Учение Фомы Аквинского о праве и государстве. Основные черты политико-правовой доктрины европейской схоластики XIII в.



 

Фома Аквинский жил в 13 в. явл. представителем схоластики. Его работы: «Сумма теологии», «Управление государей». Он считает, что Го не есть естественная форма человеческого общежития, а высшее произведение человеческого гения. Го основано на воле правителя, поэтому лучшая форма Го – монархия.

Закон – это общее правило. Он должен выражать общее благо всех членов общества и быть известным каждому.

Классификация законов по Ф. Аквинскому:

- ВЕЧНЫЕ – всеобщий закон миропорядка. Следствие божественного разума.

- ЕСТЕСТВЕННЫЕ – подчинены природе и всем кто в ней существует

- ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ – создаются людьми, обладают принудительной санкцией против нарушения и должен соответствовать естественному закону.

- БОЖЕСТВЕННЫЕ - это нравственное правило, к-е дано человеку в Божественном откровении.

Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинений. Всякая власть имеет божественное восхождение.

Форма власти – способ ее получения, она м.б. справедливой и несправедливой.

Церковь должна подчинять себе светскую власть

 

Учение М. Падуанского о государстве и праве

 

В 13-14 в. в Европе начинается быстрый рост производственных сил торговли. Складывается класс буржуазии (торговцы, ремесленники).

Появляется работ М. Падуанского «Защитник мира» - излагаются политич. интересы зарождающегося бюргерства.

Идеи:

1. возложение на церковь ответственности за все беды и несчастья мира. Церковь д.б. отделена от Го и подчинена светской политич. власти. Она должна заниматься сферой духовной жизни общества.

2. настоящий источник власти не Бог, а народ – это не все население, а его лучшая часть (военные, чиновники, священники).

3. гос. власть должна действовать по средствам законов. Издавать законы должен народ. Народ избирает исполнителя миссии монарха, он издает законы.

4. законы д.б. обязательными как для подданных так и для власти.

5. различает законодательную и исполнительную власть и признает верховенство законодательной власти.

 

Проблема самодержавия в российской поитико-правовой мысли XV-XVI вв. Теория «Москва-третий Рим».

 

Автор теории "Москва – третий Рим", был Филофей.

Происхождение царской власти - Царь поставлен от Бога и сердце царево в руке Божьей. Ему поручено осуществлять наказание всем людям затевающим неправду. В обязанности государя вменяется забота о подданных, о церквях и монастырях.

Величие и славу России Филофей сравнивает с величием и славой Рима.

Православие представлялось мыслителю единственной истинной верой, обеспечивающей человеку путь к спасению, а государству – к процветанию.

Политическая программа - большое внимание уделялось формам идеологического воздействия на население со стороны государственной власти, вопросам внутренней свободы православного христианина в государстве.

Он был против свободы суждений и научных исследований.

Теория Филофея "Москва – третий Рим" получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включалась в состав храмовых росписей и других живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением.

 

Политические взгляды и проект государственных реформ И. Пересветова

 

Значительное внимание уделено определению наилучшего варианта организации государственной власти - САМОДЕРЖАВИЕ.

В системе государственных преобразований центральное место занимает военная тема. Он обосновывает необходимость создания общегосударственной казны, призванной заменить наместнический порядок собирания и распределения доходов. При наличии денег в государстве можно создать единое, постоянное войско, находящееся всегда в боевой готовности. Пересветов проводит принцип оценки личных заслуг, поощрения усердия и талантов .

И. С. Пересветов предусматривал не только увеличение численности войск, но и новый порядок их формирования. Предлагал ликвидацию всех форм кабальной зависимости, и особенно холопства.

Положительно относился к торговле, выступая за законодательное упорядочение этого рода деятельности. Проводит идею реализации законности во всех формах общественной и государственной деятельности.

К неправедным действиям относит и внесудебные формы расправы – "обиды".

По поводу соотношения веры и правды Пересветов утверждал: "Бог любит не веру, а правду".

Судебная реформа - во все грады необходимо направить прямых судей, назначаемых верховной властью, жалованных из государевой казны. Судебные пошлины взимать в казну. Судят судьи по Судебным книгам. Перед законом все должны быть равны.

Из общей судебной системы Пересветов выделяет воинский суд, который в армии осуществляется высшим начальством, знающим своих людей. Суд свершается на месте, скорый, правый, грозный и не облагаемый пошлиной, по единому для всех Судебнику. Пересветов предусматривал довольно суровые наказания для судей, отправляющих правосудие "не по правде, а по мзде". Например, с неправедных судей сдирают кожу живьем и набивают ее бумагой и вешают на воротах судебного учреждения.

Виды преступлений: разбой, кража, обман при торговле, различные правонарушения судебных и государственных чиновников, воинские преступления, ябеду, а также азартные игры и пьянство.

Таким образом, Пересветов близок к модели сословно-представительной монархии.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!