Эллинистический период (IV - I вв. до н.э.)



Эллинизм - историческая эпоха с воцарения Александра Македонского в 336 г. до н.э. и его завоеваний на Востоке до включения Птолемеевского Египта в состав Римского государства в 30 г. до н.э. Развитие искусства проходило в новых условиях. Расширился круг земель, в которых жил человек эллинистической эпохи, усилилось перемещение и смешение населения. Сложность политического и социального развития нашла отражение в искусстве, в котором соединились рационализм и экспрессивность, драматизм и элегичность, архаизация и новаторство. Искусство в эллинистических монархиях утрачивает демократический характер, становится придворным. Возникают новые центры художественной культуры - Пергам, Антиохия, Александрия. Для эллинистической эпохи характерно повышение роли религии. Культ греческих богов приобрел новые черты Востока, пришли восточные культы, например, культ Великой Матери Богов и особенно Исиды, ставшей универсальным женским божеством. Характерным для религиозного синкретизма этого времени является не только совмещение функций греческих и восточных богов, но и появление синкретических новых божеств (Сераписа, соединившего черты Зевса и бога египтян в виде быка Аписа). Люди поклонялись Судьбе в виде богини Фортуны, были обожествлены такие понятия, как Добродетель, Здоровье, Счастье. Большое значение приобретает богиня случая Тюхе. Получает распространение вера в приход спасителя - мессии, который освободит людей от гнета.

Новые черты культуры

Размежевание государственной и частной жизни и, как следствие, с одной стороны, стремление искусства и литературы к жанру и интимности, с другой стороны - к монументальности и пышности. Установление культа единоличного обожествленного правителя и придворный характер искусства и литературы. Возрастающее внимание к национальным, возрастным и социальным чертам человеческой личности. Контрастность мировидения - сочетание помпезности и интимности, гигантомании и миниатюризации, парадности и бытовизма, аллегоризма и натурализма.

Архитектура

Среди новых черт: стремление к освоению огромных пространств; тяга к грандиозности, смелость и новаторство инженерных решений, пример - Фаросский маяк, Галикарнасский Мавзолей, Колосс Родосский (гигантская статуя бога Гелиоса) Александрийский Мусейон; импозантность форм; точность и мастерство исполнения; сплав различных художественных направлений и стилей; активное градостроительство в центрах эллинистических государств. Город обычно получал имя основателя - монарха. Таковы Александрия Птолемеевского Египта, Антнохия на Оронте, Селевкия на Тигре, Пергам, Родос, Милет. Столицы эллинистических государств представляли собой красивые города с широкими улицами, грандиозными царскими дворцами и храмами, парками. Эллинистический город строился согласно определенной системе (гипподамовой), включавшей прямоугольную сетку улиц и принцип функционального зонирования. Колоннады располагались вдоль главных улиц.

В городах было отлажено водоснабжение и система канализации. В эллинистический период храм уже не являлся основным типом здания, главными архитектурными сооружениями стали здания общественного назначения.

В эллинистический период разрабатывались два типа жилых домов: несколько домов-квартир, образующих городской квартал, или отдельно стоящий дом со множеством комнат, с внутренним двором, окруженным колоннами (так называемый перистильный дом). Внутри стены дома расписывались фресками, на полах выкладывалась мозаика. Широко использовались колоннады, портики вокруг агоры. Характерным для этого времени является храм Аполлона в Дидимах - гигантское здание (116 на 52 м) с двумя рядами колонн по длинным сторонам и с тремя по фасаду. Появляется псевдопериптер - постройка, у которой внутренний ряд колонн до половины скрыт в стене здания. Пример - храм Артемиды в Магнессии. Одним из самых грандиозных сооружений был Александрийский маяк, построенный на острове Фарос Состратом из Книда в 283 г. до н.э. Он состоял из трех ярусов, первый был квадратным в плане, стены ориентированы по сторонам света. Второй ярус был восьмигранным, по направлению 8 главных ветров. Третий ярус увенчивал купол, на котором стояла 8-метровая статуя Посейдона. Огонь 120-метрового маяка был виден на расстоянии 60 км.

Гигантомания проявилась в строительстве монументальных алтарей (алтарь Гиерона II в Сиракузах, алтарь Зевса в Пергаме с грандиозным фризом, опоясывающим цоколь здания).

Скульптура периода эллинизма

Скульптура украшала частные дома, общественные здания, площади, акрополи. Для эллинистической скульптуры характерно отражение и раскрытие духа беспокойства и напряжения, стремление к помпезности и театральности, иногда грубый натурализм.

Пергамская школа развивала художественные принципы Скопаса с его интересом к бурным проявлениям чувств, передаче стремительных движений. Одним из выдающихся сооружений периода эллинизма стал монументальный фриз Пергамского алтаря, построенного Эвменом П в честь победы над галлами в 180 г. до н.э. Его цоколь был покрыт фризом длиной 120 м, исполненным в технике горельефа и изображавшим битву олимпийских богов и восставших гигантов со змеями вместо ног. С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница, ведущая к верхней площадке с жертвенником. Дань уважения мужеству побежденных воплощена в скульптурных группах «Умирающий галл», «Галл, убивающий себя и свою жену».

 

Шедевр скульптуры эллинизма - Афродита Милосская работы Агесандра - обнаженная наполовину, строгая и возвышенно спокойная.

Родосская школа скульптуры развивала традиции Лисиппа, здесь выработался образ сильного, атлетически сложенного обнаженного мужчины. Скульптурная группа «Лаокоон» Агесандра, Афинодора и Полидора создана на сюжет из сказаний о Троянской войне. Скульптура изображает отчаянные усилия Лаокоона высвободиться из тисков чудовищ. Одной из скульптур этой школы стал Родосский колосс - 30-метровая бронзовая статуя бога Гелиоса, изготовленная учеником Лисиппа Харесом в 292-280 гг. до н.э., которая служила маяком. Ника Самофракийская - статуя богини победы, созданная на острове Самофракия в 190 г. до н.э. в честь победы Родосского флота, установленная на пьедестале в виде носа корабля, трубила в рог на высоком утесе над морем.

Малая скульптура, получившая широкое распространение, представляла собой фигурки людей из обожженной глины (терракоты). По месту производства - города Танагра в Беотии - их называют танагрскими терракотами.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!