Глава 13. Брак, развод и повторный брак



Взаимоотношения людей

Социальный инстинкт дан Богом для нашего блага и удовольствия. «Благодаря взаимному контакту умы шлифуются и совершенствуются, а дружеское общение помогает установить знакомства и завязать дружбу, плодом которой является единство сердец и атмосфера любви, весьма угодные для неба» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 172).

Надлежащее общение представителей обоих полов взаимно полезно. Такое общение должно проходить на высоком нравственном уровне при соблюдении тех норм, которые предусмотрены для нашей защиты. Цель сатаны - извратить все доброе, а извращенное доброе часто приводит к самому худшему.

В наше время идеалы, которые делают взаимоотношения людей безопасными и счастливыми, грубо попраны. Под влиянием страстей, которые не сдерживаются нравственными и религиозными принципами, общение полов во многом оборачивается вседозволенностью, распущенностью, сексуальными извращениями, кровосмешением и сексуальным насилием над детьми.

Миллионы людей отказались от основанных на Библии норм поведения и готовы променять святой опыт супружеской жизни, отцовства и материнства на горькие, полные раскаяния и сожаления плоды греха. Такие проявления зла разрушают привычную структуру общества, основной ячейкой которого является семья, (195) а распад семьи, в свою очередь, способствует развитию и появлению этих и других пороков. Печальные результаты - изломанные жизни детей и юношества - вызывают тревогу. Влияние зла на общество имеет не только катастрофический характер, но и неуклонно возрастает.

Это зло стало сегодня более явным и все больше угрожает идеалам и целям христианской семьи. Измена, порнография, всевозможные сексуальные надругательства (в том числе сексуальные оскорбления супругов, сексуальное насилие над детьми и престарелыми), кровосмешение, гомосексуализм и лесбиянство относятся к числу извращений первоначального замысла Бога и иллюстрируют сокрушенность человечества. В текстах Писаний эти отклонения (см. Исх.20:14; Лев.18:22,29; 20:13; 1Кор.6:9; 1Тим.1:10; Рим.1:20-32) недвусмысленно осуждаются, но так как люди эти предупреждения отвергли, во всем мире преобладает смятение и неуверенность. Со времен древних цивилизаций сатана всегда стремился заставить людей забыть, что Бог - их Творец, и что когда Он сотворил людей по Своему подобию, Он создал их «мужчиной и женщиной» (Быт.1:27).

Хотя Слово Божье предупреждает нас о деградации, проистекающей из одержимости нашего мира сексом и погоней за чувственными удовольствиями, Христос пришел, чтобы разрушить работу дьявола и восстановить отношения людей с их Творцом. Таким образом, мы, падшие в Адаме и пленники греха, но получившие во Христе полное прощение, получаем и право нового выбора лучшего пути, пути возрождения. Крест Иисуса и сила Святого Духа помогают каждому из нас освободиться от оков греховных поступков по мере того, как мы восстанавливаемся в образе нашего Творца.

На нас, родителей и духовных наставников молодежи, возложена обязанность с сочувствием и пониманием относиться к ее проблемам, стремиться обеспечить для юношей и девушек пребывание в христианской социальной среде и достичь в отношениях с ними такой духовной близости, чтобы суметь передать им идеалы, вдохновение и силу христианской религии. (196)

Каковы бы ни были ошибки наших родителей или ровесников, наш долг и преимущество знать и придерживаться высоких христианских идеалов мужчины и женщины. Мы сможем сформировать христианский характер, ограждающий нас от влияния зла и позволяющий оказывать облагораживающее влияние на общество, если будем благоговейно исследовать Библию, глубоко изучать природу, строго оберегать священные силы человеческого тела, обладать искренней целеустремленностью, быть постоянными в молитве и искренне, бескорыстно служить нуждам других людей.

Совместные встречи молодых и старых членов общины должны проводиться с целью приятного общения и развития умственных и духовных сил, но не ради беззаботного, пустого увеселения. Благозвучная музыка, возвышающая душу беседа, публичное чтение хороших стихов, просмотр подходящих фотографий или фильмов, игры, тщательно подобранные в воспитательных целях, и, прежде всего, составление и осуществление планов миссионерской работы - вот что должно послужит благословением и подкреплением для всех присутствующих. Отделом молодежного служения Генеральной Конференции опубликованы полезные сведения и практические советы по проведению подобных совместных встреч и других социальных мероприятий.

Наши дома являются самым лучшим местом для проведения совместных встреч. В больших городах, где нет возможности проводить их в домашних условиях и где нет адвентистских общественных центров, нам следует подыскивать для этих встреч такое место, которое будет свободно от вредных для христиан влияний, а не собираться в местах, обычно используемых для платных увеселений и спорта, таких как общественные залы и катки, где может царить атмосфера, противоречащая христианским принципам.

Забота старших о молодежи

Искреннее, сердечное общение старших по возрасту членов Церкви с молодежью оказывает исключительно благотворное влияние на жизнь детей и юношества. «Родителям и учителям (197) грозит опасность... не иметь достаточно тесного человеческого контакта со своими детьми или учениками» (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 76). Долг наших семей, школ и других учреждений - заботиться о нравственности и репутации тех, кто находится на нашем попечении. Мы как родители должны решительно поддерживать правила тех учреждений, в которых находятся наши дети, и такой же порядок устанавливать в своих семьях. Чтобы это стало возможным, нам следует научиться быть желанными друзьями своих детей. Однако главным образом от самих молодых людей зависит, превратится ли забота о них старших в приятные отношения, основанные на глубоком уважении.

Ухаживание

Всеми признано, что период ухаживания - это время, когда мужчина и женщина, уже понравившиеся друг другу, знакомятся более основательно, готовясь к намеченному браку.

«Пусть молодые люди, намеренные жениться, взвесят свои чувства и увидят все свойства характера того, с кем они думают связать свою жизнь и судьбу. Пусть каждому шагу к брачному союзу будет присуща простота, скромность, искренность и твердое намерение не огорчить Бога и почтить Его. Женитьба влияет на всю последующую жизнь в этом мире и в будущем. Истинный христианин не строит планов, которые не может одобрить Бог» (Служение исцеления, с.359).

Неспособность следовать этим принципам в христианском ухаживании может привести к трагическим последствиям. Единство мужа и жены в идеалах и целях - необходимое условие для счастливой и успешной христианской семьи. Разногласия в вопросах религии вполне могут омрачить семейное счастье и приводят к недоразумениям, растерянности и неудачам в воспитании детей. Библия советует: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2Кор.6:14).

«Семейные узы - это самые тесные, самые нежные и самые священные узы на земле. Они призваны быть благословением (198) человечеству. И они становятся благословением везде, где брачный союз заключается разумно, со страхом Божьим, с должным пониманием супругами обоюдной ответственности» (Христианский дом, с. 18).

Поклонение Богу, соблюдение Субботы, отдых, общение, использование денежных средств и обучение детей - неотъемлемые составляющие счастливой семейной жизни. Поскольку разногласия по этим вопросам часто ведут к ухудшению отношений, унынию и даже полной утрате христианского опыта, необходимо предусматривать соответствующие консультации пастора в добрачный период.

«"Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?" (Ам.3:3). Счастье и благосостояние семейного союза зависят от единства взглядов обеих сторон. Между верующим и неверующим - огромная разница в наклонностях, вкусах, стремлениях. Они служат двум господам, между которыми нет ничего общего. Как бы святы и справедливы ни были принципы одного супруга, влияние неверующего спутника жизни постоянно будет отдалять его от Бога» (Патриархи и пророки, с. 174).

Дух пророчества настоятельно советует не заключать брак между «верующим и неверующим» и предостерегает далее против соединения с христианами, которые «не приняли истину для настоящего времени» (Свидетельства для Церкви, т.5, с.364). Более вероятно, что брак будет прочным и семья исполнит замысел Божий, если муж и жена единодушны и разделяют общие духовные ценности и образ жизни. По этим причинам Церковь решительно не одобряет браки между адвентистами и приверженцами других религий и настоятельно рекомендует своим пасторам в подобных случаях не проводить брачную церемонию.

Церковь признает исключительное право каждого своего члена самому принимать окончательное решение в выборе партнера для брака. Однако Церковь надеется, что если ее член выбирает себе в партнеры неадвентиста, то вступающие в брак осознают все последствия и не станут ожидать от пастора Церкви АСД, который обязан придерживаться описанных выше предписаний, совершения обряда бракосочетания. (199)

Если же член Церкви все-таки вступает в подобный брак, Церковь должна продемонстрировать свою любовь и заботу, побуждая супружескую пару достичь полного единства во Христе.

Брак

Брак - это одно из установлений Божьих, которое утверждено Самим Богом до того, как грех вошел в мир, когда все, в том числе и брак, было «хорошо весьма» (Быт.1:31). «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт.2:24). «Бог праздновал первый брак. Таким образом, семейный очаг также создан Творцом Вселенной. "Брак у всех да будет честен" (Евр.13:4). Он является одним из первых даров, преподнесенных человеку Богом. Он был одним из тех двух установлений, которые Адам вынес за врата рая после падения» (Христианский дом, с. 25-26).

Бог хотел, чтобы союз Адама и Евы стал образцом для всех будущих браков, и Христос подтвердил этот первоначальный замысел: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:4-6). В соответствии с установлением Божьим, брак имеет моногамный характер и предполагает союз двух лиц разного пола - мужчины и женщины.

Брак - это принимаемое на всю жизнь обязательство между мужем и женой, а также между супругами и Богом (Мк.10:2-9; Рим.7:2). Апостол Павел указывает, что обязательство Христа по отношению к Церкви - это образец отношений между мужем и женой (Еф.5:31-32). Бог хотел, чтобы брачные узы были такими же постоянными, как и отношения Христа с Церковью.

Сексуальная близость в браке - это священный дар Бога семье человеческой. Это неотъемлемая составляющая брака, предназначенная только для него (Быт.2:24; Притч.5:5-20). Такая близость, разделяемая исключительно мужем и женой, способствует все большему сплочению и счастью семьи, ее (200) уверенности в будущем, обеспечивает продление рода человеческого.

Согласие в браке достигается на основе взаимного уважения и любви. Никто из супругов не может считаться главнее другого (Еф.5:21-28). «Супружество, союз на всю жизнь, есть символ единства между Христом и Его Церковью. Дух, проявляемый Христом в отношении Церкви, есть дух, который муж и жена должны проявлять друг к другу» (Свидетельства для Церкви, т.7, с.46). Слово Божье осуждает насилие в отношениях между людьми (Быт.6:11,13; Пс.10:5; Ис.58:4-5; Рим.13:10; Гал.5:19-21). Дух Христов состоит в том, чтобы любить и принимать людей, стремиться утвердить и укрепить их, не допуская унижений и оскорблений (Рим.12:10; 14:19; Еф.4:26; 5:28-29; Кол.3:8-14; 1Фес.5:11). В жизни последователей Христа нет места деспотическому контролю и злоупотреблениям властью (Мф.20:25-28; Еф.6:4). Насилие несовместимо с назначением брака и семьи (см. Христианский дом, с.343).

«Ни муж, ни жена не вправе претендовать на главенство. Господь дал принцип, которым надо руководствоваться в этом вопросе. Муж должен лелеять свою жену, как Христос лелеет Церковь. А жене надлежит любить и уважать своего мужа. Обоим надо развивать в себе доброту и твердо решить никогда не огорчать и не обижать друг друга» (Свидетельства для Церкви, т.7, с.47).

Проникновение греха в мир отрицательно сказал ось на браке. Согрешив, Адам и Ева утратили то единство, в котором они находились с Богом и друг с другом (Быт.3:6-24). Их отношения омрачились сознанием вины, стыдом, упреками и болью. Повсюду, где господствует грех, он при водит к печальным последствиям для брака, порождая отчуждение, неверность, пренебрежение, жестокое обращение, сексуальные извращения, господство одного из супругов над другим, насилие, разобщение, оставление супруга и развод.

Полигамные семьи также являются отражением того влияния, которое грех оказал на институт брака. Хотя подобные (201) браки и были распространены во времена Ветхого Завета, они не соответствуют Божественному замыслу. План Божий в отношении брака требует, чтобы Его народ вышел за рамки тех местных обычаев, которые противоречат точке зрения Библии.

Христианская концепция брака включает следующие положения:

1. Божественный идеал может быть восстановлен во Христе. Спасая мир от греха и его последствий, Бог стремится возвратить брак к его первоначальному идеалу. Это восстановление произойдет в жизни тех, кто обретет новое рождение в Царстве Христовом, чьи сердца будут очищены Святым Духом и чья основная цель в жизни состоит в том, чтобы возвысить нашего Господа Иисуса Христа (см. также 1Петр.3:7; Правила счастливой жизни, с.64).

2. Согласие и равенство могут быть восстановлены во Христе. Евангелие придает особое значение любви между супругами и их взаимному повиновению (1Кор.7:3-4; Еф.5:21). Образцом руководства со стороны мужа являются жертвенная любовь и служение Христа по отношению к Церкви (Еф.5:24-25). Апостолы Петр и Павел говорят о необходимости уважения в браке (1Петр.3:7; Еф.5:22-23).

3. Благодать, доступная всем. Бог стремится восстановить целостность и примирить с Собой всех тех, кому не удалось достичь установленного Им образца (2Кор.5:19). Это включает и тех, чей брак потерпел неудачу.

4. Роль Церкви. В Ветхом Завете Моисей, а в Новом Завете апостол Павел рассматривали проблемы, вызванные неудавшимся браком (Втор.24:1-5; 1Кор.7:11 ). Оба они поддерживали и утверждали идеальный брак, но в то же время конструктивно и в духе искупления обращались к тем, кому не удалось следовать Божественным принципам. Точно так же и сегодня Церковь призвана не только поддерживать и утверждать установленный Богом идеал брака, но и выполнять функции прощения, примирения и исцеления, демонстрируя понимание и сочувствие к сломленным судьбам. (202)

Развод

Развод противоречит первоначальному замыслу Божьему при создании брака (Мф.19:3-8; Мк.10:2-9), однако Библия не умалчивает о нем. Поскольку развод был одной из составляющих грехопадения людей, данные Библией законы должны были ограничить наносимый им ущерб (Втор.24:1-4). Библия последовательно стремится возвысить брак и не поощряет развод, описывая радости супружеской любви и верности (Притч. 5:18-20; Песн.П.2:16; 4:9-5:1), обращаясь к отношениям Бога с Его народом, которые подобны тем, которые существуют в браке (Ис.54:5; Иер.3:1), концентрируя внимание на возможностях прощения и восстановления брака (Ос.3:1-3), а также указывая на резкое неприятие Богом развода и вызываемые разводом страдания (Мал.2:15-16). Иисус восстановил первоначальное представление о браке как о принимаемом на всю жизнь обязательстве между мужчиной и женщиной, а также между супружеской парой и Богом (Мф.19:4-6; Мк.10:6-9). Брак отстаивается во множестве библейских наставлений, в которых выражено стремление устранить проблемы, ведущие к ослаблению или разрушению основ брака (Еф.5:21-33; Евр.13:4; 1Петр.3:7).

Брак основывается на принципах любви, верности, исключительности, доверия и поддержки, подтверждаемых обоими супругами в их повиновении Богу (Быт.2:24; Мф.19:6; 1Кор.13; Еф.5:21-29; 1Фес.4:1-7). Если эти принципы нарушаются, то Писание подтверждает, что трагические обстоятельства могут разрушить брак.

Божественная благодать - это единственное лекарство от той надломленности, которую вызывает развод. Если брак расстроен, то бывших супругов необходимо побудить к изучению своего опыта и обращению к Господу, чтобы в их жизни Он явил Свою волю. Бог дает утешение тем, кому причинили боль. Он также принимает покаяние тех, кто совершил самые пагубные поступки, даже если эти грехи привели к непоправимым последствиям (2Цар.11;12; Пс.33:18; 85:5; Иоиль 2:12-13; Ин.8:2-11; 1Ин.1:9). (203)

Согласно Писанию, основанием для развода может быть нарушение супружеской верности и прелюбодеяние (Мф.5:32), а также оставление неверующим супругом своего партнера по браку (1Кор.7:10-15).

В Писании не содержится прямых указаний относительно повторного брака после развода. Тем не менее, слова Иисуса (Мф.19:9) вполне определенно указывают на то, что в повторный брак может вступить тот, кто в предыдущем браке оставался верен, в то время как со стороны супруга (-и) была проявлена неверность.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!