Возможные виды изделий (продукции):



  • наглядные пособия («кассы», материал для счета, гербарии, приборы и т. п.) для первоклассников и старших учащихся своей и других школ;
  • сувениры-игрушки из природного материала, модели, макеты, вышивки и др.;
  • новогодние украшения и елочные игрушки;
  • материал (оборудование) для познавательных, подвижных, спортивных игр – в дружинную игротеку, детскому саду, детской площадке и другим подшефным;
  • экспонаты (диорамы, макеты, витрины) для выставок в школе и в клубе, для памятных залов и музеев;
  • кормушки, домики для птиц;
  • куклы, бутафория, декорации для кукольного театра;
  • оформление для праздников – утренников, вечеров, демонстраций и т. д.

Фабрика может выпускать однотипную продукцию, например новогодние украшения или сувениры, но может иметь и широкий профиль, изготовляя предметы различного назначения, а также производить ремонт наглядных пособий, игрушек для детского сада, переплетать книги для школьной и поселковой библиотек и т. д. В этом случае фабрика превращается в целый комбинат.

В состав фабрики (комбината) могут входить следующие отделы и цехи: дирекция; конструкторское или проектное бюро; отдел снабжения сырьем и инструментом; отдел приемки продукции или отдел технического контроля – ОТК; отдел сбыта (передачи, отправки) продукции; цехи – макетный, модельный, швейный, кукольный, переплетный и другие (в зависимости от профиля фабрики).

Фабрика может действовать в течение одного дня (например, во время игры-праздника «Город веселых мастеров»), нескольких дней или недель, что зависит от характера и объема продукции, желания и возможностей участников.

Участниками трудовой игры могут быть ребята одного возраста и их старшие друзья (например, октябрята и их вожатые-пионеры), но лучше, если фабрику создаст союз двух (или нескольких) старших и младших коллективов или сводная группа всех желающих – из разных классов. Тогда станет возможным разделение труда между старшими и младшими и объединение их как сотрудников, товарищей в общем жизненно важном деле. Старшие ребята могут быть членами дирекции, сотрудниками конструкторского бюро, начальниками цехов и отделов, мастерами, могут действовать на самых сложных производственных участках, составляя или возглавляя бригады; младшие ребята также могут составлять отдельные бригады, действующие на подсобных и менее сложных (хотя не менее ответственных) операциях, могут трудиться в качестве учеников, помощников мастеров и т. д. Взрослые являются инструкторами, советниками директора фабрики, начальников цехов и т. п.

Примерные варианты организации фабрики (комбината).

1. Каждый цех полностью изготавливает один или несколько видов продукции (например, в швейном цехе делаются «кассы» для будущих первоклассников, в кукольном – куклы для театра, в столярном – скворечники и т. п.). В цехи и отделы ребята записываются по желанию, образуя сводные коллективы. Состав цехов в основном не меняется в течение всего времени работы фабрики, а переход из одного цеха в другой происходит лишь с согласия дирекции.

2. Каждый цех выполняет одну или несколько операций в процессе изготовления общей продукции (например, фабрика создает макеты, а в разных цехах делаются основания этих макетов, домики, фигурки людей; в этом случае в составе фабрики имеется обычно сборочный цех).

3. Постоянный штаб цехов состоит из сравнительно небольшого числа сотрудников – инструкторов, мастеров и т. п. В цехи приходят все желающие и работают под их руководством столько времени, сколько хотят. Изготовленную продукцию берут с собой (для себя или близких) или оставляют персоналу фабрики для последующей передачи другим (например, детскому саду).

4. На фабрике трудятся постоянные микроколлективы и их союзы (например, пионерские звенья и октябрятские звездочки), причем каждый такой коллектив или союз проходит по очереди через все цехи, работая в каждом один определенный период (неделю, две недели и т. п.). Тогда фабрика (комбинат) действует в течение нескольких периодов. При этом какие-то виды продукции могут полностью изготавливаться за один период (допустим, в игрушечном, цехе – украшения для елки), а другие могут постепенно создаваться в течение всех периодов, передаваясь, как эстафета, от одного коллектива к другому (к примеру, так может делаться сложный макет в макетном цехе). Достоинством этого варианта является возможность провести каждого участника игры вместе с его постоянным коллективом через различные виды трудовой деятельности.

Создание фабрики начинается с общего сбора-старта участников или по крайней мере тех, кто первым захотел принять участие в этой трудовой игре. Здесь сообща решают, какую продукцию будет выпускать фабрика и для кого, придумывают название фабрики и значок-эмблему. Выбирается вариант организации работы, намечаются отделы и цехи, избираются дирекция, начальники отделов и цехов, определяется время начала работы и продолжительность действия фабрики. Запись желающих по отделам и цехам производится и на самом сборе, и после него.

Дирекция ведет подготовку к открытию, договаривается о помещении, распределяет рабочие места между отделами и цехами, составляет производственный план, дает задание конструкторскому (проектному) бюро и отделу снабжения, разрабатывает график-календарь работы.

Коллективы цехов собираются на предварительное совещание, обсуждают проекты изделий, полученные от конструкторского бюро, сообща разрабатывают технологический процесс, распределяются по участкам, операциям, выбирают мастеров.

Советы организаторам.

Смелее используйте разделение труда по отдельным операциям, конвейер, сборку изделий из отдельных деталей и т. д. Это позволит участникам почувствовать себя товарищами по общему делу, усилит чувство ответственности перед коллективом за свой труд. Вместе с тем не стремитесь закреплять ребят на одних и тех же операциях, поощряйте овладение разными умениями, хорошую инициативу, смекалку, взаимопомощь.

Думайте сообща, как интереснее, торжественнее открыть фабрику, как отметить выпуск первой продукции, как завершить определенный период работы фабрики.

Такие моменты воспитывают чувство чести, пробуждают и усиливают стремление хорошо трудиться.

Очень важно организовать как можно ярче, впечатляюще передачу изготовленной продукции тем, для кого она была предназначена. Пусть на такой церемонии присутствует как можно больше ребят и взрослых, пусть авторы-исполнители почувствуют благодарность товарищей, маленьких и больших, ощутят гордость за свой труд, который приносит людям пользу и радость.

Создание фабрики можно приурочить к большому празднику, тогда стоит организовать предпраздничное соревнование между бригадами, цехами, ввести переходящие и памятные награды за дружную работу, смекалку, красоту изделий и т. п. Фабрика может действовать в рамках операции «Подарок далеким друзьям» или «Праздничный сюрприз».

Полнее раскрывайте и используйте многообразные возможности этой ролевой игры как отличного средства сплочения младших и старших, воспитания и самовоспитания сознательной дисциплины, коллективизма, творческой активности.

ВЫИГРЫВАЮТ ЗНАТОКИ

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЛА Вечер (сбор) весёлых задач Вечер (сбор) – путешествие Вечер (сбор) разгаданных и неразгаданных тайн Город весёлых мастеров Защита фантастических проектов Пресс–бой Пресс–конференция Рассказ–эстафета Собрание–диспут Турнир–викторина Турнир знатоков Устный журнал (альманах)

Суть познавательных КТД – открытие мира на радость и пользу друг другу, близким и далеким людям. Здесь на первый план выступает развитие у школьников гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Еще одна важная роль познавательных КТД – формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира: к книге, учению, различным средствам самообразования. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию, непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Осознавая и воплощая замысел экспедиций в мир разгаданных и неразгаданных тайн, школьники вместе со взрослыми и под их руководством применяют (закрепляют, расширяют и углубляют) знания, умения и навыки, полученные ими в учебной работе по всем предметам гуманитарного и естественно-математического циклов, а также приобретенные с помощью самостоятельного чтения, полученные из передач радио и телевидения, в повседневном общении со сверстниками и взрослыми. Ребята начинают интересоваться событиями общественно-политической жизни, увлекаются искусством, примеряют на себя различные профессии, стремятся проникнуть в «тайны» здоровья и человеческой психики. Все это работает на становление духовных потребностей, расширение культурного кругозора, интеллектуальное развитие.

ВЕЧЕР ВЕСЕЛЫХ ЗАДАЧ – несколько познавательных игр-обозрений, переходящих одна в другую и составляющих своеобразную игровую сюиту. Участники этой сюиты, объединенные в небольшие команды (не более 10–15 человек в каждой), выполняют творческие задания и по очереди выступают со своими решениями-экспромтами. В сюиту могут входить игра в оркестр; эстафета веселых задач; кольцовка песен.

Вечер веселых задач – это смотр смекалки, творческой фантазии, умения быстро ориентироваться в обстановке, включаться в коллективную работу и радость окружающих. Каждый вечер веселых задач может стать маленьким праздником коллективного творчества. Участниками такого вечера могут быть как сверстники (звездочки одной октябрятской группы, звенья одного или нескольких пионерских отрядов, учащиеся одного или нескольких старших классов), так и ребята разного возраста, например пионерские звенья в содружестве с подшефными октябрятскими звездочками.

Разновозрастный состав команд, активное участие взрослых вовсе не препятствие, а, напротив, важное условие успеха, стимул для более полного раскрытия познавательных способностей и младших, и старших, для обмена знаниями и интересами, для взаимного увлечения творческим поиском, юмором, жизнелюбием, товариществом.

Ход вечера.

Вечер открывается игрой в оркестр. Все участники садятся по кругу небольшими группами (или постоянными микроколлективами – звездочками, звеньями, или тут же объединившись – по желанию или по жребию и т. д.), и каждая группа выбирает себе один из инструментов оркестра – симфонического, духового, народных инструментов, джаза: скрипку, трубу, барабан, пианино и т. д. (при этом очень важно, чтобы в каждой группе были и младшие, и старшие ребята, и взрослые).

Оркестром руководит дирижер. Он неожиданно для участников показывает какой-либо группе игру на их инструменте. Группа в ответ на это должна показать дирижеру «нос». Когда дирижер показывает группе «нос», оркестранты этой группы, наоборот, должны показывать дирижеру игру на своем инструменте. Если же группа, к которой обратился дирижер, ошиблась и показала не то, что нужно, она получает коллективный фант (даже если ошибся только один из членов данной группы).

Этот поединок дирижера с оркестром продолжается до тех пор, пока каждая группа не получит фант, а еще лучше – 2 фанта. После того как все фанты взяты, ведущие назначают каждому фанту определенное задание. При этом еще раз следует подчеркнуть, что свой фант (или два фанта) выкупает вся группа.

Когда все задания розданы, всем группам (командам) дается 15–30 минут на решение творческих задач. По окончании этого времени ведущие собирают вместе всех участников игры и начинаются выступления команд – по кругу или в любом порядке, но с передачей какого-либо символического предмета-эстафеты (эстафета веселых задач или веселых экспромтов). Команда, последней принявшая эстафету и показавшая свое решение, получает право назвать тему для кольцовки песен.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!