Пренебрежение логическими связями положений, объединяемых в одну систему.



Питанов В.Ю.

 

Эзотеризм как путь к расизму

 

Содержание

 

Введение

1. Мы и наши авторитеты

2. Эклектика как излюбленная форма аргументации в эзотеризме

3. Методы ведения полемики в эзотеризме

4. От относительной нравственности к духовному расизму

5. Духовные советники, или отказ от разумного мышления

6. Критика эзотеризма – хула на Святого Духа?

Заключение

 

Введение

 

       Наше мировоззрение определяет наши поступки, мотивируя их. Мировоззрение, в свою очередь, базируется на имеющихся у нас ценностных установках. Если действия во многом определяются мировоззрением, то возникает вопрос: все ли равно как и во что верить? Все ли равно, какие установки закладывает та или иная духовная система? Какие нравственные принципы отличают, скажем, эзотерика от христианина и равноценны ли их нравственные принципы? От наших решений зависит очень многое, в том числе и ответ на актуальный для многих  вопрос, можно ли считать все религии спасительными, или среди них есть и те, которые ведут не к спасению, а к погибели.

       Эзотерика. Что это такое? Эзотерическими называют  учения, признающие   существование неких «тайных» знаний о мироздании, о природе  человека, о космосе, причем обретение этих знаний считается возможным только как результат определенного посвящения. Посвящение даруется некими «учителями», уже владеющими «тайными» знаниями. Обладание эзотерическими знаниями также определяет наличие сверхъестественных способностей[1].

О чем пойдет речь в нашей работе? Менталитет человека формируется на основе неких авторитетных для него утверждений, поэтому огромное значение играет состоятельность тех аргументов, которые помогают ему принять ту или иную мировоззренческую систему. Если аргументы, на которых базируется определенная мировоззренческая система, несостоятельны, вряд ли можно говорить о состоятельности всей системы. В данной работе мы попытаемся исследовать аргументацию, положенную в основу так называемых эзотерических учений, и ответить на вопрос: можно ли признавать за этими учениями право претензии на авторитет? Также мы рассмотрим некоторые аспекты нравственного учения эзотеризма, вернее, те из них, которые являются общими для всех эзотерических направлений и оказывают влияние на менталитет эзотериков.

В нашей работе мы будем опираться  на авторитет столь известных в мире эзотеризма  учителей эзотеризма[2], как Е.П. Блаватская, Рерихи, Вивеканада[3].

 

1. Мы и наши авторитеты

 

Чтобы человек счел какую-либо информацию «истиной последней инстанции», она должна соответствовать определенным критериям. Прежде всего, источник информации должен быть для человека авторитетным[4]. Люди, считающие источник своей информации  надежным, проверенным и компетентным, готовы ради него на многое, иногда даже на смерть[5]. В сер. XXв. в Америке был проведен интересный психологический эксперимент[6], целью которого было изучение силы влияния авторитета. Результаты этого эксперимента показали, что уважение к авторитету доходит подчас до слепого подчинения ему. Испытуемых приводили в лабораторию, расположенную в известном институте,  сотрудники которого, имея в глазах испытуемых авторитет ученых, приказывали им пытать током людей[7]. Многие из испытуемых плакали, бились в истерике, но продолжали выполнять приказы, хотя могли свободно отказаться от выполнения этих действий. Но авторитет науки давил и они слушались. Столь впечатляющие результаты эксперимента показали, что многие люди, ощущая свою неосведомленность в каком-либо вопросе или оказываясь в незнакомой ситуации, склонны полагаться на мнение окружающих, если оно представляется им авторитетным.

Современные научные исследования в области психологии показывают, что люди очень субъективны в своих оценках: например, психологи отмечают, что даже «текущие мнения могут влиять на воспоминания людей»[8], тем самым изменяя наше восприятие реальных событий, произошедших в прошлом. Любопытен и такой факт: «Несмотря на стремление к объективности, при сборе информации люди склонны подтасовывать ее таким образом, чтобы она подтверждала их мнения или «рабочие гипотезы» о данном объекте»[9]. Обычно люди ищут два вида информации: ту, которая «подтвердит их правоту»[10], и ту, которая позволит оценить «степень их правоты»[11] и справедливость их субъективных установок. При этом,  «если под чьим-либо влиянием или в результате обучения индивидуум принимает новое мнение или установку, то ему трудно объективно рассматривать связанные с ними вопросы»[12]. На практике это выражается в том, что, общаясь с окружающими, такой человек перестает оценивать их аргументы, автоматически считая ложными все те доводы, которые не соответствуют его представлениям об истине.

В результате опытных исследований психологи установили: «…люди могут держаться за свое мнение даже тогда, когда информация, лежащая в основе этого мнения, полностью дискредитирована, причем тем самым человеком, который ранее ее предоставил»[13]. Это обусловлено тем, что мы оцениваем новую информацию сквозь призму уже имеющихся установок, как сквозь своеобразный фильтр, который отбрасывает то, что не согласуется с уже сложившимися представлениями[14]. Как видим, имеющиеся у людей установки способны «влиять на познавательные процессы»[15], превращая «зрячего» в «слепого».

Никто из нас не может считать себя абсолютно свободным от предвзятости. И это связано не только с субъективностью человеческого восприятия, но и с ложностью некоторых имеющихся у нас установок. Например, человек утверждает, что его взгляды основаны на личном опыте, и это убеждение, по его мнению, доказывает их объективность и истинность. Но в действительности «нет «чистого» чувственного созерцания. У человека оно всегда пронизано мышлением, без понятий и без примеси рассуждений он не способен выразить даже самые простые свои наблюдения, зафиксировать самые очевидные факты»[16]. Любой опыт, даже духовный, всегда интерпретируется: «Опыт, начиная с самого простого обыденного наблюдения и кончая сложным научным экспериментом, всегда имеет теоретическую составляющую и в этом смысле не является «чистым». На нем сказываются те теоретические ожидания, которые он призван подтвердить или опровергнуть, тот язык, в терминах которого фиксируются его результаты, и та постоянно присутствующая интерпретация видимого, слышимого и т.д., без которой человек не способен видеть, слышать…»[17]. Некорректно в целях доказательства истинности своих мировоззренческих установок выдвигать в качестве аргумента собственный духовный опыт, в том случае, если этот аргумент является единственным[18]. Такой аргумент будет недостаточным по той причине, что «мышления беспредпосылочного, опирающегося только на себя, не существует. Всякое мышление исходит из определенных, явных или неявных, анализируемых или принимаемых без анализа предпосылок, ибо оно всегда опирается на прошлый опыт и его осмысление»[19].

Не все имеют достаточный образовательный уровень, чтобы оценить обоснованность претензий на научность того или иного человека. Это создает возможность манипуляции людьми через имитацию положительных для них образов. Необязательно быть ученым, можно заставить людей считать себя таковым, этого можно добиться  через подражание науке, через игру словами. Фактически все эзотерические учения в той или иной степени этим и занимаются. Попытаемся рассмотреть аргументацию, которую используют эзотерические учителя для обоснования истинности своих утверждений.

 

2. Эклектика как излюбленная форма аргументации в эзотеризме

 

Любое утверждение является истинным, если оно имеет четко выраженное и корректное обоснование: «Обоснованность знания – одно из наиболее важных требований, предъявляемых к теоретическому мышлению. Понятие обоснования – центральное в теории познания вообще и в методологии научного познания в частности»[20]. При этом, нужно учитывать, что нельзя обосновывать свои утверждения, опираясь на ложь. Любой аргумент, основанный на лжи, является некорректным[21]. Также необходимо помнить, что ложью является не только искажение фактов, но и сознательное умолчание о них[22]. Подчас «самая коварная ложь та, которая наполовину смешана с правдой. И нужна подчас поистине необыкновенная прозорливость и Соломонова премудрость, чтобы отделить ложь от истины»[23]. В аргументации огромное значение имеет факт: «Использование верных и неоспоримых фактов – надежный и успешный способ обоснования»[24]. Вряд ли можно считать авторитетным мнение тех людей, которые пытаются доказать истинность своих утверждений, подтасовывая факты и используя некорректные аргументы.

Все современные эзотерические учения по своей сути эклектичны. Что такое эклектика? «Недостаточное внимание к обоснованию утверждений, отсутствие объективности, системности и конкретности в рассмотрении предметов и явлений ведут, в конечном счете, к эклектике – некритическому соединению разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов и идей (выделено нами. – В.П.)»[25]. Также «спор об истине, использующий … некорректные приемы, уместно назвать «эклектикой» на том основании, что такие приемы плохо согласуются с самой природой истины»[26]. Эзотерики много говорят о синтезе религий, представляя ту же теософию квинтэссенцией всех религий. Но осуществляют ли они этот синтез в реальности? Ведь чисто механическое смешение разнородных элементов без создания внутренней логической связи, которая соединяет разрозненные части в единое целое, не является синтезом. Как ни соединяй нефть с водой, все равно не соединятся. Недостаточно просто бросить в кастрюлю продукты, чтобы сварить суп,  нужно сделать это, соблюдая определенные пропорции, придерживаясь определенного алгоритма действий, иначе результат не будет съедобен. Но «съедобен» ли эзотеризм? Не производят ли теософы и другие эзотерики соединение несоединимого, игнорируя «неудобные» им части разного рода доктрин?

Эклектика не была изобретена Е.П. Блаватской или Рерихами, а появилась задолго до их рождения[27] .

Эклектике свойственны: 1) пренебрежение логическими связями положений, объединяемых в одну систему; 2) подмена объективно значимых способов обоснования теми, которые имеют лишь субъективную убедительность; 3) широкое применение многозначных и неточных понятий; 4) ошибки в определениях и классификациях[28]. Рассмотрим, как указанные выше свойства проявляются в эзотеризме, а также какими приемами пользуются эзотерики в полемике со своими оппонентами.

Пренебрежение логическими связями положений, объединяемых в одну систему.

Е.П. Блаватская утверждала: «Теософия — это Божественное Знание или Наука…»[29]. Эта формулировка странна уже сама по себе. Наука не является «Божественным Знанием». Под термином «наука» принято понимать область человеческого знания, имеющую определенные характеристики: «Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире…Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности… Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от других способов познания, в частности от искусства… Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний. Такой практикой становится научный эксперимент…»[30]. Если теософия - наука, значит, истинность ее знаний экспериментально проверяема. Однако ученик Елены Рерих, Клизовский, пишет: «Существуют истины высшего порядка, которые обыкновенным, экспериментальным путем доказаны быть не могут… К числу истин, которые не даются пониманию интеллекта, принадлежит так же учение о перевоплощении…»[31]. Подобные истины, не доказуемые экспериментальным путем, не входят в сферу научного рассмотрения, они относятся к области веры, религии. Теософия, называя себя наукой, подменяет понятия. Науке приписываются несвойственные ей области исследования. Целью этих действий является придание большего авторитета своим утверждениям,  в логике такой прием называется «необоснованная ссылка на авторитет»[32]. Теософы пытаются претендовать на научный авторитет, но, приписывая себе научность, теософия остается религиозным учением.  

Отсутствие логического мышления у учителей эзотеризма можно видеть на примере высказывания Е.П. Блаватской: «Но теософия, как вы говорите, не является религией? … Конечно, нет, ибо она — суть всех религий и абсолютной истины, одна капля которой является основой каждого вероучения»[33]. Капля воды имеет ту же  природу, что и  океан воды, как можно быть сутью всех религий и при этом не являться религией? Это все равно, что сказать: Адам был прародителем всего человечества, но человеком не был.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!