Искусство архаики (VIII - VI вв. до н.э.)



Искусство Древней Греции

Искусство Крита и Микен

Открытие культур Крита и Микен относят к числу самых замечательных в истории мировой археологии. Греки классического периода уже не помнили об этих ранних культурах, считая все, что было известно о них, красивым вымыслом. Только гениальность самоучки Генриха Шлимана позволила раскопать в Малой Азии Трою Гомера. В 1900 г. английский археолог Артур Эванс начал раскопки на Крите, в результате которых на северной стороне острова был открыт дворец Кносса, а затем на южной стороне острова итальянские археологи раскопали еще ряд дворцов - в Фесте, Агиа Триаде. Эванс предложил для критской культуры название «минойской», по имени легендарного царя Крита Миноса. Эванс различал в минойской культуре три периода: от 3000 до 2000 г. раннеминойский, от 2000 до 1600 г. среднеминойский и от 1600 до 1200 г. позднеминойский.

Критская культура предвосхищает греческую своим тяготением к зрелищам, увлеченностью танцами, музыкой, спортом. Древнейшая театральная арена найдена в Фесте.

 

Самым грандиозным из всех критских дворцов был дворец Кносса. В плане Кносского дворца помещения (более 200) группируются вокруг центрального двора, направленного с севера на юг и достигающего в длину более 50 м. С северо-восточной и юго-западной части стены дворца уступами входят в площадь двора, северный вход помещен не на центральной оси двора. Во дворце наблюдается четыре различных уровня пола, одноэтажные здания чередуются с двух-трехэтажными. В критской архитектуре особое предпочтение отдается коридорам и сплошным стенам. Все помещения дворца, расположенные на разных уровнях, соединялись широкими лестницами. Открытые дворы, чередовавшиеся с затемненными переходами, игра света и тени дают возможность определения архитектуры Кносса как живописной. «Под живописной архитектурой, в отличие от тектонической, следует понимать архитектуру, которая стремится не к целесообразности конструкции, которая воздействует не отношениями несущих и несомых частей, не массой, а чисто живописными средствами: контрастами света и цвета, движением пространства», - считает Б.Р. Виппер. Колонны расширились кверху и стояли по одной иногда посреди прохода. На стенах отлично сохранились фрески с самыми разнообразными сюжетами: морская фауна и флора - свидетельство островного положения дворца, игры с быком, очевидно, бывшим на Крите культовым животным, и изображения так называемых «парижанок» - так европейские специалисты назвали изображенных на стенах дворца женщин в колоколообразных юбках, открытых корсажах, со сложными прическами, ярко подкрашенными глазами и губами.

На Крите были найдены также сосуды с росписями. Хорошо сохранилась, например, ваза с осьминогом, а также сосуды стиля «камарес» с ассиметричным абстрактным узором.

 

 В отличие от городов Крита, Микены имели сложную систему оборонительных сооружений, были обнесены стеной из неотесанных плит, в ширину достигавших 6 м - так называемой «циклопической кладкой». Микенский акрополь находился на возвышенности, окруженной равнинами и холмами, покрытыми оливковыми рощами. Попасть на акрополь можно было через так называемые «Львиные ворота», широкий пролет которых венчал треугольный рельеф с изображениями двух львиц, поставивших передние лапы на пьедестал колонны. Недалеко от ворот были обнаружены гробницы ахейских царей с огромным количеством драгоценных украшений и утвари, а также золотыми посмертными масками. В основе дворцов материковых царей лежало центральное ядро - мегарон, огражденный боковыми выступами продольных стен. Мегарон состоял из передней (продомоса), главного зала (домоса), в центре которого под окном в кровле - очаг, сзади была еще одна комната. Многие акрополи имели оборонительные сооружения, циклопические стены из неотесанных камней. Фрески Микен и Тиринфа изображали сражения, осады.

В Микенах были открыты шахтные гробницы, названные так потому, что добраться к ним можно только по колодцам - шахтам, и купольные гробницы (толосы). Гробница Агамемнона имела купол из 33 колец. Около 1200 г. до н.э. Микены были разрушены. В Греции наступила эпоха «темных веков».

Искусство архаики (VIII - VI вв. до н.э.)

Архитектура

В период архаики расцветает каменная архитектура. Прежде всего это были храмы, свои частные дома греки не считали достойными того, чтобы придавать им неповторимый архитектурный облик. Каменные храмы на вершинах холмов были посвящены божеству, они не были местом собрания верующих. Постепенно они стали украшаться колоннами (дистиль , храм в антах – две колонны на фасаде между выступами стен; простиль – колонный портик на фасаде; амфипростиль – портик с двух противоположных сторон; ротонда – круглый в плане храм, окруженный колоннами, толос – круглый в плане храм с колоннами внутри). Греческие храмы никогда не были излишне высокими и чаще всего представляли собой прямоугольную, вытянутую в длину постройку, со всех сторон окруженную колоннадой, иногда одинарной (периптер), иногда двойной (диптер). Свет проникал в храм только через дверь, поэтому внутри было полутемно. Распространенным стал прямоугольный в плане храм, окруженный колоннадой с архитравным перекрытием, имеющей один ряд колонн. Эта колоннада называлась перистиль, внутри находилось четырехугольное святилище - целла, в котором помещалась статуя божества. Часть храма перед целлой называлась пронаос, за целлой располагался опистодом, в котором хранили казну города.

В период архаики формируется ордерная система греческой архитектуры. Опора храма выступает в виде ступенчатого стереобата. Несущая часть представлена рядом свободно стоящих колонн. Несомая часть называется антаблемент. Капитель - это верхняя часть колонны, поддерживающая горизонтальную часть здания - антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза.

Ордера различались по положению колонн, по сочетанию несомых и несущих элементов, по их структуре и художественной обработке

Система ордеров

В дорическом ордере - приземистые, сужающиеся кверху колонны, покрытые широкими и неглубокими желобками, так называемыми каннелюрами, отсутствует база колонны, дорическая капитель представляет простую круглую каменную подушку. Архитрав - в виде плоской горизонтальной балки. Фриз расчленен на отдельные ячейки - триглифы и метопы. Типичные образцы дорического ордера - храм Аполлона в Коринфе, Посейдона на юге Италии и храмы Селинунта на Сицилии.

Ионический ордер более изящен, у него колонны прямые, тонкие, колонна имеет базу, похожую на точеную подставку шахматной фигуры, на желобках каннелюр полукруглые выступы, капитель имеет изогнутую форму, похожую на рога барана (волюты), архитрав делится на три равные полосы, а фриз тянется сплошной лентой. Примеры ионического ордера дают храмы Геры на острове Самос, Артемиды в Эфесе, Аполлона в Дидимах. Все архитектурные детали храмов окрашивались в красный (горизонтальные линии) и в синий цвет (вертикальные плоскости). Не покрывались краской колонны и архитрав. Фронтон и фриз обильно декорировались скульптурными украшениями. В дорических храмах скульптурами украшались метопы, а в ионических - полоса фриза.

Позже возник коринфский ордер, наиболее пышный и декоративный, капители колонн были украшены стилизованными листьями аканфа. Иногда ионический ордер совмещался с элементами корифского – так возник композитный ордер.

Скульптура

В середине VII в. до н.э. скульпторы обращаются к мрамору, который покрывали смесью воска и оливкового масла или смесью шафрана и молока, благодаря чему он приобретал тон человеческой кожи. Окрашивались одежды, а также глаза, волосы и губы. Основное внимание скульпторы уделяли передаче совершенных пропорций человеческого тела. Это были куросы («юноши») - статуи обнаженных юношей, участников олимпийских игр. Строение их тела показано с предельной ясностью, лицо не имеет определенного выражения, глаза чуть навыкате, вытянутые руки прижаты к телу. Для них характерна фронтальность (предназначены для взгляда спереди), обездвиженность, «архаическая улыбка» - уголки губ подняты кверху. Другой разновидностью скульптурных изображений архаики были коры - девушки, одетые в пеплосы. В Ионии возник новый тип кор, подчеркивающий богатой драпировкой стройность девичьей фигуры.

Керамика

В послегомеровскую эпоху господствовал геометрический стиль, для которого характерны суровый дух, украшения в виде повторяющихся треугольников, кругов, цепей, ромбов, свастик или параллельных линий. К концу VIII в. роспись сосудов становится более живой: роспись двуцветна, на глину наносятся пальметты и лотосы, гарцующие кони и преследуемые охотниками львы. Этот стиль, возникший под влиянием ближневосточных и египетских сюжетов и образов, получил название ориентального {Orient - восток). Около 550 г. до н.э. мастера из Керамика (район Афин) завоевали своими чернофигурными сосудами рынки Греции. Контур изображения заполнялся черным лаком, появляются сюжетные изображения, часто на темы цикла о взятии Трои. Любимый герой греческих керамистов - Геракл, сцены его подвигов часто встречаются на вазах. Одним из самых известных мастеров чернофигурного стиля был Эксекий, создавший такой шедевр, как амфора «Ахилл и Аякс, играющие в кости». С середины VI в. до н.э. появляется краснофигурная керамика. Теперь вместо фигур фон стали заливать черным лаком. Мастера краснофигурной керамики - Эвтимид и Эвфроний, создатель «пелики с ласточкой». Сюжеты краснофигурной керамики представляли собой чаще всего сцены из повседневной жизни.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!