Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра
...После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: «Покорим себе славянский народ».
А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их повоевал и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, дерзкие, соединились и сказали: «Пойдем, и победим Александра, и захватим его».
Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя...» Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
...И так победил врагов помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня,
|
|
как по воздуху, и некуда было им скрыться... И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями»...
Судебник 1497 года. О крестьянах и холопах
Статья 57. О христианском отказе. А Христианом (крестьянам. — Сост.) отказыватися из волости, и с села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина <...>
Статья 62. О межах. А кто сотрет межу или грани ссечр~из великого князя земли, боярина и монастыря, или боярской и монастырской у великого князя земли, или боярской или монастырской у боярина или боярской у монастыря..., ино того бита кнутием, да исцу взята на нем рубль.. <...>
Статья 66. О полной грамоте (самопродажа в рабство. — Сост.). По полной грамоте холоп. По тиуньству и по ключю по сельскому холоп з докладом и без докладу, и с женою и с детми, которые у одного государя; а которые его дети у иного или себе учнут жиги, то не холопи; а по городцкому ключю (служба. — Сост.) не холоп; по робе холоп, по холопе роба, приданой холоп, по духовной холоп.
|
|
Дополнительная литература по теме Русские земли в XII — XV веках
Алексеев Ю. Г. Под знаменем Москвы. — М., 1992.
Горский А. А. Москва, Тверь и Орда в 1300— 1339 гг. // Вопросы истории. 1995. № 4.
Греков Б. И. Мир истории: русские земли XIII — XV вв. — М., 1986.
Дворниченко А. Ю. Русские земли Великого Княжества Литовского. Очерки истории общины, сословий, государственности до начала XVI в. — М., 1995.
Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII — XIV вв. — М., 1985.
Зимин А. А. Витязь на распутье. — М., 1991.
Казакова А. Н. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения (конец XIV—начало XVI вв.). — Л., 1975.
Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России XV—XVI вв. — М., 1985.
Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. — М., 1991.
Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X— XIV вв. — М., 1984.
Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Череп-нин Л. В. Пути развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика). — М., 1972.
Очерки истории русской культуры XIII— XV вв. — Ч. 1, 2. — М., 1970.
Пашуто В. Т. Героическая борьба русского народа за независимость. XIII век. — М,, 1956.
Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII— XIII вв. — М., 1993.
Сахаров А. М. Образование и развитие Российского государства в XIV—XVIII вв. — М., 1969.
|
|
Соколов М. В. Очерки истории психологических воззрений в России в XI—XVIII вв. — М., 1963.
Тихомиров М. Н. Древняя Москва ХП—XV вв. Средневековая Россия на международных путях XIV—XV вв. — М., 1992.
Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV—XV вв. — М., 1960.
РОССИЯ В XVI ВЕКЕ
Внутренняя политика
В декабре 1533 года скончался Василий Ш. При трехлетнем наследнике престола был создан опекунский совет, однако вскоре фактической правительницей стала Елена Глинская, вдова Василия III, столкнувшаяся с непрерывными мятежами различных княжеско-боярских группировок. В правление Елены Глинской был проведен ряд реформ, продолжавших политику прежних великих князей (губная реформа, денежная реформа, укрепление армии и др.). Став жертвой в политической борьбе, Елена Глинская умерла в 1538 года (скорее всего, была отравлена). Начался период боярского правления (боярские группировки Шуйских и Вельских), д. 1547 году реальная власть постепенно сосредоточилась у представителей старомосковского боярства Захарьиных.
16 января 1547 года состоялось венчание на царство Ивана IV, а 3 февраля он женился на Анастасии Захарьиной. К лету 1547 года недовольство москвичей боярским правлением, подогретое крупными пожарами в Москве, привело к ряду народных выступлений и показало необходимость более масштабных реформ.
|
|
Вокруг Ивана IV сформировался круг людей, вынашивавших планы переустройства России. В «Избранную Раду» вошли А. Ф. Ада-шев, священник Сильвестр, митрополит Мака-рий, А. И. Курбский, Д. И. Курлятев и др.
Реформы конца 1540—1550-х годов составили первый период царствования Ивана IV.
1549 год — начало деятельности на Руси сословно-представительных органов — Земских соборов.
1550 год — создан новый правовой кодекс
— Судебник, большая часть которого посвяще
на вопросам управления и суда.
1551—1552 годы — ликвидация наместничьего управления в отдельных областях, а с 1555—1556 годов — ликвидировалось в общегосударственном масштабе. Вводилось губное управление. Проведена земская реформа. Усилилось значение приказов как функциональных органов управления. Возникли важнейшие приказы — Челобитенный, Посольский, Поместный, Разбойный, Разрядный и др.
В социально-экономической сфере предпринимались меры, затруднявшие существование вотчинных земель. Главные изменения направлены на обеспечение землей служилых людей
— дворян. Для упорядочения земель была про
ведена их всеобщая перепись.
Основу вооруженных сил стало составлять конное ополчение землевладельцев. Существовали служилые люди по набору, сохранилось ополчение. С 1550 года организовано стрелецкое войско. Затронули реформы и церковь. В январе-феврале 1551 года был собран церковный собор. Решение собора составили сто глав, отсюда название — Стоглавый собор. Был установлен контроль царской власти над движением церковных земельных фондов, утверждался созданный ранее пантеон общероссийских святых, унифицирован ряд церковных обрядов, приняты меры по повышению нравственности духовенства.
Однако к началу 1560-х годов курс на реформы был свернут. Начался новый период правления Ивана IV, основным содержанием которого стала опричнина (1565—1572 годы), а цель — усиление личной власти Ивана IV. Страна была поделена на опричнину (от слова «оп-ричь» — кроме) — личный удел царя и земщину — остальную часть государства, управлявшуюся Боярской думой. Стремясь уничтожить остатки феодального сепаратизма и усилить личную власть, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. В 1572 году опричнина, принеся много горя и страданий, была отменена. Можно утверждать, что была сформирована государственная система, состоящая из опирающегося на земский строй самодержавия.
Внешняя политика
Основными направлениями внешней политики России этого периода были: борьба с казанским, астраханским ханствами; продвижение в
ИСТОРИЯ ♦ ИСТОРИЯ РОССИИ
Сибирь; защита от набегов со стороны Крымского ханства; борьба за выход к Балтийскому морю.
Ряд неудачных попыток (1547—1548,1549— 1550) покорить Казань закончился 2 октября 1551 года успешным штурмом города, что предопределило падение в августе 1556 года и Астраханского ханства. Признала вассальную зависимость от России Ногайская орда, в 1557 году была присоединена Башкирия. Земли Поволжья и Волжский торговый путь вошли в состав России. Это создало предпосылки для дальнейшего освоения восточных земель. В 1550-х годов сибирский хан Едигей признал себя вассалом России, однако хан Кучум эти отношения разорвал.
В 1581—1582 годах купцы и промышленники Строгановы снарядили за Урал военную экспедицию во главе с казачьим атаманом Ермаком Тимофеевичем. Поход был успешен, была взята столица хана Кучума Кашлык, однако говорить о присоединении Сибири было преждевременно. Было положено начало освоению этого региона, стали строится города и крепости (Тюмень, Сургут, Томск, Тобольск и др.), в Сибирь двинулись колонизационные потоки русских крестьян.
На южном направлении с целью обороны от набегов крымцев в 1550-х годах началось строительство засечной черты — оборонительной линии из крепостей, лесных засек, естественных преград, которая проходила южнее Оки, недалеко от Тулы и Рязани (оправдало себя уже в 1572 году — крымский хан Девлет-Гирей разбит в 50 км от Москвы).
Необходимость выхода в Балтийское море вовлекла Ивана IV в 25-летнюю (1558—1583) Ливонскую войну. Поводом к войне послужил вопрос о «юрьевской дани». В январе 1558 году Иван IV двинул свои войска в Ливонию. В 1560 году Ливонский орден был практически разгромлен, но земли его перешли под власть Польши, Дании и Швеции — Россия оказалась перед тремя сильными противниками. В 1568— 1569 годах война приобрела затяжной характер. В 1570 году России удалось заключить трехлетнее перемирие с новым государством — Речью Посполитой (Литва и Польша). Избранный королем (1575 год) в Речи Посполитой Стефан Баторий возобновил боевые действия. Только героическая пятимесячная оборона Пскова (1584 год) позволила России заключить мир в Яме Запольском (под Псковом) в 1582 году. В 1583 году было заключено Плюсское перемирие со Швецией. Россия отказалась от Ливонии, белорусских земель, были потеряны Ко-порье, Ям, Ивангород и прилегающая к ним территория южного побережья Финского залива. Задачу выхода в Балтийское море Россия не решила.
Культура XVI века
Литература. Как и прежде, на развитие культуры, огромное влияние оказывала церковь. С именем митрополита Макария связано появление в 1554 году 12-томного собрания книг, получившего название «Великие Четьи Минеи». Другим крупным сочинением была «Книга Степенная царского родословия». В середине XVI века был составлен новый летописный свод (Никоновская летопись). Появились и локальные летописные сочинения («Летописец начала царства», «История о Казанском царстве» ,т~ др.). Такое оригинальное произведение, как «Домострой», относится к жанру бытовой литературы. Наиболее важные вопросы политической жизни нашли отражение в различных публицистических произведениях, к числу которых можно отнести «Сказание о князьях владимирских», челобитные И. С. Пе-ресветова, переписку Ивана Грозного с князем Андреем Курбским, бежавшим с началом опричнины за границу.
В фольклоре расцвел жанр исторической песни и исторического предания.
Важнейшими достижениями в области культуры стали появление школ, монастырских библиотек.
Огромное значение имело начало книгопечатания в России — первая типография появилась в 1553 году, а в 1563 году в Москве по указу Ивана IV на государственные средства была создана типография — Печатный двор, руководили которой Иван Федоров и Петр Мсти-славец. В 1564 году вышла первая русская печатная книга — «Апостол».
Архитектура и строительство. Живопись. В XVI веке велось широкое каменное строительство. Значительные сооружения были возведены в Москве (Китай-город, Белый город, Земляной город). Дороги в Москву прикрывали монастыри-крепости: Донской, Данилов, Андронников, Новодевичий и др. Каменные крепости возводились и в других районах страны. Со второй трети XVI века в каменную архитектуру проник шатровый стиль (церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 год); собор Покрова на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, сооруженный в 1554—1561 годах зодчими Постником Яковлевым и Бармой).
Решения Стоглавого собора оказали значительное влияние как на архитектуру, так и на живопись. В качестве образца иконописцы должны были использовать греческие иконы и произведения Андрея Рублева, поэтому в этот период они большое внимание уделяли техническим приемам.
Основные исторические даты
Даты | События |
1547—1584 | Царствование Ивана IV Грозного |
1550 | Судебник Ивана Грозного. Начало военной реформы |
1551 | Стоглавый собор. Церковная реформа |
1552 | Взятие Казани |
1555 | Отмена кормлений. Начало «земской реформы» |
1556 | Присоединение Астрахани к Москве |
1558—1583 | Ливонская война |
1564 | Начало книгопечатания в Москве |
1565—1572 | Опричнина |
1581 | Введение «заповедных лет» |
1581 | Начало похода Ермака в Сибирь |
1584—1598 | Правление Федора Ивановича |
1589 | Учреждение патриаршества в Москве. Судебник Федора Ивановича |
1597 | Указ о розыске беглых крестьян |
1598 | Избрание Земским собором на царство Бориса Годунова |
1598—1605 | Царствование Бориса Годунова |
Основные документы эпохи
«Судебник» 1497 года, «Судебник» 1550 года, «Стоглав» 1551 года, «Хронограф», «Великие Четьи Минеи», Первая челобитная Ивана Пере-светова, Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского, «Указ о беглых крестьянах» 1597 года.
Исторические деятели
Иван IV Васильевич Грозный (1530— 1584) — великий князь Московский и всея Руси (с 1533 года), русский царь (с 1547 года).
В феврале 1547 года женился на Анастасии Романовне Захарьиной — Юрьевой, Первые годы правил с Избранной Радой, реформы которой ознаменовали крупные перемены в стране. Вел активную внешнюю политику. В 1565 году учредил опричнину, которую отменил в 1572 году. Итогом опричнины стало разорение и опустошение страны, подрыв крестьянского хозяйства, составлявшего основу экономики страны.
Федор Иванович (1557—1598) — русский царь. Был женат на Ирине Годуновой. Отличался смиренным характером, религиозностью. На начальном этапе царствования реальной властью обладал Регентский совет, назначенный Иваном Грозным. С 1586 года практически соправителем царя стал Борис Годунов. Умер, не оставив наследника. Династия Рюриковичей с ним прекратилась.
Курбский Андрей Михайлович (1528— 1583) — князь, боярин. Член Избранной Рады. В период Ливонской войны — воевода. В период гонений на членов Избранной Рады предпочел бежать в Литву. Участвовал в войне против России.
Адашев Алексей Федорович (?—1561) — думный дворянин, окольничий, постельничий. С конца 1540-х годов — руководитель Избран- | ной Рады. Инициатор ряда реформ. Был хранителем государственной казны, печати, возглавлял Челобитный приказ. В 1560 года подвергся опале и умер в Юрьеве.
Сильвестр (?—около 1566) — священник Благовещенского собора Московского Кремля. Оказал большое влияние на Ивана IV, будучи его духовником. Член Избранной Рады. Автор особой редакции «Домостроя» и других произведений. С 1560 года в опале. Постригся в монахи.
Макарий (1482—1563) — церковный деятель, писатель. Митрополит с 1542 года. В 1551 году добился отклонения Иваном IV проекта секуляризации церковных земель. Редактор «Великих Четьи Минеи» и «Книги Степенной царского родословия». При его содействии в Москве была открыта типография.
Пересветов Иван Семенович — русский писатель-публицист XVI века, идеолог дворянства. В своих челобитных выдвинул целостную и четкую концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царем.
Из исторических источников
Ограничение местничества, 1550 год
<...> Царь и великий князь Иван Васильевич всео Русии приговорил с отцом своим Макарием митрополитом, и з братом своим со князем Юрьем Васильевичем, и со князем Володимером Андреевичем, и з своими бояры, да и в наряд служебной велел
Щ ^б __
написати, где быти на Цареве и великого князя службе бояром и воеводам по полком: в болшом полку быта болшому воеводе, а передовому полку, и правые руки, и левые руки воеводам и сторожевого полку первым воеводам быти менши болшого полку первого воеводы. А хто будет другой (второй) в болшом полку воевода, и до того болшого полку другово воеводы правые руки болшему воеводе делу и счета нет, быта им без мест...
Учреждение стрелецкого войства, 1550 год
7550 г. Того же лета учинил у себя царь и великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей 3000 человек, а велел им жити в Воробьевской слободе, а головы у них учинил детей боярских: в первой статье Гришу Желобова сына Пушечникова, а у него пищальников 500 человек, да с ним головы, у ста человек сын боярской, а в другой статье дьяк Ржевский, а у него пищальников 500 человек, а у всяких у ста человек сын боярской; в третьей статье Иван Семенов сын Черемисинов, а у него 500 человек, а у ста человек сын боярской в сотниках; в четвертой статье Васка Фуников сын Прончищев, а ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в пятой статье Федор Иванович сын Дурасов, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в шестой статье Яков Степанов сын Бунтов, а у него 500 человек, а у ста человек сын боярской. Да и жалованье стрельцом велел давати по 4 рубля на год.
Учреждение опричнины,
1565 год (по Никоновской летописи)
<...> Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детми <...> поехал с Москвы в село в Коломенское. <...> Подъем же его не таков был, якоже преже того езживал по монастырем молитися, или на которые свои потехи в объезды ездил: взял же с собою святость, иконы и кресты, златом и камением драгим украшенные, и суды золотые и серебряные, и поставцы все всяких судов, золотое и серебряное, и платие и денги и всю свою казну повеле взята с собою. Которым же бояром и дворяном ближним и приказным людем повеле с собою ехати, и тем многим повеле с собою ехати з женами и з детми, а дворяном и детем боярским выбором изо всех городов, которых прибрал государь быта с ним, велел тем всем ехати с собою с людми и с коими, со всем служебным нарядом. А жил в селе в Коломенском две недели для непогодия и безпуты, что были дожди и в реках была поводь велика... И как реки стали, и Царь и государь ис Коломенского поехал в село Танинское в 17 день, в неделю, а из Тонинского к Троице, а чюдотворцову память Петра митрополита, декабря 21 день, празновал у Троицы в Сергиеве монастыре, а от Троицы из Сергие-
ИСТОРИЯ ♦ ИСТОРИЯ РОССИИ
ва монастыря поехал в Слободу. На Москве же тогда быша Афонасий митрополит всеа Русии, Пимин архиепископ Великого Новаграда и Пьскова, Никандр ар-хиеписком Ростовский и Ярославский и ины епископы и архимандриты и игумены, и царевы и великого князя бояре и околничие и все приказные люди... в недоумении и во унынии быша, такому государьскому великое необычному подъему, и путного его шествия не ведомо, куды бяще. А генваря 3 день прислал'царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомолцу Офонасию митрополиту всеа Русии с Костянтином Дмитреевым сыном Поливанова с товарыщи да список, а в нем писаны измены боярские и воеводские к всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки гос, дарьству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти великого государя царя и великого князя Василия Ивановича веса Русии. И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомолцов, на архиепископов и епископов и на архимандритов и на игуменов, и на бояр своих и на дворецкого конюшего и на околничих и на казначеев и на дьяков и на детей боярских и на всех приказных людей опалу свою положил в том, что после отца его... великого государя Василия... в его госудорьские несвершеные лета, бояре и все приказные люди его государьства людем многие убытки делали и казны его госудорьские тощили, а прибытков его казне государьской никоторой не прибавляли, также бояре его и воеводы земли госудорьские себе розо-имали, и другом своим и племяни его госудорьские земли роздавали; и держачи за собою бояре и воеводы поместья и вотчины великие, а жалования госудорьские кормленые емлючи, и собрав себе великие богатства, и о государе и о его государьстве и о всем православном християнстве не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя кре-стиянства обороняти, наипаче же крестияном насилие чинити, и сами от службы учали удалятися, и за православных крестиян кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели; и в чем он, государь, бояр своих и всех приказных людей, также и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити и архиепископы и епископы и архимандриты и игумены, сложася с бояры и з дворяны и з дьяки и со всеми приказными людми, почали по ним же государю царю и великому князю покрывали; и царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпе-ти, оставил свое государьство и поехал, где вселитися, идеже его, государя, бог наставит.
К гостем же и к купцом и ко всему православному крестиянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту с Костянтином Поливановым, а велел перед гостьми и перед всеми людми ту грамоту пронести дьяком Путилу Михайлову да Ондрею Васильеву; а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет. Слышав же сия пресвященный Афонасий митрополит всеа Русии и архиепископы и
Россия в XVI веке
епископы и весь освященный собор, что их для грехов сия сключишося, государь государьство оставил, зело о сем оскорбеша и в велице недоумении быша. Бояре же и околничие, и дети боярские и все приказные люди, и священнический и иноческий чин, и множества народа, слышав таковая, что государь гнев свой и опалу на них положил и государьство свое оставил, они же от многого захлипания слезного перед Офонасием митрополитом всеа Русии и перед архиепископы и епископы и пред всем освященным собором с плачем глаголюще: «увы1 горе! како согрешихом перед богом и прогневахом государя своего многими пред ним согрешения и милость его велик» превратихом на гнев на ярость! ныне к тому прибегнем и кто нас помилует и кто нас избавит от нахожения иноплеменных? како могут быть овцы без пастыря? егда волки видят овца без пастуха, и волки восхитят овца, кто из-метца от них? такоже и нам как быти без государя?» И иная многая словеса подобная сих изрекоша ко Афонасию митрополиту всеа Русии и всему освященному собору, и не токмо спя глаголюще, наипаче велием гласом молиша его со многими слезами, чтобы Афонасий митрополит всеа Русии с архиепископы и епископы и со освященным собором подвиг свой учинил и плачь их и вопль утолил и благочестивого государя и царя на милость умолил, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отовратил, милость показал и опалу свою отдал, а государьство своего не оставлял и своими государьствы владел и правил, якоже годно ему, государю; а хто будет государьские лиходеи которые изменные дела делали, и в тех ведает бог да он, государь, и в животе и в казни его государьская воля: «а мы все своими головами едем за тобою, государем святителем, своему государю царю и великому князю о его государьской милости бита челом и плакатися».
Также и гости и купцы и все гражане града Москвы по тому же биша челом Афонасию митрополиту всеа Русии и всему освященному собору, чтобы били челом государю царю и великому князю, чтобы над ними милость показал, государьство не оставлял и их на разхищение волком не да-чл, наипаче же от рук силных избавлял; а хто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят...
Государь же им повелел ехати к себе с приставы; приехаша же в Слободу генваря в 5 день... И многим молением молиша его со слезами о всем народ кре-стиянском, якоже преди изрекохом. Благочестивый же государь царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии, милосердуя о всем православной крестианстве, для отца своего и богомолца Афонасия митрополита всея Русии и для своих богомолцов архиепископов и епископов, бояром своим и приказным людям очи свои видети велел и архиепископом и епископом и всему освященному собору милостивое свое жаловалное слово рек: «Для отца своего и богомолца Афонасия митрополита всеа Русии моления и вас для своих богомолцов челобитья государьство свои взята хо-
377 ЦД
тим, а как нам свои государьство взята и государьствы свои владети, о том о всем прикажем к отцу своему и богомолцу к Офонасию митрополиту всея Русии с своими богомолцы»... и отпустил их к Москве... А остави у себя бояр князя Ивана Дмитреевича Бел-ского да князя Петра Михайловича Щетянева и иных бояр, а к Москве того же дни генваря в 5 день, отпустил бояр князя Ивана Федоровича Мстиславского, князя Ивана Ивановича Пронского и иных бояр и приказных людей, да будут они по своим приказом и правят его государьство по прежнему обычаю. Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов приняп на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю, были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и животы их и статей има-ти; а учинити ему на своем государьстве себе опришнину, двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной, а бояр и околничих и дворецкого и казначеев и дьяков и всяких приказных людей, да и дворян и детей боярских и столников и стряпчих и жилцов учинити себе особно; и на дворцех, на Сытном и на Кормовом и на Хлебенном, учинити клюш-ников и подклюшников и сытников и поваров и хлебников, да и всяких мастеров и конюхов и псарей и всяких дворовых людей на всякой обиход, да и стрел-цов приговорип учинити себе особно.
А на свой обиход повелел государь царь и великий князь, да и на детей своих царевичев Иванов и царевичев Федоров обиход, городы и волости: город Можаеск, город Вязму, город Козелеск, город Перемышль два жеребья, город Белев, город Лих-вин обе половины, город Ярославец и с Суходровы, город Медынь и с Товарковою, город Суздаль и с Шуею, город Галичь со всеми пригородки, с Чюхло-мою и с Унжею и с Коряковым и з Белогородьем, город Вологду, город Юрьевец Поволской, Балахну и с Узолою, Старую Русу, город Вышегород на По-ротве, город Устюг со всеми волостьми, город Двину, Каргополь, Вагу; а волости: Олешню, Хотунь, Гусь, Муромское селцо, Аргунове. Гвоздну, Опаков на Угре, Круг Клинской, Числяки, Ординские деревни и стан Пахрянской в Московском уезде, Белгород в Кашине, да волости Вселун, Ошту. Порог Ладош-ской, Тотму, Прибужь, ...с которых волостей имати всякие доходы на его государьжой обиход, жалова-ти бояр и дворян и всяких его государевых дворовых людей, которые будут у него в опришнине; а с которых городов и волостей доходу не достанет на его государьской обиход, и иные городы и волости имати.
А учинити государю у себя в опришнине князей и дворян и детей боярских дворовых и городовых 1000 голов, и поместья им подавал в тех городех.., которые городы поймал в опришнину; а вотчинников и помещиков, которым не быта в опришнине, велел ис тех городов вывести и подавати земли велел в то место в ыных городех, понеже опришнину повеле учинити себе особно....
Ш з78
Государьство же свое Московское, воинство и суд и управу и всякие дела земские, приказал ведати и делати бояром своим, которым велел быта в земских: князю Ивану Дмитреевичю Белскому, князю Ивану Федоровичи Мстиславскому и всем бояром; а конюшему и дворетцкому и казначеем и дьяком и всем приказным людем велел быти по своим приказом и управу по старине, а о болших делех приходити к бояром; а ратные каковы будут веста или земские великие дела, и бояром о тех делех приходит ко государю, и государь з бояры тем делом управу велит чинити.
За подъем же свой приговорил царь и великий князь взята из земского сто тысячь рублев; а которые бояре и воеводы и приказные люди дошли за государьские великие измены до смертные казни, а иные дошли до опалы, и тех животы и статки взята государю на себя. Архиепископы же и епископы и архимандриты и игумены и весь освященный собор, да бояре и приказные люди то все положили на государьской воле...
Дополнительная литература по теме Россия в XVI веке
Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. — М., 1988.
Гумилев Л. Н. От Руси к России. — М., 1992.
Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. — М., 1964.
Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. — М., 1960.
Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. — М., 1972.
Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. — М., 1982.
Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России (XV—XVI вв.). — М., 1985.
Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М., 1989.
Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина? // История Отечества: люди, идеи, решения. — Кн. 1. — М., 1991.
Очерки русской культуры XVI в. — Ч. 1, 2. — М., 1977.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. — М., 1979.
Сахаров А. М. Образование и развитие Российского государства в XIV—XVII вв. — М., 1969.
Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси. XIV— XVI вв. — Новосибирск, 1991.
Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М., 1976.
Скрынников Р. Г. Царство террора. — СПб., 1992.
Черепнин Л. В. Земские соборы Российского государства в XVI—XVII вв. — М., 1978.
Шмидт С. О. Становление Российского само-державства: Исследование социально-политической истории времен Ивана Грозного. — М., 1974.
ИСТОРИЯ ♦ ИСТОРИЯ РОССИИ
РОССИЯ В XVII ВЕКЕ
«Смутное время»
Обострение комплекса внутренних и внешних противоречий в конце XVI века привело страну к состоянию «Смуты», гражданской войны и иностранной интервенции.
Смутному времени предшествовал ряд закре-постительных мер (1581 год — введены «заповедные годы», 1597 год — указы об «урочных летах» и др.). хозяйственный и династический кризисы.
В 1584 году скончался Иван Грозный. Старший сын Грозного — Иван был убит отцом в припадке гнева (1581 год), младшему сыну Дмитрию было два года. На престол вступил средний сын Грозного — Федор Иванович (1584—1598). Вскоре фактическим правителем страны стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов. В 1591 году в Угличе погиб царевич Дмитрий, а в 1598 году умер бездетный Федор Иванович. Династия Рюриковичей прекратилась.
На Земском соборе в 1598 году царем был выбран Борис Годунов. Он вел успешную внешнюю политику, но продолжение дальнейшего закрепощения крестьян и неурожайные годы начала XVII века привели страну к новому кризису. Царь Борис предпринял ряд срочных мер, но предотвратить народные выступления не удалось (1603—1604 годы — восстание Хлопка). К тому же кризисной обстановкой воспользовалась Речь Посполитая, поддержавшая поход беглого монаха Григория Отрепьева, который выдавал себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия.
В апреле 1605 года неожиданно умер Годунов. В июне Лжедмитрий I вступил в Москву и был провозглашен царем. Проводимая им политика не получила поддержки, и 17 мая 1606 года он был убит. Царем стал Василий Шуйский, выражавший интересы боярской верхушки. Народное недовольство дальнейшим закрепощением вылилось в восстание под предводительством Ивана Болотникова (1606—1607), которое в октябре 1607 году было подавлено царским войском. Скрытая интервенция Польши (Лжедмитрий II — ставленник польского короля Си-гизмунда III) с 1609 года переросла в открытое вмешательство во внутренние дела России. Летом 1610 года польские отряды двинулись к Москве. В июле 1610 года Василий Шуйский был свергнут боярами и дворянами. Переходное правительство из семи бояр («семибоярщина) », задумав посадить на русский престол польского королевича Владислава, впустило польские войска во главе с гетманом Гонсевским в
Кремль. На севере страны к оккупации перешли шведы. Россия оказалась перед угрозой потери независимости.
В стране созрела идея народного ополчения. Созданное в январе 1611 года первое ополчение (во главе с П. Ляпуновым) летом 1611 года распалось из-за внутренних разногласий. Судьбу страны решило созванное в октябре 1611 года в Нижнем Новгороде второе ополчение во главе с нижегородским посадским старостой Кузьмой Мининым и воеводой князем Дмитрием Пожарским. 26 октября 1612 года Москва была освобождена. В январе 1613 года был собран Земский собор, на котором царем был избран Михаил Романов (1613—1645) — внучатый племянник первой жены Ивана Грозного.
Последствия интервенции были ликвидированы в последующие годы. В 1617 году был заключен Столбовский мир со Швецией (Россия вновь потеряла побережье Финского залива и ряд городов). В 1618 году подписано Деулин-ское перемирие с Речью Посполитой (Россия лишилась Смоленска и Чернигово-Северских земель). Тем не менее политическая независимость страны была восстановлена, сохранено территориальное единство России.
Внутриполитическое развитие
К середине XVII века тяжелые последствия Смутного времени в основном были преодолены. Произошел дальнейший рост крупного землевладения (в основном поместья). Развивались его связи с рынком, усиливалась специализация сельского хозяйства, складывалось мелкотоварное производство, росло число городов (к концу века — 300). Расширился обмен товарами между отдельными районами страны, постепенно создавалась единая экономическая система. Однако экономика страны продолжала развиваться в рамках крепостнической системы, которая нашл™ отражение в принятом Земским собором Уложении царя Алексея Михайловича. Там же содержались статьи о престиже царской власти и преступлениях против нее. Власть царя усиливалась, государство из самодержавно-земского стало превращаться в самодержавно-бюрократическое. Увеличилось количество приказов (до 80), выросла численность бюрократии. Предпринимались попытки военной реформы — создавались полки «нового строя».
Усилившееся влияние церкви в государстве в первой трети XVII века осложнилось внутрицер-ковными разногласиями и привело к расколу в русской православной церкви (1650—1660 годы). Одновременно патриарх Никон (с 1652 года) стал претендовать на государственную власть. Восемь
лет продолжалась борьба, закончившаяся низложением Никона в 1666 году. Церковь пошла на компромисс со светской властью.
С середины XVII века в стране наблюдалось усиление социальной активности, перерастающее в череду восстаний и бунтов, наиболее значительными из которых были:
1648 год — Соляной бунт в Москве;
1650 год — Хлебный бунт в Новгороде и Пскове;
1662 год — Медный бунт в Москве;
1670—1671 годы — восстание под предводительством Степана Разина.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!