Политическая доктрина Макиавелли и ее соотношение с правовыми идеями гуманизма
Конец 14-16 в. Расцвет развития городов и культуры. Происходит секуляризация – освобождение духовной жизни от власти к церкви.
Макиавелли (15 в.). Работы:»Государь».
Выделил основу политической жизни – власть.
1. Политика – сфера завоевания и удержания власти, творцом политики явл. не Бог, а человек – государь (новый государь).
2. Политика д.б. свободна от религии и морали. ПОЛИТИЗМ – освобождение политики от моральных оценок.
Основой власти д.б. крепкое основание, это хорошее войско и законы. опорой законов явл. армия. О праве и справедливости нет иречи.
Государь не должен добиваться любви подданных и не должен покушаться на собственных подданных. Целью политики явл. политическая стабильность. Хороший гражданин – тот кто явл. патриотом и воинствующим субъектом.
Вводит в политическую науку понятие Го, как социального института власти.
Учение Ж. Бодена о государстве и праве. Теория государственного суверенитета
Обоснование гос. приоритета над всеми соц. институтами, включая церковь. Его осн. работа: «6 книг о республике» Политическим идеалом Бодена явл. светское Го, имеющее возможность обеспечить право и свободу для всех граждан. Светская власть д.б. не зависима от власти церкви.
Под суверенным Го Боден понимал верховную и неограниченную гос. вл., к-ую противопоставлял федеральной раздробленности и ограниченной власти королей.
|
|
1. постоянство верховной власти
2. неограниченность и абсолютность
3. единство и неделимость
Выделял 5 признаков суверенитета:
1. издание законов, адресуемых как подданным, так и гос. учреждениям.
2. решение вопросов войны и мира
3. назначение должностных лиц
4. действие в качестве высшего суда
5. помилование
Суверенитет явл. не суверенитетом Го как социального института, а суверенитетом конкретного представителя власти.
Политико-правовое учение социалиста-утописта Т. Мора («Утопия»).
Главное произведение «Утопия».
В первой части - обзор социального положения сословий в Англии. Это обезземеливание крестьянства, политика огораживаний.
Во второй части - описывает, как счастлива жизнь на острове Утопия. Нет частной собственности; все принадлежит всем. Там все трудятся (при этом рабочий день не превышает шести часов), денег нет вообще.
По гос. устройству Утопия - федеративная республика. Она состоит из городов, представители которых заседают в сенате. Все государственные должности в Утопии выборные. Наиболее важные дела городов решает народное собрание. Разрешены любые религии и секты.
Главная задача должностных лиц состоит в том, чтобы никто не уклонялся от работы.
|
|
За преступления в Утопии не карают строго.
В частной собственности он видел причину социальных бедствий и препятствие на путик идеальному обществу.
Учение Т. Кампанеллы об идеальном государстве в «Городе солнца»
Изложил свои взгляды в произведении «Город солнца». Он рисует образ общества без частной собственности. Здесь каждый работает в соответствии со своими природными задатками, труд также в почете. Забота по воспитанию и образованию в городе солнца связаны с производительным трудом.
Город солнца - совершенное государство. В нем господствуют философы-священники во главе с Метафизиком. Это - подчеркнуто социально однородное общество. Оно исповедует простую и рационализированную религию и ведет общинный образ жизни. В нем отсутствуют частная собственность и семья. Детей воспитывает государство. Обязательный четырехчасовой труд.
Хозяйственной единицей в городе солнца является не семья, а мастерская или бригада. Возражает против применения рабского труда.
Все носят одинаковую одежду, одинаково питаются, одновременно начинают и завершают работу и т. д.
Возникновение рационалистической концепции естественного права. Политико-правовая теория Г. Гроция (конец 16- нач. 17 в)
|
|
Начинает активно развиваться международная торговля и международные права. Сталкиваются правовые системы различных Го.
Встает проблема в обосновании универсальных принципов права, которые могут стать основой международного права. Для реализации этой задачи – обращается к идее естественного права – это совокупность идеальных норм, которые должны служить прообразом всякого законодательства.
Законы естественного права коренятся в природе человеческого разума и являются такими же вечными как разум.
Гроций делит право на:
1. Естественное
2. Воле установленное
а) божественное
б) человеческое: внутригосударственное право и человеческое право в широком смысле слова (международное право).
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!