Список рекомендуемой литературы



Основная литература

 

11. Андреев Л.Г. Импрессионизм. – М., 1980.

12. Он же. Современная литература Франции, 60-е годы. – М., 1977.

13. Он же. Сюрреализм. – М., 1972.

14. Достояние современного реализма. – М., 1973.

15. Еремеев Л.А. Французский литературный модернизм. – Киев, 1991.

16. Кирнозе З. Французский роман 20 века. – Горький, 1970.

17. Гуляев Н,А., Шибанов И.П. и др. История немецкой литературы. – М., 1975.

18. Затонский Д. Художественные ориентиры 20 века. – М., 1988.

19. История литературы ГДР. – М., 1982.

20. История литературы ФРГ. – М., 1980.

21. Карельский А. От героя к человеку. – М., 1990.

22. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. – М., 1966.

23. Адмони В.Г. Поэтика и действительность. – М., 1975.

24. Гарин И. Пророки и поэты. – М., 1992.

25. Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. -  Л., 1980.

26. Он же. Черты романа 20 века. - М., Л., 1965.

27. Затонский Д.В.Австрийская литература в 20 столетии. – М., 1984.

28. Литература Швейцарии. – М., 1967.

29. Английская литература 1945 – 1980. – М., 1987.

30. Аникин Г.В. Английский роман 60-х годов 20 века. – М., 1982.

31. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1985.

32. Ивашева В.В. Литература Великобритании 20 века. – М., 1984.

33. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. – М., 1986.

34. Засурский Я.Н. Американская литература 20 века. – М., 1984.

35. Зверев А. Модернизм в литературе США. – М., 1979.

36. История итальянской литературы 19 – 20 веков. – М., 1990.

37. Мамонтов С.Л. Испаноязычная литература стран Латинской Америки 20 века. – М., 1976.

Дополнительная литература

1.Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и 20 век. М., 1994.

2. Он же. Марсель Пруст. – М., 1968.

3. Балашова Т.В. Французская поэзия 20 века. – М., 1982.

4.Она же. Эрве Базен и пути психологического французского романа. – М., 1987.

5.Великовский С.В. В поисках утраченного смысла. – М., 1979.

6.Он же. Грани «несчастного сознания». – М., 1973.

7.Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. – М., 1987.

8.Долгов К.М. От Крегьегора до Камю: философия. Эстетика. Культура. – М., 1990.

9.Мамардашвили М. Лекции о Прусте: психологическая топология пути. М., - 1995.

10.Моруа А. От Монтеня до Арагона. – М., 1983.

11.Наркирьер. Французский роман наших дней. – М., 1980.

12.Карельский А. От героя к человеку. – М., 1990.

13.Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900 – 1946. – М., 1982.

14.Пашигорев. В.Н. Роман воспитания в немецкой литературе 18 – 20 веков. – Саратов, 1993.

15.Русакова А. Томас Манн. – Л., 1975.

16.Федоров А.А. Томас Манн. Время шедевров. – М., 1981.

17.Фрадкин И.М. Бертольд Брехт. Путь и метод. – М., 1965.

18.Зусман В.Г. Художественный мир Кафки: малая проза. – Нижний Новгород, 1996.

19.Затонский Д.В. Зеркала искусства. – М., 1975.

20.Каралашвили Р. Мир романа Германа Гессе. – Тбилиси, 1984.

21.Павлова Н.С. Фридрих Дюрремант. – М., 1967.

22.Седельник В.Д. Герман Гессе и швейцарская литература. М., 1970.

23.Башманова Н.И. Английский модернизм: психологическая проза. – Ярославль, 1993.

24.Анастасьев Н.А. Творчество Э. Хемингуэя. – М., 1981.

25.Галинская И.П. Философские и эстетические основы поэтики Дж.Д. Сэлинджера.  – М., 1975.

26.Злобин Г.П. По ту сторону мечты. Страницы американской литературы 20 века. – М., 1985.

27.Мендельсон М.О. Американская сатирическая проза 20 века – М., 1972.

28.Морозова Т.Л. Образ молодого американца в литературе США. – М., 1969.

29.Мулярчик А. Послевоенные американские романисты. – М., 1980.

30.Писатели США. Краткие творческие биографии. – М., 1990.

31.Старцев И. От Уитмена до Хемингуэя. – М., 1072.

32.Финкелстайн С. Экзистенциализм в американской литературе. – М., 1967.

33.Кин Ц. Миф, реальность, литература. Итальянские заметки. – М., 1968.

34.Рейнголд С. «Отравить монаха», или человеческие ценности по У.Эко. – «Иностранная литература». 1994. №4.

35.Земсков Н.Г. Маркес. – М., 1989.

36.Зюкова Н.С. Алехо Карпентьер. – Л., 1982.

37.Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. – М., 1976.

38.Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1988.

 

Художественные тексты

 

Литература Франции

1. Ануй Ж. Антигона. Дикарка. Жаворонок. Медея.

2. Аполлинер Г. Алкоголи. Каллиграмы.

3. Беккет С.В ожидании Голдо. Моллой. Мэлон умирает.

4. Ионеско Э. Лысая певица. Носороги. Белое и черное. Между сном и сновидением.

5. Камю А. Посторонний. Чума. Миф о Сизифе.

6. Пруст М. В поисках утраченного времени.

7. Сартр Ж.-П. Тошнота. Стена. Мухи. Слова. Дьявол и Господь Бог.

8. Саррот Н. Золотые плоды.

9. Базен Э.Змея в кулаке. Супружеская жизнь. Счастливцы с острова Отчаяния.

10. Де Сент-Экзюпери А. Маленький принц. Планета людей.

11. Жид А. Фальшивомонетчики. Имморалист. Тесные врата.

12. Дю Гар М. Семья Тибо.

13. Мориак Ф. Клубок змей. Мартышка.

14. Роллан Р. Очарованная душа.

15. Саган Ф. Немного солнца в холодной воде. Рыбья кровь.

Литература Германии

1.Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети. Добрый человек из Сезуана. Галилео Галилей.

2. Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен. Три товарища. Триумфальная арка.

3. Манн Т. Лота в Веймаре. Доктор Фаустус. Волшебная гора.

4. Белль Г. Бильярд в половине десятого. Глазами клоуна.

5. Вульф К. Расколотое небо. Кассандра. Медея. Авария.

6. Носсак Г.Э. Интервью со смертью. Дело Д*Артеза. Украденная мелодия

Литература Австрии

1. Кафка Ф. Замок. Процесс. Превращение.

2. Цвейг С. Новеллы.

Литература Швейцарии

1. Гессе Г. Степной волк. Игра в бисер.

2. Дюрренматт Ф. Визит старой дамы. Авария.

3. Фриш М. Дон Жуан или любовь к геометрии.

Литература Великобритании

1. Голдинг У. Повелитель мух.

2. Джойс Дж. Улисс.

3. Оруэлл Дж. 1984. Скотный двор.

4. Берджес Э. Механический апельсин.

5. Во И. Упадок и разрушение. Мерзкая плоть. Незабвенная.

6. Мердок А. Черный принц. Дикая роза.

7. Акройд П. Завещание Оскара Уайльда. Дом доктора Ди. Процесс Элизабет Кри.

8. Вульф В. Комната Джейкоба.

9. Фаулз. Д. Коллекционер. Башня из черного дерева. Волхв.

10.  Брейн Д. Путь наверх. Жизнь наверху.

11. Лоуренс Д.Г. Любовник леди Чаттерлей.

12.  Моэм С. Луна и грош. Театр. Острие бритвы.

13. Элиот Т.С. Бесплодная земля. Полые люди.

Литература США

1. Стейнбек Д. Гроздья гнева.

2. Сэлинджер Дж. Над пропастью во ржи.

3. Фицджералдьд Ф.С. Великий Гэтсби. Ночь нежна.

4. Фолкнер У. Особняк. Медведь.

5. Хемингуэй. Прощай, оружие! По ком звонит колокол.

6. Апдайк Д. Кролик, беги! Кентавр.

7. Уайльдер Т. Теофил Норт.

8. Уильямс Т. Трамвай «Желание»

Литература Италии

1. Эко У. Имя розы. Маятник Фуко. Средние века уже начались.

Литература Латинской Америки

1. Амаду Ж. Генералы песчаных карьеров.

2. Борхес Х.Л. Вымыслы. Хитросплетения. Всеобщая теория бесчестия.

3. Карпентьер А. Царство земное. Век просвещения.

4. Картасар Х. Выигрыши. Игра в классики.

5. Маркес Г.Г. Полковнику никто не пишет. Сто лет одиночества. Осень патриарха.

 

Приложения

Приложение 1

 Миф в художественном сознании XX века

Обращаясь к проблеме рецепции и интерпретации мифа в современной литературе, следует выявить причины и корни его исторической действенности. Миф как культурный фено­мен интересует ученых еще со времен античности. Это одна из самых сложных реальностей культуры, его можно интер­претировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах. Разные исследовательские позиции и уровни интер­претации мифа связаны с самой универсальностью мифа. В истории каждого народа обязательно есть этап мифологиче­ского сознания, о чем свидетельствует повторяемость многих сюжетных ходов, мифологем, спектр мифологических инди­видуальностей, единство ценностно-познавательных и этико-эстетических моментов.

Миф аккумулирует смысл явлений, соединяет нравствен­ные, социальные и космологические аспекты. Он дает возмож­ность создать философскую модель мира с особой структурой времени и пространства; акцентируя вневременное и космиче­ское, рисует законы особого духовного пространства - ноосфе­ры. Именно поэтому миф выступает как источник норматив­ной деятельности и является одной из мотивировок челове­ческого сознания. Проблема мифа, его связи с познанием мира, истины, социально-политическим порядком, нравственными установками, верой, поэтическим творчеством, логическими формами миро­понимания не потеряла своей актуальности и в XX веке. Более того, интерес к мифу актуализировался, о чем свидетельствуют исследования первых величин западной и отечественной куль­турологии и философии современности - К. Юнга, 3. Фрейда, И. Хейзинги, К. Леви-Стросса, М. Хайдеггера, А. Ф. Лосева, Я. Голосовкера и других. Борьба мифологических школ сви­детельствует о стремлении постичь через миф фундаменталь­ные законы бытия.

В истории литературы мифу принадлежит особая роль как арсеналу культурных парадигм. Они связаны тесными узами. Переосмысление и художественная обработка мифа привели к созданию эпоса, поэзии, драмы, У мифа особая структура, соединяющая исторический, динамический и диалектичес­кий аспекты. Это обусловливает и разные исследовательские позиции и уровни его интерпретации, которые следует учи­тывать, раскрывая специфику мифа.

С проблемой мифа студент-филолог сталкивается при изу­чении всех историко-литературных курсов. На первых этапах обучения, в курсе античной литературы, происходит осмыс­ление мифа как культурного феномена на двух уровнях - ис­торико-культурном и филологическом. Первый подход иссле­дует конкретные мифологические модели мира, генеалогии богов и первопредков, влияние мифологических представле­ний на историю становления народов, национальный мента­литет. В этом смысле мифология воспринимается как опреде­ленная сетка координат, в которой данный народ восприни­мает мир, формирует свой миропорядок, исторические тради­ции. Второй - филологический, исследует закономерности эстетического бытия мифа в разных культурных системах и предполагает языковой анализ мифа, исследование его дина­мической структуры и образов в движении, анализ самой по­этики мифа. Однако эти два подхода не дают полного представ­ления о сущности мифа, его внутренней природе и самого ми­фологического сознания. Это предмет философского истолкова­ния мифа, с которым студенты сталкиваются в курсе истории философии. Таким образом, изучение мифа сопряжено со всем спектром культурологических и философских проблем.

В аспекте нашей проблемы основной интерес сосредоточен на исследовании форм рецепции и трансформации мифа в творчестве зарубежных писателей XX века. Однако попутно стоит отметить восприимчивость и русского философско-эстетического и художественного сознания к мифу, о чем свиде­тельствует творчество писателей как XIX, так и XX века. Художественный мифологизм стал отличительной чертой рус­ских поэтов - В. А. Жуковского, Г. Р. Державина, А. С. Пуш­кина, М. Ю. Лермонтова, А. Фета. Мифопоэтические модели мира поэтов рубежа XIX-XX вв. А. Ахматовой, Б. Пастерна­ка, О. Мандельштама, М. Цветаевой, Н. Гумилева, В. Ходасе­вича демонстрируют самые разнообразные формы и способы освоения мифа. Эти формы исторически изменчивы, так как каждый раз миф по-новому интерпретируется с точки зрения нового семантического сознания, начиная от самых прими­тивных (аллегорических, эмблематических) до самых слож­ных, когда поэтические формы взаимодействуют с памятью культуры в скрытом, закодированном виде.

XX век внес свои коррективы в традиционные формы мифо­логического мышления и поэтической мифологии. Мифологи­зация стала одним из основных принципов поэтики XX века. С обращением к мифу связана усложненная символика, тяготе­ние к притче, параболе, смысловой многослойности - это ха­рактерные параметры художественных миров Дж. Джойса, Л. Малербы, Ф. Кафки, Г. Г. Маркеса, Т. Манна, Д. Апдайка, К. Вольф, Г. Майринка, М. Юрсенар и других писателей.

Формы трансформации мифа и его структурные функции разнообразны в каждом отдельном случае. Он может являть­ся главным способом организации смыслового содержания художественного повествования (Т. Манн * Иосиф и его братья*; К. Вольф «Кассандра», «Медея»; М. Юрсенар «Фило­софский камень»; Г. Майринк «Голем»; Д. Апдайк «Кен­тавр»), через миф выявляются универсальные общечеловече­ские парадигмы существования ( Г. Д'Аннунцио, X. Э. Носсак, А. Деблин), то есть миф позволяет выйти за рамки конкретно-исторических и временных параметров. Примером этому мо­жет служить использование сюжетных эпизодов «Одиссеи» Гомера в романе Дж. Джойса «Улисс». С мифом связаны все смысловые нагрузки, уровни смысла каждого эпизода, пере­осмысленные в пародийно-ироническом ключе. Стоит отме­тить, что ирония и пародия стали почти обязательным эле­ментом в современной трактовке мифа.

Функции мифа могут быть ситуативно-значимыми, пред­ставлять какой либо уровень текста, выступать в качестве аллюзий и реминисценций. Мифологическая аллюзивность явля­ется отличительным качеством прозы Т. Манна, А. Деблина, М. Спарк, Г. Грасса, У. Голдинга, Д. Фаулза, X. Кортасара.

Плодотворным подходом к исследованию типов мифологизма представляется, по нашему мнению, сравнение интерпре­тации одного и того же мифологического сюжета нескольки­ми авторами. Для примера можно использовать ряд произве­дений, в которых использован миф об Одиссее: Луиджи Малерба «Итака навсегда*, Милорад Павич «Шляпа из рыбь­ей чешуи», Тончо Жечев «Миф об Одиссее», Костас Варналис «Дневник Пенелопы».

Другим примером многократной художественной интер­претации мифа в современной литературе может служить миф об Атридах. Впервые этот сюжет был использован Эсхи­лом в трилогии «Орестея», затем Софоклом в трагедии «Элек­тра» и Еврипидом в трагедиях «Электра « и «Орест». Следо­вательно, уже в курсе античной литературы студенты сталки­ваются с комплексом нравственных проблем, отраженных в мифе, уровнями их осмысления и разными интерпретаци­ями. Многозначность этого мифа обусловила обращение к не­му литературы последующих веков, в том числе и XX века.

Одним из первых интерпретаторов мифа стал Юджин О'Нил в трилогии «Электре подобает траур». Психогенетический комплекс в роду Мэннонов, наследственные связи исследую­тся через античный мотив родового проклятья. Гражданская война в Америке уподобляется Троянской войне.

Философское осмысление мифа об Атридах представлено в драме-дискуссии Жана Жироду «Электра», представляющей столкновение двух мироощущений, двух миропонимании. Образ Электры - символ правдоискательства и чистой сове­сти; Эгисф - олицетворение цинизма, нравственного реляти­визма. Его образ отражает мироощущение современного чело­века, относящегося к бытию как к абсурду, трагикомедии. Это порождает отвлеченно-ироническую позицию персонажа.

Изменены акценты в драме Ж. П. Сартра «Мухи», в которой основная роль отведена не Электре, а Оресту. С его обра­зом связана идея освобождения от насилия и террора. В отли­чие от Жироду, Сартр исследует сущность конфликта между Орестом и Электрой, которые, согласно мифологическому сю­жету, рассматривались как союзники в борьбе против Кли­темнестры и Эгисфа. С образом Ореста и жителями Аргоса связаны основные категории философии экзистенциализма — отчуждение, свобода личности, проблема выбора, категория страха. Особо пристальное внимание уделяет Сартр категори­ям вины и ответственности, которые решаются в духе инди­видуализма и тотального одиночества. Орест противопостав­ляет свою позицию не только позиции сестры, но и жителям города. Это существенно меняет саму концепцию мифа.

Аналогичным образом можно рассмотреть трансформацию архетипических моделей образов Федры, Кассандры, Медеи в современной литературе, как в прозе, так и в драме. Это поз­волит увидеть действие общечеловеческих, универсальных законов через призму античных образов, осознать специфику функций мифа в общей системе философско-этических и эс­тетических взглядов писателей и одновременно понять, какие коррективы вносит тот или иной автор в их трактовку.

С целью уяснения теоретических основ данной проблемы следует обратиться к следующим изданиям:

1. Зарубежные исследования по семиотике фольклора. - М., 1985.

2. Керлот Х. Э. Словарь символов. - Мм 1994.

3. Мелетинский Л. М. Поэтика мифа. - М., 1976.

4. Мелетинский Е М. О литературных архетипах. - М., 1994.

5. Миф - фольклор - литература. - Л., 1978.

6. МифологизмвлитературеХХв.//Литературныйэнциклопедическийсло-варь. - М., 1987.

7. Мифологический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

8. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. - М., 1980-1982.

9. Телегин С. М. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации. -М., 1994.

10. Тернер В. Символ и ритуал. - М., 1983.

11. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности - М., 1978.

Приложение 2


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!