Государственно-правовая теория Р. Иеринга.



Одной из самых заметных фигур европейской юриспруденции второй половины XIX столетия был германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818–1892). Широкую известность принесли ему такие труды, как "Дух римского права на различных ступенях его развития", "Цель в праве" и "Борьба за право".

Иеринг все больше обращает внимание не на логические и даже не на психологические асекты права, а на его социолого-прагматические, утилитаристские моменты.Первое место в применяемой им методологии познания права и государства он теперь отводит описанию, классификации и анализу фактов. По сравнению с изучением эмпирического материала оперирование философскими конструкциями начинает играть у него вспомогательную роль. Право, по Иерингу, выходит "из рук" общества, которое он интерпретирует как сферу "совместного действия людей, объединенных общими целями; в этой сфере каждый, действуя для других, действует также для себя, а действуя для себя, тем самым действует и для других". Однако демиургом права у Иеринга выступает не всякое, но лишь государственно-организованное общество. Венчает такое общество аппарат государства, воплощающий социальную, публичную власть. Вот этим-то аппаратом государства в конечном итоге и порождается право. Без каких бы то ни было околичностей Иеринг заявляет: "Государство – единственный источник права". Само право характеризуется Иерингом с разных сторон. Прежде всего – со стороны содержания. Им являются интересы субъектов социального взаимодействия, но такие интересы, которые общи всем его участникам; другими словами – интересы общества в целом. Они и составляют содержание права. При одном непременном условии – их защите, гарантировании государством. Право есть защищенный государством интерес. Встречается у Иеринга и несколько иная формулировка того, что образует содержание права: "Право есть совокупность жизненных условий общества в широком смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т. е. государственной властью". Приведенные иеринговские формулировки представляют собой критику волевой теории права, задававшей тон в немецком правоведении первой половины XIX в. Иеринг не проводит сколько-нибудь серьезного теоретического разграничения права и закона. Сплошь и рядом он считает их явлениями равнопорядковыми, идентичными. Но в действительности они далеко не таковы. Большинство его суждений (особенно высказанных в "Духе римского права", "Цели в праве") фактически имеют своим адресатом закон, а вовсе не право. Это обстоятельство надо тщательно учитывать и при более конкретном знакомстве со взглядами Иеринга на соотношение государства и права.

Республиканский политический идеал Т. Пейна.

Республиканский политический идеал Ж. Ж. Руссо. Руссо 1712 - 1778 По его мнению гос-во происходит из естественного состояния людей. Главной причиной бед и невзгод является частная собственность. Существуют три степени неравенства. 1. возникновение частной собственности (имущественное неравенство) 2. Политическое неравенство (Установление политической власти) 3. Перерождение в деспотию (перевернутое равенство) Третий этап позволяет народу применить насилие, поскольку насилие деспота поддерживало, насилие его и свергнет. Вопросы существования нормального государства разрешимы договором. В таком гос-ве народ активен. Осуществляя свою власть в своих интересах. Государство пассивно и не может использовать принуждение против своих граждан в целом. В данном гос-ве возможно существование различных властей. 1. Законодательная власть - обладает приоритетом по отношению к остальным: всеобщее собрание в виде референдумов, т.е. в виде демократии как токовой. 2. Исполнительная власть- правительство, кот. избирается народом на года, причем Руссо подчеркивает, что устройство власти должно обеспечивать интересы народа, гос-во должно пожертвовать интересами правительства в интересах народа. 3. Судебная власть - выборные судебные органы, присяжные заседатели. Идеальная форма правления - республика. В основе республики - народный суверенитет. Суверенитет не отчуждаем и неделим. Т.о. принцип РВ не осуществим, поскольку суверенная власть везде принадлежит народу, допустимо лишь разграничение функций. Любые органы государства могут быть изменены, т.о. форма правления - 1, а формы реорганизации правительства могут быть разными. Государство основано на законах Законы: 1. Политические. 2. Гражданские 3. Уголовные 4. 4-го рода : традиции, обычаи и т.д. Общая воля всегда права В основе законов - соглашение. Поскольку гос-во обеспечивает безопасность человека и т.д., то гос-во уже выше отдельного индивида. Если кто-либо отказывается подчиниться общей воле, то его силою принудят, чтобы быть свободным. На форму правления в государстве влияют различные факторы: 1. географические 2. политические 3. социальные (образование, защита гос-вом личности, защита собственности и т.д.) Критикует Петра 1: подверг народ цивилизации слишком рано. Закон выражает общую волю а законодательная власть представляет неотчуждаемый народный суверенитет. Принцип разделения властей в нормальном государстве не осуществим. Список литературы

Перец и мак вместо хлеба насущного! И потом же гнуснейшая политическая идея - оправдание единоличной тирании... - Но какую трактовку пропустили бы иначе?.. - Ах, пропустили бы?! Так не говорите, что гений! Скажите, что подхалим, заказ собачий выполнял. Гении не подгоняют под вкус тиранов!"1 1 А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. М., 1963, с. 71. Я, 1-Б 860, считаю, что прав Х-123. Я считаю, что "гнуснейшая политическая идея" лишает искусство возможности и права вмешиваться в жизнь общества. А. Солженицын понял все: он понял, что спор, в котором заданы такие условия, неразрешим. Он неразрешим, потому что зависимость явлений, ставших предметом спора, лежит большей своей частью за пределами искусства. Зависимость художественных достоинств произведения от его исторической, социологической и политической концепции так же формальна, как формальна связь элементов в такой задаче: поезд шел из пункта А в пункт В. Сколько стоит цибик чая? Нельзя подчиняться призрачной зависимости явлений и выводить стоимость чая из движения поезда, искусство художника из господствующей идеологии


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 315; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!