Школа “свободного права” начала XX в. Эрлих.



Эрлих Евгений(1862-1922) — австрийский правовед, один из основоположников социологии права как науки и автор концепции «свободного судейского отыскания права». Стремительное развитие гражданских правовых отношений и одновременное отставание норм законода­тельства. Русский правовед И.А. Покровский (1868-1920) так оценивал эту эпоху: «XIX век... был веком чрезвычайно интенсивной гражданско-правовой жизни. Чуть не каждое десятилетие создавало новые приемы в промышленности и торговле, а в связи с этим возникали и новые типы отноше­ний, неизвестные не только источникам старого (римского или германского) права, но даже и кодексам начала XIX века». Эта ситуация отставания законов от быстро изменя­ющейся жизни нашла отражение в сознании правоведов, которые стали говорить о тирании «мертвых текстов зако­нов». В конце XIX — начале XX в. в некоторых странах За­пада возникло движение за «свободное право», теоретики которого обосновывали необходимость расширения свобо­ды судейского усмотрения. Идеи «школы свободного пра­ва» (Freirechtsschule) нашли законодательное закрепление в Германском гражданском уложении (1896), Швейцар­ском гражданском уложении (1907).

Теория эволюции политических форм в учении Г.Спенсера.

Значительное внимание проблемам политико-правовой теории уделялось в социологических концепциях философских позитивистов. Наиболее видный из них - Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) - был очень популярен в Англии, США и ряде других стран. Основная его работа - "Система синтетической философии" (1862 - 1896 гг.).Спенсер рассматривал общество как своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему закону эволюции. "Эволюция есть переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающий рассеяние движения и интеграцию материи". Общество взаимодействует с окружающей средой (природа и - или - другие общества) и испытывает на себе влияние этой среды; в результате складывается государство: "Правительство возникает и развивается вследствие наступательной и оборонительной войны общества против других обществ".Поначалу основными обязанностями государств были защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов. На этой основе, по теории Спенсера, сложился воинственный тип социальной организации. Ее характерные черты: народ и армия имеют одинаковое строение, организованы на основе принудительного объединения, централизованной регулятивной системы; общество как организм подчинено главному нервному центру и организовано иерархически: центр - подцентры - под-подцентры и т.д.; место индивида в социальной иерархии определяется его статусом; жизнь, свобода, собственность индивида принадлежат обществу; государство устанавливает не только запреты ("чего нельзя делать"), но и предписания ("надо делать то-то и то-то"); запрещены и подавляются все объединения и союзы, кроме тех, которые входят в состав государственной организации; общество стремится производить все необходимое для его независимого от других обществ существования; из духовных качеств членов общества высоко почитаются храбрость, преданность данному обществу, исполнительность, малая инициативность, слепая вера в авторитет, уверенность в необходимости и полезности правительственного вмешательства.

Современные теории государства.

Современные теории государства – это совокупность представлений о сущности государства, так или иначе закрепившихся в современной политико-правовой мысли.

1. Теория элит. Данная теория государства была разработана в начале XX века итальянскими социологами Гаэтано Моска и Вильфредо Парета. Согласно теории элит основная масса народа не может управлять государством, поэтому власть должна принадлежать элите – наиболее привилегированным слоям населений, составляющую верхушку общества. Народ же вправе выбирать ту группу элит, которая должна будет ими управлять.

2. Теория плюралистической демократии. Ее представителями были английский политолог Гарольд Ласки, французский ученый Морис Дюверже и многие другие исследователи государственно-правовых явлений. Согласно плюралистической теории общество представляет собой совокупность стран (объединений людей по различным основаниям, будь то место жительства или профессия), а не классов.

3. Технократическая теория. Данная теория возникла в 60-х годах XX века, согласно воззрениям представителей этой теории государством должны управлять менеджеры-технократы, которые смогут обеспечить технологический вектор развития человеческого общества и общественный прогресс.

4. Государство всеобщего благоденствия. Данная теория возникла в 50-х годах под влиянием работ выдающегося экономиста Джона Кейнси. Согласно данной теории государство должно вмешивать во все стороны общественной жизни для достижения социально полезного результата.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!