Учение Аристотеля о политике, государстве и праве. Теория справедливости
Политико-правовые взгляды изложил в трактатах «Политика»
Цель Го - благая жизнь всех его членов. Для этого граждане д.б. добродетельными. Само Го образуется из природного влечения людей к общению.
Частная собственность коренится в семейственности человека.
Рабство этически оправдано. Ведь рабу не свойственна рассудительность. Раб лишен добродетели и способен выполнять лишь физическую работу.
Человек - политическое животное. Каждое его действие направлено на достижение Блага. В своих поступка человек должен руководствоваться принципом «золотой середины».
Справедливость разделял на 2 формы:
1 всеобщую, установленную законом;
2)частную, которая касается раздела или обмена имуществом.
Аристотель выделял 6 видов государственного устройства:
1. правильные - монархия, аристократия и полития
2. неправильные - тирания, олигархия и демократия.
Государственный идеал Аристотеля – полития (смешанная форма из положительного от олигархиии демократии).
Развитие учений о праве и государстве в период эллинизма (вторая половина IV-II вв. до н.э.). Стоики и эпикурейцы
Начинает процветать индивидуализм; преклонение перед Го и обожествление личности монарха.
Эпикур отстаивал идеи рабовладельческой демократии. Он полагал, что законы и Го существуют не от природы, а по установлению. “Справедливость не существует сама по себе, это – договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей”.
|
|
Эпикур отрицал существование естественного права.
Счастье человека он усматривал в отсутствии страданий. Для достижения этой цели он предлагал устраниться от общественных дел, обрести независимость от общества и посвятить жизнь моральному самосовершенствованию.
Против философии Эпикура выступили стоики. Термин “стоицизм” происходит от слова “стоя” (колоннада, галерея).
Мироздание управляется судьбой, высшим божественным разумом. В мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Судьба отождествляется с божественным естественным законом.
Общественные установления и Го коренятся в природе, что человек от природы склонен к общению. Естественное право - общемировой закон, государство – как мировое сообщество.
Римские юристы о сущности и системе права
Содержание правовых взглядов. Общее понятие права.
Исходя из этического содержания права, римские юристы определяли право посредством понятия справедливости.
Цель: право есть искусство добра и справедливости
Классификация права. Критерий классификации —благо, которое защищено правом. Это благо может быть общественным, а может быть частным.
|
|
Ульпиан, в частности, различал:
• право публичное, которое относится к положению Римского государства;
• право частное, которое относится к пользе отдельных лиц
Частное право Ульпиан разделил на три вида:
1. естественное право - общее для всех живых существ право, присущее не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле. Согласно естественному праву все рождаются свободными, заключаются браки, воспитываются дети.
2. право народов - право, сложившееся на космополитической основе. Это право, которым пользуются народы, оно является общим только для людей, а не для животных. Согласно этому праву ведутся войны; море признается общим для всех; обеспечивается неприкосновенность послов; люди делятся на свободных и рабов.
3. цивильное право - естественное право и право народов, которые адаптированы к потребностям римских граждан для них это право частной собственности и семейное право.
Учение Полибия о круговороте политических форм. Теория упадка нравов
Основная работа: «Всеобщая история».
Под влиянием стоиков создал концепцию круговорота форм правления государства:
Итак, круговорот форм правления государства: 3 правильные формы и 3 неправильные формы правления сменяют друг друга. Любое явление подвержено изменению. Полибий определяет период, необходимый для перехода от одной формы правления к другой, что позволяет предсказать и сам момент перехода:
|
|
1. жизнь нескольких поколений людей занимает переход от царской власти к тирании;
2. жизнь одного поколения людей занимает переход от аристократии к олигархии;
3. жизнь трех поколений людей занимает переход от демократии к охлократии (демократия вырождается через три поколения).
Стремился найти такую форму правления Го, которая бы обеспечивала равновесие в Го подобно плавающему кораблю. Для этого необходимо соединить три правильные формы правления в одну. Конкретным примером смешанной формы правления для Полибия была Римская республика, в которой сочетались:
—> власть консулов — монархия;
—> власть сената — аристократия;
—> власть народного собрания — демократия
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!