Широкое применение многозначных и неточных понятий.



Все эзотерики постоянно говорят о любви, добре, свете, гармонии, свободе. Но все эти понятия очень многозначны и их можно употреблять в совершенно разных, порой взаимоисключающих смыслах.  Попытка Е.П. Блаватской мистифицировать своих последователей видна из следующего ее утверждения: «…существует различие между теоретическим и практическим Сокровенным учением, или тем, что известно как Теософия, с одной стороны, - и оккультной наукой с другой»[41]. Далее Е.П. Блаватская утверждает, что теософом может стать любой, кто разделяет их взгляды  на мир и склонен к метафизике, а по поводу оккультизма она пишет, что им может заниматься только тот, кто готов свою жизнь подчинить особой дисциплине и практике. Из всех этих рассуждений следует, что теософия - это подготовительная школа «тайной науки», а оккультизм есть, так сказать, ее «аспирантура». Но далее в той же книге мы можем прочитать, например, такое заявление: «…большинство … верующих (включая многих теософов) не имеют определенного представления о природе Сокровенного Учения, и смешивают его с оккультными науками в целом, включая черную магию»[42]. Но ведь из этого логически следует, что оккультизм - это плохо. Нетрудно догадаться, что в сознании теософов после прочтения литературы, не имеющей четких разделений между понятиями, формируется понятийная неразбериха. Подобный прием, кстати, очень удобен для мистификации: всегда можно заявить, что ваш оппонент вас неправильно понял. При этом, ни один эзотерик не задастся вопросом: может быть, проще было бы четко определять понятия и не создавать почвы для их недопонимания и возможности неоднозначных толкований.

Ошибки в определениях и классификациях.

То же определение науки в теософии, о котором мы уже говорили выше, совершенно не совпадет с общепринятым. Подобные искажения в определениях приводит к неправильной классификации как понятий собственного учения, так и общеизвестных. Если теософ использует слово «наука» или любое другое понятие, вкладывая в него сугубо теософский смысл, но при этом осознавая, что окружающие придерживаются совершенно иного понимания того же термина, то не является ли это с его стороны обманом?

Эзотерики не гнушаются применением некорректных приемов при ведении полемики с любыми оппонентами и, в частности, с христианами. Рассмотрим, каковы эти приемы.

 

3.Методы ведения полемики в эзотеризме

 

1) Прием «разделяй и властвуй»[43]

Прием достойный Макиавелли. Главным образом находит свое применение  в попытках эзотериков найти «хороших» первохристиан и противопоставить им современных христиан-«невежд». Например, Елена Рерих утверждала: «В христианстве я придерживаюсь, веры первых отцов христианства…»[44].  Анализ этих претензий показывает, что они ложны[45]. Также эзотерики упорно стремятся разделить хорошее учение Христа и «плохое» христианство: «…Конечно, христианство, в его современной форме, и учение самого Христа – две совершенно разные вещи…»[46]. При этом, не приводится никаких серьезных доводов для обоснования данного утверждения.

2) «Ссылка на личные качества человека[47]»[48]

Например, Вивекананда утверждал, что христиане - «незначительные умы, с ограниченным, нетребовательным кругозором, никогда не осмеливаются парить мыслью»[49]. Вероятно, себя он считал великим мыслителем[50]. А можно ли назвать даже не  корректным, а просто приемлемым, с точки зрения культуры общения, заявление теософских махатм о том, что у христиан «…фаршированные Библией мозги…»[51]? Не лучше ли самим теософам задаться вопросом, чем «фаршированы» мозги у них?

3) «Апелляция к незнанию»

Суть этого приема заключается в том, что предлагается некое утверждение, из которого делают вывод, логически из него совершенно не следующий, скажем, Елена Рерих писала: «Весьма любопытно, что никто не обращает внимания на странное обстоятельство, что в теософской  литературе почти нигде не упоминается наша страна (Россия. – В.П.), как будто бы шестая часть Света не имеет места в космическом плане и эволюции. Почти никто не задается вопросом, в чем тут дело, где причина этого? Отвечу Вам – все сокровенное особо охраняется, и если бы раньше времени было оповещено, что этой стране предстоит великое будущее, то ее растерзали бы на части»[52]. Но в теософской литературе не упоминается не только Россия, но и, например, страны Африканского континента. Коль скоро это так, то на основании чего можно сделать вывод, что именно России суждено великое эзотерическое будущее?

Демонстрируют проблемы с логикой и непрерывные попытки эзотериков найти подтверждение своих доктрин в Священном Писании. Отношение Е.П. Блаватской к Священному Писанию весьма специфично, оно не отмечено  ни уважением, ни тем более благоговением: «Что вообще мир знает о Петре и Симоне, к примеру? В светской истории нет записей об этих двух, тогда как то, что нам рассказывает о них так называемая священная литература, разбросано и содержится в нескольких фразах «Деяний». Что касается Апокрифов, то само их название запрещает критикам доверять их информации. Однако оккультисты заявляют, что как бы односторонни и предубежденны они ни были, эти апокрифические[53] «Евангелия» содержат гораздо больше исторически правдивых событий и фактов, нежели «Новый Завет», в том числе «Деяния». Первые являются голыми необработанными преданиями, последние же (официальные «Евангелия») представляют собою тщательно разработанные легенды. Святость «Нового Завета» – личное дело каждого и дело слепой веры (выделено нами. – В.П.), и тогда как каждый обязан уважать личное мнение своего соседа, никто не принуждается его разделять»[54]. Как видим, Е.П. Блаватская утверждает, что Евангелия  - это «разработанные легенды», но если это так, то почему теософы непрерывно  ищут в них какую-то эзотерическую мудрость? Неужели сами теософы превратились в приверженцев «слепой» веры? Не было бы более разумным в такой ситуации полностью отвергнуть Евангелия, объявив их ложными. Но ведь теософы этого не делают. Странная двойственность.

Помимо несостоятельных аргументов, с помощью которых эзотерические учителя пытаются доказать истинность своего учения, они нарушают даже собственные требования, установленные ими для «посвященных». Например, Е.П. Блаватская утверждала, что «посвященным» не может быть человек, имеющий семью, и что безбрачие является обязательным условием духовного развития в оккультизме[55]. Далее она писала: «Невозможно служить своему телу и высшей Душе, исполнять семейный долг и долг вселенский, не нанося ущерба одному из них…»[56]. Но как же быть с семьей Рерихов? Как же Елене и Николаю Рерих удалось стать «посвященными», нарушая при этом основные оккультные требования? Или оккультные законы работают выборочно и не распространяются на особо «избранных»?

Универсальным методом познавательной деятельности человека, представляющим собой соединение множества элементов в единое целое, является синтез[57]. Синтез имеет множество модификаций и заключается в объединении выделенных в объекте частей в целое для получения знания о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части[58]. Есть ли в эзотерике синтез, на который она претендует? Синтез осуществляется тогда, когда логическое соединение объединяемых частей происходит без их «обрезки». Если синтез эзотеризма корректен, то все задействуемые им элементы должны присутствовать в неискаженном виде, в том виде, в котором они присутствуют в своем первоисточнике, в данном случае - в той религии, откуда они позаимствованы. Если же подобное соединение осуществляется с нарушением данного условия, то о синтезе речь идти не может. Искажает ли эзотеризм учение Церкви, которое частично заимствует? Остановимся на этом вопросе подробнее.

Елена Рерих пишет: «Махатма отрицает и говорит лишь против кощунственного, именно, человеческого представления Личного Бога, жестокого и несправедливого, карающего вечным проклятием каждого еретика и оправдывающего все злодеяния, совершаемые в прославление Его, Бога церковной догмы, который, будучи умилостивлен принесением в жертву Его Сына, допускает в Свое Небесное Царство лишь уверовавших в эту жертву. Но так как человечество, от самого начала своего, рождалось и рождается во множестве вне лона христианской церкви, то, значит, огромное большинство осуждено на вечные муки. Но разве виноваты они, что «Милосердный» Отец соизволил послать Своего Единородного Сына лишь в одно время, лишь в одну страну и к одному народу? За что же карать их? Неужели все эти биллионы душ осуждены вечно гореть в адовом огне только потому, что они не имели возможности физически узреть и услышать Сына?»[59]. В этом утверждении мы видим примеры откровенной клеветы, когда христианству приписываются идеи, которых в нем нет. Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что понимание личности в христианстве и эзотеризме принципиально различно, поэтому, когда христианин говорит о личности, то он подразумевает под этим понятием нечто совершенно иное, нежели эзотерик. Некорректно критиковать чужое мировоззрение, подменяя понятия, это является формой лжи. Далее, утверждение о том, что Церковь учит о вечной гибели всех тех, кто не является христианином, тоже не соответствует действительности. Священное Писание говорит, что Бог «…хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). А также: «… нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся - потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую - в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа» (Рим.2:11-16). Христиане не утверждают, что все, кто не принадлежит к Православной Церкви, обязательно погибнут. Церковь предает этот вопрос милости Божией, так как нам не известен суд Божий: «Внешних…судит Бог» (1Кор.5:13), но конец света не наступит раньше, чем Евангелие не будет проповедано до всех концов земли (Мф.24:14). Мы утверждаем, что нет спасения для тех, кто занимается сознательным богоотвержением, что нет спасения вне Христа.

Рассмотрим еще один фрагмент из писем Елены Рерих: «Теперь в чем заключается самый тяжкий грех церкви? Именно в том, что церковь, на протяжении веков, внедряла в сознание своей паствы чувство безответственности. С детства мы знали, что человек может совершать самые большие злодеяния, но если священник на исповеди отпустит грехи его, то он освобождается от бремени их и может начинать вновь нагружать себя до следующего, столь же успешного освобождения, разве что за повышенную плату»[60]. Учение о покаянии никак не вмещается в оккультное представление о карме, чтобы преодолеть это противоречие, Елена Рерих опять прибегает ко лжи, приписывая Церкви доктрины, которых в Ней нет. Прежде всего, цель исповеди не в магическом, как думают оккультисты, снятии грехов, а в изменении ума кающегося, в изменении всего строя его жизни, в его исправлении. Священник молится о прощении грехов исповедующегося, но никакие грехи автоматически не снимаются просто в силу самого участия человека в таинстве. Такой магический подход к покаянию не имеет ничего общего с реальным учением Церкви о данном таинстве. И чувство безответственности данное таинство не воспитывает по той причине, что, сколько бы священник не произносил «прощаю и разрешаю», Господь может ответить: Я не прощаю, потому что не было покаяния, не произошло внутреннее изменение человека. И ни один православный христианин не может себя считать спасенным, даже если  участвует в таинствах Церкви - люди, считающие иначе, либо обольщаются, либо откровенно лгут.

Итак, эзотерики строят свой синтез на искажениях христианства, на прямой лжи, а не на беспристрастном освещении христианского вероучения, поэтому эзотерический синтез синтезом назвать нельзя.

У  нас более чем достаточно оснований для обвинения эзотерических учений в эклектичности. Читателю же эзотерической литературы необходимо помнить, что, «используя вырванные из контекста факты и формулировки, произвольно объединяя противоположные воззрения, эклектика стремится вместе с тем создать видимость предельной логической последовательности и строгости»[61].  Но видимость не становится реальностью, равно как истина не проистекает из лжи, на которой строится все оккультное учение.

 

4. От относительной нравственности к духовному расизму

 

Мы уже говорили выше, что поведение человека определяется его нравственными установками, которые, в свою очередь, проистекают из ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека. Например, если главным в жизни человека является нажива, и при этом он считает, что Бога нет, то восьмая заповедь Декалога «не укради» вряд ли будет им соблюдена. Если все общество примет эту установку в качестве нормы, то последствия представить себе нетрудно. И сколько бы человека ни призывали к высокой морали, маловероятно, что он внемлет  этому призыву, если у него не будет для этого серьезных оснований. Отсутствие абсолютных нравственных критериев, когда в качестве единственного критерия морали остается субъективная оправданность собственных действий, ведет к беспределу вседозволенности и безнравственности.

Не существует людей, не имеющих никаких нравственных установок, любые человеческие взаимоотношения имеют нравственную составляющую[62]. Однако «нравственный субъективизм неизбежен там, где жизнь лишена объективных религиозных основ»[63], нравственные ценности не могут быть относительными, они должны быть абсолютными, каковыми они являются в христианстве.

Почему эзотерики с такой ненавистью относятся к христианству? Потому что оно является носителем абсолютных нравственных принципов. Эзотеризму близка коммунистическая идеология  «классовой морали»: нравственно все то, что служит интересам пролетариата и его передового отряда - коммунистической партии. Если партия приказала во имя построения «светлого будущего»  физически уничтожить половину населения страны, значит, сделайте это. Аналогичную картину мы наблюдаем в эзотерическом учении: нравственно все то, что служит интересам эзотерики. Но такая позиция чужда христианству, и поэтому христианство - на прицеле последователей «тайных наук». Эзотеризм заинтересован в смещении нравственных критериев, в том,  чтобы мораль стала относительным понятием. Любое преступление будет приемлемо, если оно оправдывается «высокими» целями. Но средства всегда являют истинную цель; невозможно достичь благой цели, используя одиозные средства, а потому цель всегда соответствует средствам своего достижения, а средства - цели.

 Наверное, никто не будет спорить, что вера в свидетельство Бога о Самом Себе через Священное Писание: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14) прямо противоречит вере атеистов в отсутствие Бога. Как известно, «…всякое дерево познается по плоду своему…» (Лк.6:44). Если мораль прямо связана с мировоззрением человека, каждый из нас может сделать собственные выводы о нравственных установках, формируемых христианством и атеизмом, сравнив результаты их воплощения в жизнь. Поэтому, если задаться вопросом, все ли равно во что верить, то здравым ответом будет лишь однозначно отрицательный.

Как определяют свое нравственное учение эзотерики? Елена Рерих от имени махатм пишет: «Урусвати (Елена Рерих. – В.П.) знает, насколько тождественны основы нравственных Учений всех веков»[64]. Но, если в самом деле основы учений всех веков тождественны, то тогда будут тождественны и плоды их реализации. Например, шестая заповедь Декалога гласит: «не убий» (Втор. 5:17). Если нравственная основа всех религий одинакова, то эта заповедь должна соблюдаться не только в христианстве. Как она реализуется, скажем, в индуизме? В индуизме существует обряд, называемый сати[65], который заключается в том, что после смерти мужа вдова должна покончить с собой через самосожжение,  заживо сгорев на том же погребальном костре, на котором сжигают тело ее мужа. Этот обряд в Индии запретили только после прихода  англичан. Но нравственная совесть индуистов не была мучима существованием этого обряда, и сотни тысяч женщин, если не миллионы, были вынуждены принять такую смерть. При этом, хотелось бы обратить внимание читателей на то, что это был не обряд какой-то маргинальной секты, а общепринятая практика, которая до сих пор приносит свои смертоносные плоды в некоторых деревнях Индии. Религиозное самоубийство в индуизме имеет достаточно широкое распространение: кроме уже описанного выше обряда сати, можно назвать обряд дикша[66]. Дикша - это религиозное самоубийство, совершаемое через самосожжение или самоутопление, чаще всего во имя бога Шивы. В средние века дикша считалась нормой, сейчас она менее распространена, но не прекратила своего существования. Цель дикши – очищение от кармы: индусы верят, что человек совершает подвиг, убивая себя во имя Шивы, и сразу попадает в его обитель. Некоторые почитатели богини Кали, которая, как и Шива, очень любит кровавые жертвоприношения,  прежде чем совершить ритуальное самоубийство, отрезают себе части тела. Многие индуисты считают для себя честью покончить жизнь самоубийством, прыгнув под колеса гигантской колесницы во время обряда перевозки идолов из храма Джаганнатха в Ориссе в другой конец города[67]. И по сей день, ежегодно, несмотря на попытки индийского правительства снизить количество самоубийств, идолы храма Джаганнатха собирают обильный урожай крови. Также  можно напомнить эзотерикам о ритуале джайнов, так называемом ритуале саллекхана[68] - добровольной голодной смерти ради достижения высших сфер, о кровавых жертвоприношениях богине Дурге[69], которой периодически, кроме животных, жертвуют и людей, что, кстати, происходит до сих пор. Но, может быть, индуизм - исключение из правил, а в высокоэтичном буддизме ничего такого нет? Обратимся к фактам. Японский обряд харакири не отменили ни традиционная японская религия синто, ни дзэн-буддизм, более того, они нашли ему нравственное обоснование: «подобная легкость лишения себя жизни … обусловлена полнейшим пренебрежением к ней, выработанным при помощи дзэновского учения…»[70]. Как видим, утверждение, что нравственная основа всех религий одинакова, является откровенной ложью, рассчитанной на людей, которые изучают мировые религии по книгам эзотериков. Неудивительно, что эзотерики так любят индуизм со всеми его извращениями, «любви к жизни» в самой теософии мало, более того, если христианство говорит о вечной жизни, то  Е.П. Блаватская ее отвергает: «Убей любовь к жизни, но если убьешь ты любовь к жизни, да будет это не из жажды вечной жизни, но дабы заменить конечное пребывающим»[71]. В фразе «заменить конечное пребывающим» под «конечным» вероятно, имеется  в виду земная жизнь, а вот под «пребывающим», -  скорее всего, вечное пребывание в обществе тех учителей, которые распространяют подобные идеи[72]. Что же касается слов «не из жажды вечной жизни», то нетрудно догадаться против кого направлен этот выпад: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (выделено нами. – В.П.)» (1Ин.5:20).

Какие принципы определяют нравственную жизнь эзотерика? Оказывается, никакие: «Теософия не обладает готовым кодексом морали (выделено нами. - В.П.), ибо все ее положения выражают высочайшую нравственность; собирая воедино самые благоухающие цветы из всех религиозных систем мира, она дает своим последователям наиболее высокие нравственные учения»[73]. Как видим, Анни Безант - второй президент теософского общества - утверждает, что теософам свойственна «высочайшая нравственность», и это при отсутствии четких нравственных принципов, определяющих ее. О том, каковы последствия веры в относительность  нравственных принципов, мы уже выше писали. Что представляют собой нравственные принципы эзотериков? Абстрактной нравственности не существует, нравственные ценности проистекают, как автор выше уже неоднократно упоминал, из мировоззрения человека. Например, в Священном Писании сказано: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6), из этого следует нравственный вывод: «…кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (Ин.14:23). Нравственность христиан проистекает из любви к Сыну Божиему, к Иисусу Христу, нравственность является естественным следствием этой любви, и без нее была бы невозможна. Следствием, проявлением любви ко Христу является соблюдение установленных Им нравственных принципов. Но ведь и эзотерики имеют учение, которое тоже приводит к определенным последствиям. Сравнивая плоды христианского и эзотерического учений, можно получить представление и о самом учении. Попытаемся сравнить некоторые нравственные принципы христианства и эзотеризма.

В Священном Писании сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Святой Максим Исповедник так определяет гордость: «…тот горд, кто не признает ни Божеской помощи, ни человеческой немощности»[74]. Эзотерики вполне соответствуют этому критерию. Например, Е.П. Блаватская писала: «Человек не может быть спасен никакой внешней силой – это вечный закон»[75]; «Утвердитесь на мысли, что никто кроме вас самих не в состоянии помочь вам, и постепенно оборвите всякую привязанность ко всему»[76]. Итак, «Божеской помощи» эзотерики не признают, а как насчет «человеческой немощности»? На этот вопрос откровенно ответил Вивеканада: «Веданта не признает никакого греха, она признает только ошибку. И величайшей ошибкой, говорит веданта, было бы говорить, что вы слабы, что вы грешник, несчастное создание, говорить, что у вас нет сил и вы не можете сделать то или другое. Всякий раз, когда вы думаете подобным образом, вы, можно сказать, добавляете еще одно звено к той цепи, которая не дает вам подняться, вы накладываете еще один слой гипнотизма на свою собственную душу. Поэтому не прав тот, кто думает, что он слаб, не прав тот, кто считает, что он порочен, и человек думающий подобным образом, бросает в мир порочные мысли»[77]. Е.П. Блаватская доводит этот парад гордыни до его логического завершения: «Он (ученик. – В.П.) должен принять в качестве Бога, которому он жертвует, либо себя, либо другого реального Бога – Ишвару[78], и все его дела и стремления происходят или во имя себя, или во имя Всего»[79]; «… отныне ты (достигший реализации, ставший «посвященным». - В.П.) для себя и Бог, и Учитель, и предмет своего собственного искания…»[80]. Фактически, все заканчивается банальным повторением искушения Евы: то же желание стать богом без Бога (Быт.3:4-5).

Степень нравствености эзотерического учения можно оценить, приняв во внимание тот факт, что эзотеризм признает законы кармы и реинкарнации, несмотря на их откровенную антигуманность. Вот что пишет по этому вопросу профессор Н. Гайслер: «В конечном счете, реинкарнация антигуманистична. Она отрицает сострадание в обществе. Любой, кто помогает тысячам нищих, больных, увечных, бездомных и умирающих от голода людей на улицах Индии, действуют против закона кармы. Люди страдают, чтобы погасить свои кармические долги, а если вы им помогаете, то им придется вернуться еще раз и страдать еще больше, чтобы избыть этот долг. Согласно традиционным индуистским верованиям, любой, кто помогает страждущим, ухудшает карму, и не чужую, а свою собственную. Социальная помощь, которая существует в Индии – это результат не индуистских, а внешних, преимущественно христианских влияний. Индуизм не породил такого человека как мать Тереза»[81]. Как видим, христианская заповедь: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7) к последователям эзотеризма не относится. Развитию каких душевных качеств способствуют, например, такие утверждения Е.П. Блаватской: «Денно и нощно размышляй о нереальности самого себя и окружающего мира»[82]? Идея иллюзорности мира позаимствована эзотериками опять же из индуизма, но из этой идеи следует весьма определенный вывод, который озвучил йог Чинамайананда: «Все причины … страданий человека являются просто умственными построениями самого человека и иллюзорны»[83]. Интересно отметить, что Елена Рерих писала: «Не следует рассматривать нашу жизнь на земном плане как нереальную или менее реальную, нежели в других мирах. Ибо лишь земная жизнь дает нам основу для дальнейшего усовершенствования и сознательного существования в мире тонком»[84]. Как видим, по одному и тому же вопросу у Е.П. Блаватская и Елена Рерих придерживаются противоположных мнений. Как поступать эзотерику, если он встречает в книгах своих учителей взаимоисключающие утверждения? Эзотеризм предлагает собственное объяснение этой трудности: «Все недоумения и обвинения в противоречии объясняются все той же трудностью для неподготовленного сознания вместить противоположения»[85]. Елена Рерих также добавляет: «…от ученика требуется полное доверие даже там, где ему сейчас нечто неясно. При дальнейшем расширении сознания многое, казавшееся иногда даже противоречивым, укладывается по местам. Моя любимая формула – доверие до конца (выделено нами. – В.П.)»[86]. В общем, если на клетке с тигром написано «ягненок», не верьте своим глазам и идите до конца, пока не «вместите противоположения».

Хотелось бы надеяться, что не все эзотерики принимают безнравственные концепции своих учителей как руководство к действию, в качестве предостережения для них можно привести следующие слова Священного Писания, свидетельствующие о необходимости сострадательного отношения к окружающим: «Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне[87]. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Мф.25:37-46).

Нравственное учение эзотеризма логически приводит к духовному расизму. Например, согласно теософскому учению, духовная эволюция человечества происходит путем последовательной смены рас. В данный период времени, как учат эзотерики, пятая раса сменяется шестой, но уходящая раса  представляет собой опасность для  новой: «Уходящая раса (пятая. – В.П.) губит избранных преемников, и Мы должны уберечь их»[88]. Естественным  следствием такой постановки проблемы является желание защитить эволюцию от деструктивных представителей пятой расы: «Когда уходящая раса устремилась к нарушению закона Начал, тогда Новая Раса для космического равновесия даст утверждение новой силы»[89]. При этом нужно обратить внимание на следующее утверждение оккультных махатм: «Считаю, что эволюция совершается малым меньшинством»[90]. Но давайте подумаем: кто войдет в это «малое меньшинство»?

В современном обществе любят говорить о демократии и свободе, но вот мнение махатм по этому вопросу: «Тот, кто прислушивается к мнению масс, никогда не поднимется над толпами»[91]. Елена Рерих от себя добавляет: «Здравый рассудок должен был бы подсказать, что невежественные массы, да еще побуждаемые низкими инстинктами, не могут быть судьями самого высокого. Право избрания главы может принадлежать лишь высоконравственным, следовательно, культурным и просвещенным представителям страны»[92]. Интересно заметить, что ЮНЕСКО, которое, судя по всему, в основном состоит из последователей New Age, объявило 1991 год годом Е.П. Блаватской. Вероятно, членам этой организации близки ее слова: «Ученик должен полностью осознать, что сама мысль о личных правах вырастает именно из ядовитого качества змеи, притаившейся в глубине «я». Он не должен взирать на брата своего как на личность (выделено нами. – В.П.)…»[93]. И можно ожидать готовности «эволюционного меньшинства» захватить власть в мире. Вот только христиане вряд ли окажутся в его рядах.

Где же родина шестой расы? Е.П. Блаватская так ответила на этот вопрос: «Мощный пульс будет биться учащенно в сердце расы, находящейся ныне в американской зоне, но когда начнется Шестая Раса, то фактически останется не больше американцев, нежели европейцев, ибо к этому времени они станут Новой Расой и многими новыми народностями. Однако Пятая Раса не вымрет, но проживет некоторое время; заходя на новую Расу на протяжении многих тысячелетий, она, как мы только что сказали, будет преобразовываться, но медленнее, нежели ее новая преемница – все же, подвергаясь полному изменению, умственно, физически и в росте»[94]. Фактически духовным центром зарождающейся шестой расы Е.П. Блаватская объявила США, правда, Елена Рерих в этом вопросе с ней не согласна: она утверждает, что шестая раса будет состоять из представителей разных частей света[95]. Как уже отмечалось выше, непонимание простыми смертными противоречий в утверждениях учителей эзотерики проистекает из  неразвитости нашей способности вмещать «противоположения». Любой желающий может потренировать свою способность «вмещать» взаимоисключающие идеи, начав активно изучать эзотерическую литературу.

Духовный расизм привел эзотериков к столь естественному следствию, как приветствие власти большевиков, нашедшее свое  выражение написании махатмами восторженного письма советскому правительству, в котором одобрялась политика большевиков, проводимая ими по отношению к Церкви[96].  Вероятно, махатмам в Шамбале очень понравилась, что махатма Ленин уничтожал христиан. Христиан часто призывают покаяться в существующих и несуществующих проступках, но еще ни один эзотерик не признал ошибочным приветствие, посланное  рериховскими и теософскими махатмами убийцам. Приветствие махатм представляет собой естественное следствие эзотерической идеи избранного меньшинства, которое должно руководить миром по причине своей «посвященности» и «эволюционности». Многие оккультисты активно создавали самые разные «тайные общества», одно из которых осуществило в России революционный переворот, также был оккультистом Гитлер. Инициаторами каждого революционного движения в мире всегда были «посвященные», и человечество во многом обязано именно им тем морем крови, которым залита Земля[97]. Махатмы не скрывают связи между революцией и своим пониманием духовной эволюции: «Эволюция мира складывается из революций или взрывов материи»[98]. Пролить чужую кровь во имя «светлого» будущего не погнушался еще ни один пришедший к власти масон-оккультист, включая и Николая Рериха[99]. О масонстве[100] в агни-йоге сказано: «Установим наше отношение к розенкрейцерам, масонам и прочим организациям, где затронуто Общее Благо. Многие Махатмы принимали участие в них. Когда же мы вспомним о бескорыстных первоосновах этих организаций, мы не должны отрицать их»[101]. Если же вспомнить сколько людей, по милости этих делателей «Общего Блага», погибло, то «отрицать их», во всяком случае, их роль в истории, невозможно. Кстати, известная эзотеристка Е.П. Блаватская тоже была масоном. Жаль, что учителя эзотеризма умалчивают о том, сколько еще крови потребуется пролить, чтобы в мире установилось «Общее Благо». Если Иисус Христос пролил Свою Кровь, то эзотерики предпочитают чужую.

Аморальность для эзотеризма естественна, как мы уже говорили выше, она следует из его учения. Как и все пантеистические направления, эзотеризм утверждает единство мира и Божества или любой иной силы, которая в их учении занимает место Бога[102]. Если весь мир есть Бог, то откуда же в мире зло? Значит, оно проистекает из Бога, а раз так, то существование зла в мире естественно и бороться с ним не следует. Наоборот, творя зло, можно благополучно духовно развиваться. Ведь Вы же не собираетесь бороться с «богом»? Именно такие логические выводы следуют из эзотерического учения, хотя самими эзотериками они, скорее всего, будут отвергаться. Подобные установки являются базой для нравственного учения вполне определенных характеристик. Однако любой эзотерик[103], общаясь с вами,  будет доказываться прямо противоположное: эзотеризм борется со злом и не приемлет его,  самое же интересное заключается в том, что эзотерики  искренне уверены в соответствии своих слов действительности[104]; мысль о том, что оправдание зла логически проистекает из их же собственного учения, им не приходит в голову, в противном случае они перестают быть приверженцами эзотеризма.

Что будет, если последователи оккультных махатм осуществят свою цель и придут к власти? В этом случае «смертная казнь отменяется, ибо уничтожение разбойников в бою не есть казнь…»[105]. Учитывая  «любовь» эзотериков к христианам[106], а также то, что «основа … тления – церковь, которая сеет ужасы, - непозволительна»[107],  нетрудно понять, кого эзотерики считают «разбойниками», «затемненными», т.е. теми, кого можно будет уничтожить «в бою», что не будет даже считаться «казнью»: «Как кровь отечет знамя Майтрейи земли Нового Мира для затемненных (тех, кто не принял Майтрейю. – В.П.), и как красное солнце – для понявших!»[108].  И недаром  «окровавленная община движется на белом слоне»[109] - она в крови христианских мучеников грядущих времен, о которых возвещает Апокалипсис (Откр. 13:15).

 

5. Духовные советники, или отказ от разумного мышления

 

Человек становится духовным расистом в эзотеризме не сразу. Начинается все с дискредитации ума. Если христиане призываются «сначала логически, умом познать истину»[110],  то эзотерику внушается, что «рассудок – плохой советник. Он вместо помощи может ввести в заблуждение. Только сердце может чуять священную тишину, и в таком устремлении созидается истинное чувствознание»[111]. «Чувствознание» - это мистифицированный аналог интуиции, но представление о том, что на одной интуиции, или даже «чувствознании», можно построить все наши знания, ошибочно: «интуиция не может заменить разум даже в тех областях, где ее роль особенно существенна. Она не является непогрешимой, ее прозрения всегда нуждаются в критической проверке и обосновании, даже если речь идет о фундаментальных видах интуиции»[112]. Логика и интуиция взаимно дополняют друг друга, а не взаимоисключают[113]. Агни-йога учит: «Не разум, но мудрость дала это Учение»[114]; «Ведь разум человеческий не может вместить огненного построения, и потому нужно целесообразно дать ему насколько он может воспринять»[115]. Мудрость мудростью, но разум исключать не стоит. Но что представляет собой мудрость, лишенная разума? Не является ли она безумием?

Откуда черпают эзотерики свое «чувствознание»? «…Закон эволюции предусматривает прямой контакт сознания человеческого с космическим»[116]. Несложно предугадать, что эзотерику «нужно привыкать к … работе, когда контакт с Иерархией постоянен»[117]. «Чувствознание», фактически, является результатом такого контакта с «иерархией», когда «иерарх» из духовного мира руководит эзотериком. Но как должен поступить эзотерик, если получит, например, такое указание от своего «тонкого» учителя: «Рука может лишь от плеча двинуться, так сознание от мозга. Надо взорвать мозг (выделено нами. – В.П.), тогда сознание отбросится вперед, как из пушки. Учение летит на крыльях событий»[118]? Пожалуй, если «взорвать мозг», не только махатм увидишь, но и «ангелов» в белых халатах!

В агни-йоге контакт с «иерархом» из тонкого мира описывается следующим образом: «… раздастся голос незримого Учителя, и, наконец, будет проявление внешнего пламени, которое как бы соединяет сознание личное с сознанием пространственным»[119]. Почему при контактах с «сознанием пространственным» постоянно упоминается огонь, почему личное сознание соединяется с пространственным через «проявление внешнего пламени», откуда такая патологическая любовь «тонких» учителей к огненной стихии? Конечно, эзотерики будут говорить об «огненной мысли», но любому христианину приходят на память слова Священного Писания об аде, уготованном дьяволу и ангелам его (Мф.25:41), «… где червь не умирает и огонь не угасает» (Мк.9:44). Может быть, любовь оккультных махатм к огню несколько иной природы, чем полагают сами эзотерики?

 

6. Критика эзотеризма – хула на Святого Духа?

 

Одним из показателей терпимости и культуры человека является его отношение к критике своих работ. Как относятся к критике эзотерики? Например, Елена Рерих, с одной стороны, пишет: «…проявление непредубежденной, разумной критики или, вернее, обсуждение прочитанного и услышанного всегда и всюду необходимо, иначе, как разовьем мы свое сознание и мышление?»[120].  Значит, можно предположить, что агни-йога считает допустимой критику своего учения, и действительно в  письмах Елены Рерих мы можем прочитать: «Если кто-то хочет рассматривать Учение Жизни с христианской точки зрения, он волен это делать, ибо, истинно, в Учении есть многое, что может быть объяснено, именно, на основании переживаний христианских мистиков. Разве источник не един[121]? Конечно, достижения христианских мистиков и узкая церковность – две разные вещи»[122]. Как видим, Елена Рерих разрешает критически анализ агни-йоги с точки зрения христианства, но при этом она сразу же задает ракурс «правильного» взгляда на эзотеризм: сквозь призму такого христианства, каким оно предстает в понимании  самой агни-йоги. Если же Вы оцениваете эзотеризм, основываясь на позиции «узкой церковности», то Вы оказываетесь хулителем Святого Духа: «Конечно, не мелочь хула на Учение Света, ибо это хула на Духа Святого. И ужасна судьба такого хулителя во всех мирах»[123]. Елена Рерих имеет в виду фрагмент из Нового Завета: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12:31). Однако нигде в Священном Писании не говорится, что критика агни-йоги - это хула на Духа Святого. В Православной Церкви под хулой на Духа Святого понимается «поношение религиозной (христианской – В.П.) истины, сопровождаемое внутренним сознанием ее правоты»[124]. В христианстве Дух Святой есть Личность. В агни-йоге же о Святом Духе сказано: «Психическая энергия есть Дух Святой»[125].   Психическая энергия для эзотерика - это бессознательная сила, разлитая в пространстве. Она может изменяться: «…Мы видим, насколько мельчает психическая энергия»[126].  Так как эзотерики любят ссылаться на Священное Писание и толковать его, то мы обратим их внимание на такие фрагменты: «… три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1Ин.5:7); «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). Так кто хулит Святой Дух? Христиане, чтущие Вечного и Неизменного Личного Бога, или эзотерики, у которых Святой Дух «мельчает»? Более того, Елена Рерих пишет: «Психическая энергия, посланная (агни-йогом. – В.П.) с добрым намерением, оказывает целебное воздействие»[127]. Неужели Святой Дух подчиняется эзотерикам? И уж неприкрытым кощунством являются следующие слова из агни-йоги: «…Психическая энергия в руках человеческих есть самое страшное оружие»[128].  Замените словосочетание «психическая энергия» на «Святой Дух» и вдумайтесь в смысл фразы, и тогда вопрос о том, кто хулит Святой Дух, будет закрыт.

 

Заключение

 

Какой вывод можно сделать на основании всего вышесказанного? Эзотеризм - это черная сторона духовной жизни человечества. Эзотеризм ведет к деградации человека, прежде всего, духовной и, как следствие, нравственной. Человек, практикующий эзотеризм,  очень быстро теряет ощущение реальности и начинает жить в извращенной системе ценностей, которые не ставят жизнь человеческую ни во что. Идея относительности нравственных ценностей быстро приводит к мысли - «цель оправдывает средства». Естественным следствием оккультизма является идеология духовного расизма - своеобразный принцип духовного превосходства, корень которого лежит в идее избранности, особой «посвященности» оккультистов в некие «тайные знания», а также в оккультном учении о  расах, сменяющих друг друга, каждая из которых, следуя этому учению,  ущербна по отношению к последующей, а значит, должна быть «эволюционно», - может быть, правильнее было бы сказать революционно, - заменена. Эта идея приводит к своему логическому заключению: если человек духовно выше окружающих, значит, он должен ими править. На оккультизме основаны все мировые «тайные общества» и везде, где эти общества начинали активно действовать, они несли разрушение и нравственную деградацию. Если же вспомнить, что вся аргументация, обосновывающая истинность эзотеризма, является ложной, а отцом лжи является дьявол, то к эзотерикам вполне можно отнести слова Священного Писания: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44).  

В заключение автор хотел бы присоединиться к словам Е.П. Блаватской: «Не читайте много. Десять минут читайте, десять часов размышляйте»[129]. Десять часов размышляйте, стоит ли вам продолжать читать эзотерическую литературу. И еще больше следует поразмыслить о том, хотите ли вы начать  строить свою жизнь в соответствии с эзотерическим учением.


[1] Подробнее об эзотерике см.: Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов.

[2] Конечно, есть немало эзотериков, которые, признавая одного учителя, отвергают другого. Но мы стремимся опираться на тех авторов, которые признаны большинством эзотериков, хотя, вполне возможно, что для кого-то из последователей эзотеризма, данные авторы не являются авторитетом.

[3] Елена Рерих писала о Вивекананде: «Радовалась, что вы оценили труды Вивекананды и Рамакришны. Книги эти были и есть наши большие друзья». Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. С.230. Свами Вивеканада был членом масонской ложи и стал известен на Западе благодаря поддержке теософов. На наш взгляд, это дает нам основание поставить Свами Вивекананду в один ряд с такими авторитетами в мире эзотеризма, как Рерихи и Е.П.Блаватская. 

[4] См.: Чалдини Р. Психология влияния. СПб. Питер. 2000.

[5] Вспомним о трагедии, произошедшей в 1978г. в Джонстауне, когда Джин Джонс, создатель секты «Народный Храм», заставил покончить жизнь самоубийством почти тысячу человек. См.: Зимбардо Ф., Ляйппе М. СПб., Питер. 2000. С.33.

[6] Эксперимент Милграма. См.: Зимбардо Ф., Ляйппе М. СПб., Питер. 2000. С.82-91.

[7] В действительности пытка была инсценирована.

[8] Зимбардо Ф., Ляйппе М. СПб., Питер. 2000. С.228.

[9] Там же. С.226.

[10] Там же. С.152.

[11] Там же. С.152.

[12] Там же. С.229-230.

[13] Там же. С.229.

[14] Психологи предлагают следующие способы преодоления в собеседнике действия этого психологического механизма: 1) Заставить собеседника почувствовать, что ему предстоит общаться с авторитетным источником; 2) Подвести его к рассмотрению позиции противоположной той, которую он считает правильной; 3) Задавать такие вопросы, ответы на которые будут настолько очевидными и при этом противоречащими имеющимся у человека установкам, что могут подтолкнуть его к пересмотру имеющихся у него взглядов. См.: Зимбардо Ф., Ляйппе М. СПб., Питер. 2000. С.238-239.

[15] Зимбардо Ф., Ляйппе М. СПб., Питер. 2000. С.46.

[16] Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1997. С.28.

[17] Там же. С.29-30.

[18] Там же. С.27-28.

[19] Там же. С.123.

[20] Там же. С.8.

[21] Там же. С.15.

[22] Экман П. Психология лжи. СПб., Питер. 2000. С.23.

[23] Игумен Петр (Бирюков). Нравственное совершенствование христианина по заповедям блаженств Спасителя. Основы христианской нравственности. Свято-Успенская Жировицкая обитель. 1997. С.146.

[24] Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1997. С.35.

[25] Там же. С.99.

[26] Там же. С.331.

[27] Там же. С.331.

[28] Там же. С.99.

[29] Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm

[30] Философский словарь. Под редакцией Фролова И.Т. М., Республика. 2001. С. 352.

[31] Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Магнитогорск. Амрита-Урал. 1994. С.126-127.

[32] Ивлев Ю.В. Логика. М., Проспект. 2005. С.225.

[33] Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm

[34] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., Сирин. 1993. Т.1(1). С. 35, 29, 23.

[35] Там же. С. 7.

[36] Ивлев Ю.В. Логика. М., Проспект. 2005. С.210.

[37] Девакан, или дэвачан, – своеобразный теософский «рай», место, куда попадает после смерти душа, имеющая «благую» карму, там душа «спит» и в грезах переживает лучшие моменты своей жизни.

[38] Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них. М., СП «Интегратор сервис». 1994. С.138.

[39] См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства.

[40] Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.2. С.284.

[41] Блаватская Е.П. Практическое сокровенное учение. Рига.1991. С.16.

[42] Там же. С.23.

[43] Ивлев Ю.В. Логика. М., Проспект. 2005. С.208.

[44] Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.2. Минск. Лотаць. 1999. С.527.

[45] См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства.

[46] Письма Е.И.Рерих. Цит.: Хранитель. №1. 1998., С.16.

[47] Особенно часто эзотерики прибегают к нему в личном общении: автор многократно испытывал действие этого метода на себе.

[48] Ивлев Ю.В. Логика. М., Проспект. 2005. С.217.

[49] Свами Вивекананда. Философия Йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С.365.

[50] О том, имел ли он какие-либо основания для столь высокого  мнения о себе, см.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.

[51] Учение Махатм. М., Сфера. 2000. С. 41.

[52] Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.2. С.233.

[53] Интересно отметить, что все апокрифы исторически появились позже, чем книги, вошедшие в канон Нового Завета. Если учесть любовь эзотериков к древности, то их любовь к апокрифам выглядит довольно непоследовательно.

[54] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП «Сирин». 1993. Т.3(5). С.108.

[55] См.: Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., Сирин. Т.2 (3). С.370.

[56] Блаватская Е.П. Практическое сокровенное учение. Рига.1991. С.31.

[57] Краткий философский словарь. Под ред. доктора философских наук А.П. Алексеева. М., Проспект. 2002. С.348

[58] См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., Проспект. 2004. С.374.  

[59] Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. С.328.

[60] Там же. С.336-337.

[61] Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1997. С.99.

[62] Прот. Владислав Свешников. Очерки христианской этики. М., Паломник. 2000. С.8.

[63] Там же. С.113.

[64] Живая этика. Надземное. 295.

[65] Словарь: индуизм, джайнизм, сикхизм. М., Республика. 1996. С.395.

[66] Катастрофы сознания. Минск. Литература.1997. С.73.

[67] Там же. С.74.

[68] Словарь: индуизм, джайнизм, сикхизм. М., Республика. 1996. С.515.

[69] Там же. С.180.

[70] Катастрофы сознания. Минск. Литература.1997. С.94.

[71] Блаватская Е.П. Практическое сокровенное учение. Рига.1991. С.40.

[72] Учитывая, что эзотерики, по сути, являются богоборцами, к ним вполне можно отнести следующие слова Священного Писания: «Да обратятся нечестивые в ад, - все народы, забывающие Бога» (Пс.9:18).

[73] Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них. М., СП «Интегратор сервис». 1994. С.6.

[74] Добротолюбие. Свято-Троицкая Лавра. 1993. Т.3. С.279. / Св. Максим Исповедник. 3.192.

[75] Блаватская Е.П. Практическое сокровенное учение. Рига.1991. С.12.

[76] Там же.  С.5.

[77] Свами Вивекананда. Практическая веданта. М., Ладомир, 1993. С.383.

[78] Личный бог в индуизме.

[79] Блаватская Е.П. Практическое сокровенное учение. Рига.1991. С.11.

[80] Там же. С.42.

[81] Гайслер Норман Л. СПб., Библия для всех. 2004. С.817.

[82] Блаватская Е.П. Практическое сокровенное учение. Рига.1991. С.12-13.

[83] Даоская йога. Бишкек. 1993. / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. С.377.

[84] Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. С.282.

[85] Там же. С.126.

[86] Там же. С.120.

[87] Каким образом эти слова согласуются с законом кармы, подтверждений существования которого эзотерики упорно, но тщетно ищут в Библии?

[88] Живая этика. Листы сада Мории. Зов. 1921 ноябрь 24.

[89] Живая этика. Беспредельность. 226.

[90] Живая этика. Надземное. 645.

[91] Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. С.71.

[92] Там же. С.301.

[93] Блаватская Е.П. Практическое сокровенное учение. Рига.1991. С.8.

[94] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., Сирин. Т.2 (3). С.558.

[95] Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.2. С.233.

[96] См.: Валентин Сидоров. Рерих и Ленин. http://lib.rin.ru/doc/i/50269p3.html

[97] См.: Гекертон Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран. Ташкент. Шарк. 1994.

[98] Живая этика. Община. 66.

[99] Как видно из переданного им письма.

[100] О масонстве см.: Селянинов А. Тайная сила масонства. М., Русский вестник. 1999.

[101] Живая этика. Знаки агни-йоги. 473.

[102] Например, психическая энергия. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства.

[103] Парадокс в том, что среди начинающих эзотериков немало людей, придерживающихся здоровых нравственных ценностей, но чем продолжительнее они занимаются эзотерикой, тем больше, по наблюдениям автора, морально деградируют.

[104] По крайней мере, рядовые эзотерики.

[105] Живая этика. Община. 3.III.15. Урга.

[106] См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства.

[107] Живая этика. Иерархия.395.

[108] Криптограммы Востока. С.138.

[109] Живая этика. Община. 3.III.15. Урга.

[110] Игумен Петр (Бирюков). Нравственное совершенствование христианина по заповедям блаженств Спасителя. Основы христианской нравственности. Свято-Успенская Жировицкая обитель. 1997. С.72.

[111] Живая этика. Надземное. 865.

[112] Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1997. С.130.

[113] Там же.  С.130.

[114] Живая этика. Мир Огненный. Ч.1. 212.

[115] Живая этика. АУМ. 273.

[116] Живая этика. Знаки агни-йоги. 321.

[117] Живая этика. Мир Огненный. Ч.1. 131.

[118] Фосдик З.Г. Мои учителя. М., Сфера. 1998. С.700.

[119] Живая этика. Знаки агни-йоги. 181.

[120] Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. С.359.

[121] Здесь используется некорректный прием: предположение выдается за доказанный факт. Отказ от признания этого «факта» обычно воспринимается эзотериками как признак невежества.

[122] Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. С.391.

[123] Там же. С.184.

[124] О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Московская Патриархия. 1991. С.209.

[125] Письма Елены Рерих.1932 – 1955. С.165. Новосибирск. Вико. 1993. Письмо 02.10.36

[126] Живая этика. Надземное. 32.

[127] Живая этика. Надземное.809.

[128] Живая этика. Мир Огненный. Ч.3. 409.

[129] Блаватская Е.П. Практическое сокровенное учение. Рига.1991. С.4.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!