселых мастеров – это город будущего в настоящем. Поэтому каждое учреждение должно раскрывать перспективы нашей жизни, пропагандировать новинки науки, техники, искусства.

Высокая культура – во всех уголках города, во всех мелочах, во всех сюрпризах!

Как можно больше выдумки и вкуса в оформлении города, названиях и эмблемах учреждений, в костюмах и атрибутах, в шутках и розыгрышах, в песнях и проектах!

Вовлекайте гостей в активную деятельность! Пусть они поменьше будут зрителями, а побольше – сотрудниками.

Бойтесь заорганизовать жизнь города. Экспромт, импровизация – вот истинная ее душа!

Как это было

Из коммунарского дневника Людмилы Максимовой: «Гайдарград! Удивительный город веселых и неутомимых мастеров. Все здесь необыкновенно. Не узнаете школьных помещений, коридоров, классных комнат! Заходите в любой район, любое учреждение и не пожалеете! Почему? Здесь можно и поучиться, и повеселиться, и помечтать. Всюду вас встречают заботливые и гостеприимные хозяева города.

Район Хорошего Настроения (четвертый этаж школьного здания) мы, районные волшебники, считали самым главным, ведь хорошее настроение – основа основ.

Все учреждения, расположенные в нашем районе, работают под девизом «Улыбка нам жить помогает». В центре района – площадь Радости, здесь городской цирк и кинотеатр «Колобок». В самом углу площади разместился сквер «Несмеяна», сюда должны направляться те, у кого скучные лица и плохое настроение.

Чтобы попасть на фабрику «Сюрприз», надо пройти по проспекту имени Тимура, и вы окажетесь на проспекте Большой Медведицы. Здесь владения юных непосед-путешественников.

Еще до открытия города, в 10 часов утра (дело происходило в воскресенье), в нашем районе стали появляться любопытные носы, хотя по договоренности всех волшебников было вынесено решение: одиночек-индивидуалистов не пускать! Но... нельзя ведь в таком районе огорчать гостей. Как только появились нетерпеливые посетители, они сразу же попали к волшебнику. Рановато еще, но, уж раз пришли, давайте знакомиться с районом.

Я провела гостей по историческим местам своего района, рассказала о предприятиях, учреждениях, но для гостей двери еще были закрыты, везде шли последние приготовления к торжественному приему.

И вот 11 часов... Но куда исчезли добрые феи (старшеклассницы), которые так охотно помогали мне до открытия? Может быть, это проделки злых волшебников? Все оказалось гораздо проще. Мои непоседливые феи разбежались по всем районам, не устояв перед соблазном осмотреть город. И лишь одна фея – Валя не поддалась искушению и осталась на посту до конца.

Первая многочисленная делегация, и среди гостей знакомые лица: это те, кто проник в наш район до открытия, снова пришли сюда, но теперь уже на законных правах.

Экскурсия по району, и гости отправляются в клуб юных путешественников. Делегации прибывали одна за другой, они уже заполнили все уголки, а гостей все больше и больше.

Особенно много желающих было попасть в цирк. Артисты работали без отдыха, но такой напряженный труд сразил наших клоунов и акробатов, и они выдержали только два представления. И зрители, стоя перед закрытыми дверьми цирка «Ха-ха-ха», только вздыхали: «Ах-ах-ах...»

Кинотеатр «Колобок» принимал гостей всех возрастов. Сначала для малышей фильмы-сказки, затем «Памятники Москвы» и заключительный фильм о делах кимовцев.

Интересно было и на фабрике «Сюрприз». Директор фабрики Галя демонстрировала изделия и предлагала гостям попробовать сделать самим себе сюрпризы, а сотрудники фабрики помогали словом и делом. Особенно старались малыши. Довольные, с сувенирами в руках, они покидали нашу фабрику.

Много нужного и полезного узнали гости и в клубе юных путешественников. Только одно местечко в нашем районе пустовало. Не нашлось ни одного желающего посетить его. Это сквер «Несмеяна».

ЗАЩИТА ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ – познавательное дело-обозрение, во время которого каждая группа (бригада) участников демонстрирует подготовленный ею проект, воплощающий представление авторов об одной из сторон жизни в будущем, и отвечает на вопросы остальных участников, стараясь как можно убедительнее обосновать свои предложения.

Подготовка к защите проектов может длиться 2–3 недели, несколько дней или всего 30–40 минут, если это дело-обозрение носит характер экспромта, импровизации. Однако в любом случае оно начинается с общего сбора-старта всех участников, на котором определяется состав бригад (или микроколлективы, например пионерские звенья, или союзы старших и младших, например пионерских звеньев 7-го класса и октябрятских звездочек 3-го класса, или сводные объединения) и намечаются темы проектов. При этом возможны следующие варианты:

1. Каждый микроколлектив или союз микроколлективов выбирает свою тему.

2. Между микроколлективами (или их союзами) проводится конкурс на лучшее предложение о темах проектов, затем отбирается (большинством голосов, по жребию или решением совета капитанов вместе с ведущими) одна из тем, и на эту общую тему каждый микроколлектив (или союз) готовит свой проект.

3. Участники выдвигают свои предложения о темах проектов, выбирают несколько самых интересных, затем создают сводные бригады желающих участвовать в разработке того или иного проекта.

Примеры тем фантастических проектов: «Дом будущего», «Школа будущего», «Наш город, поселок, край в будущем», «Транспорт будущего: автомобили, самолеты, корабли, вездеходы», «Завод будущего», «Энергетика будущего», «Освоение земных недр», «Освоение океанов и морей», «Освоение Антарктиды», «Освоение космоса», «Медицина будущего», «Спорт и физическая культура в будущем», «Искусство будущего: музыка, изобразительное искусство, кино, театр и др.».

Советы организаторам.

На общем сборе-старте можно условиться, к какому именно будущему должны относиться проекты – к ближайшему, XXI веку или к более отдаленному.

Пусть каждая бригада оформит свой проект в схемах, рисунках (общий вид, разрез, наиболее важные части).

К началу защиты все проекты могут быть вывешены и дано время для предварительного свободного ознакомления с ними всех участников и гостей; можно вывешивать проекты и постепенно, по ходу, защиты (тогда будет действовать эффект неожиданности), но в любом случае перед началом защиты все проекты должны быть сданы ведущим, чтобы участники не отвлекались на доработку своих проектов во время защиты других.

Очень важно, чтобы докладывал о проекте и отвечал на вопросы не один из членов бригады, а весь авторский коллектив. Поэтому пусть во время защиты своего проекта вся бригада займет место перед ним, после краткого общего обзора, который может сделать капитан, каждый скажет свое слово как специалист; с ответами на вопросы также выступают соответствующие специалисты, а по самым трудным вопросам оппонентов готовится вся бригада в течение установленного ведущими срока, например минуты.

Ведущим надо заботиться о том, чтобы вопросы по проектам задавали не одни и те же оппоненты, а как можно больше участников, чтобы возражения носили серьезный, а не легковесный характер (последнее надо «отводить»).

Ведущими должны быть взрослые и старшие ребята, которых утверждает или выбирает общий сбор-старт участников; причем они могут вести всю защиту сообща или сменять друг друга в зависимости от характера проектов и своих интересов. Кроме участия в коллегии ведущих взрослые друзья ребят могут выступать в качестве консультантов бригад.

Не стоит устраивать соревнования между бригадами, чтобы не разжигать ненужного соперничества и не гасить творческих устремлений у «побежденных». В заключительном слове главный ведущий должен отметить достоинства каждого проекта, назвать вопросы, над которыми стоит еще подумать.

Введение элементов ролевой игры (например, защита проектов в конструкторском бюро или доме техники, в НИИ или академии наук) позволяет ведущим более определенно и непринужденно (с нужной долей юмора) направлять и оценивать ход и результаты защиты.

Защита фантастических проектов дает возможность выявлять познавательные интересы, знания, мечты ребят, делиться этими знаниями и мечтами, сообща раскрывать и строить дальние радостные перспективы; развивает творческое воображение, пробуждает и усиливает интерес к профессиям, к различным сторонам общественной жизни, к чтению научно-популярной литературы.

Как это было

Из коммунарского дневника Аллы Ганабиной, Ольги Дейниченко, Валерии Кравченко, Николая Синицына, Антонины Смирновой: «Все участники нашей игры разделились на 4 группы. Мы предложили каждой команде придумать названия интересующих их тем. Назывались такие: «Совхоз через 20 лет», «Транспорт через 100 лет», «Наша школа через 50 лет», «Лунный ландшафт через 100 лет», «Покорители подводного мира», «Марс через 100 лет». И все для защиты (учитывая время, выделенное на подготовку, – 40 минут) выбрали одну тему – «Транспорт через 100 лет».

Ребята вооружились карандашами, бумагой и приступили к работе. Обязанности распределяли на ходу.

– Пока мы будем дальше придумывать, ты скорее рисуй автобус, ты вертолет...

– Не забудь воздушные подушки нарисовать!

– А вот я читал, ребята...

– Рассказывать будет Саша, у него лучше выйдет...

Путем жеребьевки был установлен порядок защиты проектов. Ведущий собрал все проекты (чтобы внимательно слушали и обсуждали проекты товарищей, а не доделывали свои). И вот 1-я команда защищает свои проекты пассажирского транспорта, транспорта по перевозке грузов, транспорта для межпланетных сообщений.

Текст сопровождался показом эскизов. На одном из рисунков – бесшумный автобус на воздушной подушке, управление автобуса автоматическое, маршрут заранее запрограммирован. Всех заинтересовала посадка в этот автобус, так как авторы решили этот вопрос необычно: в нижней части автобуса находится люк, через который с помощью магнита втягиваются пассажиры (посадка осуществляется с высоты 4–10 метров).

Основным видом транспорта по перевозке грузов выбрали вертолет. Он, конечно, отличается от современных: может перевозить более тяжелые грузы, управление полностью автоматическое, захват груза осуществляется специальными клешнями.

Стояла полная тишина, когда защищался проект осуществления межпланетных связей. Авторы объясняли: «Корабль отправляется с одной планеты на другую, но расстояние так велико, что не хватит топлива и пассажиры устанут. Поэтому мы предлагаем сделать космический аэродром, где корабль будет заправляться горючим, а люди отдыхать, чтобы отправиться дальше – к другой планете».

Предварительно были установлены следующие правила: представители команды защищают все ее проекты, затем им задают вопросы, на которые они отвечают. Если они не могут ответить сразу, команда дает ответ после короткого совещания. Затем защищает следующий проект. Мы даже не ожидали, что будет такая масса интереснейших вопросов. Вот лишь некоторые:

– Ваши пассажиры будут в спецодежде, раз их притягивает магнит?

– Почему вы не решили, как будут люди выходить из автобуса?

– Почему посадка с воздуха?

– Из какого материала сделан вертолет?

– На каком топливе работает межпланетный корабль?

– Что собой представляет посадочная площадка в космическом пространстве?

И т. д.

Вторыми защищали свои фантастические проекты четвероклассники. Они предложили 3 проекта:

1) велосипед для детей дошкольного возраста «Модель-101»;

2) специальную машину для председателя колхоза;

3) кресло-машину «Староход-1» для пенсионеров.

Все эти модели с реактивными двигателями. Сделаны они из алюминия, пластиков и стекла. Защищала проекты Винтик Шпунтикова. Особенно понравился «Староход-1». И вопросы в основном задавали по этой модели:

– Как она будет подниматься по лестнице?

– Как передвигаться по дороге?

– Из какого материала сделаны отдельные части?

И т. д.

Много шуток и смеха вызвала модель велосипеда для детей дошкольного возраста, предназначенная для длительных прогулок.

Третьими защищали свои проекты вездехода в тундре и семейного лимузина «Папа, мама, бабушка и я» пятиклассники. Вездеход в тундре напоминает двухэтажный автобус на колесах, сменяющихся воздушными лыжами. Автобус оснащен пропеллером, который может поднимать его в воздух. Освещение – дневное. В конструкции семейного лимузина сочетаются принципы работы вертолета, автомобиля, самолета.

Шестиклассники защищали проект «Марс через 100 лет». У них очень красочно был изображен Марс будущего. Планета покрыта куполом, и там воздух, как на Земле. Ребятам понравился этот проект, и было много вопросов:

– Как же получен воздух?

– Чем занимаются люди на Марсе?

– Откуда прилетели люди на Марс?

Интересно, что после защиты всех проектов один мальчик из 5-го класса попросил разрешить ему защитить свой индивидуальный проект (он пришел позже и не был ни в одной команде). Повесил свой эскиз и стал рассказывать, на какой ракете и как можно добраться на Марс, на каком топливе работает ракета, как она приземляется. Все присутствующие единодушно приняли его проект.

В конце сбора мы дали 4 минуты на обсуждение: какие проекты больше всего понравились и почему? Спросили, понравилась ли вообще наша встреча, хотя мы и не сомневались в восторженном: «Да, очень!» Участники встречи решили провести защиту фантастических проектов у себя в классах».

 

ПРЕСС-БОЙ – познавательное дело-обозрение, хорошее средство расширения политического кругозора, обмена общественными знаниями, воспитания интереса к международной и внутриполитической жизни, к материалам прессы.

Проводить пресс-бой можно между бригадами (командами) и между старшими классами (группами) и т. п. Это своеобразная разновидность турнира-викторины.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!