Искусство классики (V в. до н.э.)



Важнейший фактор развития искусства - развитие полиса, подъем самосознания как результат победы над персами, рост Афинского морского союза, приведший к сосредоточению в Афинах многих деятелей культуры Греции. Происходит перемещение центра культурной жизни из Ионии (Малая Азия) в Афины, центр Аттики.

В это время были открыты мраморные каменоломни Пентеликона близ Афин, что дало возможность шире применять мрамор в строительстве.

Архитектура

Монументальное строительство в Афинах - создание комплекса Акрополя в честь победы над персами. Акрополь - 156-метровый холм, место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период здесь находилась царская резиденция. В 480 г. храмы Акрополя были разрушены персами. Перед Платейской битвой 479 г. афиняне поклялись, что «святилища, сожженные и разрушенные варварами», должны остаться в том же виде, чтобы навсегда служить памятником их «беззакония». Поэтому многие руины на Акрополе были сохранены. Перикл предложил ежегодно откладывать в казну богини Афины 1/10 часть союзных денег, в 479 г. был принят план новых построек на Акрополе. Руководил строительными работами Фидий. В комплекс Акрополя входили Пропилеи, которые представляли собой портик, состоявший из трех частей: центральной, через которую вели на Акрополь пять ворот, прорезанных в мраморной стене, двух боковых, несколько выступавших к западу. В левом располагалась мраморная Пинакотека, а в правом находилось хранилище рукописей. Справа на выступе скалы — маленький храм богини Ники Аптерос (Бескрылой Победы). На площади высилась восьмиметровая бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы) работы Фидия.

В глубине справа располагался Парфенон - мраморный храм Афины-девы, построенный в 448-438 гг. Иктином и Калликратом в виде дорического периптера с количеством колонн 8x17, в длину имевший 70, а в ширину - 31 м. Для создания гармоничной композиции его строители увеличили холм с южной части, соорудив для этого мощную насыпь. Колонны были высотой 10 м. Внутри целлы находилась хрисоэлефантинная статуя Афины с Никой (богиней Победы) на правой руке, опирающейся левой рукой на щит, покрытый рельефами, изображающими битву греков с амазонками (изготовлена Фидием). На восточном фронтоне - сцена рождения Афины, на западном - спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой. На 92 метопах - сцены борьбы с кентаврами, амазонками и гигантами. Фриз длиной 160 м изображал панафинейскую процессию, которую раз в 4 года устраивали в честь поднесения в храм пеплоса Афине. Это было первое в истории искусства изображение народа, вовлеченного в единое событие, возвышающее и объединяющее граждан, в котором принимают участие и боги. Последних отличает лишь больший размер, они изображены в более свободных позах, с присущими только им атрибутами.

Греческие зодчие знали, что строго горизонтальная линия и плоская поверхность наблюдателю издалека кажутся прогнувшимися посередине. Чтобы компенсировать этот оптический обман, они намеренно деформировали геометрические формы таким образом, что поверхность ступеней Парфенона постепенно, незаметно для глаз, повышалась к середине. Колонны Парфенона слегка наклонены внутрь здания, так что оси угловых колонн должны пересечься на большой высоте, они не одинаковы по высоте. Несколько различается и расстояние между ними. Угловые колонны сделаны более толстыми, так как на фоне неба они кажутся тоньше. Колонны второго внутреннего портика меньше, чем колонны внешнего, вследствие чего они кажутся стоящими глубже.

Еще один храм Акрополя Эрехтейон сооружен в 421 - 406 гг. до н.э. Это был храм Афины и Посейдона посвященный спору этих богов за обладание Аттикой. Храм уникален: западный фасад в виде шестиколонного портика ионического ордера вел в храм Афины Полиады (городской). Северный портал выдается вперед, его колонны стоят на земле, он вел в святилище Посейдона Эрехтея. Длинная южная стена служила фоном для сдвинутого к западу портика кариатид, восточный портик представлял собой колонны на трехступенчатом постаменте. Внутри Эрехтейона был священный ксоан Афины, по преданию упавший с неба, след от трезубца Нептуна, а во дворе росло оливковое дерево, подаренное городу Афиной и бил соленый источник, высеченный трезубцем Нептуна.

Живопись

О великих греческих живописцах мы знаем только по описанию их картин. Согласно сообщению древних авторов, Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений. Полигноту приписывается создание приемов, с помощью которых передавалась глубина пространства: фигуры помещались художником на разных уровнях. Первооткрывателем светотени является Аполлодор, у которого живописное изображение перестало быть плоским контурным силуэтом. Художник изображал пространственную среду, в которой происходило событие.

Скульптура

Мастера ранней классики овладевают движением и взаимодействием двух и более героев, связанных единством действия. Появляется сюжетная скульптура, зарождается понятие групповой композиции как единого драматического целого.

Фидий. Слава Фидия росла с веками, в нем особенно оценили глубину религиозного чувства. Фидий был афинянином, он родился около 500 г. до н.э., вначале занимался живописью. Самой ранней скульптурой Фидия была статуя Афины в хрисоэлефантинной технике для города Пелены. В Платеях Фидий работал вместе в Полигнотом, здесь он создал статую Афины из позолоченного дерева и мрамора. Следующей работой Фидия стал памятник победы при Марафоне, поставленный афинянами в Дельфах. Он соединял 13 фигур из бронзы, в центре был изваян полководец Мильтиад между Афиной и Аполлоном. Наиболее прославлены две работы Фидия - статуи Афины и Зевса. Высота статуи Афины Парфенос - 11,5 м, для видимой части тела богини Фидий использовал слоновую кость, более 1 тыс. кг золота пошло на одежды, которые были украшены сложными рельефами на шлеме и сандалиях. Одним из семи чудес света в древности признана была статуя Зевса для храма в Олимпии высотой 18 м. Она выполнена также из золота и слоновой кости. Зевс держал на правой руке, опиравшейся на ручку трона, Нику, левая его рука опиралась на жезл, на верхушке которого сидел орел. Вокруг каждой ножки трона танцевало по четыре Ники, передние ножки завершались сфинксами, на перекладине между ножками было изображено 8 видов олимпийских состязаний.

Мирон и его школа. Мирон родился около 500 г. до н.э., был родом из Элевтеры. Его произведения находились в Афинах, в Дельфах и Олимпии. Мирон работал почти исключительно в бронзе. Сюжеты его произведений очень разнообразны. Это и боги, и герои, и атлеты. Особо ценились в античности статуи бегуна Лада, Дискобола. Статуя Афины и Марсия создана на сюжет легенды, согласно которой Афина изобрела двойную флейту. Играя на ней, она увидела свое отображение с раздутыми от напряжения щеками в ручье и отбросила флейту. Ее нашел сатир Марсий, который выучился играть на ней и вступил в состязание с Аполлоном. Мирон изображает тот момент, когда уходящая Афина услышала звуки флейты и обернулась, чтобы рассмотреть, кто играет. Значение Мирона в том, что он открыл способ передачи пластической концентрации движения. В искусстве Мирона еще сильны черты архаизма. Это проявляется, в частности, в том, что динамика движения сосредоточена почти исключительно в конечностях. Все главные элементы движения собраны на передней плоскости скульптуры.

 

Еще один великий скульптор классики Поликлет родился не раньте 480 г. до н.э. в Аргосе и являлся главой северопелопонесской школы. Самые ранние его работы - это статуи атлетов, победителей Олимпиад. Поликлета в первую очередь интересовала проблема формы. Искусство Поликлета лишено эмоциональной выразительности. В трактате «Канон» Поликлет в качестве идеальных определяет такие пропорции человеческого тела - длина ступни - 1/6 высоты, высота головы -1/8 длины тела, лицо и кисть руки равны одной десятой, для лица установлен принцип деления на 3 равные доли. Образами, созданными по «Канону»; являются «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (юноша с победной повязкой). Проблема, интересовавшая Поликлета, - движение в состоянии покоя. Баланс энергий Поликлет создает с помощью контропоста-хиазма (ассиметричное расположение левой и правой частей тела: тяжесть перенесена на одну ногу, другая свободно полусогнута, одно плечо чуть приподнято, одно бедро чуть опущено). Он избегает передачи деталей мускулатуры, трактует тело в обобщенных плоскостях. Все статуи Поликлета рассчитаны на рассмотрение спереди. Поликлет создал несколько женских скульптур, среди прочих Геру для храма в Аргосе.

Ваятели IV в. стали проявлять внимание к передаче черт индивидуального человека. Знаменит скульптор и архитектор Скопас с о. Парос, создавший храм Афины в Тегее. К его работам относят «Менаду», спутницу Диониса, изображенную в неистовом танце. Менада Скопаса конвульсивно выгнула торс и запрокинула голову. У Скопаса скульптура стала многоаспектной, т.е. рассчитанной на обзор с разных точек зрения. Скопасу принадлежит часть скульптур фриза Галикарнасского мавзолея. Фриз изображал битву греков с амазонками,

Пракситель прославился мягкостью лепки и мастерством обработки материала, создал идеальные женские образы: «Афродита Книдская» впервые в греческой скульптуре показана обнаженной. Отдыхающий Сатир показан Праксителем в позе мечтательного отдыха. Среди других работ - «Аполлон Сауроктон» (целящийся в ящерицу), «Гермес с младенцем Дионисом».

 

 

 Лисипп - придворный живописец Александра Македонского, создававший бюсты Александра. Лисипп изменил канон Поликлета и воплотил свое представление об идеальном мужском теле в скульптуре «Апоксиомен» (Апоксиомен - атлет, скребком снимающий с тела слой масла).

Афинянин Леохар был создателем изысканного «Аполлона Бельведерского», котором, однако, свойственны некоторые красивость и слащавость, стремление к эффектности.

Вазопись

К середине 5 в. до н.э. произошел переход от «строгого» к «свободному стилю» вазописи, мастера которой стали передавать фигуры людей в сложных ракурсах и поворотах. На рубеже V - IV вв. до н.э. этот стиль сменился «роскошным стилем», для которого характерна нарядность. Вершина вазописи - аттические белые лекифы (сосуды для масла). По белому фону лекифа наносился рисунок, который не имел себе равных по красоте и свободе изображения; иногда лекифы выполнялись в виде фигур, например сфинги.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!