Разница между «слышать» и «слушать»



 

Ладно, мы много говорили о слухе. Но эта глава о речи. Что происходит после того, как вы слышите слова?

Чтобы ответить на это, вернемся к нашему милому другу Тарману из «Возвращения живых мертвецов». Когда он набрасывается на вас из темного подвала, в котором прятался, вы оказываетесь в ловушке, а его разлагающиеся голосовые связки издают гортанный клич: «Мооооззззгиии…»

Сила воздуха из его легких и вибрация его голосовых связок тревожат триллионы атомов в помещении, вызывая волну давления, которая достигает ваших ушей. Вы теперь знаете, как ваши уши обрабатывают колеблющееся давление этих многих триллионов атомов каждую секунду, превращая их в нервные импульсы, которые путешествуют вверх через ствол мозга и оказываются в первичной слуховой коре. Но как вы узнаете, что этот ходячий гниющий труп хочет сожрать ваше вкусное серое вещество?

Рассмотрим, что происходит в новой коре, когда нервные импульсы от ушей доставляют требование Тармана. Ваша первичная слуховая кора воспроизводит звуковой мир вокруг вас, представляя меняющуюся массу атомов, «слышимую» барабанными перепонками как разные полосы частот.

Что мы имеем в виду под полосами частот? Представьте пронзительный звук, раздражающий, как пожарная сирена или поросячий визг. Эти звуки находятся на так называемых высоких частотах: это значит, что давление звуковой волны имеет много пиков в секунду. Звуки сирены или визг свиньи весьма отличаются от звуков, скажем, басовой музыки, раздающейся из машины, или грохота отдаленных взрывов, которые гораздо глубже и проходят на низких частотах, то есть давление их звуковой волны имеет меньше пиков в секунду.

В вашей слуховой коре сидят разные нейроны, чувствительные к разным частотам звука, которые слышат уши. Некоторым нейронам «нравятся» высокочастотные крики и визги, и они будут проявлять активность при них. Другим «нравятся» низкочастотные звуки басов и взрывов. Важный момент, что нейроны, которые отвечают на звуки, относящиеся к схожим частотам, располагаются рядом друг с другом в первичной слуховой коре. Как мы уже говорили, эта область находится в верхней части височной доли и проходит кзади. Нейроны, которые отвечают на низкие частоты звуков, расположены в передней части слуховой коры, а нейроны, которые отвечают на высокие частоты звуков, лежат кзади.

Области вверху первичной слуховой коры, то есть те зоны, которые слушают потенциалы слуховых корковых нейронов, собирают общую активность этой зоны, чтобы начать выстраивать слышимый мир. Одна из областей, которая внимательно следит за слуховой корой, расположена очень близко к ней и покрывает (или включает) части височной и теменной долей. Эта область находится на границе височной и теменной долей и частично на верхней височной извилине в левом полушарии (у большинства людей) и, возможно, лучше всего известна по своему названию: центр Вернике. Эта область – первый шаг в процессе понимания языка.

Центр Вернике был названа в честь невролога Карла Вернике, который впервые описал странные нарушения речи, которые могут случаться, когда повреждена эта височно-теменная граница. Вернике был афазиологом, то есть его работа заключалась в описании нарушений способности понимать речь или говорить, афазия (от греческого слова aphatos – бессловесный) – это трудности речи. Вернике был одним из первых нейроученых-теоретиков, постулировавших элегантную и простую модель того, как в мозге происходит обработка речи. Конечно, как и все теоретические модели в нейронауке, она оказалась неверной, в данном случае это доказал сам Вернике.

Вернике описал особенную форму сенсорной афазии, которая возникает при повреждении области на границе височной и теменной долей, прямо вверху и кзади левого уха. Вернике заметил, что пациенты с поражением этой области испытывали трудности в понимании языка, но легко, хотя и бессвязно, произносили слова. Люди все еще могли говорить, но слова их были бессмысленными. Теперь это нарушение известно как беглая афазия, но иногда ее называют афазией Вернике.

Теперь вспомните, что центр Вернике расположен рядом с первичной слуховой корой. Это соседство не случайно. По правде, ничего в мозге не устроено случайно. Помните из главы 1, что задняя часть мозга занимается обработкой зрительной информации? Вся затылочная доля и задняя часть теменной и височной долей посвящена именно ей. Оценивая местонахождение центра Вернике, легко понять, почему эти нейроны занимаются пониманием языка: они расположены так, что способны легко воспринимать и слуховую, и зрительную информацию, необходимую для понимания устной и письменной форм речи.

Вообще, пациенты с беглой афазией (ее еще называют сенсорной) имеют трудности с пониманием как устной, так и письменной речи. Возьмем типичного пациента Йохана Войта. Войт был немецким пивоваром и 14 ноября 1883 г. в результате падения с лестницы получил тяжелую черепно-мозговую травму в левой части головы. Его отвезли в местную больницу, и оказалось, что Войт не мог ответить на вопросы докторов, потому что не понимал, что ему говорят. Его реакция на шумы и звуки показала врачу, что слух Войта сохранен, а его неспособность отвечать на словесные команды означала, что лишь способность распознавать речь как-то нарушилась при падении.

По мере выздоровления какие-то функции речи к Войту вернулись, но, увы, не все. Например, он потерял навык понимать значение слов. Он мог называть объекты, которые ему показывали, но не мог вспомнить, как их использовать. Например, когда ему дали расческу, он мог сказать, что это, но не был уверен, что с ней делать. Когда ему давали несвязанный набор слов (например, «кошка черная стул прыгнула на»), он не мог составить из них предложение («Черная кошка прыгнула на стул»). Когда его спрашивали, какого цвета листья, Войту приходилось выглянуть в окно, чтобы ответить «зеленые»[36]. Так что, хотя Войт хорошо мог говорить, его понимание языка было сильно нарушено.

Симптомы мистера Войта, как у ранних пациентов Вернике, показывали одну важную вещь: понимание речи не зависит от произношения. Процесс понимания речи регулируется этим набором нейронов позади слуховой коры и кпереди от зрительной коры. Поэтому, когда вы слышите, как Тарман стонет по вашему мозгу, вы можете благодарить нейроны центра Вернике за интерпретацию активности вашей слуховой коры, говорящие вам, что он имеет в виду, чтобы вы могли убраться поскорее, пока не стало слишком поздно.

 

Пациент «Черт побери!»

 

Теперь давайте признаем: зомби не лучшие слушатели. Не важно, сколько раз вы им крикнете: «Стой!» или «Помнишь меня, Джонни? Я твоя сестра!», они не обратят внимания. Но вдобавок к тому, что они плохие слушатели, они не слишком хорошо говорят. Призыв «Пришлите. Еще. Полицейских» в «Возвращении живых мертвецов» равен творчеству Шекспира у зомби, так как эта способность не часто наблюдается у мертвяков. Помимо редкости таких выражений, у живых мертвецов есть еще нечто примечательное в том, как данный конкретный зомби излагает свою просьбу (или то, как Тарман требует ваши «моооозззгииии»).

Этот способ передачи мыслей обрывками предложений напоминает тип речевого поведения, известный как «телеграфный стиль». Название синдрома происходит от понятия телеграфа. В XIX и в начале XX века, до появления телефонов, дальняя связь осуществлялась посредством телеграфа. Сообщения передавались в виде серий коротких и длинных сигналов (гудков) по электрическим проводам, которые тянулись на многие километры. Так как в сообщении кодировалась каждая буква и отправитель оплачивал каждую из них, это была очень затратная форма связи. Люди старались избегать в посланиях избыточности и цветистости, потому что это обходилось дорого. Они старались излагать свои мысли четко и кратко.

Принцип «телеграфного стиля» такой же. Люди, которые испытывают трудности с произнесением слов, озвучивают ключевые части предложения, пропуская такие, как артикли, прилагательные, наречия, предлоги. «Телеграфный стиль» – это симптом особого неврологического расстройства, известного как эфферентная афазия, или афазия Брока.

Афазия Брока сильно отличается от афазии Вернике, хотя тесно связана с ней. У неврологически здоровых (и живых) людей речь – как улица с двухсторонним движением: она требует и понимания речи, и акта говорения. Мы уже обсудили, сколь невероятно сложен процесс слушания, а в главе 3 мы узнали о трудностях, связанных с нервной регуляцией движения. Можете считать говорение особенно трудной формой движения. Чтобы мы могли говорить, наш мозг должен тонко координировать огромное число мелких мышц губ, лица, горла и языка, чтобы они двигались быстро и очень точно.

Эти движения координируются областью мозга, расположенной за виском в зоне лобной коры и названной в честь французского невролога Поля Пьера Брока. Этот ученый был награжден наделом нервной ткани за плодотворные исследования, описывающие, за что отвечает эта область мозга. В 1861 г. Брока изучал пациента по фамилии Леборн, который был не способен четко произносить никакие слова, кроме бессмысленного «дуб»[37]. Поэтому в первых медицинских статьях, описывавших его состояние, этого человека называли просто Пациент Дуб. После смерти Дуба Брока обнаружил, что у того был поражен участок мозга (который теперь носит имя «центр Брока»).

Местоположение центра Брока в новой коре крайне важно. Он находится очень близко к моторной коре (см. главу 3), контролирующей мышцы лица, рта и языка. То есть те самые речевые мышцы. Считается, что эта область отвечает за моторное планирование и движения рта, необходимые для говорения.

Возможно, потому, что понимание языка критично важно для производства речи, центры Брока и Вернике связаны плотным пучком нервных волокон, называемых дугообразным пучком. Можете представить себе работу этой системы через следующую аналогию. У вас есть два города, каждый из которых производит узкоспециализированные детали машин. Чтобы собрать целую машину, эти города поставляют детали друг другу (и другим городам), но в итоге готовые машины прибывают только в один город. То есть центры Брока и Вернике задействуются вместе, чтобы происходил акт говорения, и все говорение «вывозится» из центра Брока в мир через рот и голосовые связки. Дугообразный пучок – это «шоссе», которое связывает эти два «города».

Экспортный рынок речи можно обрушить тремя способами. Возможно возникновение проблем с производством (беглая афазия, или афазия Вернике), с распространением (эфферентная афазия, или афазия Брока) и с транспортировкой между производством и распространением. Последняя форма поломки, известная как проводниковая афазия, случается, если повреждено само «шоссе» (дугообразный пучок) или если закрыты «выезды и въезды» в центрах Брока или Вернике. При проводниковой афазии пациенты хорошо понимают чужую речь и даже повторяют слова, которые им сказали. Но они также могут пропускать звуки в словах, нести чепуху или переставлять части слов не по правилам грамматики. Например, при просьбе врача повторить фразу «Зомби идут» пациент с проводниковой афазией может сказать «Зомби тиду» или «Мозби идут». Этот странный способ говорения возникает потому, что во время повторения требуется постоянная коммуникация между центрами Брока и Вернике. Когда она утеряна, информация не обрабатывается должным образом, приводя к искажениям компонентов слов.

 

 

И последний любопытный момент речевой сети: примерно у 95 % праворуких женщин и у 99 % праворуких мужчин функции речи локализованы в левом полушарии мозга. Оно же отвечает за функции речи у большинства левшей. И только у 33 % леворуких речь доминирует в правом полушарии. Поэтому мы говорим, что речь латерализована в левом полушарии, то есть большинство речевых функций выполняется расположенными здесь зонами. По правде, речь – одна из самых четко латерализованных функций в мозге. Однако исследования обнаружили, что люди с повреждением центра Брока, которые позже восстановили некоторые из своих речевых функций, используют неповрежденное правое полушарие, так же как слепые «перекраивают» зрительную кору, чтобы та помогала им читать по Брайлю.

Обычно не важно, в каком полушарии локализованы ваши речевые функции, но, если вам требуется операция для удаления опухоли мозга, этот факт внезапно становится крайне значимым. Хирурги хотят минимизировать возможность нарушения здорового центра Брока, когда удаляют опухоль, поэтому им нужно знать, доминирует у вас левое или правое полушарие. Чтобы убедиться в этом, они используют тест Вада, названный так в честь невролога Джуна Ацуши Вада. Скажем лишь, что результаты этого теста обычно весьма точные в определении, какая сторона мозга контролирует обработку речи.

При тесте Вада (Wada, 1949) врачи усыпляют половину мозга инъекцией барбитуратов в сонную артерию, которая находится в шее, и лекарство действует на мозг так же, как алкоголь. Сонная артерия несет насыщенную кислородом кровь от сердца в одну часть мозга: левая сонная артерия снабжает левое полушарие, а правая сонная артерия – правое. Если врачи вкалывают барбитурат в артерию, которая подпитывает левое полушарие мозга, и именно оно доминирует у вас по речевым функциям, вы не просто почувствуете себя странно – у вас будут еще и проблемы с речью. Если укол усыпит правое полушарие, вы тоже будете слегка чудить, но язык останется сохранным. Словно левая сторона мозга пьянеет, а правая остается трезвой.

Как мы сказали, весьма убедительно.

 

 

Мы пропустим сомнительную необходимость проведения теста Вада на ваших противниках-мертвяках и попробуем понять, что не так с мозгом зомби.

Как мы упомянули в начале главы, вполне очевидно, что зомби не дружат с речью. Даже говорливые Тарман и полицейский в «Возвращении живых мертвецов» не способны читать стихи или вести мирные переговоры с людьми, с которыми воюют[38]. Так давайте еще раз пройдемся по речевой цепочке и посмотрим, удастся ли нам понять поведение зомби.

Очевидно, что зомби могут слышать. По правде, притом, что их речевые способности полностью нарушены, зомби могут пользоваться звуком для общения друг с другом. В книге Макса Брукса «Война миров Z» (2006) стон зомби использовался как призыв собраться в стаю. Всего один стон от ходячего мертвеца мог собрать зомби в радиусе нескольких километров. Взять, к примеру, историю Кристины Элионополис: «Так как они [зомби] не могли выбраться, пока я не позволяла им протиснуться в открытое окно и схватить меня, какая разница, сколько "брошенных" машин я миновала по дороге. Мец напомнил мне, что запертый G [зомби] все еще мог стонать, а значит, был способен призвать других».

Или опыт Тодда Вэйниоса с цепями зомби в битве при Хоуп, Нью-Мексико: «Один G видит тебя, идет к тебе и стонет. Его слышит другой G, приходит на зов и стонет сам, потом другой, и еще. Черт, если зона начинена ими, если цепь не разорвана, кто знает, как далеко все может зайти?»

Итак, хотя это не человеческий язык, сам по себе стон действует как простая форма коммуникации. Таким образом, леденящий душу рык ходячего мертвеца вместе с другими невербальными знаками вроде направления взгляда и указания на вас рукой – критические качества разумности толпы мертвяков.

Использование стонов подтверждает, что зомби обрабатывают звуки ушами с чувствительностью, которая столь же хороша, как у нормального человека (если даже не лучше). Но есть достаточно свидетельств, что фильтрующие механизмы, которые мы описали, контролирующие общий объем шума, который слышат ваши уши, не полностью действуют в мозге мертвяков. Во многих случаях, например в фильме «Война миров Z», очень громкие или пронзительные звуки приводят зомби в бешенство, словно они причиняют боль и их следует прекратить любой ценой. Это значит, что, хотя зомби могут хорошо слышать, они не могут сосредоточить внимание в шумной среде. Как мы уже сказали, это хорошо, потому что мы, люди, можем мастерски фокусировать внимание, когда это необходимо, и это дает нам преимущество над нашими мертвыми врагами.

В любом случае звук очевидно доходит до мозга зомби. Но когда звук содержит человеческую речь, видим ли мы подтверждение понимания со стороны ходячих мертвецов?

Не вполне.

Зомби почти никогда не обладают способностью отвечать. Лучшие примеры, которые мы можем найти, – это базовые команды вроде «сидеть», «ждать» и «не есть людей!», которые зомби Фидо выучил в фильме «Зомби по имени Фидо» (2006). Это отражает поведение при простом классическом обусловливании, которое наблюдается при тренировке животных, нежели чем при понимании речи. Также зомби не способны к письменной речи, так как они не считывают знаки.

Добавим, что наиболее развитую форму речи мы видим у зомби с «телеграфным стилем»: очень короткие фразы с ключевыми идеями вроде: «Будь мертвой» («Тепло наших тел»), «Пришлите. Еще. Полицейских» («Возвращение живых мертвецов»), и «Мооозззгиии» («Возвращение живых мертвецов»).

Учитывая все это, какой вывод мы можем сделать о мозге зомби? Ну, похоже, что и лобная зона производства речи, и височно-теменная зона понимания речи в мозге зомби повреждены. Учитывая, что эти области связаны между собой дугообразным пучком, разумно будет сказать, что вся «дугообразная цепь» у зомби работает плохо.

Аномалия в лобной области приводит к эфферентной афазии Брока, в то время как проблемы в теменной области ведут к беглой афазии Вернике. Таким образом, все навыки речи и общения в мозге зомби грубо нарушены, в то время как слух остается преимущественно незатронутым.

К сожалению, это значит, что, хотя зомби не могут говорить с нами или понимать, что мы говорим, они могут слышать нас и выследить по звукам, которые мы производим. Зомби-апокалипсис не может закончиться мирным соглашением.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!