О видении на Небе двери и о 24 старцах и о прочем



 

После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

Отверзение двери означает обнаружение сокровенных тайн Духа, а труба – великий голос открывающего. А слова взойди сюда означают то, чтобы мысль слушающего совсем отрешилась от земного и устремилась к Небесному.

 

И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

И тотчас я был в духе. Услышавши, говорит, голос и объятый во владычественной [части души] Духом, я увидел Престол, посредством которого означается упокоение Бога во святых, ибо на них, как на троне, сидит Он. Поелику представляет в сем видении Отца, то не прилагает к Нему никакого телесного признака, как в прежнем видении Сына, но уподобляет Его драгоценным камням. Яспис, так как он зеленый, означает то, что Божественное естество вечно цветущее, жизнеподательно и раздаятель пищи и от Него зеленую траву произращает и всякое семя, а посему оно и страшно противным. Ибо говорят, что яспис страшен диким зверям и привидениям, а имеющим нужду в душевном врачевании приносит пользу, ибо великий Епифаний говорит, что этот камень исцеляет язвы и раны, полученные от меча14.

Дуга, подобная видению смарагда, обозначает различие в добродетелях Ангельских чинов.

 

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.

Под именем двадцати четырех старцев некто из бывших прежде нас разумел Авеля и других двадцать святых Ветхого Завета и трех – Нового15. Так ли это, или лучше под означенными двадцатью четырьмя буквами разуметь украшенных делом и словом, об этом пусть подумает читающий. Нам сообразнее кажется разуметь под первыми двенадцатью тех, которые просияли в Ветхом Завете, а под другими двенадцатью – тех, которые угодили в Новом. Двенадцать тех суть патриархи, а двенадцать новозаветных – Апостолы, которым Господь обещал сидение на двенадцати Престолах (Мф. 19, 28). Белые же одежды суть признак светлой жизни и непрестающей радости [Col. 256] и веселия; венцы – знак победы, которую подвизавшиеся получили над злыми демонами.

 

4, 5. И от престола исходили молнии и громы и гласы…

Здесь показывается, как страшен и ужасен Бог в отношении к тем, которые недостойны Его долготерпения. Для тех же, которые достойны спасения, каждое из сих доставляет просвещение, одно – входящее в очи ума, другое – в слух духовный.

 

4, 5–6.И семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу…

Под семью духами Божиими должно разуметь или семь Ангелов, превосходящих прочих, как объясняет Ириней16, или семь даров Животворящего Духа, о которых говорит Исаия (Ис. 11, 2). То и другое, думаю, не лишено достоверности. Стекляное море означает множество святых Небесных Сил, их чистоту и светлость, а также и невозмутимость будущей жизни; море, быть может, указывает и на небеса небес, которые, по свидетельству Псалмопевца, покрыты необъяснимыми для нас водами (Пс. 148, 4; Дан. 3, 60). Если кому думается, что кристалловидным называется существо Небес, то нужно рассмотреть, не означается ли им самая сущность Богодвижимого пространства, имеющего блеск и сияние. Но точное исследование непостижимых для нас вещей достойно посмеяния.

 

4, 6.И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

Здесь указывается на Престол, означающий Царство и покой Бога, потому что в нем и вокруг него видел Серафимов; множество очей свидетельствует о способности их к созерцанию Божественного сияния спереди и сзади – то есть Серафимы просвещаются знанием того, что было прежде и будет потом.

 

И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

Эти четыре животные, думаем, те самые, которых видел Иезекииль (Иез. 1, 6). Некоторым кажется, что четырьмя лицами обозначаются или четыре стихии и Божие ими управление и сохранение, или Божеское владычество [Col. 257] над Небесным, земным, морским и преисподним, или, как прекрасно полагают другие, четыре главнейшие добродетели и четыре Евангелия. Лев, как символ мужества, обозначает Евангелие от Иоанна, ибо он, говорит Ириней17, описуя Предвечное Царство Его, возвестил, что в начале было Слово (Ин. 1, 1); телец, довольствующийся своими трудами, означает правду и Евангелие от Луки, возвестившее законное и священническое родословие Христово; орел означает умеренность (утверждают, что ее он любит) и Евангелие от Марка, как самое краткое и начатое пророческим Духом; человек – мудрость и Евангелие от Матфея, начинающееся повествованием о Христовом Рождении по естеству, но не по закону. Сим, вероятно, знаменуется и Домостроительство Христово: львом – как Царя, тельцом – как Первосвященника, лучше же – Жертвы, человеком – как воплотившегося нас ради и орлом – как Подателя Животворящего Духа, сошедшего на нас свыше.

 

4, 8.Каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей…

Они, как говорит великий Дионисий18, двумя крылами покрывают лица и двумя – ноги, а средними летают, чтобы явно было их возвышенное и глубокое уважение к откровению, данному им, с которым они, обладая Божественным просвещением, ниспускаются к средним Божественным чинам.

 

4, 8.И ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

Покой для святых этих Сил есть то, чтобы не уставать, не прекращать Божественных псалмопений и Триипостасному Божеству приносить Трисвятую песнь. Слова: Который был, есть и грядет [Вседержитель] означают Святую Троицу.

 

4, 9–10. И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются…

Тогда двадцать четыре старца падают. Из всего видно, что известные нам старцы суть общники песнопения Небесных Сил и исповедуют, что от Бога даруется победа над духовными врагами.

 

4, 10–11. Живущему во веки веков, и полагают венцы [Col. 260] свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.

Поелику Ты, Владыка, говорят они, был виновник и податель славной победы, то Тебе же и должно быть воссылаемо благодарение от всех тварей.

 

Глава 11

Откр. 5, 1–5


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!