Нарушения речи, приобретенные в раннем и позднем возрасте 7 страница
Интенсивность, или фонетическая мощность, разных фонем колеблется в значительных пределах. В условиях обычной разговорной речи наиболее мощными являются гласные фонемы. Расположенные по убывающей интенсивности, они представляют, по данным Н. И. Хинкина (1958), следующий ряд: а, о, э, у, ы, и. Что касается сравнительной мощности согласных фонем русского языка, то полных данных об этом до настоящего времени нет. Установлено, что из согласных наиболее интенсивны выбран-ты, сонанты, шипящие и свистящие.
Известный интерес представляют данные об относительной мощности фонем английского языка (Fletcher, 1953). Если принять за единицу слабейшую глухую согласную th , то фонемы располагаются в следующем порядке и получают следующие показатели относительной силы1:
а | [а | — 600 | л | 1] | — 100 | з [z |
о | 0 | — 510 | ш | si | — 80 | с [s |
У | и | — 460 | л | m] | — 52 | m[( |
э | [* | — 350 | ч. | st] | — 42 | г [g |
и | № | — 260 | н | n] | — 36 | к[к |
Р | И | — 210 | и | [j] | -23 | в [v |
— 16
— 16
— 15
— 15
— 13
— 12
th[6] —11 б [b] -7 д [d] -7 л [p] -6 ф [fl -5 /ft [в] —1
Присущая той или иной фонеме интенсивность, хотя и является неотъемлемым ее свойством, имеет весьма ограниченное значение для ее опознавания. Изменение интенсивности фонем в речи, так же как и изменение высоты голоса, связано со словесным ударением и интонацией.
■Фонемы оказываются различными по длительности. Средняя длительность разных фонем колеблется, по данным Л. А. Варшавского и И. М. Литвака (1955), от 20 до 260 мс, причем максимальная длительность отмечена для фонемы а, минимальная — для фонемы п. Длительность гласных значительно варьирует в зависимости от позиционных условий (от степени ударности). Так, под ударением в начале слова фонема а длится 260 мс, тогда как в безударном слоге та же фонема длится всего 180 мс. В середине слов длительность фонемы а сокращается в удаленных от ударного слога позициях до 80 мс.
|
|
Среди согласных звонкие взрывные оказываются в общем более длительными, чем парные глухие, а глухие щелевые — более длительными, чем парные звонкие, и т. д.
Длительность гласных в русском языке не имеет самостоятельного значения в качестве признака для различения фонем. Что касается согласных, то, по данным Г. М. Цеммеля (1961), при резком укорочении фрикативных согласпых они начинают восприниматься как взрывные: х как к, ф как п, с и ш как т.
Однако в общем колебания в длительности произнесепия фонем, наблюдаемые в русской речи, не имеют существенного зна-
1 В квадратных скобках даны обозначения звуков посредством международного фонетического алфавита.
чения для их опознавания. Изменения длительности той или иной: фонемы определяются различными позиционными и комбинаторными условиями, связаны с ударением и интонацией.
|
|
Присущие каждой фонеме форманты, а также отчасти интенсивность и длительность звучания являются теми ее объективны-дги свойствами, которые позволяют нам опознавать фонемы и отличать их друг от друга в процессе восприятия речи.
Реализация этих свойств и главным образом формант в живой речи служит необходимым условием ее внятности, разборчивости. Следует, одпако, отметить, что акустические различия между разными фонемами (так же, как ж артикуляционные) выражены далеко не в равной степени. Так, акустические различия между фонемами м и ш являются несомненно более грубыми, чем между м и н. Большая или меньшая выраженность акустических различий между фонемами и целыми их группами сказывается на четкости их различения в процессе восприятия речи.
На тонкость некоторых из этих различий указывают ослышки, частые при восприятии речи нормально слышащими людьми. Этн ослышки обычно связаны со смешением близких по звучанию фонем: например, вместо пенал слышится финал (замена п на ф)г. вместо речка — редька (замена ч на г'), вместо весна — без сна. (замена <?' на б!) и т. п.
|
|
Выраженность акустических различий между разными фонемами и их группами обстоятельно освещена в работе В. И. Бель-тюкова и Л. В. Неймана (1958), посвященной исследованию восприятия звуков речи.
Следует отметить, что, по данным В. И. Бельтюкова (I960),, акустические и артикуляционные различия между какой-либо-парой фонем выражены в более или менее равной степени лишь для гласных и согласных фонем. Акустическая близость часто» сочетается с относительно грубыми артикуляционными различиями. И наоборот, тонкие артикуляционные различия сочетаются с относительно грубыми акустическими.
Например, мягкие согласные сравнительно тонко отличаются от парных твердых артикуляционно, но довольно грубо — акустически. Наоборот, фонема п довольно резко отличается от фонемы ф артикуляциопно, но близка к ней акустически.
Характеризуя фонемы русского языка, необходимо остановиться еще на статистических данных относительно их употребительности, или частоты их появления в речевом потоке.
Наиболее полные данные о частоте фопем русского языка можно получить в исследовании А. М. Пешковского (1925), подвергнувшего статистической обработке материал русской речи объемом 10 000 звуков.
|
|
Гласные составляют примерно 45 % фонем речевого потока, остальные 55% приходятся на долю согласных. Из гласных наиболее распространенной является фонема а (более 10%) и наименее распространенной — фонема ы (около 2%).
Из согласных к числу наиболее часто встречающихся относятся ^опемы т, н, с (соответственно около 6, 4, 3%), тогда как, например, фонемы г, ф, ж встречаются значительно реже (на долю каж-
приходится менее процента).
Вокализованные согласные встречаются чуть чаще невокали-юванных (соответственно около 28 и 26%), но в то же время тарные глухие — значительно чаще парных звонких (соответственно около 22 и 12%). Исключение составляют губно-зубные, из которых звонкие в и в\ встречаются намного чаще глухих ф и ф' (соответственно около 4 и 0,9 %).
Важно также отметить, что парные твердые согласные встре-гаются более чем в 2 раза чаще парных мягких (соответственно около 35 и 16 %).
Наряду с фонемами, которые, как было указано, составляют юновной элемент фонетической системы языка, ее существенны-ш компонентами являются словесное ударение и интонация.
В русском языке словесное ударение сводится к выделению )дного из слогов, составляющих слово, посредством главным обра-юи более громкого и обычно более длительного его произнесения1. Каждое самостоятельное слово вместе с относящимся к нему служебным словом или частицей имеет свое ударение. Таким образом, число самостоятельных слов в произнесенной фразе определяется количеством словеспых ударений, что в значительной мере способствует выделению слов из фразы в процессе ее восприятия.
Сигнализация с помощью словесного ударения количества слов в речевом потоке составляет его основную, так называемую куль-минативпую (вершинообразующую), функцию.
В предложении Чашка упала на пол и разбилась четыре словесных ударения, соответствующих четырем самостоятельным словам: чашка, упала, пол, разбилась. Предлог на и союз и как служебные слова составляют вместе с соответствующими им самостоятельными словами единое фонетическое целое, в котором в одном случае ударение приходится па самостоятельное слово (и разбилась), в другом — на служебное (на пол).
Из двух объединенных слов то, которое не имеет ударения, может быть предшествующим, и тогда оно называется проклитикой (предударным словом), но может быть и последующим, и тогда оно называется энклитикой (послеударным словом). В приведенном выше примере союз и является проклитикой, а слово пол — энклитикой2.
1 Ударный слог может отличаться от безударных также и изменением высоты тона, однако, как указывает Р. И. Аванесов (1956), в русском языке это зависит от интонационных факторов и не имеет отношения к характеристике словесного ударения как такового. Другие средства выделения Ударного слога указывает Н. И. Жинкин в своем исследовании, посвященном восприятию ударения в словах русского языка (1954).
2 Конечно, можно произнести но ни пол, а на пол. В этом случае предлог на становится проклитикой.
Русское словесное ударение, как известно, разноместно и под*» вижно. В разных словах оно может падать на различные по счету слоги от начала или копца слова (например: кошка, рука, паровоз, капуста, пуговица). Эта особенность отличает русское ударение, например, от чешского, которое всегда падает на первый слог, или от турецкого, закрепленного за последним слогом. Кроме того, при изменении формы слова или образовании от него другого слова ударение может переходить с одного слога на другой, с одной морфемы на другую (например, рука — руки, голова — головы — голов, молодость — молодой, ширина — расширение).
Разноместность и: подвижность придают русскому ударению особую значимость — ударение в сочетании с числом слогов создает определенный ритмический контур слова, являющийся неотъемлемым компонентом его акустического облика.
Более громкое и длительное произнесение ударного слога сопряжено с большей напряженностью артикуляции, большей четкостью и полнотой воспроизведения входящих в этот слог звуков.
От места ударения зависит произношение гласных, которые в
безударных слогах более или менее редуцируются.
В русском языке словесное ударение выполняет не только куль-
минативную, но смыслоразличительную функцию, дифференцируя
слова и их формы (например: пили —пили, кружки — кружкй9
руки- — руки, насыпать — насыпать).
Говоря о фонетическом оформлении слова, необходимо иметь
в виду, что оно регулируется нормами образцового литературного
произношения, или орфоэпии (от греч. orthos — прямой и epos — речь). К числу орфоэпических норм русского языка относятся, например, разные степени редукции гласных в безударных слогах
[ eadd , въдавбе, с'эм/ с'эИм'бркъ, с'ъм'ил'э'ткъ), оглушение звонких согласных в конце слов перед паузой или в середине слов перед глухими согласными {дуп, вое, трупка, списка), озвончение глухих согласных перед звонкими (прдз'ба, одгул), смягчение согласных перед гласными и, э (п'ила, в'ино, п'ёна, в'ёна) и многие другие общие и частные правила произношепия слов (Аванесов Р. И., ОжеговС. И., 1955).
Однако само по себе правильное произношение может существенно видоизменяться в зависимости от стилей произношения. Из разнообразных стилей произпошения, встречающихся в жизни, Л. В. Щерба выделял два основных: «Один — свойственный спокойной беседе людей, и другой — который мы употребляем, когда по каким-либо причинам хотим сделать нашу речь особо отчетливой, для чего мы ясно артикулируем все слоги каждого слова» (Щерба Л. В, 1939).
Первый стиль Л. В. Щерба предложил назвать разговорным, а второй полным, «так как в нем обнаруживаются такие фонетические свойства, которые в условиях обыкновенной речи так или иначе скрадываются» (Щерба Л. В., 1939).
Так, в разговорном стиле здра(в)ствуйте1 превращается в. здрассте, а Павел Павлович произносится как Пал Палыч. Оба стиля можно встретить при разных обстоятельствах у одного и то-■о же лица, обладающего безукоризненно правильным произношением, отвечающим всем требованиям русской орфоэпии.
Таким образом, полный и разговорный стили произношения можно рассматривать как равноправные варианты литературной
речи.
Если рассмотренные ранее фонемы и словесное ударение представляют собой фонетические элементы, из которых построены слова и их формы, то интонация имеет отношение преимущественно к фонетической структуре фразы. Фраза, собственно, и определяется как смысловое единство, целостность и законченность которого выражаются интонационными средствами.
В основе интонации лежат ритмико-мелодические средства, главные из которых — изменение громкости и темпа произнесе-еия, модуляция высоты голоса и распределение пауз. К интонации относятся также специфические изменения тембра голоса и речи, связанные с намерением, эмоциональным состоянием говорящего.
Интонация составляет важнейшее средство членения речи на фразы и фраз на синтагмы.
Синтагмой называют часть фразы, состоящую из группы смежных слов, тесно связанных между собой по смыслу и интонационно. В некоторых случаях синтагма может состоять и из одного слова, например: Иванов — ученик третьего класса.
Для иллюстрации роли, которую играет интонация в качестве средства членения речи, можно воспользоваться таким отрывком: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелое в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником./другом тишина» 2.
При чтении вслух этого отрывка нетрудно заметить, что каждая фраза заканчивается понижением голоса, его ослаблением и паузой.
В то же время первые две фразы довольно отчетливо распадаются на синтагмы, границы между которыми отмечаются повышением тона голоса, усилением ударения на последнем слове синтагмы, а также более или менее значительными паузами.
Распределение усиленных ударений и возможных пауз в >тих двух фразах может быть представлено в следующем виде:
«Через базарную площадъ\идёт полицейский надзиратель Очу-мйлов\в новой шинёли\и с узелком в руке. За ним шагает\рыжий
1 Скобки указывают, что фонема в этом слове опускается и при полном стиле произношения.
2 Чеков А. П. Собр. соч. Т. 2.— М.: Гослитиздат, 1954, с. 382.
городовой \ с решетом, \ доверху наполненным \ конфискованным к-рыжбвником. Кругом тишинА» 1.
Усиленное ударение, которым отмечается конец синтагмы, называется синтагматическим.
Помимо синтагматического ударения, следует указать на так называемое логическое ударение, с помощью которого во фразе выделяются слова, особо важные для передачи ее смысла.
Для логического ударения используются те же фонетические средства, что и для синтагматического, но в более выраженном виде 2. Логическое ударение может совпадать с одним из синтагматических и тем самым усиливать его по сравнению с другими. Так, на вопрос: Где были вчера наши гости? следует ответ: Наши гости (были вчера (на выставке3. В данном случае логическое ударение совпадает с ударением второй синтагмы, которое благодаря этому оказывается более сильным, чем ударение первой синтагмы. Но если тот же ответ следует на вопрос: Были ли наши гбсти вчера на выставке?, то ответ должен звучать иначе: Наши гости были вчера на выставке. В данном случае логическое ударение «перекрывает» ударение второй синтагмы и падает па слово были.
Поскольку и синтагматическое, и логическое ударение проявляется в рамках фразы, они оба могут рассматриваться как разно-' видности фразового ударения, осуществляемого с помощью тех или иных интонационных средств.
Разновидностью фразового ударения является и так называемое эмфатическое ударение (греч, emphatikos — выразительный)»
Характеризуя его в отличие от логического ударения., Л. В. Щерба писал: «Логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое делает его эмоционально насыщенным. В первом случае проявляется намерение говорящего, а во втором выражается непосредственное чувство» (Щерба Л. В.„ 1939).
Эмфатическое ударение осуществляется все теми же присущими интонации средствами: изменением силы, высоты, тембра голоса и темпа произнесения фразы. Указывая на роль длительности произнесения ударного гласного для эмфатического ударения в русском языке, Л. В. Щерба приводит в качестве примера такие два словосочетания, как прекра-аснейший работник и замена-ателъное произведение искусства, где растягивание гласных (конечно, наряду с другими указанными средствами) служит для
1 Вертикальная черта обозначает здесь границы между синтагмами, акцент над буквой — обычное словесное ударение; гласные, выделенные дополнительно жирным шрифтом, обозначают усиленное ударение.
2 Логическое ударение может выражаться не только фонетическими средствами, но и некоторыми другими, в частности изменением порядка слов (Смоленский И., 1907).
3 Слова, на которые падает логическое ударение, выделены жирным шрифтом.
выражепия чувства уважения к человеку, восхищения произведением искусства.
Являясь одним из средств грамматики, интонация позволяет различать предложения повествовательного, вопросительного, побудительного (повелительного) характера, передавать тончайшие синтаксические отношения внутри предложений. Но сверх того интонация позволяет выразить в живой речи тот «подтекст», который определяется конкретной ситуацией разговора, эмоционально-волевым содержанием произносимого.
В. А. Артемов (1953) и Н. И. Жинкин (1958), исследуя интонацию электроакустическими методами, наглядно показали, насколько разнообразной может быть интонация такого слова, как осторожно или словосочетания сколько это стоит в зависимости от ситуации и обусловленного ею эмоциопалыю-волевого подтекста.
Характеризуя устную речь, необходимо остановиться на некоторых особенностях ее лексики и грамматики. Эти особенности, • отличающие устную речь от письменной, более всего обусловлены тем, что диалогическая но преимуществу устная речь предполагает непосредственный контакт между говорящими, которые находятся в определенной обстановке, имеют возможность воспринимать ;не только звучание речи и видимые артикуляционные движения, но также и своеобразный ее «аккомпанемент» в виде выразительных движений (мимика лица, жесты, позы говорящего). Все это составляет своеобразный вперечевой контекст, который содержит подчас богатейшую информацию, касающуюся смысла высказывания и резко повышает «избыточность» речи. В ходе беседы говорящий всегда имеет возможность учесть реакцию собеседника, повторить, уточнить, дополнить недостаточно ясно ска--занное.
Условия диалогической устной речи особенно выпукло проявляются в общении людей близких, хорошо знакомых друг с другом, в кругу семьи, в обществе товарищей по работе, когда взаимное понимание достигается подчас с полуслова.
Говоря о лексических особенностях устной речи, необходимо иметь в виду, что в языке существует прежде всего общеупотребительная лексика, входящая и в устную и в письменную речь., ■Сюда относится огро;~пое множество знаменательных и служебных слов, отображающих разнообразные предметы, явления и oi-;Ношения, с которыми постоянно сталкивается человек в повседневной жизни. Для общеупотребительной, стилистически нейтральной лексики характерны такие, папример, слова, как дом, поле, ветер, окно, стол, кровать, хлеб, соль, чай, кофе, белый, ходить, читать, он, я, сам, такой, но, а, при и т. п.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!